Научная статья на тему 'Профессиональные коммуникации в системе подготовки специалиста'

Профессиональные коммуникации в системе подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1659
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SPECIALIST TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Д. Д.

В данной статье рассмотрены возможности использования профессиональных коммуникаций в системе подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING

This article considers possible usage of professional communication in the specialist training system.

Текст научной работы на тему «Профессиональные коммуникации в системе подготовки специалиста»

УДК 378+366.63

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

© 2011 Д.Д.Скворцова

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 04.03.2011

В данной статье рассмотрены возможности использования профессиональных коммуникаций в системе подготовки специалиста.

Ключевые слова: профессиональные коммуникации, система подготовки специалиста.

Одной из важнейших составляющих коммуникационного общества являются профессиональные коммуникации. Изучение различных трактовок понятия «профессиональные коммуникации» (коммуникация, в процессе которой конструируются сообщества1, процесс возникновения взаимопонимания в определенной предметной области2, процесс обмена информацией между специалистами3, профессионально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии4, система распространения информации, обмена опытом профессиональной деятельности, передачи научного знания5) позволяет сделать вывод, что любым профессиональным коммуникациям свойственно обобщать и передавать профессиональный опыт и научные знания одних специалистов определенной предметной области или смежных областей другим.

Эффективность любой профессиональной коммуникации проявляется тогда, когда она анализируется с двух сторон: как канал передачи информации в профессиональной среде и как система социального общения между пред-

Скворцова Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры библиографии. E-mail: skv-dd87@yandex. ru

1 Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации // Деловая журналистика и бизнес-коммуникация. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.bj.pu.ru (Дата обращения 14.04.2010).

2 Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. - М.: 2004.

3 Розина И.Н. Педагогическая и профессиональная коммуникация в академических Интернет-сообществах // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: 2004. - С. 314 - 333.

4 Воробьева Н.А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн: 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http:// www.emissia.org. (14.04.2010).

5 Вохрышева М.Г. Теория библиографии: Учеб. пособ.

- Самара: 2004. - С. 346 - 354.

ставителями конкретного профессионального сообщества6. Процесс общения при этом может быть представлен разными формами - научными конференциями, симпозиумами, семинарами; тренингами, презентациями, профессиональной издательской деятельностью, созданием и распространением профессиональных журналов и газет; личными контактами и встречами ученых, преподавателей, студентов и т.д. Уровни осуществления профессиональных коммуникаций распространяются от межличностных связей через групповые профессиональные контакты до средств массовой коммуникации. М.Г.Вохрышева выделяет в качестве важнейшего средства профессиональных коммуникаций публикации результатов библиографо-ведческих исследований и обобщения практического опыта. С помощью профессиональных коммуникаций появляется возможность совместного обсуждения насущных профессиональных проблем, оказания методической помощи и поддержки, подготовки и выпуска совместных публикаций, участия в мероприятиях по повышению квалификации, знакомства с опытом работы других информационных учреждений.

Успешная работа современного специалиста невозможна без постижения универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач в системе управления, массовых коммуникаций, образования, в социальной сфере, в искусстве, межкультурной коммуникации, при поиске и отработке диало-

6 Бугрова О.Л., Стрельников В.Н. Web-сайт вуза в структуре профессиональной коммуникации // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Четвертые Азаровские чтения. Библиотечно-информационная деятельность в контексте культурных традиций региона». - Самара,: 2005. - С. 38- 44.

Педагогика

гического имиджа, позволяющего достигать смыслового и эмоционального контакта при общении, и во многих других профессиональных сферах7, в том числе и в библиотечно-библиографической.

Умение квалифицированно использовать профессиональные коммуникации является важным условием для качественной подготовки специалиста. Ведь задача образования заключается не только в передаче определенной совокупности знаний, но и в обучении самостоятельности дальнейшего приобретения и использования этих знаний. Особенно актуален образовательный аспект профессиональных коммуникаций в контексте реформы образования России, так как профессиональные коммуникации способствуют постоянному саморазвитию специалиста и в полной мере вписываются в концепцию Болонской модели образования, призывающей к непрерывному обучению в течение всей жизни.

В эпоху техногенной цивилизации система профессиональных коммуникаций динамично расширяется за счет широкого внедрения электронных технологий. Возникают новые формы самоорганизации специалистов. Активно используются интернет-технологии, такие как телеконференции, веб-форумы, чаты, интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, доступные через Интернет. По мнению И.Н.Розиной, эти коммуникативные технологии не столько заменяют другие средства профессиональной коммуникации научного сообщества, сколько укрепляют уже существующие. Внедрение электронных средств связи позволяет достичь в профессиональных коммуникациях масштабности, высокой оперативности, обогатив при этом традиционные средства профессионального общения (научные монографии, учебно-методические пособия, библиографические указатели, периодические издания, конференции, семинары). Следовательно, наиболее эффективным является сочетание традиционных и электронных средств профессиональных коммуникаций.

Рассмотрим возможности использования профессиональных коммуникаций в системе подготовки специалиста библиотечно-инфор-мационной сферы. Профессиональные коммуникации в традиционной и электронной формах дают принципиально новые возможности не только для преподавателей, но и для студентов. Проведение теле- и интернет-конференций, обмен информацией, организация совместных ис-

7 Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации // Fiction Book.lib. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http: / /fictionbook.ru. (23.09.2010).

следований обучаемых из различных учебных заведений, организация консультативной научно-методической помощи, формирование умения отбора и использования необходимой информации позволяют существенно обогатить и улучшить образовательный процесс.

Неоценимый вклад в подготовку библиографических специалистов вносят профессиональные периодические издания, такие, как «Библиография» и «Мир библиографии». «Библиография» - старейший профессиональный журнал. Он издается с 1929 г. (прежнее название -«Советская библиография»), с 1993 г. получил статус научно-теоретического и научно-практического, а с 1998 г. - профессионального журнала. В настоящее время позиционируется как научный журнал, освещающий актуальные вопросы теории, истории и практики библиографии. «Мир библиографии» - молодой профессиональный журнал, издается с 1998 года, является научно-практическим и культурно-просветительским. Он более ориентирован на массовые библиотеки и массового читателя. «Мир библиографии» включает статьи на смежные и родственные библиографоведению темы - библиотековедческие, архиво- и истори-коведческие, литературоведческие, расширяя узкопрофессиональные интересы и увеличивая круг читателей. Журналы «Библиография» и «Мир библиографии» освещают не только актуальные проблемы профессиональной деятельности, но и предлагают вниманию читателей фрагменты новейших энциклопедических, справочных и учебных изданий профессиональной тематики, отражают книжные новинки этой области; включают материалы о выдающихся ученых, библиотековедах и библиографах, формируя представления студентов о лидерах в профессии; публикуют размышления ведущих специалистов библиографоведения о современном состоянии, совершенствовании и перспективах развития профессиональной отрасли; знакомят с новыми методами и технологиями в работе, предостерегают от возможных ошибок и проблем; предлагают вниманию читателей информацию о библиотечно-библио-графическом образовании в прошлом и настоящем, уровне подготовки молодых специалистов и об их роли в период информатизации; публикуют различные материалы на тему библиотеч-но-библиографической профессии, а также предлагают библиографические списки и обзоры на актуальные в профессиональном сообществе темы. Кроме того, журналы регулярно публикуют законодательные и нормативные документы, связанные с библиографической и информационной деятельностью, в том числе государственные и отраслевые стандарты Рос-

сийской Федерации, предлагают рекомендации и знакомят с опытом работы отечественных и зарубежных библиографов, а также дают консультации по конкретным вопросам библиографической деятельности, включают информацию о профессиональных мероприятиях - конференциях, форумах, круглых столах, семинарах, симпозиумах и т.д. Журналы «Мир библиографии» и «Библиография» не только активно развивают направления, связанные с наукой и практикой библиотечно-библиографической деятельности - объединяют ученых и практиков в профессиональной области, знакомят практиков с опытом работы коллег, освещают актуальные темы, публикуют статьи профессионально-практи-ческого характера, но и способствуют профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере библиографоведения, расширяя

их профессиональный кругозор, обогащая знания и формируя навыки самостоятельного поиска и отбора необходимой информации.

Являясь важными средствами профессиональной коммуникации, журналы «Мир библиографии» и «Библиография» способствуют повышению информационной вооруженности преподавателей, получению уникальной возможности общения со своими коллегами не только в регионах или областях, но и во всем мире. Наряду с использованием электронных технологий, они создают идеальные условия для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, следовательно, являются важным условием для качественной подготовки специалистов в области биб-лиографоведения.

PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING

© 2011 D.D.Skvortsova

Samara State Academy of Arts and Culture

This article considers possible usage of professional communication in the specialist training system. Key words: professional communication, specialist training system.

Daria Dmitrievna Skvortsova, post-graduate student, Department of Bibliography. E-mail: skv-dd87@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.