Колесов С.Г. ©
Доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат психологических наук, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
В рамках статьи проводится теоретическое исследование профессиональных качеств психологов.
Ключевые слова:профессионально важные качества психолога, профессиональная
идентификация.
Keywords: professionally important qualities of a psychologist, professional identification.
Профессиональные качества необходимые для выполнения любой профессиональной деятельности обладают рядом особенностей, которые характерны именно специалистам отдельно взятой профессии. В рамках любой профессии, в том числе и профессии психолога, принято говорить именно о профессионально важных качествах психологов[Х].
Приведём некоторые формулировки такового понятия профессионально важных качеств. Например, профессионально важные качества - это психологические характеристики или особенности человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надёжность и прочее)[2,] Либо несколько иное определение профессионально важных качеств- это совокупность индивидуальнопсихологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих ему успешность в деятельности.
С точки зрения С. Г. Геллерштнейна успешность профессиональной деятельности связана с переходом от профессиональной пригодности до профессионального мастерства.
Профессионально важными качествами могут в разных видах трудовой деятельности являются психические процессы, психические состояния, мотивы к трудовой деятельности, профессиональные способности и т. д. Однако, самым ценным психологическим ресурсом в любой профессиональной деятельности, в том числе и деятельности психолога, являются профессиональные способности[3].
Под способностями, как определял Б. М. Теплов, понимаются такие индивидуальносвоеобразные свойства личности, которые не сводятся к знаниям, умениям, навыкам и привычкам, кои могут проявляться иногда в одной, а то и в нескольких видах деятельности, а обеспечивают их лёгкость и быстроту приобретения[4].
Для успешности в деятельности психолога необходимы общие способности -психологические свойства, которые характерны для большинства профессиональных видовдеятельностей, а также специальные способности - математические, технические, конструкторские, художественные и другие - индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успех именно в профессии психолога.
Профессия психолога, как многие другие профессии, имеет достаточно жёсткие качества в соответствии с понятием профессиональной пригодности, которая характеризуется совокупностью психологических и психофизиологических особенностей человека, сформировавшихся именно в конкретной трудовой деятельности. Речь идёт о том, что о профессиональной пригодности судят по объективному критерию, отвечающего за успешность овладения профессией, и субъективному - по степени удовлетворённости своим трудом.
©© Колесов С.Г., 2014 г.
Если первый критерий успешности овладения профессией психолога можно представить относительно успешным наряду с другими психологами, то субъективный критерий удовлетворённости этим трудом может быть допустимым далеко не для всех психологов.
Чтобы перейти к наиболее важным профессиональным качествам психолога, необходимо начать с недопустимых для данной профессии качеств. Речь идёт о таких качествах как ненавистное отношение к людям, желание отомстить без какой-либо причины, неспособность хранить профессиональные тайны и сведения о людях, полученные в процессе психологического обследования. К негативным качествам психолога относится психическое нездоровье, неумение общаться с людьми, безынициативность, манипуляция клиентом и многое другое.
Личностные и профессиональные качества психолога совершенно неделимы, поэтому речь идёт о личностно-профессиональных качествах, которые присущи психологам-профессионалам.
На наш взгляд к таковым можно отнести такие личностно-профессиональные качества психологов как критичность мышления, социальная интеллектуальность, способность к расшифровки невербальных реакций людей, противостояние внешнему давлению других людей, осознанность ценности личности, принятие нестандартных решений, понимание эмоциональных состояний людей, психологическая грамотность, эмпатичность и профессионально-личностная идентичность.
Анализ результатов многолетних исследований профессионального опыта психологов России и за рубежом свидетельствует, что ответственная и многоплановая деятельность психологов предъявляет определённые требования к его профессиональным качествам и умениям. Это прежде всего диапазон и основательность знаний в области возрастной, юридической и социальной психологии, а также психологии развития и этнопсихологии. Ему необходим высокий уровень владения самыми разнообразными психологическими методами обследования своих клиентов. Это предусматривает достаточно высокий интеллектуальный и личностный уровень развития такого психолога. Ширина и глубина, а также правильность психологического заключения - это результат не только удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и, до определённой степени, успешного личного взаимодействия психолога сосвоими клиентами.
Психолог должен уметь ясно обозначить в каждой проблеме сферу собственной профессиональной компетенции и рассматривать вопросы и принимать решение строго в её границах, составить психологическое заключение, определяя в нём те моменты, с которыми целесообразно знакомить, например, социальных педагогов, подготовить и провести психологопедагогический консилиум, прочитать лекции, обладать навыками индивидуальной и групповой психологической диагностики, свободно оперировать разнообразными диагностическими методами и приёмами. В данном случае диагностические методики и их применение, включая интерпретации (толкования) результатов измерения личностных качеств должны быть адресованы на выявление основных показателей психического развития клиентовна конкретном возрастном этапе, чтодаёт возможность психологу рационализироватьработу с клиентами. Психологу необходимо владеть навыками консультативной работы, различными видами бесед -диагностической, психотерапевтической и другими, разрабатывать программы развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической помощи.
Следует акцентировать внимание на то, что психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов людей и до определённой степени корректора их жизненных ошибок.Это вызывает повышенные требования к его личностны качествам, прежде всего к чувству ответственности перед клиентами.
Психологам известно, что вовремя психологического обследования речь в большинстве случаев о новой ситуации, которую нельзя успешно решать без предварительного установления личных отношений. Положительное отношение к психологу детерминируется авторитетом его профессиональности, осознанием целесообразности исследования и чувством симпатии. Работая, психологи, с одной стороны, становятся «единомышленниками» с клиентами, а с другой - чётко различают свои функции и возможности относительно своих профессиональных
возможностей. То есть клиент не подменяет психолога, а психолог - клиента. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии чёткого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательного отношения друг к другу.
Создание благоприятных отношенийв системе «психолог - клиент» является результатом идентификации личности психолога со своей профессией.Под этим психологическим явлением понимаетсятакое взаимопроникновение жизни профессионала и его профессиональной деятельности, при котором приобретёнными им типичные черты начинают проявляться во всех иных сферах деятельности. Речь идёт о том, что психолог реагирует на всё происходящее, воспринимая явления своего ближайшего окружения, с профессиональной точки зрения [1, 52].
Необходимо подчеркнуть также высоко чувство ответственности психолога за свои слова, действия, ограниченность интеллекта как личностно профессиональные качества.
Литература
1. Локалова Н. П. Психология. Введение в профессию. - СПб.: Питер, 2010.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. -М.: международный гуманитарный фонд «знание», 1996.
3. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Изд-во « Институт практической психологии», Воронеж: Модэк, 1998.
4. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика 1985.