Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс'

Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7054
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СФЕРЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ" / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / SCOPE OF SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL SUBJECT POSITION / VALUE-SENSE BASIS OF SELF-DETERMINATION / SELF ASSESSMENT / CAREER GUIDANCE / LIFE-LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левицкая Ирина Александровна

Профессиональное самоопределение является важным фактором социализации и самореализации личности не только в конкретной профессиональной области. В статье анализируется сущность профессионального самоопределения на основе комплексного междисциплинарного подхода. Содержание феномена самоопределения рассматривается на объективном и субъективном уровнях. Определяется взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения. Рассматривается ценностно-смысловой аспект данного процесса с точки зрения социокультурных условий современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A SOCIAL AND CULURAL PROCESS

Professional self-determination is an important factor of socialization and self-identity not only in a specific professional field. The paper analyzes the essence of professional self-determination based on an integrated multidisciplinary approach. Content of the phenomenon of self-determination is considered at the objective and subjective levels. The connection between personal and professional self-determination is determined. The value-semantic aspect of the process in terms of socio-cultural conditions of modern society is considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс»

УДК 316.61

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

И. А. Левицкая

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A SOCIAL AND CULURAL PROCESS

I. A. Levitskaya

Профессиональное самоопределение является важным фактором социализации и самореализации личности не только в конкретной профессиональной области. В статье анализируется сущность профессионального самоопределения на основе комплексного междисциплинарного подхода. Содержание феномена самоопределения рассматривается на объективном и субъективном уровнях. Определяется взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения. Рассматривается ценностно-смысловой аспект данного процесса с точки зрения социокультурных условий современного общества.

Professional self-determination is an important factor of socialization and self-identity not only in a specific professional field. The paper analyzes the essence of professional self-determination based on an integrated multidisciplinary approach. Content of the phenomenon of self-determination is considered at the objective and subjective levels. The connection between personal and professional self-determination is determined. The value-semantic aspect of the process in terms of socio-cultural conditions of modern society is considered.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, сферы самоопределения, профессионально-субъектная позиция, ценностно-смысловая основа самоопределения, «образование через всю жизнь».

Keywords: professional self-determination, personal self-determination, scope of self-determination, vocational subject position, value-sense basis of self-determination, self assessment, career guidance, life-long learning.

Проблема самоопределения подрастающего поколения в профессии является одной из важнейших социально-педагогических задач. В настоящее время, с одной стороны, возрастает потребность в специалистах технического профиля, а с другой - очевиден явный переизбыток рынка труда юристами, экономистами, специалистами других гуманитарных специальностей. Более того, нивелируется традиционный механизм профессиональной семейной преемственности. По данным социологических опросов, от 8 до 10 % респондентов старшего подросткового возраста определяющей в выборе профессии называют сферу профессиональной деятельности родителей (Росстат, 2012; СОЦОПРОС, 2011). В условиях командноадминистративной системы ориентиры профессионального самоопределения создавало государство, подкрепляя их обязательными социальными и материальными гарантиями (жилье, трудоустройство, заработная плата, некоторые привилегии и т. д.), которые отнюдь не гарантируются в современных условиях рыночной экономики.

Современное общество характеризуется не только оптимальными условиями для выражения человеком своей индивидуальности, проявления личностных качеств. ХХ1 век предъявляет к обществу жесткие требования - каждый должен быть мобильным, активным, иметь креативное мышление, выбирать оптимальные стратегии, обладать набором компетенций. При этом конструктивное решение возникающих проблем предполагает перевод последних в разряд целей и задач. И личности приходится решать их чаще всего самостоятельно, опираясь на собственные знания, компетенции и продуктивный опыт. К тому же в настоящее время нередка и кардинальная смена области профессиональной деятельности. Поэтому самоопределение как особый тип социокультурной

деятельности становится основой жизни современного человека [11].

Личностное самоопределение как базовый элемент процесса формирования и развития личности задает систему значимых ориентаций на достижение желаемого уровня в структуре социальных отношений. В широком смысле личностное самоопределение является детерминантой социального. Социальное самоопределение как результат усвоения социальных ролей является основой для профессионального самоопределения личности. В ходе данного процесса вырабатываются требования к определенной области профессиональной деятельности, развивается профессиональная субъектная позиция, формируется профессиональная идентичность [2].

Следовательно, профессиональное самоопределение - это сложный динамический процесс формирования субъектом личностно значимой системы основополагающих отношений к профессиональной деятельности. Более того, самоопределение в профессии предполагает нахождение личностного смысла в выбираемой профессии, возможность самореализации в профессиональной деятельности интеллектуальных, духовных и физических возможностей. Особое место в данном процессе занимает формирование адекватных карьерных планов и профессиональных намерений на основе реалистического образа «Я - профессионал» [9].

Вопросы профессионального самоопределения широко изучаются в рамках социально-гуманитарных наук (философии, психологии, педагогики, социологии) и раскрываются с точки зрения определенного научного локуса.

Самоопределение человека рассматривалось многими философами в рамках исследования экзистен-циональных проблем и взаимосвязи человека с миром:

136 ©И. А. Левицкая., 2014

- нахождение субъектом своего места в жизни, проблемы «естественного состояния» человека и идеальной модели общества (Ж. Ж. Руссо) [7, с. 224];

- познание своей природы и ее принятие (В. Франкл) [6, с. 69];

- проблема свободы воли (И. Кант) [3];

- идея воли к власти (Ф. Ницше) [7, с. 248];

- вопрос иррациональности человеческой воли (А. Шопенгауэр) [3];

- самотрансценденция, самоактуализация (Э. Фромм) [10, с. 28].

Современный взгляд на проблему самомопределе-ния представлен также в работах современных философов М. Л. Розова (проблема свободы человека),

Н. А. Едалиной (самосозидание и творчество), В. И. Красикова (метафизические аспекты самоопределения), О. Г. Дробницкого (нравственное самоопределение личности), Н. И. Кузнецовой (проблема человека и сознания), Е. А. Латухой (социальные пространства самоопределения), П. Шульца (самоопределение как основное понятие философской антропологии) и др.

В психологии самоопределение рассматривается через понятие идентичности (психосоциальная идентичность), осознанием собственной ценности и компетентности отечественными (И. С. Кон) и зарубежными (Дж. Мид, Э. Эриксон) учеными. Самоопределение исследуется также через разрешение проблемы детерминации/самодетерминации, активности и свободы человека в трудах зарубежных (Дж. Келли, Р. Мей, 3. Фрейд и др.) и отечественных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Т. М. Буякас, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Самоопределение в работах А. В. Петровского анализируется на уровне коллективистического самоопределения, в результате сознательной солидарности самоопределяющейся личности с целями и идеалами, оценками и задачами коллектива как общности. Также вопросы самоопределения личности в группе рассматриваются в исследованиях Г. М. Андреевой, Г. С. Антипиной, Е. И. Го-ловахи и др.

Выделяются различные виды самоопределения: жизненное, социальное, личностное и др. (Н. С. Пряж-ников). Структура самоопределения как ценностносмысловая система рассматривается М. Р. Гинзбургом. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев выделяют когнитивные, поведенческие, рефлексивные и деятельностные структурные элементы. Этапы личностного самоопределения во взаимосвязи с психическим развитием и социализацией личности рассматривают Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон и др.

Самоопределение во взаимосвязи с понятиями самосознания, самопознания и саморазвития исследуется В. Ф. Сафиным (общепсихологический субъектный подход). Экспликация самоопределения рассматривается как поиск оптимального баланса между осознанием своих субъективных личностных качеств и общественно значимых требований. При этом в качестве ключевого механизма данного процесса является проблема субъективного выбора [6].

Психолого-педагогический подход к самоопределению (становление самоопределения через навык) представлен в работах С. В. Кульневича (принцип параллельного действия), А. В. Меренкова (механиз-

мы разнонаправленного развития/саморазвития личности).

Как значимая часть личностного, непосредственно связанного с планированием карьеры, профессиональное самоопределение изучается не только с психологической, но и социально-психологической точек зрения (Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, Л. А. Йовайша, Е. И. Климов, И. С. Кон, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.).

В социологии феномен самоопределения рассматривается в связи с развитием личности человека, обусловленным конкретными социальными факторами (Е. В. Артюхина, Г. Е. Зборовский, Л. Я. Рубина, Ф. Р. Филиппов, В. Т. Шапко, В. А. Ядов и др.). Так, Д. Л. Константиновский обращается к категории самоопределения как альтернативе адаптационной модели социального взаимодействия на глобальном и локальном уровнях. Е. С. Баразгова рассматривает самоопределение во взаимосвязи с социальной группой и выделяет взаимодействие социальных агентов в процессе первичного самоопределения. Ю. Р. Вишневский исследует проблемы профессионального самоопределения молодежи через формирование субъективного профессионального образа как модели будущего, социальных стратегий и социодинамики поколений. Я. В. Дидковская обращает внимание на процесс профессионального развития личности во взаимодействии объективных (влияние социального престижа, рынка труда) и субъективных (знания, способности, интересы, мотивация) факторов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что профессиональное самоопределение молодежи в рамках социологического подхода традиционно рассматривается на микроуровне, т. к. в качестве субъектно-объектных отношений выступает личность. Однако в современных условиях профессиональное самоопределение требует более полного учета не только динамики развития личности, но и изменения содержания профессий, положительных и негативных аспектов выбираемой профессиональной деятельной. Необходимость многосторонней связи с жизненной стратегией и перспективами субъектов самооопреде-ления требует навыков карьерного планирования и построения профессиограммы, ориентации не столько на конкретную профессию, сколько конкретизации направления профессиональной подготовки выбора с учетом возможных форм профобучения, типов профессиональных учебных заведений [4].

В работах зарубежных авторов (в основном, американских), посвященных профессиональному самоопределению, прослеживается собственно социологический подход, основанный на концепции профессионального развития и мотивации (Р. Берджес, Р. Вуд-вортс, Э. Гинсберг, К. Левин, С. Липсет, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Сваластога, Д. Сьюпер, Л. Тайлер и др.). В целом в зарубежной социологии активные исследования ценностных проблем профессионального выбора, общественного престижа профессий, профессионально-консультационной деятельности и планирования карьеры (self assessment&career guidance) начались с середины ХХ в. и изучались как соответствующий аспект исследования социальной стратификации и мобильности [12].

Таким образом, можно констатировать наличие достаточно большого пласта работ, отражающих философский, психологический, педагогический, социологический подходы к анализу сущности самоопределения. Вместе с тем, наблюдается существенный дефицит исследований, посвященных комплексному анализу профессионального самоопределения как социокультурного феномена с точки зрения средового культурологического подхода.

Самоопределение как объект междисциплинарного анализа раскрывается через концептуальную систему интегральных понятий.

Проанализировав генезис становления в философских, психолого-педагогических и социологических источниках ряд таких понятий как «самосознание», «самостоятельность», «самоактуализация», «активность», «самопознание», «сознательность», «мобильность», «самореализация» и др., отметим, что с процессуальной точки зрения профессиональное самоопределение как социокультурный процесс включает объективную и субъективную стороны.

Субъективная сторона есть мир сознания и самопознания субъекта (субъективно-психологическое ядро «Я») как условие его жизнедеятельности в социуме, определяющий мотивационную сферу самоопределяющейся личности, способ соотношения личных и общественных интересов, основу формирования убеждений, ценностно-смысловых ориентаций, мировоззрения.

Психологические категории нашего исследования представлены концептами «самосознание», «самоактуализация» и «идентичность». Психический феномен осознания себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в «Я-образ», формирует осознание субъектом жизненно важных потребностей, мотивов, действий и т. п., а на этой основе - личный и общественный статус, т. е. самосознание. Рефлексия субъектом своей тождественности, определение своей собственной сущности, осознание личностных качеств и психических особенностей, собственного «Я» как активного и деятельного формирует определенную систему социальных и нравственных установок и самооценок, детерминизирующих процесс профессионального самоопределения [1].

Формирование системы ориентации собственного «Я-образа» на основе психоэмоционального самоото-ждествления индивидуальности и доминирующих социальных (внешних) норм и ценностей как образцов (регламентов) характеризует идентификацию субъекта с персонифицированным образом. Результатом данного процесса является утверждение/отождествление этого образа среди референтной/социальной группы.

Философское понимание таких феноменов, как «самотрансценденция», «свобода», «выбор», «активность» в самостоятельном и осознанном поиске смыслов в самом процессе самоопределения и ценностной основы деятельности выбираемых наиболее подходящих для личности вариаций ее развития в той или иной сфере самоопределения, позволяет совершать профессиональный выбор на рациональной основе. Это двусторонний процесс осознания личностных качеств, способностей, возможностей, потенциала

осуществления стратегии профессионального выбора и т. п. и особенностей социальной стратификации, конкретной социально-экономической ситуации, современного рынка труда, долгосрочных перспектив выбора профессии и др.

Самостоятельность как свобода собственного выбора, как сознательный акт индивида, как личная ответственность за собственный выбор - есть базовое свойство самоопределяющейся личности. Процессуально самоопределение появляется в активности, инициативности, критичности, адекватной самооценке и ответственности. Необходимая предпосылка самоопределения складывается в ходе самостоятельной деятельности и формирует способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения поставленных задач, преодолевая возможные трудности.

Профессиональное самоопределение, в связи с вышеизложенным, определяется как многосторонний процесс и результат, обусловленный социокультурными реалиями социума (социальные, экономические, политические, культурные и др. сферы влияния). Экспликация данного процесса с точки зрения личности самоопределяющегося субъекта характеризуется взаимодействием с самой собой (1) и с обществом (2) на основе осмысления и принятия ценностносмысловой сферы того направления профессиональной деятельности, в которой личность пытается максимально реализовать склонности, способности, индивидуальность и самоутвердиться как представитель конкретной профессиональной общности.

Поэтому самоопределение включает в себя несколько уровней разнонаправленного взаимодействия и субъектных отношений. Ключевым в данной связи является линейная направленность процесса от общества к личности с одной стороны и - обратное направление - от личности к обществу - с другой. Первое направление осуществляется с точки зрения тех актуальных требований, которые социум предъявляет к профессии, второе функционирует на основе потенциальных возможностей самореализации, самоутверждения субъекта в определенной профессиональной сфере.

На этом основании с точки зрения субъектнообъектных отношений на личностном уровне выстраивается двусторонняя связь самоопределяющегося субъекта и собственно сферы самоопределения, т. е. объекта. Для личностного самоопределения в качестве сферы самоопределения выступает социум. Для профессионального самоопределения в качестве субъекта выступает будущий специалист, сфера самоопределения которого составляет направление/специализацию его профессиональной подготовки. При этом социальная система создает конкретные условия для самоопределения личности, ориентированные на актуальную культуру в широком смысле (историконациональные, ментальные, экономические, политические, идеологические и др.) [5].

Социокультурные реалии характеризуются степенью заинтересованности со стороны общества в оптимальном уровне профессионализации, что характеризует степень альтернативности профессионального выбора, степень социальной свободы, активности, мобильности субъектов и референтной группы, система

профориентации и профконсультаций и т. п. Вместе с тем, значимым компонентом является и векторная направленность профессионального самоопределения субъектов через принятие системы доминирующих общественно значимых ценностей и смыслов (потреб-ностно-мотивационный аспект и целеполагающая система самоопределения, актуальное состояние рынка труда, социально одобряемые ориентиры, механизмы профессиональной преемственности и др.).

Исследователи данной проблемы придерживаются единого мнения, что профессиональное самоопределение не является одномоментным действием, продолжается в течение всей жизни человека. Тезис «образование на всю жизнь» не является таким актуальным, как «образование через всю жизнь» (Life long learning) [13]. Поэтому самоопределение понимается как процесс, включающий рядоположенные элементы:

- определение социумом перечня требований, выраженных в компетентностной (функциональной) форме, которые предъявляются к представителям конкретных групп профессий;

- выявление индивидуальных способностей/ склонностей самоопределяющихся субъектов к конкретным видам профессиональной деятельности, их профессиональной направленности;

- создание максимально гибких образовательных траекторий всех направлений подготовки специалистов;

- организацию двустороннего процесса согласования общественных требований и социальных реалий с интересами конкретной личности при выборе профессиональной деятельности;

- создание системы трансляции ценностей и благ тех профессий, которые востребованы в современном обществе (содержание труда, материальные возможности, социальные гарантии, возможности самореализации в профессии, карьерный рост, статус, престиж и т. п.) [14].

Самоопределение связано с доминирующими в социуме ценностями, «присваивая» которые в качестве ориентиров, личность в ситуации самоопределения осуществляет выбор оптимальных вариантов, рефлексируя представления о престижности, востребованности профессий, преимуществ занятия тем или иным профессиональным трудом.

Самоопределение детерминируется ценностями личности, с потребностью формирования ценностносмысловой системы, центральное место которой занимает проблема поиска смысла жизни. Эта проблема имеет основополагающее значение, т. к. связанна с ориентацией на будущее развитие, в том числе и профессиональное. Определение человеком себя в обществе как личности носит двойственный характер. Во-первых, это определение себя в мире относительно социокультурных ценностей. Во-вторых, это и определение мира в себе относительно сформированной личностной системы ценностей. Тем самым самоопределение есть стратегическое определение смысла своего существования. Этот процесс рассматривается в рамках самоопределения личности, становления субъектной позиции, жизненного плана, профессионального выбора. Поэтому определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. В этом смысле ценностно-

смысловая основа представляет обобщающие ориентиры самоопределяющегося субъекта [5].

Комплексный анализ заключается в выяснении взаимодействия этих ценностей на этапах уточнения социально-профессионального статуса, развития профессионального самосознания и вхождения в профессиональную деятельность в социокультурном пространстве вуза.

Профессиональное самоопределение как динамический процесс развития ценностно-смысловой системы, намерений, интересов, склонностей личности есть эмоционально окрашенное отношение к профессиональной области (направлению, специальности и т. п.). На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние и социально-экономические условия, и политическое и духовно-идеологическое развитие, и межличностные отношения (школа, семья, референтная группа), действуют различные агенты и институты социализации. Вместе с тем ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, активно реализующей ситуации жизненного выбора.

Профессиональное самоопределение является важным фактором социализации и самореализации личности не только в конкретной профессиональной области. В данной связи важен сам процесс встраивания в культуру сообщества вообще, освоения социального наследия (ценностные ориентации и предпочтения, традиции, моральные нормы и паттерны поведения и т. п.), называемый инкультурацией. Нахождение своей «ниши» в мире профессий, основанное на активности, самостоятельности, ответственности за своё становление, позволяет личности найти оптимальную область деятельности для полной реализации.

Таким образом, содержание концепта «профессиональное самоопределение» на личностном уровне уточняется проецированием своей собственной жизненной траектории на социокультурную среду. Экспликация развертывается с учетом личностной ценностно-смысловой системы, которая является своеобразным ориентиром для самоопределяющейся личности относительно включения в основные сферы общественной жизни, самореализации и самоутверждения в социуме. Особое место в данной связи занимает профессионально-субъектная позиция личности.

Профессионально-субъектная позиция предполагает формирование системы ведущих жизненных ценностей, признание и принятие за собой и другими активности, способности к целеполаганию, свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого, уникальности, способности к саморазвитию.

На уровне общества самоопределение обеспечивается процессами аккумуляции/генерации и трансляции социально значимых ценностей через социальные институты. Институционализация как процесс упорядочения ценностно-нормативного комплекса через ценности, установки, правила, нормы, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях и др. основана на выявлении личностью содержания конкретных видов трудовой деятельности, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и паттернах поведения.

Профессиональное самоопределение включает не только формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и устойчивой целостной системы профессионально важных качеств личности на основе познания содержания и требований к различным профессиям. Вместе с тем, самоопределение характеризует формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Выявление своей «ниши» в системе социальной стратификации современного общества, где профессия является одним из значимых факторов, определяющих социальный статус, успешность, материальное положение и т. п., обусловливает готовность к самостоятельному выбору профессии.

Социальные характеристики являются важнейшими ориентирами профессионального самоопределения, поскольку обусловливают возможные альтер-

нативы самореализации и самоутверждения личности. Однако необходимо отметить, что альтернативы возможны лишь при наличии стабильной целостной системы профессионального выбора на основе личностных склонностей, предпочтений с учетом актуальных требований социально-экономической системы.

Таким образом, профессиональное самоопределение есть процесс формирования субъектного отношения к профессиональной деятельности и способ самореализации, карьерное планирование как результат согласования собственно личностных и социальнопрофессиональных потребностей социума.

Обозначенные уровни со значимой вероятностью способны влиять на самоопределение субъектов при профессиональном выборе. Комплексный системный анализ профессионального самоопределения как социокультурного процесса происходит именно с учетом обозначенных уровней и интеграции составляющих их факторов.

Литература

1. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - М., 1995. - 411 с.

2. Дидковская, Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: дис. ... канд. социол. наук / Я. В. Дидковская. - Екатеринбург, 2000. - 141 с.

Латуха, Е. А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности: дис. ... канд. фи-лос. наук / Е. А. Латуха. - Новосибирск, 1999. - 180 с.

3. Лобова, Е. В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук / Е. В. Лобова. - Екатеринбург, 2006. - 128 с.

4. Онипко, А. А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ: ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук / А. А. Онипко. - Екатеринбург, 2011. - 18 с.

5. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 4.

6. Сохань, Л. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности / Л. В. Сохань, М. В. Кириллова // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. -Киев, 1982.

7. Суворова, В. О. Формирование ценностных ориентаций школьников старшего подросткового возраста в процессе профессионального самоопределения: дис. ... канд. пед. наук / В. О. Суворова. - Пенза, 2011. - 188 с.

8. Тимерьянова, Л. Н. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в инновационных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Тимерьянова. - Чебоксары, 2010. - 286 с.

9. Фельдштейн, Д. И. Психологические законов мерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6.

10. Шарова, Е. Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (на примере Мурманской области): автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. Н. Шарова. - Мурманск, 2012. - 25 с.

11. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development // Richard Edwards and Katherine Nicoll // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 115 - 131. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable. - Access of mode: http://www.jstor.org/stable/30032661

12. Models of Personal Development Planning: Practice and Processes // Sue Clegg and Sally Bradley // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 57-76. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable. - Access of mode: http://www.jstor.org/stable/30032658

13. The Design of a Career Oriented Human Resource System // Mary Ann von Glinow, Michael J. Driver, Kenneth Brousseau and J. Bruce Prince // The Academy of Management Review. Vol. 8, No. 1 (Jan., 1983), pp. 23 - 32. Published by: Academy of Management. Article Stable. - Access of mode: http://www.jstor.org/stable/257164.

Информация об авторе:

Левицкая Ирина Александровна - кандидат педагогических наук; заведующая кафедрой социальногуманитарных дисциплин Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева» (филиал в г. Междуреченске), 8-905-966-60-99, levitskaya ia@ mail.ru.

Irina A. Levitskaya - Candidate of Pedagogics; Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Gorbachev Kuzbass State Technical University branch Mezhdurechensk.

Статья поступила в редколлегию 13.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.