Научная статья на тему 'Профессиональное становление и самоактуализация преподавателя высшей школы'

Профессиональное становление и самоактуализация преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / АКМЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурганова Инесса Фернандовна, Романова Людмила Михайловна

В статье показаны стадии профессионального становления личности специалиста, предложенные различными авторами. Описываются этапы непрерывного профессионального развития преподавателя высшей школы. Рассмотрено явление самоактуализации как предмета изучения акмеологии. Приведены результаты тестирования преподавателей Казанского государственного энергетического университета по методике САТ. Проведен их анализ, даны рекомендации участникам тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурганова Инесса Фернандовна, Романова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION AND SELF-ACTUALIZATION OF THE UNIVERSITY TEACHER

In the article different authors offer the stages of professional formation of a personality of a specialist. The steps of continuous professional development of a university teacher are described. The phenomenon of self-actualization is considered as the subject of studying acmeology. The results of tests for teachers of Kazan state power university (CAT methods) are cited.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление и самоактуализация преподавателя высшей школы»

УДК 371.13

И. Ф. Бурганова, Л.М. Романова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье показаны стадии профессионального становления личности специалиста, предложенные различными авторами. Описываются этапы непрерывного профессионального развития преподавателя высшей школы. Рассмотрено явление самоактуализации как предмета изучения ак-меологии. Приведены результаты тестирования преподавателей Казанского государственного энергетического университета по методике САТ. Проведен их анализ, даны рекомендации участникам тестирования.

Ключевые слова: профессиональное становление, преподаватель высшей школы, самоактуализация, акмеология, педагогическое творчество.

В современных условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования особо остро встает вопрос об уровнях развития профессионализма и компетентности профессорско-преподавательского состава как основного объекта управления системы менеджмента качества образования. В этой связи становятся актуальными проблемы непрерывного профессионального образования и становления преподавателя высшей школы (ПВШ), где центральное положение занимает процесс самоактуализации личности специалиста.

Г.У. Матушанский и А.Г. Фролов [1] выделили шесть этапов непрерывного образования преподавателей высшей школы. Первый этап должен учитывать индивидуальные характеристики для диагностики профессиональной непригодности к профессионально-педагогической деятельности, к которым относятся: противопоказания в состоянии здоровья (психического и физического); недостаточная осознанность профессионального выбора; отсутствие психологической предрасположенности к профессии. Второй этап должен включать профессионально -педагогическое обучение в магистратуре и аспирантуре, а также предположительную оценку перспективности будущего преподавателя, коррекцию и развитие недостаточно выраженных профессионально важных качеств личности преподавателя вуза. На этом этапе непрерывного образования преподавателя вуза основными параметрами его подготовки являются профессионально-педагогические знания (составляющие основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя высшей школы и служащие фундаментом для выработки умений и навыков) и качества личности, наиболее значимые для профессионально-педагогической деятельности в вузе. Третий этап должен быть направлен на уточнение для каждого ПВШ наиболее эффективного пути приложения его сил и начинаться с пассивной и активной педагогической практики на предшествующем этапе профессионально-педагогического обучения и включать в

себя различные виды стажировок, а также саму педагогическую деятельность в течение первого года преподавания в вузе. Основная задача четвертого этапа - формирование профессионально-педагогической компетенции, достаточной для квалифицированного осуществлении профессиональной деятельности. Пятый этап рассматриваемого непрерывного образования ПВШ связан с выполнением основных должностных обязанностей при ведении преподавательской деятельности на высоком профессиональном уровне. Последний шестой этап - это усвоение разных видов и разных направлений профессионально-педагогической деятельности, что позволяет преподавателю быть высокомобильным в постоянно меняющихся внешних условиях среды. На последних трех этапах непрерывного профессионального образования ПВШ ведущую роль играют различные институциональные формы стажировки, профессиональной переподготовки, поддержки и повышения квалификации, чередующиеся с периодами самообразовательной деятельности.

Разные авторы выделяют различные стадии (этапы) профессионального развития и становления личности специалиста (таблица 1).

Таблица 1. Этапы профессиональной подготовки и становления личности

Э.Ф. Зеер [2] Е.А. Климов [3] Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов [1] Л.Н. Горбунова, Е.С. Манюкова [4]

1 2 3 4

1) аморфная оптация (определение профессионально-ориентирующих интересов) 1) фаза профессиональной ориентации (развитие склонностей и способностей к определенному виду деятельности) 1) этап первичной психодиагностики -выявление лиц с явными противопоказаниями (профессионально-непригодных) Этапы профессионального роста педагога: 1) профессиональная самоиден-тифи-кация (может сопровождаться неуверенностью, чувством вины, агрессивностью, ощущением униженности)

2) оптация (профессиналь-ные намерения, учебно-профессиональное самоопределение) 2) фаза оптанта (озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены)

3) профессиональная подготовка (готовность к самостоятельному труду) 3) фаза адепта - подготовка, объединяющая начинающих профессионалов; может быть многолетней или кратковременной (простой инструктаж) 2) этап профессиональной подготовки и переподготовки -специальное профессионально-педагогическое обучение для получения квалификации ПВШ с диагностикой ПВК

4) профессио-нальная адаптация (освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, развитие ПВК) 4) адаптация - привыкание молодого специалиста к новой работе 3) профессионально-предметная специи-ализация и профессиональная адапта-ция педагога, выработка профессионально-педагогических умений и навыков

1 2 3 4

5) первичная профессионализация (профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд); 6) вторичная профессионализация (профессиональный менталитет, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированный труд) 5) фаза интернала -наличие опыта работы, самостоятельное выполнение основных профессиональных функций 4) выработка профессиональной готовности к преподавательской деятельности в вузе 2)технолого-профессиональная самореализация (характеризуется набором и отработкой способов и приемов деятельности)

7) мастерство (творческая профессиональная деятельность, интегративные психологические новообразо- 6) мастерство - приобретение индивидуального, неповторимого стиля деятельности со стабильно хорошими результатами 5) этап формирования профессионального опыта и профессиональной зрелости - достижение высокого уровня педагогического мастерства 3) профессиональная самоактуализация (смысл, ценность и цель деятельности определяется каждым

вания, самопроектирование, вершина профессионального развития) 7) фаза авторитета 8) наставничество -передача опыта (авторитетный мастер своего дела окружен единомышленниками, учениками, последователями) 6) основной параметр этапа - разносторонняя профес-сиональная_эруди-ция и функциональная грамотность ПВШ конкретным субъектом во всей полноте его неповторимой индивидуальности)

Как видно из таблицы, для всех классификаций общими моментами являются этапы профессионального самоопределения и идентификации будущего специалиста, подготовки к профессиональной деятельности и конечными высшими стадиями развития мастерства и наставничества, которые характеризуются самоактуализацией, проявлением творческого потенциала и передачей накопленного опыта. В соответствии с особенностями, характерными для каждого периода личностно-профессионального развития, ставятся различные цели и задачи в системе дополнительного образования преподавателей вузов. Кроме того, фазы профессионального роста находятся в прямой корреляционной зависимости от возрастных и психических изменений в жизни человека. В идеале, основной целью человека в системе непрерывного профессионального образования и становления является проектирование оптимального пути индивидуальной образовательной траектории.

А.К. Марковой [5] рассмотрены этапы профессионализма и суперпрофессионализма:

• этап адаптации человека к профессии (первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро в первые 1 -2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно);

• этап самоактуализации человека в профессии (осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональных норм и деятельности, начало саморазвития себя средствами профессии, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности);

• этап свободного владения человеком профессией в форме мастерства (гармонизации человека с профессией; усвоение высоких стандартов, воспроизведения методических рекомендаций, разработок, инструкций);

• этап свободного владения профессией в форме творчества (обогащение опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («ак-ме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды);

этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

• этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала (формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств, самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности).

Понятие акмеология (слово «акме» происходит от древнегреческого «акту» - вершина, высшая точка чего-либо) впервые предложил в 1928 г. Н.А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии - психологии зрелости или взрослости. А.А. Бодалев [6] главной задачей акмеоло-гии, представленной в его книге «Вершина в развитии взрослого человека» (1997), видит в том, чтобы «через проведение комплексных разработок предложить... предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма». А.А. Бодалев в контексте акмеологического подхода ставит и пытается решить проблему взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного (как субъекта деятельности) в развитии профессионала. При этом возможны различные варианты такого соотношения: индивидное развитие значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие или субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личностным и индивидным. Обозначается также проблема относительного соответствия темпов развития всех линий и путей достижения этого соответствия.

Основные тенденции развития современной педагогики как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся. Данные тенденции в той или иной степени характерны для различных уровней системы профессионального образования, в т.ч. высшего и дополнитель-

ного. Поэтому для описания эталонной модели личности как педагога, так и обучающегося педагогическая психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.).

Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, который праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, иерархии потребностей и механизмах развития личности - идентификации и отчуждении, которые позволяют человеку полноценно общаться с окружающими, сохраняя свою индивидуальность. В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно четко представленную в других, менее одаренных людях. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

В 1981 - 1984 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли попытку адаптировать POI - тест (автор Э. Шостром). В процессе работы эта методика претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым (Компетентности во времени и Поддержки) и ряду дополнительных шкал (12 шкал составляют 6 блоков - по две шкалы в одном блоке). Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Методика предназначена для обследования взрослых, психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена самоактуализации и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник (больные неврозами и алкоголики). В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в

5

среднем, степенью самоактуализации были протестированы научные сотрудники одного из московских НИИ.

В декабре 2009 г. среди слушателей системы повышения квалификации КГЭУ по дополнительной образовательной программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» было проведено тестирование по данной методике. Участниками являлись преподаватели, работающие на должностных уровнях старшего преподавателя и доцента и имеющие ученую степень кандидата наук. Средние показатели результатов тестирования респондентов и их стандартное отклонение представлены в таблице 2. В качестве нормативных критериев были приняты показатели научных сотрудников.

Таблица 2

Результаты тестирования кандидатов наук КГЭУ по методике САТ

№ п/п Характеристика критериев Показатели протестированных Но эма

тах тт средний ст. откл. средний ст. откл.

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Ориентация во времени (способность жить настоящим, проживая полноту каждого момента, и способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего) 12 3 7,9 2,65 9,00 2,61

2 Поддержка (степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне) 56 22 43,75 10,8 48,15 7,04

3 Ценностные ориентации (ценности самоактуализирующейся личности) 14 6 11,3 3,09 12,54 2,70

4 Гибкость (способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию) 17 2 11 4,24 11,15 2,90

5 Сензитивность к себе (степень отчет себе в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо человек ощущает и рефлексирует их) 9 3 5,9 2,18 6,69 1,52

6 Спонтанность (способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства) 9 1 6,2 2,74 8,15 2,19

7 Самоуважение (способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них) 12 2 7,8 2,86 8,38 2,26

8 Самопринятие (степень принятия человеком себя таким, какой есть) 18 5 10,35 4,84 11,77 2,45

9 Представления о природе человека (склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную) 7 3 4,4 1,35 6,31 1,55

10 Синергия (способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей) 5 1 3,4 1,35 3,62 1,17

11 Принятия агрессии (способность индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы) 11 3 6,75 2,51 8,54 1,61

1 2 3 4 5 6 7 8

12 Контактности (способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми) 15 5 9,2 2,82 10,85 3,01

13 Познавательные потребности (выраженность у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире) 8 2 4,5 1,84 5,46 2,22

14 Креативность (выраженность творческой направленности личности) 8 4 5,6 1,35 7,46 1,86

Как видно из таблицы, средние показатели протестированных преподавателей ниже средних показателей научных сотрудников, но находятся в пределах нормы. По критериям № 9 (представления о природе человека) и № 14 (креативность) средний результат по группе респондентов находится на нижней границе нормы, что указывает на слабую склонность преподавателей воспринимать природу человека как положительную и на низкий уровень развития и выражения творческих способностей личности. По результатам тестирования следует рекомендовать отдельным лицам мероприятия по акмеологическому консультированию, по профилактике профессиональных деформаций и «синдрома выгорания» специалиста, по стимулированию и развитию креативных качеств личности, в т. ч. повышение уровня научного творчества.

Прохождение теста, по мнению респондентов, оказалось интересным и полезным для их профессиональной рефлексии. Предложенные вопросы и затрагиваемые проблемы важны как для гармоничного профессионального становления, так и для личностного роста ПВШ.

Источники

1. Матушанский Г.У. Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы: Научное изд. Казань: КГЭУ, 2004. 112 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2006. 336 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 304 с.

4. Горбунова Л.Н., Манюкова Е.С. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов. Новокузнецк: ИПК, 2004. 57 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2004. 360 с.

6. Смысл жизни и акме : 10 лет поиска: В 2 ч./ Под редакцией Бодалева А.А. и др. М.: Смысл, 2004. 328 с.

Зарегистрирована 25.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.