Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы'

Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4128
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / MODERNIZATION OF EDUCATION / SELF-IDENTITY / CAREER CHOICE / ATTITUDES TOWARD WORK / EDUCATIONAL FACILITIES AND RESOURCES / PROFESSIONAL CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна

В статье показано, что профессиональное самоопределение личности длительный процесс согласования личностных потребностей и социально-профессиональных запросов. Раскрыта система ресурсного обеспечения этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality’s professional self-identity: mechanisms and educational resources

The paper shows that personality’s professional self-identity is a long process of reconciling personal needs and social and professional requirements. The resource support system of this process is disclosed

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы»

ОЦИАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

С

С. Н. Чистякова

(Москва)

Профессиональное самоопределение личности:

механизмы и образовательные ресурсы

В статье показано, что профессиональное самоопределение личности - длительный процесс согласования личностных потребностей и социально-профессиональных запросов. Раскрыта система ресурсного обеспечения этого процесса.

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего образования впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, предусматривают формирование у обучающихся осознанного выбора будущей профессии и создание возможностей реализации собственных жизненных планов, формирование отношения к профессиональной деятельности для участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы в практике профессиональной ориентации нуждаются в серьёзном пересмотре и совершенствовании.

Содержание общего образования до сих пор ориентировано на передачу «основ наук», а не на конструирование целостной мировоззренческой картины бытия. Психологическая и социальная невостребованность знаний, отсутствие актуализации в представлении школьников престижности квалифицированного труда, заметная тенденция подстраивать образование (и успеваемость] под вступительные экзамены в вузы приводят моло-

дых людей к потере жизненных ориентиров, позитивных устремлений и мотивов.

Очевидно, что преобразования в воспитательно-образовательных системах направлены на развитие личности, способной реализовать себя в продуктивной трудовой деятельности. В известной мере идеи создания трудовой школы отражали стремление учёных и практиков приобщить подрастающее поколение к реальной жизни. Сегодня задача существенно усложнилась, во-первых, необходимостью обеспечения подростков знаниями для выживания в условиях постоянного выбора, во-вторых, выпускникам, вероятно, понадобятся такие знания, которыми нынешнее поколение учителей владеет не в полной мере.

Процесс самоопределения сложный, противоречивый и длительный. Уже на школьной скамье, на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности с целью оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в жизненном, профессиональном и социальном самоопределении. Эти виды самоопределения личности находятся в тесной взаимосвязи. Не вызывает сомнения, что профессия человека определяет его образ жизни, а образ жизни влияет на выбор профессии. Мир профессий чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10-

15 лет, а затем либо «исчезают», либо претерпевают кардинальные изменения. Поэтому необходимо формировать у молодежи способность к самосовершенствованию, самопознанию и рефлексии.

Психологи утверждают, что важнейший фактор профессионального развития - активность личности, потребность в полной самореализации. Творческий потенциал в профессиональном труде проявляется в интегратив-ных характеристиках личности: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, эмоциональной, поведенческой гибкости.

Показательно, что если раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с конкретными людьми и их профессиональной «биографией», определенными профессиональными ценностями, то сейчас, по мнению Л. М. Митиной, «идеальный образ профессионала» заменен на образ жизни (американский, европейский, «новых русских» и др.]. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни. Таким образом, профессия становится средством достижения этого образа жизни, а не существенной частью его самого. Все это влияет на выбор учащимися профессии и порой свидетельствует о примитивности их профессиональных предпочтений.

В условиях затянувшегося перехода к демократическому обществу в нашей стране, для которого характерны такие отрицательные социальные явления, как рост преступности, безработица, утрата общечеловеческих и культурных ценностей, черный рынок, особую тревогу вызывает судьба подрастающего поколения. Какой путь оно изберет? Какое общество будет строить? И наконец, кем и какими хотят быть будущие выпускники школы?

Результаты диагностики желаний и намерений старшеклассников, проведенной сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи РАО, совпадают с данными других исследователей. На вопрос «Что для вас самое главное в жизни?» 236 старшеклассников Москвы и Московской области ответили так: 58,4% - любовь, 48,7% - деньги, 46% - удовольствия, 36,3% - справедливость, 27,5% - карьера.

Бесспорно, такие потребности могут вызвать уважение и поддержку со стороны взрослых. Однако не менее важно другое: на-

сколько готовы сегодняшние старшеклассники обеспечить, удовлетворить свои потребности? 58,2% старшеклассников не выбрали профессию, не знают, где будут учиться, работать после окончания школы; 50%, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67% не имеют представлений о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда в своем городе, регионе.

Помощь старших (учителей, родителей] в подготовке к будущей жизни, профессии, по мнению старшеклассников, должна заключаться в моральной поддержке, терпении; понимании проблем молодежи; уважении; воспитании интереса к учению; информированности о рынке современных профессий; консультировании по проблемам профессионального выбора.

От общества старшие подростки хотели бы получить моральную поддержку, работу, высокую заработную плату (в валюте], жилье, возможность учебы в вузе, бесплатное образование, хорошие законы и социальные гарантии.

Подросткам был задан и такой вопрос: «Что они могли бы предпринять сегодня для собственного и общественного благополучия?» Для себя приоритетными оказались следующие желания: заработать деньги, найти работу, найти клад, путешествовать. Для общества - предоставить молодежи больше рабочих мест, сделать армию профессиональной.

Полученные данные свидетельствуют о том, что старшеклассники задумываются о своем будущем, хотят учиться, работать, мечтают о профессиональной карьере. Однако настораживает их потребительская позиция по отношению ко взрослым и обществу.

В то же время готово ли наше общество, в том числе педагогическая общественность, оказать квалифицированную помощь школьникам в жизненном, профессиональном и социальном самоопределении? Только ли выпускники школы виноваты в том, что сегодня они составляют основную массу безработных на рынке труда?

По данным Федеральной службы занятости России, молодежь в возрасте 15-29 лет, в числе которой вчерашние школьники, - одна из наиболее уязвимых и одна из самых неконкурентоспособных социальных групп из-за отсутствия профессионального и социального опыта.

В силу этого такая важная государственная задача, как профессиональное самоопределение молодежи, должна стать в нашей стране, как во многих цивилизованных государствах, приоритетной в системе образования, причем непрерывного образования.

Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, специальности и профессии, характеризуемого высокой мобильностью; предусматривает широкую ориентировку в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личного развития и саморазвития. Самоопределение личности в труде и профессии осуществляется в едином контексте жизненного, социального самоопределения.

Во взаимосвязи с профессиональным самоопределением рассматривается профессиональная карьера как средство самореализации, как компонент Я-концепции, или индивидуальной жизненной структуры (психологический аспект]; как реализация социального плана, как ответ на рыночные отношения, реализация экономических, социальных и других интересов (социально-экономический аспект].

При этом особо значимой является актуализация знаний о мире труда и профессий, приобретения адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях. В то же время значимо формирование у школьников способности включаться в конкретные виды труда, социальные отношения профессионального коллектива для приобретения практического опыта в избираемой профессии.

Учёными доказано, что профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества. Он охватывает весь жизненный и трудовой путь человека. При этом учёные считают, что профориентационную работу возможно осуществлять уже с детьми старшего дошкольного возраста, который харак-

теризуется эмоционально-образным отношением к окружающему миру. В этот период у ребёнка формируются положительное отношение к людям труда, их занятиям, первоначальные умения в доступных им видах деятельности.

У младших школьников на этапе пропедевтическом необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей, других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности, в том числе и на компьютерной основе.

У школьников ^УП классов на этапе поис-ково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными] важно вызвать стремление к осознанию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с осознанием себя в будущей, взрослой жизни.

Бесспорно, интересы подростков в этом возрасте изменчивы, подвижны, и не нужно ставить задачу ориентации их на конкретные профессии. Однако важно уже в этом возрасте актуализировать саму проблему выбора, связанную с продолжением образования и, возможно, с будущей профессиональной сферой. Этому способствуют встречи с интересными людьми, изучение их трудовых биографий, совместное со сверстниками, родителями посещение выставок, музеев, кружков, занятия в различных студиях и др. На этом возрастном этапе важно продолжить формирование нравственных ценностей труда, практический опыт включения в трудовые процессы.

Цель профессиональной ориентации (VIII-IX классы] - предварительное самоопределение школьников в отношении профилирующего направления в старшей школе.

Для достижения данной цели необходимо: обучить подростков логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования; акцентировать их внимание на ценностно-смысловых проблемах; сформировать предварительный опыт включения школьников в реальные условия профессиональной деятельности в соответствии с избираемым профилем продолжения образования. Важнейшими средствами решения указанных задач являются курсы по выбору (элективные курсы], осуществляемые в учебном процессе и в специальной ориента-

ционной деятельности, направленной на ознакомление школьников с различными профессиональными сферами, формирование интереса к конкретным видам профессионального труда. В период развития личностного самосознания школьников необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные] с их реальными возможностями, запросами рынка труда, профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Для этого школьники овладевают знаниями, ключевыми компетентностями по научным, практическим основам профессионального самоопределения.

Х-Х1 классы - период уточнения старшеклассниками пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно это время можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса. Этот этап наиболее сложный как для выпускника школы, так и родителей.

В Х-Х1 классах, как правило, старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по выбору. Именно в ходе обучения надо уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчивый, к какой области знаний проявляются способности; необходимо сосредоточить внимание на контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней. В этой ситуации советы взрослых мало чем помогут, даже могут навредить. Важно самостоятельно взвесить, какие факторы «за» и «против»; еще и еще раз попробовать себя в практике, проанализировать предшествующий опыт, попытаться понять, «что получалось, почему получалось? В чем я могу быть наиболее успешным и перспективным на рынке труда?»

Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности может осуществляться и на других возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования. Это естественный процесс. Однако человек успешно будет совершать эти шаги, если будет владеть специальными профориентационными компетентностями, приобретенными в школьные годы.

В то же время акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для их психологической поддержки, оказания помощи учащимся в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Таким образом, модернизация российского образования требует от школы создания условий для формирования у обучающихся индивидуального запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной реализации в новой экономической и социокультурной ситуации.

Условиями полноценного обеспечения профессиональной ориентации, как справедливо считает Н. Ф. Родичев, являются следующие ресурсы:

Информационно-справочные, просветительские, агитационные ресурсы (создание обзорной карты территориального образовательного, профессионально-производственного, социокультурного окружения школы, профориентационно значимых возможностей для профильного обучения; обеспечение школьников информацией о территориально доступных учреждениях дополнительного образования, о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, общественных акциях, молодежных грантах и т.д.; создание и использование имиджевой информации о продуктах и услугах предприятий и фирм; образцы, знакомящие с содержанием работы и технологическими процессами; обеспечение защиты прав учащегося при переходе от учебы в общеобразовательном учреждении к профессиональному образованию и трудовой деятельности и др.].

Методические ресурсы (использование имеющихся и создание новых методических материалов по организации производственных и социальных практик; наставничества (квалифицированный рабочий - ученик]; подготовка обучающихся к принятию решения о выборе направления продолжения образования и др.].

Материально-технические ресурсы (использование общеобразовательными организациями материально-технической базы колледжей, вузов, предприятий и др. для целей профессиональной ориентации и др.].

Кадровые ресурсы (обеспеченность общеобразовательных учреждений и колледжей кадрами, позволяющими реализовывать различные средства профессиональной ориентации (профориентационно значимое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся, информационно-справочные, диагностико-консультативные средства, средства морально-эмоциональной поддержки; оказание помощи в конкретном выборе и принятии решения; профессиональные пробы и социальные практики и т.д.].

Организационные ресурсы (организация профориентационно значимого социального партнёрства, привлечение к работе других общеобразовательных организаций, родителей учащихся, бывших выпускников; организаций профессионального образования, предприятий, фирм; территориальных отделов и служб занятости; НКО; окружных управлений молодежной политики].

Нормативное обеспечение (использование разработанных на уровне региона нормативных актов, регламентирующих деятельность кабинета профессиональной ориентации, создание локальных актов, позволяющих осуществлять внутришкольные и внешкольные мероприятия, организовывать социальное партнёрство с другими регионами; использование для решения профориентационных проблем нормативные документы Минобр-науки России и Департамента образования].

Следует отметить, что востребованность того или иного ресурсного обеспечения профессиональной ориентации зависит от того, с учащимися какого возрастного периода она осуществляется. В условиях развития рынка труда прослеживается и актуализируется тенденция усиления взаимосвязи среднего образования с профессиональным.

Свидетельством этому служат: дифференциация обучения в старшей школе (профильное обучение], направленная на адаптацию к потребностям учащихся, потребностям общества и рынка труда; направленность содержания образования на индивидуализацию (индивидуальные учебные программы, портфо-лио и др.] и усиление его воспитательной направленности в целях профессиональной ориентации; увеличение в содержании образования практикоориентированной составляющей (социальные практики, проектная, исследовательская деятельность]; формирование, развитие у обучающихся обобщенных

действий (социальные и профессиональные компетенции, востребованные в любой практической, в том числе и в профессиональной, деятельности]; привлечение к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров - представителей различных профессий с целью создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, мастерских на производстве, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов].

При реализации профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение актуальных на рынке труда профессий важным является представление о превращении значительной части современных профессий в краткосрочные «пакеты компетенций», о востребованности на рынке труда не знаний, умений и навыков как таковых, а способности выполнять определенные функции либо решать неалгоритмические задачи.

Основной компетентностью, значимой для профессионального самоопределения будущего выпускника школы, является способность к созданию собственного продукта для проектирования персонального послешколь-ного образовательно-профессионального маршрута. Под продуктом в данном случае понимается овеществлённый, воспринимаемый другими итог практической работы учащегося (с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды], проводившейся в процессе группового взаимодействия с использованием инструментов рефлексивного осмысления её процесса и результата.

Компетентность, значимая для выбора учащимся направления продолжения образования, перспективного для получения профессий, востребованных на столичном рынке труда, может быть конкретизирована через готовность:

- прогнозировать и планировать свои проф-ориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе;

- вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения;

- противостоять манипулятивному влиянию;

- презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и ин-

терпретировать изучаемое содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута].

Однако следует учесть, что отечественной профессиональной ориентацией как междисциплинарной областью научного знания уже создан критериально-оценочный аппарат готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Критериями готовности подростка к профессиональному самоопределению выступают: сформированность мотивационно-по-требностных компонентов; информированность о способах решения профориентацион-ных проблем; наличие профориентационно значимого практического опыта.

Тем не менее использование компетентно-стного подхода к оценке результатов профессиональной ориентации учащейся молодежи требует разработки новых критериев и соответствующего инструментария, что будет способствовать более качественному решению проблемы, выявлению и формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в современных условиях развития экономики.

Одной из приоритетных задач отечественной системы образования является преодоление кадровой катастрофы ближайших десятилетий в условиях радикальных демографически-миграционных изменений и деформаций отечественного рынка труда. Пути дости-

жения таких новых образовательных результатов не могут ограничиваться существующими институциональными формами. В перспективе необходимо предусмотреть интеграцию формального, неформального (прежде всего дополнительного] и информального (спонтанного] образования.

Как на одно из условий решения проблем образовательно-кадровой политики Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 20092012 годы» указывала на «развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования», предусматривая формирование центров консультирования по вопросам получения дополнительного образования, предоставление услуг карьерного консультирования (в том числе -на базе общеобразовательных учебных организаций].

Рассмотрение проблемы обновления профессиональной ориентации в изменившихся социально-экономических условиях требует изменения подходов к интеграции ресурсов формального, неформального и информаль-ного образования, необходима серьезная подготовка и переподготовка педагогов, представителей территориальных администраций, бизнеса, общественности в вопросах поддержки профессионального самоопределения будущих выпускников.

Примечание. Работа выполнена при поддержке

РГНФ, проект 14-06-00426 (а]

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 244 с.

2. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

3. Психологические проблемы смысла жизни и акме : Материалы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. - М., 2006.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.