Н. Г. Кутеева
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой педагогики Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. В. Полукаров
В статье обобщен опыт практической деятельности лаборатории "Молодой педагог" по профессиональному становлению молодого учителя в процессе постднпломного образования. Дано определение постднпломного образования, выявлены современные подходы к организации постдипломного образования как части непрерывного образования и проанализированы результаты опытно-экспернмеиталыюй работы.
Ключевые слова: профессиональное становление, молодой учитель, постдипломное образование.
The article generalises the experience of practical activity of the laboratory "The young teacher" on professional establishment of recent-graduate teachers in the course of postgraduate studies. The author defines the concept "postgraduate studies", distinguishes the modern approaches to organisation of postgraduate studies as a part of continuous education and analyses the results of the experimental work.
Становление молодого учителя является длительным, сложным и динамическим процессом, который включает в себя осознанное стремление к самообразованию и самосовершенствованию, четкое осознание и анализ профессиональных целей и умение отыскать наиболее эффективные способы их реализации. Корректная постановка профессиональных целей способствует профессиональному развитию молодого учителя.
У молодого учителя актуализируется потребность в применении полученных в вузе знаний в условиях школы. Возникает необходимость включения молодого учителя в процесс непрерывного пополнения и обновления знаний и практических умений.
Главной характеристикой современного развития общества являются перемены, которым свойственны такие особенности, как непрерывность, устойчивость, стремительность. Эти перемены изменяют спрос на квалификационную структуру професси-
ональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития имеет особое значение.
Непрерывное образование, реально отвечающее потребностям современного общества, не может быть связано лишь с одним определенным периодом жизни человека, или быть ограниченным лишь одной целью - профессиональной подготовкой, отличающейся от подготовки общего характера.
Идея непрерывного образования педагога, рожденная еще Я. А. Коменским и осмысленная впоследствии К. Д. Ушинским, в наше время является столь же актуальной. Непрерывность профессионального образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.
Постдипломное образование в контексте непрерывного образования как педагогическая проблема исследовалось Т. Г. Бра-же, Л. В. Блиновым,Б. Л. Вульфсоном, В. Б. Гаргаем, С. И. Змеевым, Ю. Н. Ку-люткиным В. Ю. Краевским, В. Ю. Кричев-ским, Т. Ю. Ломакиной, В. И. Масловым, А. Е. Мароном, К. А. Нефедовой, О. И. Пол-куновой, О. В. Пономаревой и др.
Особо значима для нас точка зрения Т. Ю. Ломакиной, которая отмечает, особую роль постдипломного образования, в системе непрерывного профессионального образования, способствующего расширению кругозора и формированию целостной личности.
Непрерывное профессиональное образование должно решать три взаимосвязанные задачи: повышение общей культуры, создание кадровых ресурсов и их модернизация. Для реализации этих задач, образование должно иметь следующие составляющие: общее образование, профессиональное образование, пост дипломное образование и дополнительное образование.
Постдипломное образование подразумевает с одной стороны повышение уровня образования, научной, педагогической квалификации, с другой стороны, - совершенствование профессиональной подготовки через разнообразные формы. С точки зрения Т. Ю. Ломакиной: «Постдипломное образование реализуется при повышении квалификации и призвано способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной за-1
щищенности» .
В контексте нашего исследования, такое определение постдипломного образования является наиболее близким. Мы принимаем во внимание тот факт, что, получив диплом об окончании образовательно-
го учреждения: «Каждый человек, даже если он не пойдет учиться на следующий образовательный уровень, должен будет продолжать свое образование, совершенствовать свою профессиональную квалификацию. Во всем мире такое образование на-
2
зывается постдипломным» .
Таким образом, в современных социально-педагогических условиях повышается роль системы постдипломного образования в становлении молодого учителя.
Профессиональное становление учителя - это процесс постепенного формирования педагогических умений: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес обучаемых к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу.
Для молодого учителя необходимы интеграция и генерализация нравственного опыта, осознание и переживание себя как субъекта педагогической деятельности и образование в структуре личности молодого учителя системы свойств, отношений и практических действий в их единстве.
Высокие современные требования к личности молодого учителя, входящего в стремительно меняющееся образование с его новыми идеями и ценностями, стратегиями и концепциями, а также реализация приоритетного национального проекта «Образование» ставят молодого специалиста на стезю непрерывного образования. Поэтому постдипломное образование молодого учителя, содержание и подходы к его организации представляются особенно актуальными в современных условиях. С. П. Тонконогая утверждает: «Постдипломное образование - это механизм, с помощью которого молодой учитель может не только воспринимать новые научные идеи, но и их 3
внедрять» .
Для молодого учителя важно понимать и принимать себя, определять перспективы своего самопродвижения, осознавать и ре-
ализовывать собственные резервы, оптимально действовать в профессиональных ситуациях именно на основе адекватных знаний о себе и отношения к себе как личности педагога.
Модернизация образования не может быть достигнута лишь за счет ознакомления молодого учителя с современными педагогическими теориями и технологиями. Современная педагогическая действительность настоятельно требует включения молодого учителя в систему постдипломного образования, ведущая задача которого заключается в оказании помощи молодому педагогу в процессе его профессионального роста. Необходимо, чтобы в своих профессиональных действиях молодой учитель руководствовался осознаваемыми профессиональными целями и задачами. Исходя из этого, становление профессиональных целей молодого учителя в нынешних условиях приобретает особую значимость.
На базе Пензенского института развития образования при кафедре педагогики и психологии создана лаборатория «Молодой педагог». Мы определили формы, методы, средства и условия работы с молодыми учителями, способствующие становлению молодого учителя и позволяющие подчеркнуть единство профессионально ценных и личностно значимых целей и задач его профессиональной деятельности.
Проведенная нами работа позволила сделать вывод, что эффективность постдипломного образования молодого учителя определяется тем, что и как молодой учитель усваивает из профессионально-педагогического опыта, накопленного педагогической практикой, а также выстраивает траекторию движения к дальней перспективе. Совершенствование процесса становления молодого учителя в процессе постдимлом-ного образования можно целенаправленно и систематически осуществлять через обогащение содержания постдипломного образования, форм, методов и средств включения учителя в постепенное и последователь-
ное движение от ближних к дальним профессиональным целям, которые обеспечивают достижение единства и взаимообусловленности между содержанием постдипломного образования и личностным смыслом профессиональной деятельности молодого учителя.
Мы принимаем во внимание концепцию межсобытийных детерминационных связей А. А. Кроника, согласно которой «.. .будущее психологически связано с внешним миром, прошлое - с внутренним, так как опирается на память субъекта. Пессимистическая и обедненная жизненная перспектива зачастую ведет к психологическому ста-4 х
рению личности» . 1о есть достижение успеха в профессиональной деятельности, зависит от сформированности у молодого педагога причинно-целевых связей между прошлым, настоящим и будущим.
Таким образом, позитивное отношение молодых учителей к своему профессиональному будущему мотивирует и побуждает их к активной деятельности, направленной на становление и достижение профессиональных целей.
На начало эксперимента эмоциональная оценка перспектив своего профессионального будущего у молодых учителей выглядела следующим образом:
• ясно представляю себе свое профессиональное будущее, знаю, какой должен быть я - профессионал, чтобы воспитать разностороннюю личность ученика -16,9%;
• у меня есть сомнения, что я верно выбрал свой профессиональный путь (что я стану настоящим профессионалом) и смогу не только воспитывать учащихся, но и передавать свой опыт молодым коллегам -
50,8%;
• я со страхом думаю о том, что у меня что-нибудь не получится в моей профессиональной деятельности - 32,3%.
По результатам видно, что большинство молодых учителей (50,8%) с сомнением смотрит в свое профессиональное буду-
идее. Очевидно, это сомнение обусловлено неуверенностью молодых учителей в своих силах и профессиональных возможностях, а также противоречием между готовностью молодого учителя к работе в школе, его ожиданием и реальной ситуацией в школе. Полученные знания и умения часто оказываются не востребованными в конкретных условиях, что и рождает трудности вхождения в профессию учителя, эмоциональные срывы.
Для контрольной диагностики в экспериментальной группе характерен заметный сдвиг в сторону позитивного отношения к своему профессиональному будущему, который составляет 52,3%. Это говорит о том,
что молодые учителя стали чувствовать себя намного увереннее, что очень важно для работы с учащимися, родителями и коллегами в профессионально-педагогической деятельности.
На основе анализа исследований по проблемам постдипломного образования, мы делаем вывод: современное постдипломное образование как звено системы непрерывного педагогического образования обеспечивает стабильность и устойчивость образования в целом, способствует развитию общей и профессиональной культуры современного учителя, содействует становлению молодого учителя.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ломакина Т Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005. С. 35.
гЛомакина Т. Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005. С. 33.
3
Онушкин В. Г., Тонконогая Е. П., Кулюткин Ю. Н. Исследование проблем непрерывного образования взрослых. СПб., 1993. С. 44.
КроникА. А. Жизненный путь личности. Киев, 1987. С. 32.