Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения экологических проектов'

Профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения экологических проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ECOLOGICAL PROJECTS / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова А.Я., Гильмиярова С.Г.

Реализация элементов контекстного обучения в системе дополнительного образования детей направлено на формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе выполнения экологических проектов. Система дополнительного образования детей обладает огромным потенциалом для профессионального самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова А.Я., Гильмиярова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination in the system of additional education for pupils in the process of carrying out ecological projects

The realization of the elements of contextual teaching in the system of additional education for children is aimed to pupils’ professional self-determination in the process of carrying out ecological projects. In the system of additional education for children there is a huge potential for professional self-determination of pupils.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения экологических проектов»

1УДК 374.02 ББК 74.200.58

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

А. Я. Хасанова, С. Г. Гильмиярова

Реализация элементов контекстного обучения в системе дополнительного образования детей направлено на формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе выполнения экологических проектов. Система дополнительного образования детей обладает огромным потенциалом для профессионального самоопределения учащихся.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, экологические проекты, система дополнительного образования детей.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR PUPILS IN THE PROCESS OF CARRYING OUT ECOLOGICAL PROJECTS

A. Ya. Khasanova, S. G. Gilmiyarova

The realization of the elements of contextual teaching in the system of additional education for children is aimed to pupils' professional self-determination in the process of carrying out ecological projects. In the system of additional education for children there is a huge potential for professional self-determination of pupils.

Keywords: professional self-determination, ecological projects, system of additional education for children.

На современном этапе социальных перемен наиболее значимым фактором, определяющим функции дополнительного образования детей, является необходимость социального и профессионального самоопределения молодого человека в условиях нестабильного общественно-экономического развития страны. Однако личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознана и обнаружена самим школьником, поскольку занятия в учреждениях дополнительного образования (УДО) могут осуществляться в соответствии с другими мотивами и потребностями (познания, общения, увлечения самим процессом и др.). Но педагогически грамотно организованная вне-учебная деятельность способна вызвать к жизни личностно ориентированную задачу, связанную с профессиональным трудом. Это происходит благодаря накоплению отношений и

опыта, превращающих исходную предметную деятельность школьника в личностно значимое действие более высокого уровня. Так осуществляется развитие мотивации, возвышение целей, улучшение использования средств, самосовершенствование, происходит переход к деятельности, ориентированной на профессиональное будущее.

Именно в этот момент возникает потребность в педагогической поддержке субъекта профессионального самоопределения в ситуации непредрешенного исхода, когда школьник смутно представляет направленность своего развития [1, с 6].

Наиболее широким является понятие «жизненное самоопределение», поскольку характеризует человека как субъекта собственной жизни и счастья, развивающего свои силы и способности с помощью самоопределения. В осмыслении целей самоопределения важно

определить, как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолевать невзгоды. Разделяя точку зрения С. В. Сальцевой [2], рассмотрим самоопределение как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни. Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски решения всех жизненных задач, помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития, то есть самоопределиться.

Система дополнительного образования, внедряя элементы контекстного обучения, помогает профессионально самоопределиться подросткам. Концептуальные основы контекстного обучения были разработаны А. А. Вербицким [3-5]. Они являются развитием деятель-ностного подхода к усвоению человеком социального опыта, наследованию общей, профессиональной и экологической культуры, а технологический аппарат контекстного обучения генетически связан с многообразным опытом активного обучения, формы и методы которого во множестве проявились в практике организации учебного процесса на всех ступенях образования. С помощью этих форм и методов происходит стихийная трансформация традиционного обучения в принципиально новый тип, характеризующийся интеграцией в модельной форме процессов учебной, научной и профессиональной деятельности обучающихся и созданием посредством этого условий развития творческой индивидуальности каждого.

Содержание контекстного обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной. При этом моделируется не только предметный контекст, отражающий технологическую сторону усваиваемой деятельности, но и ее социальный контекст - отношений вступающих в процессе ее осуществления в межличностное взаимодействие и общение. На это положение мы опирались, разрабатывая содержание учебных экологических проектов в системе дополнительного образования.

Наш опыт работы в МБОУ ДОД Станция юных натуралистов Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан показал, что квазипрофессиональная деятельность как форма контекстной технологии обучения позволяет моделировать различные ситуации профессиональной деятельности эколога, флориста-дизайнера, эколога-аудитора, химика-эколога, ветеринара, экожурналиста, врача, учителя биологии, учителя химии.

В формах учебно-профессиональной деятельности школьники, выполняя реальные процедуры забора проб грунта, воды или воздуха для проведения лабораторного анализа на предмет их загрязнения, участвуя в посадке растений, рекультивации территории, в научно-исследовательской работе, оставались в позиции обучающихся и в то же время выполняли профессиональные действия, опираясь на экологические нормы и требования. При этом преподаватели обеспечивали обучающихся достоверной экологической информацией. В соответствии с контекстным подходом содержание экологического образования отбиралось нами в двух логиках: логике системной науки экологии, способной интегрировать содержание всех других научных дисциплин, и в логике будущей практической деятельности, заданной для обучающихся в виде модели экологически сообразной деятельности, деятельности практически профессиональной по своей сути. Часть информации учащиеся добывали сами, что придавало всей деятельности личностный смысл, формировало ответственное отношение не к абстрактной природе, а природе той местности, в которой они живут.

Выполнение квазипрофессиональных заданий учащимися еще на этапе обучения по программам «Экология человека», «В мире животных» во время выполнения проектных работ обеспечивает формирование собственного практического опыта решения экологических проблем, развивает умения и навыки в интересующей их области и обеспечивает активизацию познаваельной деятельности в целом. Учащиеся подбирают методы и формы с учетом различных условий ситуации, изучают механизмы процесса выполнения, разбирают ошибочные педагогические действия. Ежегодно учащиеся, проявившие интерес к профес-

сии врача, совершают экскурсии в анатомический музей медицинского университета. Экскурсии в музей животных и зимний сад аграрного университета, в зоологический музей педагогического университета способствуют профессиональному самоопределению учащихся, которые планируют стать ветеринаром, учителем биологии.

Во время обучения в Станции юных натуралистов учащиеся присоединялись к различным экологическим движениям, например, к российскому движению в области охраны окружающей среды «Эка». В рамках работы данного движения учащиеся писали статьи в газеты и журналы, что способствовало интересу к профессии экожурналиста. В объединении «Экология человека» проводились конкурсы: экологическая игра «Счастливый случай», игра-конкурс «Экологическая мельница», конкурс «Все связано со всем», конкурс мудрейших (экологические кроссворды); пресс-конференции «Планета в опасности», недели экологии. Отмечались дни, посвященные охране животных, птиц и т. д.

Участие учащихся на различных конкурсах также способствует их профессиональному самоопределению. Ежегодно учащиеся объединения «Экология человека» участвуют в слете юных экологов и лесоводов в качестве энтомолога, гидробиолога, почвоведа, зоолога и ботаника. Обучающиеся объединения «В мире животных» выполняют исследовательские проекты в конкурсе «Птицы родного края», творческие, игровые проекты в различных конкурсах.

При выполнении проектов учащиеся подбирают методы и формы с учетом различных условий ситуации, изучают механизмы процесса выполнения, разбирают ошибочные педагогические действия. Включение элементов контекстного обучения в проекты позволяет обучающимся профессионально самореализоваться и определиться в будущей профессиональной деятельности. Наши наблюдения показали, что проекты стимулировали познавательную активность учащихся, направленную на изучение природы, формировали умения и навыки как необходимый элемент действенно-операционного компонента экологической культуры.

Во время обучения обучающиеся профессионально самоопределяются и выбирают вузы, в которые они хотят поступить в дальнейшем. Таким образом, опыт нашей работы показал, что внедрение элементов контекстного обучения в процессе выполнения экологических проектов учащимися в системе дополнительного образования детей способствует формированию экологической культуры и профессиональному самоопределению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самоопределение детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования: учеб.-метод. пособие [Текст]. - Магнитогорск, МаГУ, 2001. - 153 с.

2. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С. В. Сальцева. - М., 1996.

3. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в системе экологического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч.тр. -Волгоград, 1996. - С. 115-126.

4. Вербицкий, А. А. Контексты содержания образования [Текст] / А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая. - М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. - 80 с.

5. Вербицкий, А. А. Педагогические технологии контекстного обучения [Текст]: науч.-метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. - 55 с.

6. Гильмиярова, С. Г. Направления реализации контекстного подхода к преподаванию физики в вузах [Текст] / С. Г. Гильмиярова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 101-105.

REFERENCES

1. Samoopredelenie detey i molodezhi v uchrezh-deniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie (Self-determination of children and teenagers at the institutions of additional education). Magnitogorsk, Magnitogorsk State University, 2001. 153 p.

2. Saltseva S. V. Teoriya i praktika professional-nogo samoopredeleniya shkolnikov v uchrezh-

deniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya (Theory and practice of pupils' professional self-determination at the institutions of additional education). Moscow, 1996.

3. Verbitskiy A. A. Kontekstnoe obuchenie v sisteme ekologicheskogo obrazovaniya (Context-dependent learning in the system of ecological education). Ekologicheskoe obrazo-vanie: kontseptsii i tekhnologii: sb. nauch.tr. (Ecological education: concepts and technologies: collection of scientific papers). Volgograd, 1996, pp.115-126.

4. Verbitskiy A. A., Dubovitskaya T. D. Konteksty soderzhaniya obrazovaniya (Contexts of educa-

tion contents). Moscow: RITs MGOPU im. M. A. Sholokhova, 2003. 80 p.

5. Verbitskiy A. A. Pedagogicheskie tekhnologii kontekstnogo obucheniya: nauch.-metod. poso-bie (Pedagogical technologies of context-dependent education: tutorial). Moscow: RITs MGGU im. M. A. Sholokhova, 2010. 55 p.

6. Gilmiyarova S. G. Napravleniya realizatsii kontekstnogo podkhoda k prepodavaniyu fiziki v vuzakh (Directions of implementing the context-dependent approach to teaching physics at school). Pedagogicheskiy zhurnal Bashkor-tostana (Pedagogical journal of Bashkortostan), 2011, no. 6, pp. 101-105.

Хасанова Альбина Явдатовна, педагог дополнительного образования Станции юных натуралистов Кировского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, аспирантка Башкирского Государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа e-mail: albinabelaia@mail.ru

Khasanova Albina Ya., Teacher of Additional Education, Station of Young Naturalists, Kirov District, Urban District of Ufa, Republic of Bashkortostan; Post-Graduate Student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa

e-mail: albinabelaia@mail.ru

Гильмиярова Софья Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и теоретической физики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа e-mail: sgilmiarova@mail.ru

Gilmiyarova Sophia G., Dr. Habil. in Education, Professor, Department of General and Theoretical Physics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa e-mail: sgilmiarova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.