Научная статья на тему 'Профессиональные компетентности: основные дескрипторы, шкалы, модели'

Профессиональные компетентности: основные дескрипторы, шкалы, модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ШКАЛА "ГУМАНИТАРНЫХ ЭФФЕКТОВ" / ДЕСКРИПТОРЫ / SCALE OF "HUMANITARIAN EFFECTS" / PROFESSIONAL COMPETENCY OF COMPETENCE / QUALIFICATION REQUIREMENT / DESCRIPTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кимова Светлана Зандараевна

В статье раскрываются стадии моделирования квалификационных требований для специалистов в области гуманитарных технологий. Раскрыто содержание понятий «дескриптор», «шкала» и дано описание основных дескрипторов и шкал, выявлены основные компетентности: профессиональные компетентности, социальные компетентности, компетентности поликультурного общества, компетентности информационного общества, компетентности, связанные с познавательной деятельностью. Показано, что одной из спецификаций гуманитарных технологий является социальная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competences: the main descriptors, scales, models

The article deals with the analysis of modeling stages of qualification requirement for specialists in humanitarian technologies, with the description of main descriptors and scales, with revealing of competences of social worker: professional competence, social competence, multicultural competence, informative competence, cognition competence. It is presented that one of the humanitarian specifications is social work.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетентности: основные дескрипторы, шкалы, модели»

виды учреждений могут организовываться и осуществлять свою деятельность.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что в государстве не уменьшается количество граждан, нуждающихся в помощи. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.

Список литературы

1. Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994. Т. 1. 228 с.

2. История / Сайт Министерства здравоохранения и социального развития. URL: http://www. minzdravsoc.ru/history (дата обращения: 15.05.2010).

3. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994. Т. 1. С. 9-29.

4. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Российская газета. 1995. 4 авг.

5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 1995. 19 дек.

6. Соловьев С. М. Соч. // История России с древнейших времен: в 18 кн. М., 1988. Кн. 1. С. 91-97.

7. Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998. 334 с.

УДК 370 + 301 ББК Ч 45 + С 55.473

С. З. Кимова

Профессиональные компетентности: основные дескрипторы, шкалы, модели

В статье раскрываются стадии моделирования квалификационных требований для специалистов в области гуманитарных технологий. Раскрыто содержание понятий «дескриптор», «шкала» и дано описание основных дескрипторов и шкал, выявлены основные компетентности: профессиональные компетентности, социальные компетентности, компетентности поликультурного общества, компетентности информационного общества, компетентности, связанные с познавательной деятельностью. Показано, что одной из спецификаций гуманитарных технологий является социальная работа.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, квалификационные требования, шкала «гуманитарных эффектов», дескрипторы.

рологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

- геронтологические центры;

- иные учреждения, предоставляющие социальные услуги [5].

Разветвленная структура социальных учреждений позволяет реализовывать все многообразие форм социального обслуживания, однако можно отметить тот факт, что не по всем видам учреждений приняты типовые положения, а это значит, что не все

S. Z. Kimova

Professional competences: the main descriptors, scales, models

The article deals with the analysis of modeling stages of qualification requirement for specialists in humanitarian technologies, with the description of main descriptors and scales, with revealing of competences of social worker: professional competence, social competence, multicultural competence, informative competence, cognition competence. It is presented that one of the humanitarian specifications is social work.

Keywords: professional competency of competence, qualification requirement, scale of "humanitarian effects", descriptors.

В современных условиях, определяемых экономикой завтрашнего дня, требующего от работника не столько ориентации на выполнение определенных заданий, сколько умения находить решения в условиях неопределенности и ненадежности, обозначились основные тенденции современного образования: утрата профессиональным образованием четкости и строгой направленности на специализацию и переход от парадигмы «квалификации» к парадигме «компетенций».

Развертывание процесса «интеллектуализации» машин и «дематериализации» труда усилило роль когнитивных и информационных начал в производстве будущего. Выпускники вузов должны обладать системно организованными, интеллектуальными, коммуникативными, рефлектирующими и этическими началами, быть готовыми организовать свою деятельность в широких социальном, экономическом и культурном контекстах.

Все это нашло отражение в документах по модернизации высшего профессионального образования, а в государственных образовательных стандартах третьего поколения показано, что результат профессиональной подготовки, может быть описан на языке профессиональных компетенций/ компетентностей. «Под профессиональной компетентностью ... понимается интегральная характеристика, определяющая способность . решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности ...» [2]. В. И. Байденко определяет компетенцию как «динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и личностных качеств, необходимую для

эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы» [1].

Решение задачи проектирования модели специалиста в формате компетент-ностного подхода обозначило необходимость определения содержательного поля «профессиональной компетентности» и поиска основных дескрипторов (описательных элементов, лексических единиц информационно-поискового языка, служащих для описания основного смыслового содержания документа) и шкалы (множество обозначений, отражающих отношения между объектами эмпирической системы) модели.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что под профессиональной компетентностью понимается совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые компетентности проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в обществе. Данные компетентности являются метапредметными и необходимы для любой профессиональной деятельности. Базовые - отражают специфику определенной профессиональной деятельности (медицинской, инженерной, социальной). Специальные - отражают специфику конкретной профессиональной деятельности (врач, инженер, социальный работник).

Вышеуказанные виды компетентностей взаимосвязаны, развиваются одновременно и проявляются в процессе решения

профессиональных задач разного уровня сложности, разного контекста с учетом реального социального пространства. Все это задало вектор моделирования квалификационных требований, который направлен на формирование базовых и специальных компетентностей и отражает понимание основных задач профессиональной деятельности. Роль ключевых компетентностей связана с определением пути их решения.

Ориентация на опережающий характер подготовки по направлению «социальная работа», реализация миссии порождения нового научного знания предполагают определенный уровень информированности, образованности, профессиональной подготовки, сформированности профессиональных компетенций. В связи с этим проблемное поле теории социальной работы включает исследование квалификационных требований, предъявляемых социальным работникам.

Примером разработки модели квалификационных требований являются исследования, проведенные творческим коллективом социологов РГПу им. А. И. Герцена [4, с. 110-115].

Моделирование квалификационных требований для специалистов в области гуманитарных технологий (в частности, и по направлению социальная работа) проходит несколько стадий, на каждой из которых формируется информационный модельный комплекс, важный для университета, работающего в компетентностном подходе. Предполагается, что применение компе-тентностного подхода создаст возможность будущим профессионалам действовать в более широком спектре общественных и профессиональных отношений.

Первая стадия - формирование системы дескрипторов - основных репрезентативных признаков той или иной профессиональной компетенции и квалификации.

Вторая стадия - разработка номинативных шкал, детально отображающих основные элементы содержания дескриптора, то есть номенклатуры компетенций. При хорошей разработке система шкал представляет собой вероятностную (равновероятностную) модель всех возможных профессиональных компетенций. Для опроса она является конструктором или

конфигуратором будущих моделей и в этом качестве составляет основную часть инструментария опроса.

Третья стадия - получение компетент-ностных моделей в результате опроса, то есть при операциях со шкалами как номенклатурами компетентностей. Результатом исследования становится модель профессиональных компетентностей как конструкция или конфигурация, адекватная той или иной специализированной деятельности в том или ином сегменте рынка труда (бизнес, управление, образование, культура).

Четвертая стадия - получение квалификационных моделей для проектирования и оценки результатов образования по направлениям подготовки в области планируемых гуманитарных технологий. Операции с массивами эмпирической информации, собранной в ходе опроса, дают возможность формирования кластеров, соответствующих каждому образовательному модулю, то есть каждой образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалиста, владеющего той или иной гуманитарной технологией. Результатом исследования на данном этапе становится модель квалификационных требований к специалисту, владеющему конкретной гуманитарной технологией, что и позволяет далее проектировать необходимые образовательные результаты, строить для них образовательный процесс и оценивать их в итоговой аттестации.

В итоге, вышеизложенное послужило основанием для разработки шкалы «гуманитарных эффектов», то есть признаков и критериев, к которым должно приводить применение гуманитарных технологий (в структуре модели профессиональной деятельности она призвана отражать характер процедуры и направленность применения гуманитарных технологий), и шести номинативных шкал для основных дескрипторов модели гуманитарно-технологических компетентностей.

Шкала гуманитарных эффектов (признаков и критериев применения гуманитарных технологий) включает: диалог, открытость для обсуждения; интеграцию, гармонизацию отношений людей между собой (человека и группы, людей и общества); ориентацию на будущее; цели, цен-

ности и интересы отдельного, конкретного человека; повышение качества жизни людей (материальное благополучие, здоровье, образование); снижение рисков, повышение уровня безопасности; уважение прав каждого (право на личный выбор, самоопределение, самореализацию); цели, ценности и интересы общества, ответственность перед ним; ориентацию на традицию; вовлечение участников проблемной ситуации в процесс выработки и принятия решений.

Определим основные дескрипторы и шкалы модели профессиональных компетенций гуманитарного технолога.

Интеллектуальные и коммуникативные компетентности: владение устной речью на родном языке; письменная коммуникация на родном языке; практическое владение иностранным языком (языками); развитое мышление, аналитические способности, рефлексия; способность к самостоятельным суждениям; адекватная передача информации разным аудиториям; умение работать в команде; способность учитывать точки зрения и интересы других; навыки участия в диалоге, ведения переговоров; посредничество в диалоге других людей; навыки презентации, формирования имиджа; способность интегрировать работу группы (модерация); ориентация на клиента.

Профессиональные компетентности предполагают: базовые знания; применение знаний на практике; владение разнообразными методами, подходами, техниками, технологиями; готовность решать стандартные, штатные задачи в области своих служебных функций; способность решения новых, нестандартных задач; способности, связанные с внедрением и продвижением идей, товаров, услуг; проектную направленность, способность превращать идею в дело, товар, продукт; способность взаимодействовать со специалистами из других областей; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах; целенаправленность, креативность, творческий подход; дисциплинированность в работе; инициативность; самостоятельность; мотивированность, желание работать.

Социальные компетентности предполагают: самоуважение, чувство автономии; уважение других; способность принимать ответственность; готовность участвовать

в принятии групповых решений; приверженность ненасильственному разрешению конфликтов; моральные ценности; правовую культуру; политическую культуру; гражданский статус (участие в выборах, общественная позиция); экологическую культуру.

Компетентности поликультурного общества включают: принятие культурных и этнических различий; способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий (толерантность); понимание культур и обычаев других стран; способность работать в международной среде.

Компетентности информационного общества предполагают: практическое владение компьютером и другими информационными технологиями; понимание слабых и сильных сторон высоких технологий; способность к критическому суждению в отношении информации Интернета, СМИ и рекламы.

Компетентности, связанные с познавательной деятельностью, образованием и самообразованием, включают: учебную мотивацию, желание учиться; ориентацию в постоянно растущем потоке информации; освоение, анализ и переработку знаний из разных источников информации; готовность учиться на протяжении жизни в профессиональной области; мотивацию к самообразованию в области социальных и личных проблем; постановку и решение познавательных задач во всех областях социального существования и профессиональной деятельности; навыки исследовательской работы.

С позиции исследовательской группы социологов РГПУ им. А. И. Герцена, социальная работа является одной из спецификаций гуманитарных технологий. Естественно, что наряду с компетенциями, которые отличают всех специалистов в области гуманитарных технологий, социальные работники, как самостоятельная профессиональная группа, обладают специфическим набором профессиональных компетенций.

Этот набор компетенций таков:

- знание административного и социального права;

- управленческая компетентность (знание функций, методов деятельности и гра-

ниц полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

- знакомство с методами работы с администрацией и персоналом образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений; оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

- способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

- умение давать оценку социальнопсихологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

- социальная и социальнопсихологическая адаптация в таких ситуациях, как одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей;

- информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

- организация социальных проектов, акций помощи (например, «жилье для молодой семьи», «спорт для инвалидов»);

- представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждениях);

- исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных).

Таким образом, диапазон функциональных возможностей практического социального работника измеряется от добровольца по оказанию помощи в надомном обслуживании до практического психолога-консультанта. Задачей организатора социальной работы является создание группы, команды из работников-практиков. Ему должны быть свойственны особые умения работать в команде и личностная предрасположенность к этому. Большое разнообразие профессиональных ролей заключено в фигуре преподавателя - от университетского профессора до тренера, инструктора практики. Администратор-управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях, работает не только с людьми, но и с социальными институтами, организует командную деятельность не только непосредственно, но и опосредованно.

Список литературы

1. Байденко В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Экспериментальная учебная авторская программа разработчиков образовательных стандартов нового поколения / Серия «Экспериментальные образовательно-профессиональные программы подготовки руководящих и научно-педагогических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования»». М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМН и НМС высшей школы, 2007. 157 с.

2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26.

3. Колесов В. П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт. 2006. № 2. С. 20-22.

4. Ключевые компетенции: теория, проблемы и пути решения: образовательная программа курсов повышения квалификации работников образования // Наука и практика воспитания и доп. образования. 2007. № 1. С. 93-112.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.

6. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / под ред. В. Г. Зарубина. СПб.: Изд-во РГПу им. А. И. Герцена, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.