УДК 378
Рассадин Василий Николаевич
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автором выявлены содержательные и процессуальные аспекты инновационности образовательного процесса в высшей профессиональной школе — профессиональное воспитание студентов-историков.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, профессиональная компетентность, воспитательная работа.
В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разностороннего личностного развития, имеющих способности к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач вузов. В то же время на сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа. Таким способом человек сам толкает себя на то, что полноценно и эффективно работать он уже не сможет, а значит, имеется большая вероятность, что у него не будет возможности самореализоваться, проявить свой потенциал в профессиональной деятельности. Для таких студентов образование является скорее формальным подтверждением социального статуса - своего рода государственно и институционально заверенным пропуском в высшие слои современного общества. Данная тенденция, на наш взгляд, представляет собой не очень хорошую перспективу формирования и развития будущих специалистов, профессионалов. Поэтому сегодня важно выявить содержательные и процессуальные аспекты инновационности образовательного процесса в высшей профессиональной школе, которые могут способствовать решению поставленных задач.
Мы выделяем и рассматриваем в качестве одного из таких аспектов совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе - профессиональное воспитание студентов-историков.
Современное историческое образование, на наш взгляд имеет весьма опосредованное отношение к процессу формирования личности про-
фессионала. В подавляющем большинстве случаев вовсе не оно определяет качество профессионала, будучи по своей природе скорее неким «описательным» институтом. Одним из основных аргументов в пользу недостаточной эффективности современной системы подготовки историков является, в частности, нацеленность образовательных программ только на предоставление некоего информационного ядра, соответствующего профилю профессионала, без учета контекста его будущей деятельности. Более того, в случаях с программами, предусматривающими возможности соприкосновения обучаемых с актуальным контекстом деятельности, редко принимается во внимание факт его постоянной трансформации, т.е. не происходит развитие способностей и навыков соответствия изменяющимся внешним условиям деятельности будущего профессионала.
Обучение, как этап становления профессионала носит описательно-информационный, академический, но не практико-ориентированный характер. Существующие государственные стандарты применительно к наполнению учебных программ вузов подтверждают этот факт, достаточно проанализировать соотношение часов, выделяемых для теоретических курсов и производственных практик. При этом немногие часы, уделяемые «к практическому» обучению отводятся, как правило, для ознакомительных работ в узкоспециальном направлении и редко или в недостаточном объеме предполагают и создают условия для включения обучаемого в макроструктуру деловых отношений. Получается так, что большинство студентов неплохо знают историю, но не умеют, а как следствие и не хотят применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Все это приводит к снижению познавательного интереса студентов, отсутствию
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Рассадин В.Н., 2012
личностной позиции, пассивности, неумению формировать и отстаивать оценочные суждения, что препятствует процессу их профессионального становления. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости работника. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции. В связи с этим на наш взгляд при подготовке студентов историков на первый план должно выходить такое воспитание личности, которое способствует инициативному и самостоятельному выбору, ответственности за свой выбор, а так же активной жизненной и профессиональной позиции.
«Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности:
- специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;
- социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;
- личностную (владение способами самовыражения и саморазвития);
- индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности)» [2, с. 40].
Наличие всех видов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризует становление личности и индивидуальности профессионала.
Специфика профессии историка предполагает интересный, но весьма кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в заграничные командировки. По этой причине воспитание в рамках высшего исторического образования должно иметь две неразрывно связанные стороны: общекультурную и профессиональную.
Что касается первой составляющей, то это должно быть воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство духовного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультур-ное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур.
Вторая сторона воспитательной работы -профессиональное воспитание. Цель высшего исторического образования в современных условиях - формирование качественно нового субъекта профессиональной деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к работе, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей работы в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.
Таким образом, вслед за Байдашевой Е.Н. мы определяем профессиональное воспитание в рамках высшего исторического образования как специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов-историков профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства.
Профессиональная направленность личности будущего историка включает в себя интерес к избранной профессии, понимание общественной и личной значимости деятельности историка, сознательное и творческое отношение к профессии.
Профессиональную компетентность можно определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту, связана с наличием необходимых знаний, умений и навыков, что, в конечном счёте, находит выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении и этике.
Библиографический список
1. Байдашева Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 34-35.
2. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Екатеринбург: Урал, 1988. - 89 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
105