УДК 371.12
С. Л. Фоменко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО) ИССЛЕДОВАНИЯ
Большинство задач, стоящих перед людьми, требует коллективных усилий. Совместно несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверного напряжения сил никогда бы не смог достичь один. Как бы ни был талантлив, усерден или силен человек, его возможности чрезвычайно ограничены. Кроме того, каждый человек является членом того или иного коллектива, который выступает в качестве связующего звена между обществом и личностью.
По мнению А. В. Морозова, коллектив выступает в роли проводника разнообразных влияний общества на личность. Но коллектив — не простой посредник, не «равнодушный» проводник общественных влияний. Будучи ячейкой общественного организма, средой, в которой протекает основная деятельность людей и осуществляется их прямое и непосредственное общение, коллектив постоянно воздействует на каждого входящего в него человека. В свою очередь, каждый член коллектива воздействует на своих коллег и коллектив в целом [5. С. 187—188].
В современной науке проблемами коллектива занимаются психология, педагогика, социология. Приоритет в изучении проблем коллектива принадлежит социальной психологии, которая рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть
рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные характеристики, возникающие в результате развития основной деятельности данной группы и имеющие особое значение для ее членов.
Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива.
Во-первых, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. В этом смысле не может быть коллективом, хотя и сплоченная, но асоциальная группа.
Во-вторых, коллективу присущ добровольный характер объединения. Под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.
В-третьих, существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
В-четвертых, коллектив представляет собой такую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки развитию коллектива, а вместе с ним.
Предшествующий опыт общественного развития в сознании каждого человека утвердил приоритет общественных ценностей, общественных дел и общественных идеалов. Своеобразная модель коллективной, массовой жизни нашла свое отражение и широкое воплощение в педагогической практике, что определило командно-административный стиль взаимодействия и взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Советская педагогика активно рассматривала процесс формирования личности профессионала и ее развития в системе коллективных отношений. Идея профессионального развития личности, ее духовно-нравственного развития рассматривалась через призму развития и становления коллектива. Это привело к тому, что усилилось внимание руководителей к анализу общих показателей и процессов. Личность педагога как бы растворялась в массе коллектива, а результаты деятельности конкретного учителя сливались в результат деятельности всего педагогического коллектива. Широкое распространение получили преимущественно количественные показатели при оценке деятельности как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом. В погоне за увеличением этих показателей при определении эффективности деятельности коллектива отсутствовала система глубокого анализа проблем, связанных с профессиональным развитием конкретных педагогов. При этом необходимо отметить и позитивный момент в происходящем, который заключался в том, что ощущалась ответственность коллектива за каждого его члена и, наоборот, каждый педагог чувствовал ответственность за результаты деятельности всего коллектива.
Но наступило иное время, время перемен в общественной жизни страны, когда от каждого человека потребовалась его собственная позиция, в том числе и профессиональная. Изменение социально-экономической и социально-
политической обстановки в стране привело к появлению личностно ориентированного подхода в образовании, направленного на индивидуализацию образовательного процесса. На первый план выходит личность с ее индивидуальными способностями, уникальностью и неповторимостью. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах. Индивидуализм как ценность, свойственная американской культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллективизм как норматив традиционных обществ также определяет взаимоотношения индивида и группы. Он проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных [1. С. 236].
Идеи личностно ориентированного подхода нашли свое отражение и в профессиональном образовании. Получила развитие идея дифференцированного подхода в оценке деятельности педагогического состава по разрядам и категориям, что отразилось в дифференцированном подходе к оплате труда педагогов. Появились разнообразные модели аттестации педагогических кадров, в основу которых был положен дифференцированный подход к оценке профессионализма педагогов. Были разработаны комплексы показателей, оценивающих деятельность учителя, а также разнообразные диагностические психологопедагогические методики, помогающие осуществить индивидуальную оценку деятельности учителя, и т. д.
Идея индивидуализации является альтернативной коллективистскому подходу. Однако нельзя забывать и о том, что диалектика развития предполагает гармоничное сочетание того и другого подхода.
Необходимо помнить, что учитель или воспитатель осуществляет воспитательно-образовательный процесс не в одиночку, а в совместной профессиональной деятельности всего коллектива педагогов. Все педагоги являются членами педагогического коллектива, совместно работающие педагоги строят структуру своих отношений и в зависимости от их содержания определяют качества своего коллектива. Целесообразность и эффективность коллективной профессиональной деятельности основывается на синергетическом эффекте, порождаемом совместной деятельностью. Психологи установили, что работа в присутствии других повышает продуктивность у 40% людей, снижает у 25%, а у остальных не изменяет ее, т. е. в целом положительно влияет на результаты.
Великий русский естествоиспытатель В. М. Бехтерев в своих трудах подчеркивал преимущества коллективной деятельности. По мнению ученого, коллективные решения по своему характеру являются компромиссными, так как группа превосходит индивидов в наблюдательности, объеме и прочности запоминания информации, исправлении индивидуальных ошибок, кроме того, группа предлагает решения, которые, как правило, более верны с нравственной точки зрения. В целом от совместной работы с другими людьми человек, несомненно, выигрывает.
Современные специалисты считают, что превосходство групповых решений над индивидуальными обусловлено:
1) наличием у группы большего объема информации, чем у отдельного индивида;
2) наличием значительного творческого потенциала, разумным риском,
применением более эффективной тактики выдвижения идей;
3) возможностью быстрого коррелирования ошибок;
4) социальной поддержкой, духом соревнования.
Тот факт, что работа в коллективе, в группе благотворно сказывается на индивидуальной результативности, подтверждается многочисленными исследованиями. В трудах российских ученых подчеркивается, что работа в коллективе позволяет добиться гораздо больших результатов, чем работа в одиночку, кроме того, только коллективу профессионалов под силу решение сложных, требующих комплексного подхода задач (С. И. Самы-гин, Л. Д. Столяренко, В. Р. Веснин, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова, К. К. Платонов, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Ю. В. Олейник, Ю. П. Платонов, А. Г. Ковалев, Я. Л. Коломинский).
Результаты исследований свидетельствуют, что в присутствии других людей человеком гораздо быстрее решаются проблемы, он совершает меньше ошибок, повышается индивидуальная результативность труда. Это явление получило в социальной психологии название эффекта фасилитации. Выявленная закономерность не является бесспорной, так как существуют данные, говорящие о том, что в группе могут быть и обратные процессы, негативно влияющие на личность. Среди них такие, как проявление конформности некоторыми членами коллектива; ориентация на средний уровень продуктивности, доступный большинству; консерватизм отдельных членов, особенно, если они численно преобладают, и т. д. Становясь членом коллектива, личность не хотела бы быть отвергнутой. Поэтому люди склонны следовать групповым нормам. Многие исследования показывают, что группы могут оказать сильное влияние на индивидов, побуждая их к изменению своего поведения. Сталкиваясь с групповым давлением, обычно говорят о кон-
формности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению, принятие или отторжение им групповых норм и правил.
Сложность и порой противоречивость протекания коллективной профессиональной деятельности обусловливает определенные сложности в управлении, требует от руководителя научного и системного подхода в управлении коллективом.
Современное общество требует очень высокого уровня профессионализма педагогических кадров, и достичь его в одиночку представляется весьма сложным делом. Для обеспечения эффективного решения задач, стоящих сегодня (в условиях модернизации образования), необходимо участие всего педагогического коллектива в определении целей развития, в реализации их достижения.
На современном этапе приоритет получила модель коллектива, складывающаяся из взаимодополняющего многообразия индивидуальностей, а не унифицированных индивидов. Принципы демократизации в обществе и гуманизации в образовании обусловливают приоритет именно такой модели коллектива, а она в свою очередь предполагает личностную профессиональную позицию членов коллектива.
Уже сегодня становится понятным то, что, работая в одиночку над совершенствованием своего профессионального мастерства, педагог не сможет достичь тех вершин, которых он мог бы достичь в процессе коллективной профессиональной деятельности. Не нужно забывать и о том, что в процессе профессиональной деятельности педагога может наступить стадия деструкции или стагнации, выход из которой является весьма затруднительным для конкретного педагога. Для того чтобы избежать деструктивных изменений, необходимо, чтобы профессионально зрелым, компетентным был весь коллектив в целом. В таком разви-
вающемся, живущем полноценной творческой жизнью коллективе невозможно развитие деструктивных явлений. А если таковые и проявляются, то сильный, профессионально-компетентный коллектив окажет помощь и поддержку конкретному педагогу в их преодолении.
Профессионально-компетентный педагогический коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, так как его члены обладают существенно большим совокупным опытом, знаниями, квалификацией. Однако его действия трудно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не имеющих однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов в коллективе вклад каждого в результаты совместной деятельности сокращается, что значительно уменьшает общую эффективность труда. Происходит это потому, что возникают такие негативные явления коллективной деятельности, как «социальное безделье», «диффузия ответственности», попытки переложить свои обязанности на других.
Об эффективности деятельности коллектива говорит его способность добиваться полезных результатов. В современных условиях речь идет о получении всеми воспитанниками качественного образования. Решить эту широкомасштабную задачу под силу только коллективу высокого уровня профессионального развития, обладающему творческим потенциалом.
Идея преодоления негативных профессиональных изменений, деструкций в профессиональной практике, идея поступательного, профессионального развития педагогического коллектива и каждого его члена заставила нас обратиться к проблеме исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива.
Мы рассматриваем педагогический коллектив как группу, организованную для совместной деятельности, имеющую психическое, интеллектуальное,
эмоциональное и волевое единство, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценными и личностно значимыми целями, способную к качественному выполнению профессиональной деятельности, позволяющую обеспечить каждому члену возможности для профессионального развития, а также удовлетворяющую социальные ожидания потребителей.
В нашем понимании процесс профессионального становления педагогического коллектива — это процесс качественных изменений коллективных профессиональных характеристик в ходе осуществления коллективной профессиональной деятельности, приводящей к последовательной смене уровней и стадий профессионального становления.
Ведущими методологическими подходами в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива нами были выбраны системный, деятельностный и комплексный подходы. Основанием для исследования профессионального становления педагогического коллектива является системный подход, который требует рассмотрения педагогического коллектива:
1) собственно как системы, как целостности, имеющей новые, интегративные характеристики (сплоченность, совместимость, сработанность, социально-психологический климат), которыми не обладает каждый из членов коллектива;
2) системы, обладающей определенной структурой (формальной, неформальной, коммуникативной и т. д.);
3) как части, включенной в более общую систему, в качестве которой могут рассматриваться большие общности (педагогические сообщества района, города, области, страны);
4) в плане взаимодействия с отдельными элементами или подсистемами коллектива, которыми являются его члены или их микрогруппы (методи-
ческие объединения, творческие группы, группы по интересам);
5) в плане взаимодействия с внешними условиями формирования коллектива как системы, среди которых необходимо особо выделить рассмотрение его взаимодействия с другими коллективами.
С позиций системного подхода важнейшим аспектом в исследовании педагогического коллектива является определение системообразующего фактора. В нашем исследовании профессионального становления педагогического коллектива системообразующим фактором является его совместная, коллективная профессиональная деятельность.
Именно для осуществления общественно значимой профессиональной деятельности педагоги вступают в определенные связи и отношения.
Мы считаем, что только через взаимодействие и взаимоотношения именно в совместной коллективной профессиональной деятельности и раскрывается взаимосвязь следующих феноменов: личности профессионала и профессионального коллектива; коллектива профессионалов и профессиональной деятельности; личности профессионала и профессиональной деятельности. В этом смысле совместная коллективная профессиональная деятельность есть системное и системообразующее явление в профессиональном педагогическом коллективе.
Рассматривая педагогический коллектив как систему, необходимо исследовать множественность (многообразие) элементов и тех связей и отношений, которые имеют место как внутри коллектива, так и в его взаимоотношениях со средой (социальным окружением). В качестве элементов педагогического коллектива как системы мы рассматриваем его членов, а также микрогруппы (например, методические объединения педагогов, творческие группы или груп-
пы по интересам). Значение микрогрупп чрезвычайно велико, так как именно они могут быть стимулирующим (творческие группы) или тормозящим фактором в процессе профессионального становления коллектива.
Формирование целостности педагогического коллектива обусловливается разнообразием и многоуровневостью связей и отношений в процессе совместной коллективной профессиональной деятельности.
Основными являются следующие связи: пространственно-временные, функциональные, социально-психологические, организационно-управленческие. Эти связи в коллективе оказывают различное влияние на исследуемый процесс профессионального становления, так как, например, социально-психологические связи при достижении положительного развития могут отрицательно влиять на динамику профессионального становления коллектива, на результативность его деятельности. Это происходит потому, что хорошие, дружеские отношения между педагогами приводят к снижению требовательности, ответственной трудовой зависимости и т. п. Системный подход в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива основывается на следующих принципах: единства, развития, глобальной цели, функциональности, иерархии, организованности и др.
Важным требованием системного подхода является рассмотрение процесса профессионального становления педагогического коллектива в развитии. Исходя из нашего исследования, можем утверждать, что процесс профессионального становления коллектива не всегда имеет поступательный прогрессивный характер. Чаще всего в процессе своего развития коллектив проходит и регрессивные стадии, которые в нашем исследовании носят название «стадия возможной деструкции». Такой подход к рассмотрению профессионального развития коллекти-
ва, заставляет пересмотреть влияние конфликтности коллектива на успешность его функционирования, поскольку, возникает необходимость в рассмотрении «позитивного», «здорового», «продуктивного» видов конфликтов.
Применительно к исследованию процесса профессионального становления педагогического коллектива деятельностный подход осуществляется в следующем:
• коллективная профессиональная деятельность понимается как главный системообразующий фактор, инициирующий профессиональное развитие коллектива;
• динамика состава и структуры деятельности тесно связана с этапами (стадиями) процесса профессионального становления педагогического коллектива;
• характерные признаки социальной деятельности, значимые для исследования профессионального становления педагогического коллектива: общественный характер деятельности, предметность, совместность, наличие обладающих определенными знаниями, умениями, навыками и взаимоотношениями индивидов, жизнедеятельность которых не исчерпывается совместным трудовым процессом.
Таким образом, обращение к методологии системного и деятельностного подходов в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива, с одной стороны, является закономерной необходимостью для современного состояния исследования коллектива, с другой — реальной возможностью дальнейшего развития теории коллективов, имеющей не только теоретическое, но и большое практическое значение на современном этапе развития. Кроме того, в исследовании мы использовали и комплексный подход.
Комплексный подход в рассмотрении процесса профессионального становления педагогического коллектива характеризуется следующим:
1) выделением в исследуемом процессе сторон, подлежащих изучению с позиций разных наук (педагогики, психологии, социологии, акмеологии, теории управления, профессиональной психологии и др.);
2) единством целей и направлений в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива, их субординацией и координацией, подчинением всех частных целей главной, обеспечивающей единство исследуемого процесса;
3) согласованностью действий всех участников исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива;
4) учетом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе проблем, связанных с процессом профессионального становления коллектива.
Большое значение в обеспечении позитивной направленности профессионального становления педагогического коллектива имеет создание комплекса организационно-управленческих условий.
Среди них мы выделяем:
1. Кадровые условия: разнообразный состав членов коллектива по возрасту, полу, педагогическому стажу, по уровню квалификации, по направлениям деятельности, по психологическим характеристикам членов коллектива, наличие соответствующих современным требованиям базового уровня профессиональной подготовки педагогов; наличие компетентного руководителя и заместителей руководителя, являющихся лидерами в коллективе.
2. Целевые:
четкость, конкретность, выполнимость, социальная и практическая значимость целей и задач, стоящих перед коллективом.
3. Мотивационные:
возможность профессиональной самореализации членов коллектива; система оплаты труда по результатам; творческий характер выполняемой деятельности, признание и одобрение хорошо выполненной работы; хорошая информированность; доброжелательные, деловые и конструктивные отношения с руководителем; комфортность в коллективе; возможность повышения интеллектуального и профессионального уровня педагогов; наличие объективной системы отслеживания коллективной и индивидуальной траекторий профессионального развития; наличие многофункциональной и многоуровневой системы повышения профессионального мастерства педагогов.
4. Средовые:
благоприятный психологический климат в коллективе: повышенный эмоциональный тонус в коллективе; взаимоотношения, строящиеся на принципах сотрудничества и взаимовыручки; высокая степень психологического единства членов коллектива; удовлетворенность профессиональной деятельностью; идейно-нравственная и творческая атмосфера в коллективе; комфортность условий в образовательном учреждении; высокий уровень культуры в педагогическом коллективе: удовлетворенность учителей атмосферой в коллективе, организация работы в коллективе, согласованность требований преподавателей к учащимся.
5. Ресурсные: материально-техническое обеспечение деятельности педагогического коллектива в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; высокий уровень информационной обеспеченности воспитательно-образовательного процесса; наличие необходимых материальных, финансовых ресурсов для реализации модели профессионального становления педагогического коллектива.
Проведенный анализ состояния проблемы, уточнение понятийного аппарата позволили нам сформулировать ряд кон-
цептуальных положений, характеризующих процесс профессионального становления педагогического коллектива.
Первое концептуальное положение, определяющее содержание исследования, состоит в том, что структурирование информации о процессе профессионального становления педагогического коллектива целесообразно представить в виде совокупности структурных составляющих, включающих три блока коллективных профессиональных характеристик: профессионально-квалификационные характеристики педагогического коллектива, социально-психологические характеристики связей и взаимодействий в педагогическом коллективе, характеристики профессиональных достижений педагогического коллектива.
Второе концептуальное положение заключается в том, что профессиональное становление педагогического коллектива целесообразно рассматривать по уровням, анализ которых предполагает выявление количественного и качественного соотношения и развития профессиональных характеристик педагогического коллектива. Рассматривая профессиональное становление педагогического коллектива по уровням, необходимо отметить следующее.
1. Уровень профессионального становления определяется на основе изменения профессиональных свойств (характеристик) педагогического коллектива как субъекта совместной коллективной профессиональной деятельности, поэтому ведущими основаниями для выделения уровней являются профессиональные характеристики реальной деятельности педагогического коллектива (целенаправленность, мотивированность, структурированность, интегра-тивность (целостность), согласованность, организованность и результативность деятельности).
2. Уровень профессионального становления педагогического коллектива определяется на основе анализа состояния всей
совокупности реальных связей, в которые включаются члены коллектива в процессе профессиональной деятельности: про-
странственно-временные, функциональные, организационно-управленческие и социально-психологические.
3. В основе выделения уровней профессионального становления педагогического коллектива находится анализ процесса интеграции коллектива, являющийся основным механизмом формирования целостности коллектива.
Исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие уровни профессионального становления педагогического коллектива:
— оптимальный;
— допустимый;
— критический.
Третье концептуальное положение состоит в том, что педагогический коллектив в процессе профессионального становления проходит пять взаимосвязанных стадий, не повторяющих уровни профессионального становления, так как очередная стадия фактически может быть переходом на нижележащий уровень или некоторым преобразованием (изменением) в процессе профессионального становления коллектива без перехода, на какой-либо другой уровень. В процессе профессионального становления коллектива иногда практически неизбежной является стадия регрессивного развития коллектива.
Итак, мы выделяем следующие стадии профессионального становления педагогического коллектива:
1) начальная стадия (стадия потенциального развития);
2) основная стадия (стадия накопления «потенциала развития»);
3) стадия прогрессивного поступательного профессионального развития;
4) регрессивная стадия (стадия возможной деструкции);
5) стадия самореализации коллектива (стадия «состоявшейся успешности»).
Четвертое концептуальное положение заключается в том, что при переходе коллектива с одной стадии профессионального становления на другую, более высокую, каждая личность имеет различные возможности для профессионального совершенствования и предупреждения возникающих в процессе профессиональной деятельности негативных профессиональных изменений (деструкций), выявить которые можно на основе использования мониторингового подхода к исследуемому процессу. Кроме того, педагогический мониторинг позволяет с достаточной степенью точности на основе комплекса объективных показателей определить уровень и соответствующую ему стадию профессионального становления педагогического коллектива. Педагогический мониторинг профессионального становления педагогического коллектива состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1) исходно-диагностического;
2) уточняющего;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АНДРЕЕВА, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004.
2. БЕХТЕРЕВ, В. М. Влияние коллектива на личность / В. М. Бехтерев, М. В. Ланге / / Педология и воспитание. — М., 1928.
3. ВЕСНИН, В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — М.: Юристъ, 1998.
4. ЖУРАВЛЕВ, А. Л. Роль системного под-
3) планово-прогностического;
4) организационно-деятельностного. Таким образом, представленные концептуальные положения позволят:
• представить общую картину изменений в процессе профессионального становления педагогического коллектива в условиях образовательного учреждения;
• определить уровень и стадию в профессиональном становлении педагогического коллектива, используя технологию мониторинга профессионального становления педагогического коллектива;
• обеспечить позитивное развитие коллектива, исключив возможность появления деструктивных явлений в процессе осуществления профессиональной деятельности, путем создания комплекса организационноуправленческих условий для реализации потенциальных возможностей каждого члена и всего коллектива в достижении вершин профессионализма.
хода в исследовании психологии трудового коллектива / А. Л. Журавлев / / Психологический журнал. — Т. 9. — № 6.
5. МОРОЗОВ, А. В. Социальная психология / А. В. Морозов. — М.: Академический проект, 2003.
6. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Просвещение; Владос, 1994.
Получено 07.09.06