Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание в рамках высшего исторического образования'

Профессиональное воспитание в рамках высшего исторического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL UPBRINGING / PROFESSIONAL COMPETENCY / UPBRINGING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассадин Василий Николаевич

Автором выявлены содержательные и процессуальные аспекты инновационности образовательного процесса в высшей профессиональной школе профессиональное воспитание студентов-историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассадин Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional upbringing within the bounds of higher historian education

Higher professional school learning process innovativeness content and procedural aspects are revealed by the author that is students-historians professional upbringing.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание в рамках высшего исторического образования»

УДК 378

Рассадин Василий Николаевич

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автором выявлены содержательные и процессуальные аспекты инновационности образовательного процесса в высшей профессиональной школе — профессиональное воспитание студентов-историков.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, профессиональная компетентность, воспитательная работа.

В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разностороннего личностного развития, имеющих способности к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач вузов. В то же время на сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа. Таким способом человек сам толкает себя на то, что полноценно и эффективно работать он уже не сможет, а значит, имеется большая вероятность, что у него не будет возможности самореализоваться, проявить свой потенциал в профессиональной деятельности. Для таких студентов образование является скорее формальным подтверждением социального статуса - своего рода государственно и институционально заверенным пропуском в высшие слои современного общества. Данная тенденция, на наш взгляд, представляет собой не очень хорошую перспективу формирования и развития будущих специалистов, профессионалов. Поэтому сегодня важно выявить содержательные и процессуальные аспекты инновационности образовательного процесса в высшей профессиональной школе, которые могут способствовать решению поставленных задач.

Мы выделяем и рассматриваем в качестве одного из таких аспектов совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе - профессиональное воспитание студентов-историков.

Современное историческое образование, на наш взгляд имеет весьма опосредованное отношение к процессу формирования личности про-

фессионала. В подавляющем большинстве случаев вовсе не оно определяет качество профессионала, будучи по своей природе скорее неким «описательным» институтом. Одним из основных аргументов в пользу недостаточной эффективности современной системы подготовки историков является, в частности, нацеленность образовательных программ только на предоставление некоего информационного ядра, соответствующего профилю профессионала, без учета контекста его будущей деятельности. Более того, в случаях с программами, предусматривающими возможности соприкосновения обучаемых с актуальным контекстом деятельности, редко принимается во внимание факт его постоянной трансформации, т.е. не происходит развитие способностей и навыков соответствия изменяющимся внешним условиям деятельности будущего профессионала.

Обучение, как этап становления профессионала носит описательно-информационный, академический, но не практико-ориентированный характер. Существующие государственные стандарты применительно к наполнению учебных программ вузов подтверждают этот факт, достаточно проанализировать соотношение часов, выделяемых для теоретических курсов и производственных практик. При этом немногие часы, уделяемые «к практическому» обучению отводятся, как правило, для ознакомительных работ в узкоспециальном направлении и редко или в недостаточном объеме предполагают и создают условия для включения обучаемого в макроструктуру деловых отношений. Получается так, что большинство студентов неплохо знают историю, но не умеют, а как следствие и не хотят применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Все это приводит к снижению познавательного интереса студентов, отсутствию

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Рассадин В.Н., 2012

личностной позиции, пассивности, неумению формировать и отстаивать оценочные суждения, что препятствует процессу их профессионального становления. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости работника. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции. В связи с этим на наш взгляд при подготовке студентов историков на первый план должно выходить такое воспитание личности, которое способствует инициативному и самостоятельному выбору, ответственности за свой выбор, а так же активной жизненной и профессиональной позиции.

«Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности:

- специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;

- социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;

- личностную (владение способами самовыражения и саморазвития);

- индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности)» [2, с. 40].

Наличие всех видов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризует становление личности и индивидуальности профессионала.

Специфика профессии историка предполагает интересный, но весьма кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в заграничные командировки. По этой причине воспитание в рамках высшего исторического образования должно иметь две неразрывно связанные стороны: общекультурную и профессиональную.

Что касается первой составляющей, то это должно быть воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство духовного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультур-ное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур.

Вторая сторона воспитательной работы -профессиональное воспитание. Цель высшего исторического образования в современных условиях - формирование качественно нового субъекта профессиональной деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к работе, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей работы в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

Таким образом, вслед за Байдашевой Е.Н. мы определяем профессиональное воспитание в рамках высшего исторического образования как специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов-историков профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства.

Профессиональная направленность личности будущего историка включает в себя интерес к избранной профессии, понимание общественной и личной значимости деятельности историка, сознательное и творческое отношение к профессии.

Профессиональную компетентность можно определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту, связана с наличием необходимых знаний, умений и навыков, что, в конечном счёте, находит выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении и этике.

Библиографический список

1. Байдашева Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 34-35.

2. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Екатеринбург: Урал, 1988. - 89 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.