Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности'

Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22940
3630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВИДЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (ЛИЧНОСТНОЕ / ЖИЗНЕННОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ И ПР.) / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETENCY-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCY / TEACHER OF BIOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES / PROFESSIONAL GROWTH / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TYPES OF SELF-DETERMINATION / PERSON ENGAGED IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгушина Татьяна Николаевна, Юревич Светлана Николаевна

Аннотация. В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к определению понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение рассматривается в научных исследованиях в качестве неотъемлемого и существенного компонента профессионального становления личности. Профессиональное самоопределение является составной частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость человека. Анализ исследований проблемы профессионального самоопределения показывает, что философско-методологии­ческие аспекты самоопределения связаны с сознательным регулированием жизнедеятельности человека, с пониманием им смысла жизни, личной ответственностью, нравственным выбором. Проблема профессионального самоопределения значительно актуализируется в условиях непрерывного образования, систематического повышения квалификации специалистов. От продвижения ее теоретических разработок в значительной степени зависит успешность организации практических мероприятий по повышению эффективности профессионального самоопределения обучающихся всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination as a component of professional growth

Abstract. The article examines the approaches of foreign and domestic scholars to the definition of “professional self-determination”. Professional self-determination in research is considered as an integral and essential component of professional growth. Professional self-determination is a part of the general self-determination process and characterizes the professional and social maturity of person. The analysis of research on the problem of professional self-determination shows that the philosophical and methodological aspects of the self-determination are associated with conscious regulation of life activities, with the understanding of one’s own purpose of life, personal responsibility and moral choice. The problem of professional self-determination becomes actual in continuing education, professional development system. Theoretical development of the problem promotes successful organization of practical activities to enhance the effectiveness of learners’ professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности»

Ж Я. Фолгушина, С- Я. Юревич

¡Профессиональное самоопределение тфтщрмпонент профессионального становления.

УДК 316.612+371.15

Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности

Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич

Professional self-determination as a component of professional growth

T. N. Dolgushina, S. N. Yurevich

Аннотация. В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к определению понятня «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение рассматривается в научных исследованиях в качестве неотъемлемого и существенного компонента профессионального становления личности. Профессиональное самоопределение является составного частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость человека. Анализ исследований проблемы профессионального самоопределения показывает, что философско-методологии-ческие аспекты самоопределения связаны с сознательным регулированием жизнедеятельности человека, с пониманием им смысла жизни, личной ответственностью, нравственным выбором. Проблема профессионального самоопределения значительно актуализируется в условиях непрерывного образования, систематического повышения квалификации специалистов. От продвижения ее теоретических разработок в значительного степени зависит успешность организации практических мероприятий по повышению эффективности профессионального самоопределения обучающихся всех уровней.

Abstract. The article examines the approaches of foreign and domestic scholars to the definition of "professional self-determination ". Professional self-determination in research is considered as an integral and essential component of pro fessional growth. Professional self-determination is a part of the general self-determination process and characterizes the professional and social maturity of person. The analysis of research on the problem of

professional self-determination shows that the philosophical and methodological aspects of the self-determination are associated with conscious regulation of life activities, with the understanding of one's own purpose of life, personal responsibility and moral choice. The problem of professional self-determination becomes actual in continuing education, professional development system. Theoretical development of the problem promotes successful organization of practical activities to enhance the effectiveness of learners ' professional self-determination.

Ключевые слова: профессиональное становление, самоопределение, профессгюнальное самоопределение, виды самоопределения (личностное, жтзненное, согщальное и пр.), субъект профессионального деятельности.

Key words: professional growth, self-determination, professional self-determination, types of self-determination, person engaged in professional activities.

Проблема изучения профессионального самоопределения личности является одной из важнейших научно-практических проблем, поскольку проблема выбора профессии, уточнение этого выбора время от времени встает на протяжении трудовой жизни человека. Кроме того, как показывают результаты экспериментальных исследований, многие выпускники школы выбирают профессию случайно, оказываясь не в состоянии сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор. Но даже мотивированный выбор будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Это объясняется тем, что о завершенности процесса самоопределения

трудно говорить до того, как человек сам, в ходе профессиональной деятельности или в условиях учебно-профессионального труда, максимально ее имитирующих, не подтвердит свои возможности, не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как профессионалу. Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития общественных отношений.

К проблеме организации профессионального самоопределения человека обращались многие теоретики и практики образования. Однако анализ научной литературы (философской, социологической, психолого-педагогической) демонстрирует неоднозначность подходов исследователей к феномену профессионального самоопределения личности.

В философии «самоопределение» рассматривается как понятие этики, как «деятельное отношение к ситуации», противоположное понятиям косности, «инертности сердца».

В психологии значительными исследованиями в области профессионального самоопределения являются работы зарубежных исследователей (X. Дибберн, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерс, Д. Сьюпер, Э. Фромм, Д. Фромман, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.).

Лидеры гуманистической психологии, обратившись к экзистенционализму, выявили психологическую детерминацию, объясняющую развитие человека, его стремление к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей. Круг проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности, разрабатывался ими в рамках теорий «профессионального развития» и концепций профориентации. Исследования Г. Ол-порта, А. Маслоу, К. Роджерса обращены к истокам активности человека, его «росту «изнутри».

Г. Олпорт резко возражал против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т. е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Фундаментальной предпосылкой развития теории К. Роджерса явилось положение о том,

что люди используют свой опыт для очерчивания, определения себя. В этом им помогает самооценка как движущая сила развития, их «самость» или представление о себе, основанное на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. Для К. Роджерса самость -это измеряющая структура, постоянно подлежащая переопределению, так как основным мотивом человека является тенденция к самореализации, что и обеспечивает ее личностный рост.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию, как стремление человека совершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле («через увлеченность значимой работой»), В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

Р. Мэй в своей теории исходил из положения о том, что одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли, под которой Р. Мэй подразумевал свободу выбора одного из двух состояний и возможность смены одного состояния другим. Процесс становления личности, по мнению Р. Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности.

Движущей силой развития человека, по мнению Ш. Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению. Именно способность индивида ставить цели, наиболее соответствующие его внутренней сути, в которых определяется полнота, степень самоиспол-ненности, Ш. Бюлер называет самоопределением. Следует подчеркнуть, что в исследованиях зарубежных ученых в качестве основы самореализации рассматривается стремление человека выразить себя посредством деятельности. Так, К. Ясперс определяет понятие самоопределения через «дело», которое выполняет человек. Рассматривая процесс профессионального самоопределения через приобретение установок и трудовых навыков, Э. Хейвигхерст считает, что овладение ими позволяют человеку стать полноценным работником.

Ж Я. Фолгушина, С- Я. Юревич

¡Профессиональное самоопределение как^крмпонент профессионального становления...

Согласно теории конгруэнтности Я-кон-цепции и профессии Д. Сьюпера, представления человека о самом себе - это важнейший детерминант профессионального становления. Человек, считает Д. Сьюпер, неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а, «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия. Выбор профессии, по мнению Д. Сьюпера, должен проходить с учетом своего образа «Я», интеллектуальных особенностей, способностей, ценностей, интересов, отношения к труду и профессии, собственных потребностей, черт личности.

Таким образом, в зарубежной психологии профессиональное самоопределение понимается как процесс раскрытия резервов личности, ее творческого начала, уникальности, неповторимости, и тесно связывается с самореализацией, самоактуализацией, самотрансценденцией, самопознанием. По мнению В. Франкла, самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - самотрансценденцию, понимаемую ученым как способность «выходить за рамки самого себя», а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.

Различия в трактовке профессионального самоопределения зарубежными авторами рассмотрены в работах В. П. Борисенкова, В. В. Ве-селовой, Б. Л. Вульфсона, С. С. Гриншпун, 3. А. Мальковой и др. Обобщая зарубежный опыт, они пришли к выводу о том, что профессиональное самоопределение учащихся представляет собой длительный и непрерывный процесс оказания индивидуальной помощи обучающимся при выборе будущей профессии. Исследователи подчеркивают, что помощь в профессиональном самоопределении трактуется зарубежными учеными, прежде всего, как помощь в самореализации.

В отечественной науке проблему профессионального самоопределения человека изучали философы, социологи, психологи, педагоги (Н. А. Бердяев, Б. М. Бим-Бад, И. С. Кон, П. Г. Щедровицкий и др.). Представления отечественных исследователей о процессе самоопределения развивались в следующей логике: если поначалу больше внимания уделялось труду как таковому, то в дальнейшем акцент

в исследованиях все больше перемещался в сторону нахождения путей «приспособления», «адаптации» работника к выполняемой деятельности. Важным моментом в исследовании проблемы профессионального самоопределения явилась книга Н. Рыбникова «Психология и выбор профессии» (1925 г.) - первый труд по проблеме профессионального самоопределения в отечественной науке.

В исследованиях профессионального самоопределения личности в советский период можно выделить три основных психологических направления, в русле которых решалась эта проблема. Первое направление характеризует исследование профессионального самоопределения в связи и с анализом проблемы жизненного самоопределения личности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Второе направление разрабатывалось в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л. И. Божович). Третье направление связано с разработкой проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Е А. Климов, В. В. Чебышева).

Главным преимуществом первого из названных выше подходов является то, что в нем идея процессуальности самоопределения неразрывно связана с анализом уровней социальной детерминированности данного процесса. Это, в свою очередь, необходимая предпосылка целостного и адекватного анализа психологических особенностей профессионального самоопределения личности на разных стадиях ее профессионального становления.

В работах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева проблема самоопределения рассматривалась в связи с исследованиями жизненного пути человека. По мысли С. Л. Рубинштейна, проблема самоопределения личности не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо определение себя и отношение к самому себе являются ключевыми моментами в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависят от отношения человека к окружающим и окружающих к нему. Он писал: «Человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» [1, с. 243].

С. Л. Рубинштейн отмечал, что смысл детерминизма заключается в подчеркивании внутреннего момента в самоопределении, верности себе, неодностороннему подчинению внешнему. Только внешняя детерминация ведет за собой пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или простое приспособление к ним. Вскрывая специфику человеческого существования, он подчеркивал, что она заключается в мере соотношения самоопределения и определения другими. Самоопределение не замкнуто внутри личности и не посвящено ей же. Иными словами, оно не «монологично», и включает соотнесенность с другими субъектами. С. Л. Рубинштейн подчеркивал значение деятельности для самоопределения. Ученый писал, что линия, идущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах практических и теоретических психическое, духовное развитие не только проявляется, но и совершается.

Второй теоретический источник формирования представлений о профессиональном самоопределении в советской психологии составили работы, в которых исследовались основные психологические закономерности развития личности в подростковом и юношеском возрасте. В исследованиях Л. И. Божович проблема профессионального самоопределения изучалась в контексте исследований психологических закономерностей в формировании личности старшего школьника. Было показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение - «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему» [2]. Самоопределение по Л. И. Божович формируется в 16-17 лет и связано с необходимостью решать проблему своего будущего. Однако подлинное самоопределение не заканчивается с окончанием школы, оно связано с формированием позиции взрослого человека и завершает последний этап онтогенетического развития личности.

Наконец, третье направление представлено работами, в которых профессиональное самоопределение рассматривается в русле проблем

формирования человека как субъекта деятельности профессионального труда. Анализ особенностей его самосознания позволил ученым (Е. А. Климов, В. В. Чебышева) сформулировать некоторые общие положения управления этим процессом.

Обобщая различные подходы, отметим, что в отечественной психологии под профессиональным самоопределением понимают:

- многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения: а) как серию задач, которые ставит общество перед личностью и которые ей следует решать; б) как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого человек формирует баланс между собственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.; в) как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности (В. А. Бодров);

- процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности (А. А. Деркач);

- избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретно выбранной профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии (Э. Ф. Зеер);

- важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов (Е. А. Климов);

- определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма (А. К. Маркова);

- самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-истори-

Ж. Я. Фолгушина, С- Я. Юревич

¡Профессиональное самоопределение как^крмпонент профессионального становления...

ческой (социально-экономической) ситуации (Н. С. Пряжников);

- процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей (Т. А. Родионова).

Отличительной особенностью отечественных исследований проблемы профессионального самоопределения личности является тот факт, что в отечественной психолого-педагогической литературе процесс профессионального самоопределения никогда не рассматривался обособленно, а только как разновидность самоопределения и всегда во взаимосвязи с личностным, жизненным, социальным и другими видами самоопределения.

Различные виды самоопределения представлены в исследованиях Л. И. Божович, Н. Н. Захаровой, Н. С. Пряжникова, Н. В. Самоукиной, Л. Д. Столяренко, С. Н. Чистяковой и др.

Так, Н. С. Пряжников выделяет следующие типы самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное самоопределение [3].

По его мнению, первый тип - профессиональное самоопределение - это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив. Все это предполагает выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности.

Второй тип - жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. И хотя профессиональное самоопределение часто является наиболее значимым для многих людей, но даже оно реализуется в определенном контексте жизни. Таким образом, современное понимание карьеры - это не только успешность в данной деятельности, но и успешность всей жизни.

Третий тип - личностное самоопределение -может рассматриваться как высший тип жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Личностное самоопределение - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством. По А. Г. Асмо-лову, личностное самоопределение - это способность оценивать себя изменяющегося во времени, осознанно влиять на процесс и результат собственного развития, занимать активную позицию, осуществляя «нормотворчество», внося свой вклад в обогащение культуры [4].

Н. С. Пряжников отмечает, что в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Поэтому главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализо-вывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать [3]. Процесс профессионального самоопределения рассматривается Н. С. Пряж-никовым как процесс нахождения «промежуточных» смыслов в непрерывном стремлении к главному, обобщающему смыслу своей профессиональной деятельности и всей жизни, а также связывается с помощью человеку в нахождении личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.

Период с 90-х годов XX века по настоящее время характеризуется как период смены системы ценностей и в целом менталитета россиян по отношению к цели, мотивации, направленности, содержанию и результативности самоопределения. Произошла смена всей парадигмы самоопределения, которая в настоящее время определяется как достижение самодостаточности социально-общественных структур на основе стремления отдельной личности к достижению личностно возможного и социально значимого результата в избранной сфере деятельности.

Сегодня смысловые «сдвиги» позволяют обеспечить успешность профессионального самоопределения, акцентировав внимание на вопросах общественного и профессионального признания результатов деятельности специалиста [5].

Современный этап развития общества, характеризующийся социально-культурным плюрализмом, свободой и открытостью, влечет за собой изменений требований к личности как субъекту социальной эволюции и актуализирует проблему развития способности человека самоопределяться не только в профессиональной и личностной, но и в политической, экономической, бытовой и других ситуациях, разумно сочетая личные, общественные, профессиональные и иные интересы.

Ведущей стратегией модернизации профессионального образования и системы повышения квалификации стала ориентация их потенциала и ресурсов на формирование специалиста как личности, обладающей способностью к профессиональному и социокультурному самоопределению.

Социокультурное самоопределение специалиста воплощает идеи воспитания человека, с одной стороны, социального, то есть способного занять свое место в обществе (социально самоопределиться), с другой стороны, - культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. «Социальное» и «культурное», по мнению М. С. Кагана, растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей, культурных ценностей, субъект творческой активности. Показателями социокультурного самоопределения выступают: социальная активность, готовность и способность к творческой самореализации, к преобразованию жизненной и профессиональной среды. В этой связи обостряется проблема формирования личности и субъекта профессиональной деятельности, способной реализовать себя в конкретных социокультурных условиях.

В. Ф. Сафин и Г. П. Ников, подробно рассмотрев в своем исследовании такие формы самоопределения как жизненное, социальное и профессиональное, а также их взаимосвязь, пришли к выводу о том, что в психологическом плане самоопределившаяся личность - «это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жиз-

ненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений» [6].

По мнению авторов, профессиональное и иные виды самоопределения взаимозависимы и взаимообусловлены. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное и социальное самоопределение могут предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно.

Однако, несмотря на значимость всех видов самоопределения, именно профессиональное самоопределение, подчеркивает Е. А. Климов, является системообразующим центром для всей системы возможных «самоопределений» человека как субъекта деятельности и гражданина [7].

Профессиональное самоопределение личности является составной частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость личности. Профессиональное самоопределение определяется как Я-концепция человека, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социокультурных условиях.

В соответствии с основными стадиями профессионального становления - формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение и воспитание, вхождение в профессию и, наконец, полная или частичная реализация личности в профессиональном труде - выделяются и основные этапы профессионального самоопределения (Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Ше-гурова).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «финал» процесса развития. Делая последовательные выборы, человек не сужает свои возможности, теряя не-выбранные варианты, а наоборот, открывает для себя новый мир, расширяет свой выбор. Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей выбора и меняют направление дальнейшего развития человека. Меняют, но не ограничивают, по-

Ж. Я. Фолгушина, С- Я. Юревич

¡Профессиональное самоопределение как^крмпонент профессионального становления...

скольку открывают ранее недоступные возможности, - писал Е. А. Климов [7]. Формируясь как субъект профессиональной деятельности, и формируя отношение к себе как к деятелю, человек развивается как личность.

Библиографический список:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 2000. - 328 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 293 с.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2008. -117 с.

4. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /

A. Г. Асмолов. - М., 1999. - 312 с.

5. Занина Л. В. Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя /Л. В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. -№ 1 (14). - С. 5-9.

6. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности /

B. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 4. - С. 23-25.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2005. - 226 с.

References:

1. Rubinshteyn S. L. Osnovv obshchev psikho-logii [Fundamentals of General Psychology]. -Moscow, 2000. - 328 p.

2. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozrctste [Personality and its Formation in Childhood]. - Moscow : Prosveshchenie, 1968. -293 p.

3. PryazhnikovN. S. Professional'noe samoo-predelenie: teoriya i praktika: ucheb. posobie [Professional Self-Determination: Theory and Practice]. - Moscow : Academia, 2008. - 117 p.

4. Asmolov A. G. Kid'turno-istoricheskaya psikhologiva i konstruirovanie mirov [Cultural-Historical Psychology and Worlds Constructing], -Moscow, 1999.-312 p.

5. Zanina L. V. Professional Success as a Key Goal of Teachers Development System [Profes-sional'naya uspeshnost' kak klyuchevaya tsel' sistemy povysheniya kvalifikatsii uchitelya]. Scientific Support Of A System Of Advanced Training. - Chelyabinsk : CIRIPS, 2013. -№ 1 (14). - P. 5-9.

6. Safin V. F., Nikov G. P. Psychological Aspects of Self-Determination. [Psikhologicheskie aspekty samoopredeleniya lichnosti]. Psikhologi-cheskiv zhurnal [Psychological Journal]. - 1984. -V. 5 - № 4. - P. 23-25 .

7. Klimov E. A. Psikhologiva professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie [Psychology of Self-Determination], - Moscow : Academia, 2005. -226 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.