Научная статья на тему 'Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность'

Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАТКИ / СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE MAKINGS OF ABILITIES / SPECIAL ABILITIES / PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL QUALITIES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толочек Владимир Алексеевич

Обсуждается проблема тезауруса психологии способностей (возрастания числа понятий, отражающих эффективность деятельности и успешность субъекта). Предлагается способ упорядочивания системы понятий (задатки, способности, специальные способности, профессиональные способности, профессионально важные качества, компетенции, компетентность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of the subject: the ability, competence, competence

The problem thesaurus faculty psychology (increase in the number of concepts that reflect the efficiency and success of the subject). Provides a method of organizing a system of concepts (inclinations, abilities, special abilities, professional skills, professional qualities, competence, competence).

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2014. № 2(16)

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА PSYCHOLOGY OF THE SUBJECT

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА: СПОСОБНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ

© В. А. Толочек

Толочек

Владимир Алексеевич доктор

психологических наук, профессор

ведуший научный сотрудник Институт психологии РАН e-mail: tolochekva@mail.ru

Обсужлается проблема тезауруса психологии способностей (возрастания числа понятий, отражающих эффективность леятельности и успешность субъекта). Преллагается способ упорялочивания системы понятий (залатки, способности, специальные способности, профессиональные способности, профессионально важные качества, компетенции, компетентность).

Ключевые слова: задатки, способности, специальные способности, профессиональные способности, профессионально важные качества, компетенции, компетентность.

В психологии труда профессионально важные качества — ПВК (в 1920-1930-х годах — профессионально значимые качества) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности субъекта, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного исполнения трудовых функций. В силу сложности феноменов «труд» и «профессия» к ПВК специалисты относят предельно широкий спектр качеств — от особенностей анатомии, морфологии и физиологии до профессиональных знаний и умений, мотивации и смыслов труда. К ПВК относят едва ли не все особенности личности (характер, мотивация, ценностей, направленность, смысловая сфера и др.), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности и сенсорных систем), особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) человека. Введенные в последние годы в науч-

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 2 (16)

ный оборот сопряженные понятия (ресурсы, потенциал, потенциалы, способности - общие, специальные, профессиональные, компетенции, компетентность), чаще не объясняют, а усложняют понимание детерминант эффективности деятельности и успешности человека как ее субъекта.

Теоретический анализ проблемы

В последней четверти XX столетия ученые признают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые формируются в процессе профессиональной деятельности как специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем [1, 3, 22].

В психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова [2, 10, 21 и др.]. Рассмотрим и «узкое» содержание этого психологического феномена. В современной психологии способности понимаются как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности [5, с. 95], как функциональные системы, формирующиеся в процессе обучения и деятельности [1, 2, 6, 8, 9, 10, 14, 21 и др.]. Критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, отечественные психологи вслед за Б. М. Тепловым называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею [5, 14, 21, 22].

Среди общих способностей можно различать интеллект, обучаемость, креативность. Под интеллектом понимают «способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным» [5, с. 18]; под обучаемостью — совокупность способностей, способствующих быстрому и успешному овладению человеком знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой. Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью — сознательного и бессознательного [5].

Ученые предлагают разные классификации способностей, например: а) по уровню — общие и специальные; б) по роли жизненного опыта в их проявлении — текучий, кристаллизованный интеллект. Изучение общих и специальных способностей в психологии в 1920-1940-х годах привело к разработке двух основных моделей интеллекта как теоретических представлений об их структурно-функциональной организации — иерархических моделей интеллекта и многофакторных моделей.

В середине XX века Б. М. Теплов указывал на социальную обусловленность операциональной составляющей многих способностей (математических, лингвистических, музыкальных и др.). Если способности формируются в процессе деятельности человека, то большое значение имеет организация этого процесса (социальные алгоритмы обучения, приемы и способы деятельности, организации и кодирования информации и т. д.). Наиболее завершенный вид

в отечественной психологии эти представления получили в теории поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина; в зарубежной бихевио-ральной психологии — в теории программированного обучения Б. Ф. Скиннера.

Наряду с многофакторными моделями интеллекта предлагаются и ин-тегративные модели интеллекта и личности. Психологическими системами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных особенностей человека называют индивидуальный стиль деятельности [4, 8, 15, 18 и др.]. В последние десятилетия доминирующим становится интегральный подход к пониманию способностей, оттесняющий аналитический на второй план. Современные модели о профессиональных способностях включают метакогнитивные процессы [9, 20], духовность личности профессионала [16], внепрофессиональные потенциалы [7], ресурсы [17-19]. С 1990-х годов в научный обиход вводится понятие «компетентность» как совокупность профессионально и поведенчески важных особенностях субъекта как профессионала и как человека.

В структуре факторов профессионализма субъекта также выделяют профессиональную, зависящую от специфики труда, и психологическую компетентность. Последняя, в свою очередь, разделяется на социально-перцептивную, социально-психологическую, психологическую, аутопсихологическую.

С 1990-х годов в гуманитарных науках утверждается термин «потенциал» — характеристика актуального и латентного, уже реализованного или способного заявить о себе в обозримой перспективе интегрального качества человека, некоторой его «социальной энергетике». «Потенциал» предполагает уже не только узко функциональную и прагматичную оценку человека как субъекта труда на конкретном рабочем месте, но и как его оценку в широкой жизненной перспективе [12, 13]. Потенциал есть «система всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных актуализированных и резервных способностей» [13, с. 60]. Сходно, как расширение границ рассматриваемых составляющих профессионализма — от системы «человек-профессия» в систему «человек-мир», — трактуется феномен «внепрофессиональные потенциалы»: объяснением высшего профессионализма должен стать параметр «профессиональная деятельность — жизнедеятельность», объясняющих характер связывания субъектом своей профессиональной активности с ценностями, отношениями и приобретениями всей его жизни [7].

Введенные в последние годы в научный оборот сопряженные понятия (ресурсы, потенциал, потенциалы, способности — общие, специальные, профессиональные, компетенции, компетентность), по-разному отражающих грани одного явления, а именно — условий, факторов, детерминант по Б. Ф. Ломову [11] эффективности профессиональной деятельности и успешности человека как ее субъекта, можно упорядочить. Согласно традициям отечественной психологии, можно выделить цепочки феноменов, находящихся во взаимосвязи и различающихся по мере их функциональной специализации, согласно задачам и условиям деятельности и социальной среды (окружения), объясняющие эффективность деятельности и успешность субъекта:

Задатки < Способности < Специальные способности < Профессиональные способности < Профессионально важные качества < Компетенции < Компетентность

В такой интерпретации знак «<» означает, что феномен, обозначающий соответствующим понятием, меньше по объему (по числу его составляющих), также, вероятно, по содержанию (сложности отношений его составляющих) феномена и его отражающего понятия справа. Так, согласно представлениям отечественных психологов, «задатки» — анатомо-морфологические и физиологические особенности, выступающие предпосылками формирования способностей; способности формируются в деятельности. Следовательно, если «задатки» — это нечто, ограниченное биологической организацией человека, то «способности» могут формироваться только в деятельности, т. е., организованной людьми особой активности, следующей из общественного разделения труда, сформированных культурных структур, с участием более опытного профессионала. Другими словами, если для обладания задатками достаточно лишь родиться, то для появления способностей человек должен быть включен в исторически сформировавшиеся взаимодействия людей, должен быть «погружен» в особую культурную среду.

Обратимся к работам В. Д. Шадрикова: «способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и в качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [22, с. 50]. Содержательная интерпретация феномена способности адекватна только в «трех взаимосвязанных измерениях» — как способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности. В отношении трех измерений, или видов имеет место генетическая связь: на основе способностей индивида формируются способности субъекта, а «постановка способностей (субъекта) под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности» [22, с. 83] (курсивом выделено нами. — Т. В.).

В данной интерпретации феномена «способности» обратим внимание на взаимосвязи их составляющих как «внутренних условий» субъекта, так и «внешних условий» — условий среды, окружения (понятно, если мы говорим о личности, то подразумевается именно социальная среда, прежде всего, а не особенности индивида).

Менее разработанным является вопрос соотношений общих и специальных способностей. Обратимся к исследованиям Е. В. Волковой: «...Базовой характеристикой способностей является мера соответствия индивидуально-психологических особенностей субъекта объективной реальности, начиная с избирательной чувствительности к определенным характеристикам среды и заканчивая уровнем организации концептуальных структур как референтов знаний и способов деятельности. .способности — это функциональное свойство структур ментального опыта, являющихся психическим носителем свойств субъекта, мера соответствия которых объективной реальности определяет продуктивность жизнедеятельности человека» [2, с. 68]. Для выделения отношений общие способности/специальные способности, автор обращается к историко-культурному анализу эволюции данных феноменов. Под общими способностями ею понимаются «общие инвариантные психологические особенности, обусловливающие успешность жизнедеятельности человека на всех этапах развития»; под специальными способностями — «специфические особенности, про-

являющиеся на определенном этапе исторического развития и обеспечивающие успешность человека в отдельных видах деятельности»; «реконструкция процесса генезиса способностей позволяет выделить в качестве индикатора зарождения специальных способностей первичную дифференциацию объектов и их свойств, которые в дальнейшем станут предметом специальной деятельности» [2, с. 68]; «поскольку одним из атрибутов специальных способностей является отражение определенных качественно-специфичных закономерностей бытия, не сводимых к другим качественно-специфичным закономерностям и не выводимых из них ... профессиональные способности можно рассматривать как аспект или способ реализации специальных способностей. Например, музыкальные способности — это специальные способности, но аспект их реализации у вокалиста, композитора, скрипача разный. Таким образом, мы получаем следующую систему теоретических объектов: общие способности, специальные способности, ментальные структуры, концепты [2, с. 70].

В данной интерпретации феномена «специальные способности» мы выделяем факты «включенности» человека не в деятельность вообще, а в деятельность специфическую (т. е. генетически сформированную позже, следовательно, включающую в свой состав и структуры новые и более развитые компоненты, большее число уникальных фрагментов).

Так же последовательно, с опорой на литературные источники (не приводя ссылки), можно проследить последовательное усложнение других феноменов, включенных нами в «цепочку» их взаимосвязи.

«Профессиональные способности» по своей сути предполагают такую зрелость деятельности, когда есть четко зафиксированные предмет и средства труда, параметры создаваемого социально ценного продукта, формы оплаты труда, критерии квалификации, формы социальных связей профессионала с коллегами, потребителями товаров и услуг, типичные формы организации профессиональной деятельности и пр.

Под «профессионально важными качествами» подразумевают сформированные до уровня известной зрелости функциональные системы, обеспечивающие высокую эффективность деятельности субъекта в разных условиях (т. е. продуктивную, надежную, стабильную), а также его сохранность как профессионала во временной перспективе (способность сохранять профессиональное здоровье, долголетие и пр.).

Интерпретация «компетенций» разными специалистами разнится, но общий смысл этого феномена в следующем. Человек как субъект деятельности и как личность функционирует в стенах определенной организации, уникальной социо-психологической системы (некоторые авторы употребляют даже эпитет «организм»). В каждой стадии развития этой уникальной системы, они должна поддерживать свое функционирование и находить ресурсы развития. Следовательно, значение имеет уже не только эффективность деятельности отдельных субъектов, но и мера их взаимной интеграции, степень их интеграции с социальной микро- и мезосредой (корпоративной культурой, стилем руководства, групповыми нормами и пр.), мера и «вектор» их активности, способствующей развитию самой организации. Иначе, в феномене «компетенции» отражаются множественные формы интеграции качеств субъекта с качествами

других людей, преломляющихся в уникальной деятельности, в определенным образом организованным их поведением («организационным поведением»), и все это — не только «здесь и теперь», но, главное — в ориентации на успешность в будущем («там и тогда»).

В интерпретации феномена «компетентность» можно видеть аспекты надситуативного (поведения и деятельности), такой формы предшествующей интеграции человеком как специальных знаний, умений и навыков, так и человеческой культуры, которые позволяют ему быть адекватным разным ситуациям, эффективно решать профессиональные задачи разного класса, быть успешным даже тогда, когда для успешности недостает знаний, информации и других ресурсов. В феномене «компетентность» фактически отражается такая интеграция человеком человеческой культуры, которая позволяет ему быть универсумом (в рамках профессиональной деятельности), как бы восстанавливать и воссоздавать (при отсутствии каких-то фрагментов), развивать саму деятельность дальше, выше того исторического уровня, на котором он ее осваивал сам.

Заключение

Два критерия — мера специализации (функциональных систем человека) и тесноту связи субъекта и среды, отражают две стороны психологических явлений, могут использоваться для выявления отношений разных феноменов и их обозначающих понятий. Названные выше два критерия хорошо «проецируются» на формальную логику — как «объем» понятия (или число объектов, его составляющих) и «содержание» понятия (или число признаков объектов, его составляющих).

Анализ цепочек понятий, отражающих функциональные и генетически связанные психологические феномены (или их про-явления), как ... А > В > С > D > ... или A< В < C < D < E <...., позволяет упорядочивать эти понятия, вносить большую определенность в их использование, а, главное, усиливать их функции как инструментов научного познания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Ю. И. Теория функциональных систем в психологии / Ю. И. Александров, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. — 1998. — Т. 10. — № 6. — С. 4—19.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. — Москва : ИП РАН, 2006. — 623 с.

3. Волкова Е. В. Роль дифференционно-интеграционного подхода в разработке теории специальных способностей // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. — Москва : Языки славянской культуры : Знак, 2014. — С. 61—85.

4. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — Москва : Физкультура и спорт, 1978.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — Москва : Латерна-Вита, 1995.

6. Дружинин В. Н. Психология способностей: Избранные труды. — Москва : Изд-во Институт психологии РАН, 2007.

7. Завалишина Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — Москва : ИП РАН, 2005. — 376 с.

8. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность деятельности). — Москва : Просвещение, 1983. — 223 с.

9. Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. — Москва : РАО, 2012. — 476 с.

10. Климов Е. А. Психология профессионала. — Воронеж : Феникс, 1996. — 400 с.

11. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. — Москва : Наука, 1999. — 204 с.

12. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. — Москва : РАГС, 2001.

13. Марков В. Н. Проблемы самореализации кадров управления. — Москва : РАГС,

2004.

14. Маркова А. К. Психология профессионализма. — Москва : РАГС, 1996.

15. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — Москва : Педагогика, 1986.

16. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. — Москва : ПЕРСЭ, 2004. — 256 с.

17. Толочек В. А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успешности // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2008. — № 2. — С. 155—161.

18. Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. — Москва : Изд-во Институт психологии РАН, 2013.

19. Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2009. — Т. 6. — № 3. — С. 27—61.

20. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 272 с.

21. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — Москва : Наука, 1982.

22. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — Москва : Аспект-Пресс, 2007.

REFERENCES

1. Aleksandrov Yu.I., Druzhinin V.N. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. 1998. V. 10. No. 6. pp. 4-19. (in Russian).

2. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noi deyatel'nosti: Teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity: Theoretical and applied problems]. Moscow: IP RAN, 2006. 623 p. (in Russian).

3. Volkova E. V. Differentsionno-integratsionnaya teoriya razvitiya. Kn. 2. [Differentsionno-integration theory of development]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury: Znak, 2014. Pp. 61—85. (in Russian).

4. Vyatkin B. A. Rol' temperamenta v sportivnoi deyatel'nosti [The role of temperament in sports activities]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1978. (in Russian).

5. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei [Psychology of general abilities]. Moscow: Laterna-Vita, 1995. (in Russian).

6. Druzhinin V. N. Psikhologiya sposobnostei: Izbrannye trudy [Faculty psychology: Selected Works]. Moscow: Izd-vo Institut psikhologii RAN, 2007. (in Russian).

7. Zavalishina D. N. Prakticheskoe myshlenie: Spetsifika i problemy razvitiya [Practical thinking: Specificity and Problems of Development]. Moscow: IP RAN, 2005. 376 p. (in Russian).

8. Il'in E. P. Psikhofizologiya fizicheskogo vospitaniya (faktory, vliyayushchie na effektivnost' deyatel'nosti) [Psychophysiology of Physical Education (factors influencing the effectiveness of)]. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 223 p. (in Russian).

9. Karpov A. V. Refleksivnaya determinatsiya deyatel'nosti i lichnosti [Reflexive determination of activity and personality]. Moscow: RAO, 2012. 476 p. (in Russian).

10. Klimov E. A. Psikhologiyaprofessionala [Psychology professional]. Voronezh: Feniks, 1996. 400 p. (in Russian).

11. Lomov B. F. Problemy i strategiya psikhologicheskogo issledovaniya [Problems and strategy of psychological research]. Moscow: Nauka, 1999. 204 p. (in Russian).

12. Markov V. N. Lichnostno-professional'nyi potentsial upravlentsa i ego otsenka [Personal and professional potential manager and its evaluation]. Moscow: RAGS, 2001. (in Russian).

13. Markov V. N. Problemy samorealizatsii kadrov upravleniya [Problems of self-control frames]. Moscow: RAGS, 2004. (in Russian).

14. Markova A. K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: RAGS, 1996. (in Russian).

15. Merlin V. S. Ocherki integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Essays integral research of individuality]. Moscow: Pedagogika, 1986. (in Russian).

16. Ponomarenko V. A. Psikhologiya dukhovnosti professionala [Psychology of spirituality professional]. Moscow: PERSE, 2004. 256 p. (in Russian).

17. Tolochek V. A. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [The Bulletin of the University (State University of Management)]. 2008. No. 2. Pp. 155—161. (in Russian).

18. Tolochek V. A. Problema stilei v psikhologii: istoriko-teoreticheskii analiz [Problem styles in psychology: historical and theoretical analysis]. Moscow: Izd-vo Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian).

19. Tolochek V. A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics]. 2009. V. 6. No. 3. Pp. 27-61 (in Russian).

20. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes research]. St. Petersburg: Piter, 2002. 272 p. (in Russian).

21. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professional'noi deyatel'nosti [Problems systemogenesis professional activity]. Moscow: Nauka, 1982. (in Russian).

22. Shadrikov V. D. Mental'noe razvitie cheloveka [Mental human development]. Moscow: Aspekt-Press, 2007. (in Russian).

Professional development of the subject: the ability, competence, competence

V. Tolochek

The problem thesaurus faculty psychology (increase in the number of concepts that reflect the efficiency and success of the subject). Provides a method of organizing a system of concepts (inclinations, abilities, special abilities, professional skills, professional qualities, competence, competence).

Key words: the makings of abilities, special abilities, professional skills, professional qualities, competence, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.