Научная статья на тему 'Профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов'

Профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АВТОСТЕРЕОТИПЫ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ТЕСТ «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахраменко Ксения Валерьевна

В работе представлено экспериментальное исследование, проведенное на базе военного вуза, готовящего штурманов. На основе результатов теста «Завершение предложений» автор анализирует профессиональные автостереотипы в языковом сознании курсантов и выделяет пять групп качеств, характерных для профессии военного штурмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Autostereotypes in the Language Consciousness of the Military Academy Students

The article describes the experimental research conducted at the Military Academy. On the basis of the sentence completion test results the author analyzes professional autostereotypes in the language consciousness of the Military Academy students and singles out five groups of characteristics typical for flight navigator profession.

Текст научной работы на тему «Профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов»

УДК 81’23 + 629.735

ББК Ш100.4 +Ц52

Ахраменко Ксения Валерьевна

аспирант

кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Akhramenko Kseniya Valerievna Post-graduate

Chair of Linguistics and Cross-Cultural Communication South Ural State University Chelyabinsk akv87chel@yandex.ru Профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов1 Professional Autostereotypes in the Language Consciousness of the Military Academy Students

В работе представлено экспериментальное исследование, проведенное на базе военного вуза, готовящего штурманов. На основе результатов теста «Завершение предложений» автор анализирует профессиональные автостереотипы в языковом сознании курсантов и выделяет пять групп качеств, характерных для профессии военного штурмана.

The article describes the experimental research conducted at the Military Academy. On the basis of the sentence completion test results the author analyzes professional autostereotypes in the language consciousness of the Military Academy students and singles out five groups of characteristics typical for flight navigator profession.

Ключевые слова: профессиональные автостереотипы, языковое сознание, тест «Завершение предложений», курсант.

Key words: professional autostereotypes, language consciousness, sentence completion test, student of the Military Academy.

Стереотип как предмет социокультурного изучения неоднократно использовался лингвистами при проведении кросс-культурных исследований. В лингвокультурологии стереотип - это «некий фрагмент картины мира, существующий в сознании. Это некоторый образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизированно-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации» [7, c. 178-179].

В когнитивной лингвистике стереотип рассматривается как «стандартное

1 Исследование поддержано Министерством образования и науки 2012 062 - ГЗ 23

179

мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп» [3, а 177]. Стереотип обладает логической формой суждения, эмоциональной окраской и приписывает определенному классу лиц определенные свойства или установки, - или, наоборот, отказывает им в этих свойствах или установках. Он выражается в виде предложения типа: «Итальянцы музыкальны», «Профессора рассеянны», «Женщины - это эмоции». Подобные высказывания описывают стереотипные представления, «расхожие истины», свойственные некоторой группе - носительнице культуры [там же].

Необходимо отметить, что стереотип как феномен имеет две разновидности:

1) стереотипы-поведения;

2) стереотипы-представления.

Стереотипы первой группы представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение. Иначе говоря, они диктуют, предписывают определенное поведение. Стереотипы второй группы характеризуют речевое поведение и в нем проявляются [7, с. 179-180].

Принято выделять следующие функции стереотипов:

1. когнитивная - генерализация при упорядочении информации - когда отмечают что-либо бросающееся в глаза при усвоении чужой культуры;

2. аффективная - определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;

3. социальная - разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни [3, с. 177].

Изучение стереотипов с позиций психолингвистики становится все более актуальным, «так как данное направление влияет на повышение эффективности межкультурной коммуникации, а также помогает устранять возможные

преграды в межкультурном общении» [2, с. 9]. Кроме того, исследования стереотипов в языковом сознании носителей одной или разных культур необходимо в связи с тем, что «стереотип является не только неотъемлемой частью сознания, но и в некоторых случаях его основной составляющей» [1, с.173]. По мнению Е.А. Галкиной, «изучение стереотипов может рассматриваться как попытка «войти» в сознание и исследовать те феномены, которые стоят за нашей речевой деятельностью, за нашим коммуникативным поведением и которые обуславливают успешность общения или провоцируют коммуникативные сбои и провалы» [2, с. 13].

Н.П. Суходольская отмечает, что механизм образования стереотипа не является прирожденным инвариантом человеческого сознания. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, скорее человек усваивает готовые стереотипы в процессе социализации и инкультурации [11, с. 157]. Стереотипы могут создаваться и подкрепляться телевидением, кино, газетами, журналами и другими СМИ. Необходимо также отметить, что формирование стереотипов в сознании человека происходит и под влиянием социальной группы, к которой он принадлежит. «Во имя сохранения внутренней сплоченности каждая социальная группа максимизирует межгрупповые различия и одновременно минимизирует различия между членами своей группы и закрепляет их в форме автостереотипов и гетеростереотипов» [там же, с. 159]. Автостереотип описывает самосознание группы, в то время как гетеростереотип - это сложившийся образ другого социального образования [там же].

При изучении влияния профессии и профессиональной группы на индивида следует говорить о формировании профессиональных автостереотипов в его языковом сознании. Вслед за Е.А. Бетехтиной, под «профессиональным стереотипом» мы понимаем «схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ профессии и профессионала, основанный на усвоенном личном и общественном опыте, имеющий ярко выраженную оценочную и ценностную окраску и реализующийся в поведении». Соответственно, автостереотип, как

отмечает указанный автор, «представляет собой профессиональный стереотип по отношению к собственной профессии» [1, с. 173].

Мы провели исследование, целью которого была попытка выявить и описать профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов. В качестве респондентов выступили курсанты 2-5 курсов военного вуза, готовящего штурманов. В ходе эксперимента в рамках проективной методики «Завершение предложений» испытуемым предлагалось закончить предложения: «Военный штурман должен быть...», «Военный штурман не должен быть... ». Предполагалось, что в качестве реакций будут получены прилагательные (например, «умным») или существительные (например, «профессионалом»). В эксперименте участвовало 200 курсантов. При обработке полученных данных за идентичные реакции мы принимали разные формы одного слова или производные от него (например, «умный», «умным», «умен»), а также синонимы или близкие по смыслу характеристики (например, «пьяным», «пьющим», «алкоголиком»).

Вслед за В.Ф. Петренко мы считаем, что однозначно определить вкладываемое каждым реципиентом значение практически невозможно, поскольку «для одного человека «вежливость» будет близка к «воспитанности» и противоположна «грубости», а для другого будет близка к «слабости» и противоположна «силе характера» [9, с. 334]. Для снижения субъективности при интерпретации полученных данных мы опирались на метод экспертных оценок. Кроме того, ответы некоторых респондентов были представлены не одиночными словами, а развернутыми фразами и иногда даже предложениями (например, «Военный штурман должен быть подготовленным по всем военным дисциплинам в комплексе для успешного выполнения боевых задач»), которые мы использовали как контекст при интерпретации подобных ответов.

Количество ответов, полученных в качестве завершения предложения «Военный штурман должен быть...» в два раза больше ответов, данных курсантами для окончания предложения «Военный штурман не должен быть.».

Помимо этого, на незаконченное предложение «Военный штурман не должен быть...» было получено четыре отказа от реакции. Мы считаем, что это объясняется внутригрупповым фаворитизмом относительно своей профессиональной группы. «Человеку свойственно, сознавая свою принадлежность к определенной группе, приписывать ей более благоприятную оценку, чем чужой» [11, с. 158].

Анализируя полученные реакции, мы выделили следующие пять групп качеств:

1) интеллектуальные качества,

2) профессионально значимые качества,

3) качества, характеризующие внешний вид,

4) качества, проявляющиеся в общении и поведении,

5) качества, относящиеся к здоровью, здоровому образу жизни и физическому развитию.

В ответах курсантов преобладают реакции, которые описывают интеллектуальные и профессионально значимые качества военного штурмана. Первое по частотности среди всех полученных положительных качеств военного штурмана занимает реакция «умным», отнесенная нами к группе интеллектуальных качеств. В этой связи показательным мы считаем ответ одного из респондентов: «Военный штурман должен быть понимающим, изобретательным, вникающим, светло мыслящим. А чтобы все это преобладало - нужен светлый УМ». Интеллектуальные качества в данной профессии имеют особое значение, так как действия военного штурмана «выполняются в условиях быстро меняющихся рабочих ситуаций, а это требует быстрого выполнения сложных интеллектуальных действий; умения быстро анализировать обстановку, поступающую информацию» [6, с. 152].

В профессиональной деятельности военного штурмана особое значение имеет умение быстро реагировать на акустические, визуальные и психологические раздражители на приборных панелях самолета, быстрота принятия решений в условиях внештатных ситуаций. В полученных нами экспериментальных

данных качественная характеристика «быстрый» была представлена как одиночными словами, так и развернутыми высказываниями, например: «Военный штурман должен быть умеющим быстро принимать решение в экстренных ситуациях».

Кроме того, для эксплуатации сложной высокотехнологичной авиационной техники военному штурману необходимо быть «с математическим складом ума», «сообразительным» и технически «грамотным». Показательными также являются ответы двух курсантов: «Военный штурман не должен быть деревянным по пояс», «деревянным в своем деле». Согласно толковому словарю русского сленга, «деревянный» означает «глупый, недалекий, тупой» [4, с. 103]. Следовательно, реакцию «деревянный» также можно отнести к интеллектуальным качествам. Изучение не только узкоспециальных дисциплин (например, «Радиоэлектронная борьба», «Навигация»), но и дисциплин общего цикла (философия, история, психология, культура речи, педагогика и т.д.) способствует общему интеллектуальному развитию будущих военных штурманов (ответы респондентов: «образованным», «интеллектуальным», «эрудированным», «начитанным»).

Высококвалифицированный военный специалист должен самостоятельно принимать решения, уметь четко определять цель своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ее ход и результаты, извлекать уроки из возможных неудач. Именно поэтому второй по частотности (после реакции «умным») является реакция «профессионалом». Примечательны также следующие ответы курсантов: «Военный штурман должен быть подготовлен к ведению боевых действий», «должен быть подготовленным всегда», «должен быть хорошо подготовленным и мог всегда выполнять боевую задачу»; «Военный штурман должен быть во всех отношениях развит очень хорошо, особенно в штурманском отношении».

Осуществление полетов с выполнением боевых задач происходит с огромным риском для жизни всего летного экипажа и в большинстве случаев за-

висит от правильности расчетов штурмана, его способности сосредоточивать внимание на необходимом объекте, а также способности к волевому саморегулированию. Вероятно поэтому профессионально значимыми выступают такие качества как «ответственный», «точный», «четкий», «внимательный», «волевой», «собранный», «бдительный».

Особый интерес здесь представляет реакция «расчетливый». Согласно полученным данным, «расчетливый» является положительным качеством, т.к. встречается в качестве ответа только на незаконченное предложение «Военный штурман должен быть.». В отсутствии отрицательных коннотаций у этого слова по отношению к военным штурманам мы окончательно убедились, обратившись к методу экспертных оценок, а также при помощи контекста ответов некоторых респондентов (например, «безошибочным в расчетах», «умеющим просчитывать на несколько шагов вперед»).

Специфика профессиональной деятельности военного штурмана характеризуется не только высокой ответственностью за принимаемые решения, но и умением контролировать эмоции в нестандартных ситуациях, связанных с риском для жизни (ответы респондентов: «сдержанным», «хладнокровным», «стойким»). Одним из элементов боевой готовности военного авиационного специалиста является своевременное прибытие в пункт сбора по тревоге как в мирное, так и в военное время, поэтому к профессионально значимым качествам военного штурмана мы отнесли такие качества как «пунктуальный», «организованный», «дисциплинированный».

Закрепленность определенных черт характера за конкретными профессиями подтверждает и психолингвистический эксперимент, проведенный В.А. Масловой. Студентам в качестве стимулов было предложено 40 слов, среди которых присутствовали следующие качественные характеристики: «решительный, как...», «отважный, как...». Среди полученных данных обращают на себя внимание следующие ответы: «решительный, как военный», «военачальник», «полководец», «командир», «командующий»; «отважный, как летчик», «капи-

тан», «моряк» [8, с. 180-181]. По мнению опрошенных студентов, данные качества свойственны именно представителям военной профессии, что также подтверждается результатами нашего эксперимента (ответы курсантов: «Военный штурман должен быть решительным», «отважным»). Кроме того, среди отрицательных качеств, которыми не должен обладать военный штурман, мы обнаружили ответы «предателем», «трусом».

Мы согласны с С.Н. Ермоченко, что «наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия» [5, с.24]. Готовность, не задумываясь, отдать свою жизнь ради спасения Родины исторически стала отличительной чертой профессиональных военных. Это прослеживается и в ответах курсантов: «Военный штурман должен быть патриотом».

Согласно исследованиям, проведенным С.В. Романчуком и его коллегами, уровень физической подготовки оказывает существенное влияние на эффективность военно-профессиональной деятельности [10]. В ответах курсантов мы также нашли реакции, свидетельствующие о важности физической подготовки и здорового образа жизни (например, «Военный штурман должен быть здоровым», «сильным» и «не должен быть физически неразвитым», «толстым», «больным», «наркоманом»). Стоит отметить, что отрицательное качество «больным» связано в сознании курсантов скорее с психическим здоровьем. Об этом свидетельствуют следующие ответы: «Военный штурман не должен быть психически больным человеком», «больным (психом)».

Реакция «пьяным» является самой частотной среди всех ответов, отрицательно характеризующих профессию военного штурмана. Это неслучайно, так как «алкоголь даже в малых дозах чреват тяжелыми последствиями, в особенности для военнослужащих, связанных с эксплуатацией военной техники» [12, с. 38]. Научно доказано, что прием даже 4-15 граммов алкоголя нарушает точность восприятия, контроль над чувствами, снижает быстроту реакции, пагубно влияет на работу самых тонких участков коры головного мозга [там же]. Следовательно, трезвость является чрезвычайно важным условием боеготовно-

сти армии. Стоит также отметить, что «появление офицера в нетрезвом виде где бы то ни было, а особенно перед нижними чинами, считается тяжким преступлением, не соответствующим высокому званию офицера» [там же].

Успешность военной профессиональной деятельности зависит и от внешнего вида (ответы «аккуратным», «опрятным», «неопрятным», «грязным», «неряшливым»). Требование к опрятному внешнему виду человека в военной форме обусловлено исторически: звание офицера раньше могли носить только люди дворянского происхождения, для которых красивая чистая военная форма была обязательным атрибутом военной службы. В современных условиях опрятный внешний вид военного также необходим в связи с техникой безопасности. Известны случаи, когда плохо прикрепленные знаки отличия и элементы летно-технической формы попадали в авиационные приборы и приводили к поломке оборудования и авиационным катастрофам с гибелью всего экипажа. Необходимо также отметить, что загрязненная форма одежды при контакте с чистым кислородом, которым дышит экипаж самолета, может вызвать пожар в кабине самолета.

Таким образом, выделенные нами пять групп качеств позволяют судить о положительном и отрицательном образах военного профессионала, существующих в языковом сознании курсантов. Самые частотные реакции «умным» и «профессионалом» входят в группы интеллектуальных и профессионально значимых качеств соответственно. Кроме того, реакции, представленные в данных группах качеств, в совокупности составляют больше половины всех полученных ответов, что позволяет рассматривать их как базовые качества профессии военного штурмана.

Библиографический список

1. Бетехтина, Е.А. Содержание и структура профессиональных автостереотипов педагогов-психологов на различных этапах обучения в вузе [Текст]/ Е.А. Бетехтина// Вестник Оренбургского государственного

университета - 2010. - № 12. - С. 173-178.

2. Галкина, Е.А. Стереотип: формирование и хранение в сознании человека [Текст]/ Е.А. Галкина// Теория языка и межкультурная коммуникация -2007. - № 2. - С. 9-13.

3. Демьянков, В.З. Стереотип [Текст]/ Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов/ Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - С.177-179.

4. Елистратов, В.С. Толковый словарь русского сленга [Текст]/

B.С.Елистратов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 672 с.

5. Ермоченко, С. Н. Влияние воинской культуры на военнопатриотическое воспитание [Текст]/ С.Н. Ермоченко// Вестник Поволжской академии государственной службы - 2008. - № 1(14). - С. 23-28.

6. Квятош, Е.П. Развитие интеллектуальных способностей будущего военного летчика средствами информационных технологий [Текст]/ Е.П.Квятош// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - 2009. - №116. - С. 151-156.

7. Красных, В.В. Этнопсихология и лингвокультурология: Курс лекций [Текст]/ В.В. Красных. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 284 с.

8. Маслова, В.А. Лингвокультурология [Текст]/ В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики [Текст]/ В.Ф. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1997. - 400с.

10. Романчук, С.В. Место и значение физической подготовки в системе подготовки военных специалистов [Текст]/ С.В. Романчук, А.А. Старчук, В.Н. Романчук, А.Д. Гусак, О.М. Радкевич // Физическое воспитание студентов творческих специальностей - 2007. - № 6. - С. 123-131.

11. Суходольская, Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей [Текст]/ Н.П. Суходольская// Философия и общество - 2007. - № 3. -

C.152-160.

12. Углов, Ф.Г. Хороший солдат - трезвый солдат [Текст]/Ф.Г. Углов// Защита и безопасность - 2009. - №4 (51). - С. 38-39.

Bibliography

1. Betekhtina, E.A. The Content and the Structure of the Professional Autostereotypes of Teachers-Psychologists in Different Stages of Instruction at Higher Schools [Text]/ E.A. Betekhtina// Herald of Orenburg State University - 2010. — № 12. - P. 173-178.

2. Demyankov, V.Z. Stereotype [Text] / E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Yu.G.Pankrats, L.G. Luzina // Brief Dictionary of Cognitive Terms / Edited by E.S. Kubryakova. - М.: Faculty of Philology of Moscow State University n.a. Lomonosov, 1996. - P. 177-179.

3. Elistratov, V.S. Glosssary of Russian Slang [Text] / V.S. Elistratov. - М.: AST-PRESS KNIGA, 2010. -672 p.

4. Ermochenko, S. N. The Impact of Military Culture on Military-Patriotic Training [Text] / Bulletin of the Volga Region Academy for Civil Service - 2008. -№ 1(14). - P. 23-28.

5. Galkina, E.A. Stereotype. The Human Ability to Form and Store Stereotypes in the Memory [Text] / E.A. Galkina// Theory of Language and Cross-

cultural Communication -2007. - № 2. - P. 9-13.

6. Krasnykh, V.V. Ethnopsychology and Linguistic Culturology: Lectures. [Text] / V.V. Krasnykh- M.: ITDGK «Gnozis», 2002. - 284 p.

7. Kvyatosh, E.P. Development of Intellectual Abilities of a Future Military Pilot by Means of Information Technologies [Text] / News of Herzen University Journal of Humanities & Sciences. - 2009. - №116. - P. 151-156.

8. Maslova, V.A. Linguistic Culturology [Text] / V.A. Maslova. - M.: Academy, 2001. - 208 p.

9. Petrenko, V.F. Introduction to Psychosemantics [Text] / V.F. Petrenko. -M.: MSU Press, 1997. - 400 p.

10. Romanchuk, S.V. The Place and Significance of Physical Training in the System of Military Specialists’ Training [Text]/ S.V. Romanchuk, A.A. Starchuk, V.N.Romanchuk, A.D. Gusak, O.M. Radkevich // Physical Education of Students Majoring in Art and Culture - 2007. - № 6. - P. 123-131.

11. Sukhodolskaya, N.P. Social Stereotype in Our Life [Text] / N.P.

Sukhodolskaya // Philosophy and Society - 2007. - № 3. - P. 152-160.

12. Uglov, F.G. A Good Soldier is a Sober Soldier [Text]/ F.G. Uglov //

Protection and Security - 2009. - №4 (51). - P. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.