Научная статья на тему 'Профессиональное становление будущих практических психологов как психологическая проблема'

Профессиональное становление будущих практических психологов как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эндеберя И. В.

В статье проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, сделана попытка проанализировать и выделить основные компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих практических психологов в период обучения в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление будущих практических психологов как психологическая проблема»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Эндеберя И.В.*

Донбасский государственный педагогический университет, Украина, г. Славянск

В статье проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, сделана попытка проанализировать и выделить основные компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих практических психологов в период обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессиональная подготовка, психологическая готовность, будущий практический психолог.

Развитие демократизации и гуманизации в системе образования требует постоянного совершенствования процесса становления специалиста. Проблема подготовки практических психологов приобрела особое значение в связи с большим социальным заказом на данную специальность и различными формами их подготовки. Профессиональная деятельность, которая базируется на общественном и личностном опыте, предусматривает глубокие перестройки смысловых структур личности, структур личностного опыта. Особое значение данная проблема приобретает для профессий, связанных системе отношений «человек-человек», ведь в данном случае формирования профессиональных особенностей человека зависит в большей степени от особенностей самой профессии. Такое положение по-особому звучит, когда мы говорим о личности практического психолога.

Специальность практического психолога - особая специальность, которая требует от человека высокого уровня воспитанности, внутренней и внешней культуры, образцового владение собой, коммуникативности. Будущий специалист должен овладеть целой системой умений для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, консультационной, психотерапевтической, тренинговой, психопрофилактической работы. Именно в этом и заключается высший уровень профессионального развития личности практического психолога, его подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Студент, не подготовлен к самостоятельному получению новых знаний, не сможет развить в себе эти качества в процессе профессиональной деятельности.

* Ассистент кафедры Практической психологии.

Именно поэтому ВУЗы призваны обеспечить не только высокий уровень профессиональных знаний и умений студентов, но и сформировать творческую личность специалиста, способного к самосовершенствованию и самообразованию. Научно верно организованная и систематически осуществляемая самостоятельная работа является необходимым условием успешного обучения. Одним из определяющих факторов, что влияет на профессиональное становление личности.

Цель статьи - рассмотреть существующие теоретические подходы к проблеме профессионального становления личности, проанализировать и выделить основные компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в период обучения в ВУЗЕ.

Анализ литературных источников показал, что в современной отечественной психологии есть немало исследований, посвященных различным психологическим аспектам профессиональной деятельности и профессионализации личности в целом (О. Ермолаева, Л. Захарова, Е. Зеер, Е. Климов, Т. Кудрявцев, С. Максименко, С. Марков А. Маркова, Л. Митина, Ю. Пова-ренков, Г. Пряжников, В. Рыбалка, Д. Сьюпер, Т. Титаренко, В. Шадриков, С. Шандрук и др.) и профессионального становления будущих психологов в частности (Г. Абрамова, И. Андрийчук, Г. Бадалова, О. Бондаренко, Ж. Верная, Л. Долинская, И. Зязюн, Т. Ильина, О. Кондрашихина, Н. Коломинський, И. Мартынюк, В. Панок, Н. Повьякель, Н. Пророк, В. Семиченко, Л. Уманец, Н. Чепелева, Н. Шевченко, Л. Шнейдер и др.)

В работах данных ученых находим мысль о том, что профессиональная подготовка будущих психологов должна осуществляться в новой личностно ориентированной парадигме, предусматривать актуализации профессионально важных личностных качеств, ориентироваться на формирование профессиональной компетентности психолога, а также создание системы профессиональных навыков, которые позволяют достигать профессионального успеха, самореализации, получения профессиональной культуры общения, профессиональной интуиции, рефлексии.

Например, исследователь Т. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральным звеном этого процесса выступает профессиональное самоопределение [3]. Ученый также считает, что профессиональное становление не является кратковременным актом, что охватывает только период обучения в ВУЗе. Оно является длительным, динамичным, многоуровневым процессом, состоящим из четырех основных стадий (возникновения профессиональных намерений; непосредственное профессиональное обучение; процесс активного вхождения в профессию; полная реализация личности в профессии). Переход к каждой следующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисов.

По мнению исследователя Е. Зеера, профессиональное становление, будучи «формообразованием» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности, предполагает использование совокупности развернутых во времени приемам социального взаимодействия личности, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности [3]. Такой подход к пониманию процесса социализации позволяет говорить о том, что личность в этом процессе должна измениться так, чтобы соответствовать требованиям профессиональной деятельности.

Попытки охарактеризовать процесс профессионального становления и его стадии находим также в работах В. Бодрова, А. Деркача, В. Зазыкина, Е. Климова, С. Максименко А. Марковой, Л. Митиной, Н. Самоукиной, Д. Сьюпера, В. Шадрикова, Т. Щербаня и др.

Так, исследователь Е. Климов [2] предлагает следующую последовательность стадий профессионального становления: 1) соптация - период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении; 2) адаптация -вхождение в профессию и привыкание к ней; 3) фаза интернала - приобретение профессионального опыта; 4) мастерство - квалифицированное выполнение трудовой деятельности; 5) фаза авторитета - достижения профессионально высокой квалификации; 6) наставничество - передача профессионалом своего опыта.

В концепции Л. Митиной отсутствует взаимосвязь между возрастом личности и ее профессиональным развитием. В данной модели профессионал характеризуется способностью увидеть собственную профессиональную деятельность целостной [5].

В акмеологической концепции профессионального развития А. Деркача и В. Зазыкина развитие субъекта труда к уровню профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и морального «обогащения», в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения [1, 5].

В общем, весь процесс профессионального развития можно разделить на три больших этапа: 1) профессиональное самоопределение и выбор профессии - здесь происходит зарождение того, что затем выступает как профессиональная компетентность и эффективность; 2) профессиональное становление - в этот период происходит непосредственное формирование профессиональной компетентности; 3) профессиональное совершенствование.

Готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности состоит из таких блоков, как профессиональная ориентация (готовность к профессиональному обучению), непосредственный процесс овладения знаниями и умениями в русле соответствующей профессии (профессиональная готовность), наличие адекватных содержания деятельности качеств личности

(личностная готовность), адаптация после завершения обучения к профессии (профессиональная адаптация). Профессиональная адаптация напрямую зависит от качества и эффективности психологической готовности. В связи с этим особое внимание вызывают пути (методы, приемы формирования готовности студентов и критерии ее оценки. Как долговременный процесс психологическая готовность формируется с помощью ряда мер: моделирование соответствующей деятельности, составление профессиограм, обобщенных экспертных характеристик, дискуссий, игровых методов, лекционных и практических занятий и т.п., а также формирование готовности к работе в сложных условиях деятельности.

Проведенные нами исследования показали, что из 200 студентов факультета дошкольного образования и практической психологии Донбасского государственного педагогического университета только 56 % студентов II курса, 37 % - III курса и 33 % - IV курса считают себя психологически подготовленными к работе практическими психологами. Эти данные подтвердили невысокий уровень психологической готовности студентов II-IV курсов до выполнения педагогических функций в период практики. Чем выше степень удовлетворения выбором, чем более позитивное отношение студента к преподавательской деятельности, тем выше уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Данное исследование установило, что треть студентов-первокурсников поступила в педагогическое заведения без четкой установки на творческое овладения будущей профессией. На вопрос «Как Вы относитесь к своей будущей профессиональной деятельности?» 22 % студентов II-III курсов дали неопределенные и отрицательные ответы.

Нами было выявлено, что на старших курсах интерес к будущей профессии не только не растет, но и падает у отдельных студентов:

- 21 % опрошенных студентов - интерес возрос;

- 57 % опрошенных студентов - не могли ответить;

- 17 % опрошенных студентов - никак не влияет обучения в вузе на развитие интереса к профессии;

- 5 % опрошенных студентов - обучение в вузе способствовало формированию негативного отношения к профессии.

Наше исследование показало, что процесс профессионального становления сложный и многогранный. Он требует как от преподавателя ВУЗа, так и от студента сложной работы над формированием системы профессионально важных знаний, умений, навыков, соответствующего научно-культурного кругозора.

Главная причина факта падения отношение к учебе, что проявляется в течение первых лет обучения студента в ВУЗе, по нашему мнению, возникает в отсутствии у студентов должного развития самостоятельности, ведь до треть-его-четвертого курса, согласно программе обучения и воспитания практиче-

ская деятельность студента ограничивается созерцательной форме («пассивная практика»). Задача повышения познавательной активности студентов, вместе с тем и у самих преподавателей в выборе содержания учебно-воспитательных воздействий, встает наиболее остро именно на средних курсах.

Наше исследование подтвердило, что в условиях вузовского обучения появляется возможность для такого формирования даже у тех студентов, которые не проявили за время начального этапа обучения педагогической направленности. Мы считаем перспективным фундаментальные исследования механизмов профессионального становления и профессионального развития будущего практического психолога, который поможет оптимизировать процессы профессионализации и личностного роста в ходе освоения профессии с учетом реформирования системы образования и потребностей сегодняшнего дня.

Список литературы:

1. Джеймс У Психология / Под ред. Л.А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 1996.

3. Панок В. Реформування змюту, форм i метод1в тдготовки практи-куючих психолопв як нагальна вимога сустльно! практики // Проблеми тдготовки i тдвищення квалiфiкацil практичних психологiв у вищих нав-чальних закладах. - К.: Нша-Центр, 2002. - С. 18-28.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996.

5. Шинкаренко О. Про деяш мотиви вибору професи практичного психолога / О. Шинкаренко // Проблеми шдготовки i тдвищення кватфшаци практичних психологiв у вищих навчальних закладах. - К.: Нша-Центр, 2002. - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.