Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки в вузе'

Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ / THE PROCESS OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING IN THE UNIVERSITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злобина Елена Александровна

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Приведены данные анализа анкетирования и концепций воспитания студентов разных вузов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination of students during the process of training in the university

The article is devoted to the problem of professional self-determination of students during the process of training in the university. Data analysis of students’ inquiries and concepts of educational work in different universities of Russia are shown.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки в вузе»

Е. А. Злобима. Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки 6 вузе

УДК 378.14

Е. А. Злобина

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Приведены данные анализа анкетирования и концепций воспитания студентов разных вузов РФ.

The article is devoted to the problem of professional self-determination of students during the process of training in the university. Data analysis of students' inquiries and concepts of educational work in different universities of Russia are shown.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, процесс профессиональной подготовки будущих учителей в вузе.

Keywords: professional self-determination, the process of future teachers' training in the university.

Необходимость изучения самоопределения обусловлена современным положением вещей: развитием демократического государства, гражданского образования, патриотического воспитания. В последние годы заметно вырос интерес педагогов-исследователей к проблемам личностного и профессионального самоопределения. Важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его профессиональное самоопределение в современном изменяющемся мире. Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор во многом нерешенной задачей, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в научном поиске философов, педагогов, психологов, социологов.

В последние годы заметно вырос интерес педагогов-исследователей к проблемам личностного и профессионального самоопределения. Происходящие в нашем обществе процессы реформирования образования в новых исторических условиях актуализируют проблему изучения развития личности под влиянием социального заказа общества на активного гражданина, который является патриотом, знает свои права и обязанности, умеет применять их на практике.

В современных условиях профессиональное самоопределение личности во многом отражает содержание духовных и нравственных ценностей, являющихся продуктом развития личности и предпосылкой ее дальнейшей деятельности, и находит-

© Злобина Е. А., 2012

ся в неразрывной связи с самореализацией человека в других важных сферах жизни, поэтому процесс профессионального самоопределения студентов продолжается в вузе.

В рамках реализованного нами исследования была проанализирована деятельность ряда вузов и организовано анкетирование студентов.

Для развития интереса студентов к педагогической профессии кафедрой педагогики и педагогических технологий РГУ им. С. А. Есенина организуется ежегодный конкурс педагогического мастерства и педагогическая олимпиада для студентов педагогических специальностей. «Факультет дополнительных профессий (ФДП) является организационной формой дополнительной профессиональной и общекультурной подготовки будущих учителей к работе в школе. Отделения факультета формируются по четырем направлениям: общепедагогическое, профильное, художественно-эстетическое и спортивное. Обучение студентов всех факультетов обязательно как минимум на одном отделении ФДП. С учетом общественных потребностей в последние годы введено обучение по новым специальностям: менеджер образования, учитель глобально-ориентированной школы, учитель православной школы, учитель основ экономических знаний, организатор летнего отдыха детей, культурно-массовой работы, музейного дела, консультант по профориентации» [1].

Для повышения интереса и осознания важности педагогической профессии в ноябре 2005 года был образован Рязанский региональный клуб «Учитель года», к основным целям которого относятся: «пропаганда педагогического опыта, выявление творчески работающих педагогов, расширение диапазона педагогического общения, повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного общественного мнения об учителе, поддержка талантливых работников образования» [2]. На базе Рязанского информационно-диагностического (методического) центра была создана «Современная школа молодого специалиста», целью которой является обеспечение необходимой поддержки молодых учителей.

«В апреле 2009 года комитетом по делам молодежи Рязанской области совместно с региональным министерством образования и управлением образования, науки и молодежной политики г. Рязани создан Совет молодых педагогов Рязанской области. Основные задачи Совета: поднять престиж педагогической профессии и привлечь молодых специалистов в сферу образования, а также обмен профессиональной информацией, опытом работы и сотрудничество с органами студенческого самоуправления, общественными молодежными организациями. За это время были организованы практикум для молодых специалистов "Использо-

вание информационно-коммуникационных технологий в образовании", региональный конкурс "Мое педагогическое лето", мастер-классы для молодых педагогов, муниципальный конкурс "Педагогический дебют". Члены Совета активно участвовали в подготовке и проведении фестиваля молодых семей ЦФО "Мама, папа, я!", лагеря студенческого актива "РОСА"» [3].

На протяжении нескольких лет кафедра педагогических технологий РГУ им. С. А. Есенина активно сотрудничает с Рязанским областным театром, «решая общие задачи воспитания и развития личности будущего педагога» [4]. Подобная работа способствует появлению новых необычных форм работы со студентами, которые они смогут апробировать в период педагогической практики и далее в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется деятельности Народного студенческого театра РГУ «Переход». Деятельность данного театра носит социально-культурный характер, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование и развитие духовно-нравственной сферы будущих учителей. Театр «Переход» -это «единая семья, коллектив, где молодые артисты не только ответственно играют свои роли, но и выполняют обязанности реквизитора, костюмера, бутафора, осветителя, звукооператора и т. д.» [5]. Процесс формирования чувства милосердия и гуманности у будущих учителей происходит также благодаря тому, что студенческий театр занимается благотворительной деятельностью.

Сегодня будущий учитель должен быть не только профессионалом в своем деле, но и быть компетентным в правовых вопросах, касающихся своего правового статуса как гражданина и участника образовательного процесса. Именно ознакомление с нормативно-правовыми документами различных уровней (федеральный, региональный, университетский) способствует обозначению правового поля учебно-воспитательной деятельности педагога. К нормативным документам об образовании федерального уровня относятся Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др. На региональном уровне студенты изучают извлечения из законов Рязанской области «Об образовании» и «О молодежи», Устав РГУ им. С. А. Есенина, положения о газете «Рязанский университет», о музее истории РГУ им. С. А. Есенина, о культурно-образовательном и научно-просветительском центре по изучению наследия академика И. И. Срезневского, о студенческом народном театре «Переход» и др.

Студенты РГУ им. С. А. Есенина проявляют интерес к проблеме формирования гражданской

компетентности и осознают важность формирования гражданской компетентности молодого поколения. 74,2% студентов РГУ им. С. А. Есенина проявляют устойчивый интерес к проблеме формирования гражданской компетентности подрастающего поколения. 18,2% считают, что СМИ оказывают положительное влияние на формирование гражданственности молодежи, 36,4% студентов - отрицательное, 19,6% студентов - и положительное и отрицательное. Отрицательное влияние СМИ является причиной усвоения неправильных образцов мыслей и поведения. Студенты полагают, что сегодня происходит деградация поколения из-за наличия пошлости, падения нравственности, следования искаженным идеалам современности или вообще отсутствия таковых. Современные художественные фильмы показывают отрицательные стороны жизни, не имея никакого воспитательного потенциала по сравнению с советскими картинами, в которых раскрывалось ценностное значение любви, дружбы, долга и других нравственных категорий. Учитель, компетентный в политических, правовых, патриотических и нравственных вопросах, сможет в процессе совместной работы школы и семьи способствовать формированию правильного мировоззрения у учащихся и уменьшить отрицательное влияние СМИ.

Среди опрошенных студентов ВятГГУ был выявлен неустойчивый интерес к педагогической профессии. В ходе анкетирования, проводимого на I курсе, мы выявили, что 75% студентов намерены работать по избранной педагогической специальности, объясняя свой выбор «любовью к детям» (30%), «желанием передать полученные знания» (30%), «продолжением педагогической династии» (9%).

Приведем некоторые отзывы студентов: «Очень бы хотелось работать учителем, так как чувствую, что это мое призвание, но меня абсолютно не устраивает зарплата. Профессия учителя по стрессо-генному фактору приравнивается к профессии летчика-испытателя. Никого не волнует, как и кем будут воспитываться их дети. Это страшно, так как ведет к полной деградации и отупению общества»; «Мне нравится профессия "учитель". Думаю, что государство должно обратить внимание на учителей, сделать их профессию престижной, высокооплачиваемой. Я не представляю себя в другой деятельности, люблю детей».

Анализ результатов анкетирования студентов IV и V курсов показал, что 73% студента после окончания университета не собираются работать по специальности. Среди наиболее распространенных причин они называют низкий уровень заработной платы (80%); отсутствие интереса и призвания к этой профессии (16%); непрестижность профессии (14%); неперспективность профессии (6%); социальную незащищенность профессии (5%).

Е. А. Злобина. Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки в вузе

Мы понимаем нежелание студентов работать по избранной специальности ввиду низкого уровня заработной платы, однако считаем: чтобы вызвать интерес к педагогической профессии, необходимо организовать проведение таких воспитательных мероприятий, как конкурсы «Я и профессия моя», «Профессия "учитель" - это звучит гордо», педагогические олимпиады и т. д.

Проведение предметных вузовских и региональных олимпиад, научных конференций, конкурсов научных работ, привлечение студентов к научно-исследовательской работе способствуют повышению мотивации студентов к самообразованию. Так, 23% студентов, решивших после окончания вуза работать по специальности, занимаются самообразованием. Ссылаясь на экономические и социальные проблемы, связанные с профессией «учитель», 56% студентов не собираются работать по специальности, однако, считая педагогическую профессию интересной, расширяющей кругозор и способствующей повышению общего уровня образованности, занимаются самообразованием.

К наиболее распространенным видам самообразования студентов можно отнести: чтение дополнительной литературы (46% студентов), поиск необходимой информации в Интернете (12%), занятия на курсах (3%), получение второго высшего профессионального образования (2%). Не имея желания в дальнейшем работать учителем и не рассматривая педагогическую профессию как полезную для повышения образовательного уровня в области воспитания, 21% студентов не занимаются самообразованием.

Следует также отметить, что на факультетах ведется активная работа по формированию и развитию патриотизма у будущих учителей через развитие и приумножение традиций факультета и вуза. Концепцией воспитания студентов предусматривается проведение следующих мероприятий для формирования патриотизма будущих учителей: лекция «История и традиции факультета», поздравление ветеранов (в том числе ветеранов факультета) с праздниками, ежегодное торжественное возложение цветов 9 мая, встреча выпускников юбилейных лет, издание студенческой факультетской газеты, сбор материалов по истории факультета, создание электронного архива.

Показателем патриотизма является продолжение педагогических династий. 27% студентов после окончания университета намерены работать по специальности, объясняя свой выбор тем, что их родители также являются учителями. Кроме того, выбор будущей педагогической профессии обусловлен также уважением к профессии «учитель», осознанием ее важности и значимости, желанием воспитать учеников с высоким уровнем нравственности.

В учебно-воспитательном процессе ЧГПУ им. И. Я. Яковлева большое внимание уделяется патриотическому воспитанию будущих учителей, что способствует осознанию студентами важности педагогической профессии, так как именно учителя продолжают заложенное в семье формирование любви к большой и малой Родине. Для формирования патриотического сознания организуется посещение музеев педагогического университета: истории ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, матери И. Я. Яковлева, археологического музея им. В. Ф. Каховского и музеев г. Чебоксары: Национального, Литературного музеев, музея В. И. Чапаева; проводятся фестиваль патриотической песни, конкурс на знание символики государства и ЧГПУ. Преподавание национального (чувашского) языка также способствует формированию любви к своей малой Родине. Наблюдается стремление сохранить свою национальную самобытность, проявляющееся в заботе о сохранении традиций и обычаев своего народа, приверженности идеалам своей культуры, уважении к родному языку. Национальная самобытность представляет собой неотъемлемую часть содержания патриотического воспитания будущих учителей, так как она играет огромную роль в процессе нравственного и эстетического воспитания молодежи, являясь выражением национального характера народа.

Сохранение и развитие исторической памяти как один из способов формирования патриотизма. Согласно народной чувашской пословице, нет будущего у народа, который забыл свое прошлое. В качестве подтверждения важности сохранения и развития исторической памяти можно привести высказывание академика РАО и АПСН Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет традиции, без традиции - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет нации, народа (как исторической личности)» [6].

Кроме того, с процессом сохранения и развития исторической памяти связан и процесс формирования патриотизма подрастающего поколения. В данном процессе необходимо, прежде всего, увеличить значение регионального компонента патриотизма, потому что именно региональный компонент позволяет выявить специфику патриотического воспитания личности в образовательных и общественных организациях в конкретном субъекте Российской Федерации, а также в семье.

Патриотическое воспитание будущих учителей осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса. В университете преподается предмет «Культура родного края», так как изучение культуры чувашского народа является основой патриотического отношения к малой Родине. Любовь к своей «малой родине» проявляется у чувашей также и в особой связи с природой. В чувашском

фольклоре можно найти много примеров отношения человека к флоре и фауне. Чуваши придают огромное значение воспитанию любви к своей «малой родине», которая не мыслится «без осознания глубины природных, социальных и духовных связей» [7]. Изучение этнопедагогических традиций чувашского народа осуществляется в процессе преподавания «Истории педагогики».

Политическое воспитание как одно из важных направлений профессиональной подготовки будущих учителей. 95% студентов считают, что современный учитель должен разбираться в политических событиях, потому что, работая с подрастающим поколением, он имеет возможность сформировать правильное политическое мировоззрение учащихся. Для формирования гражданского поведения студентов в университете проводятся на уровнях курса и факультета круглые столы по актуальным вопросам политики и общественной жизни, парламентские дебаты, деловая игра «Выборы», интеллектуальная игра «Политринг», организуются встречи с общественными и политическими деятелями; для формирования опыта организации широкого обсуждения актуальных проблем текущей политики осуществляется участие в гражданском форуме; для формирования опыта воздействия на общественное мнение предлагается участие в конкурсах политической рекламы и ораторского искусства «Гайд-парк» [8].

Профессиональное становление личности будущего учителя сегодня включает в себя основы правовой культуры, владение необходимыми знаниями в сфере гражданских прав и обязанностей. Для формирования опыта социальной практики студенты принимают участие в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин!»; для формирования правовой культуры организуются конкурсы учебных судов.

Однако, несмотря на проводимую работу в рамках учебно-воспитательного процесса, у студентов присутствует низкий интерес к педагогической профессии. В соответствии с данными об устройстве выпускников 2008 года, 34,5% работают в образовательных учреждениях. 80% студентов (выпускники 2009 года) после окончания университета не собираются работать по выбранной специальности из-за низкой заработной платы (70%) и отсутствия

способностей к педагогической деятельности (30%). Таким образом, тенденции к повышению интереса к педагогической профессии не наблюдается.

Учитывая современные социально-экономические условия в стране и в обществе, мы полагаем, что необходимо искать новые формы работы для более успешного профессионального самоопределения студентов.

Примечания

1. Рязанский государственный педагогический университет: Педагогические вузы России. URL: http://www.usvpu.ru/vuzes/rpgu/. Загл. с экрана.

2. Гребенкина, Л. К., Кувшинкова А. Д. Приоритетные направления и формы повышения педагогического мастерства учителей в Рязанской области // Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 24-26 марта 2010 г. Рязань, 2010. С. 20.

3. Замятина Н. Учитель, научи ученика: Молодежная среда (Рязань). URL: http:// www.openclass.ru/node/113926. - Загл. с экрана.

4. Ганина Т. В. Внеаудиторная работа со студентами во взаимодействии с культурно-просветительными учреждениями // Воспитательная работа в вузе: сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. А. Н. Козлов, Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003. С. 93.

5. Кириллов Г. Д. Воспитание личности студента средствами театра // Воспитательная работа в вузе: сборник научно-методических статей / отв. ред. А. Н. Козлов, Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003. С. 101.

6. Павлов И. В. Какой патриотизм нужно воспитывать / И. В. Павлов, В. И. Павлов, И. И. Павлова: сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. С. 195.

7. Вырщиков А. Н., Бузский М. П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.

8. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов «Учитель, патриот, гражданин» на 2007-2010 гг. / Г. Н. Григорьев и др. Чебоксары: Чебоксар. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.