Научная статья на тему 'Профессиональное образование в инновационном обществе'

Профессиональное образование в инновационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INNOVATIVE SOCIETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА / COMPUTER EQUIPMENT / INNOVATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячук Ольга Юрьевна

В статье исследуется сущность и значение профессионального образования в современном мире, в создающемся инновационном обществе. Это требует изменения содержания образования, овладения будущими специалистами инновационными технологиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATIONIN AN INNOVATIVE SOCIETY

The value of vocational education in the modern world and innovative society was been explored in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в инновационном обществе»

Горячук Ольга Юрьевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» г. Евпатория, Россия olga netr@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: в статье исследуется сущность и значение профессионального образования в современном мире, в создающемся инновационном обществе. Это требует изменения содержания образования, овладения будущими специалистами инновационными технологиями

Ключевые слова: инновации, инноватизация, инновационное общество, профессиональное образование, компьютерная техника.

Goryachuk Olga Yuryevna

(Social SciencesInstitute of Yevpatoria (department) Crimean Federal University (Yevpatoria))

PROFESSIONAL EDUCATIONIN AN INNOVATIVE SOCIETY

Abstract:The value of vocational education in the modern world and innovative society was been explored in the article.

Keywords: innovation, innovatization, innovative society, professional education, computer equipment.

Современное общество характеризуется быстрым развитием инновационных технологий, возможности которых стали беспрецедентными для развития человека и эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем[1,3].

Функционировать в таких условиях смогут лишь те специалисты, которые будут владеть необходимыми знаниями для ориентации в инновационном пространстве и будут использовать преимущества глобализации и интеграции, а именно: смогут работать над единым проектом, осуществлять совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Это, в свою очередь, требует изменения содержания образования, овладения инновационными технологиями. Умение применять инновационные технологии является одним из составляющих общей культуры, высшим проявлением образованности и воспитанности, проявлением

личностных качеств человека, качества его профессиональной де-ятельности[2].

Особая роль в создании и использовании инновационных технологий принадлежит системе образования как основному источнику квалифицированных интеллектуальных кадров и прочной базе фундаментальных и прикладных научных исследований.

Успех учебно-воспитательного процесса в профессиональной сфере зависит от взаимодействия системы профессиональной подготовки со сферой труда, степени их взаимной интеграции, соответствия содержания, структуры профессионального образования не только запросам реального рынка рабочей силы, но и перспективам его развития.

В светеизменений, происходящих в обществе, все более важную роль играет профессиональное образование, являющееся залогом успешной и эффективной самореализации человека. Однако система профессионального образования имеет много недостатков. К ним относятся: использование традиционной системы обучения, технологии которого не адаптированы к запросам моло-дежи;ориентация на обучение профессиям, которые направлены на интеграцию в сферу материального производства в ущерб другим отраслям деятельности;не происходит адаптации профессионального образования;отсутствует система поэтапной профессиональной подготовки;не учитываются современные образовательные технологии.

Решение представленных проблем позволило бы повысить адаптационный потенциал студентов, способствовало бы не только приведению социально-профессиональных характеристик молодых людей в соответствие с требованиями рынка труда (реализация профессиональной функции), но и способствовало формированию социального поведения, адекватного внешним условиям и внутренним ресурсам личности (реализация социальной функции профессионального образования).Исследованияпоказывают, что у выпускников высших учебных заведений практически отсутствуют навыки работы с инновационными технологиями.

Обновление профессионального образования значительно повышает значимость умений в использовании инновационных технологий, методических умений и способности ориентироваться в информации, а также таких личностных умений, как творчество, ответственность, умение адаптироваться к постоянно меняющемуся пространству, социальных умений, центральное место среди которых отведено умению работать в команде, которое, в свою

очередь, требует наличия таких качеств, как умение межкультурного общения, толерантность, умение разрешать конфликты и др.

Активное развитие инновационных технологий и компьютерной техники предопределило развитие общества, которое построено на использовании различных инноваций. Поэтому оно получило название инновационного общества.

Развитие такогообщества диктует необходимость коренных изменений в профессиональном образовании. Особое значение приобретает возможность того, чтобы в условиях постоянных изменений в экономике и обществе человек мог получать новые знания и умения не только перед началом практической деятельности (в школьные или студенческие годы), но и на любом этапе своей жизни, и по мере появления такой необходимости. К сожалению, имеющиеся учебные заведения зачастую не могут удовлетворить все возрастающие запросы общества из-за строго ограниченных ресурсов, негибкости и значительной стоимости традиционных методик и устаревшей во многом образовательной политики. В результате, по прогнозам И. И. Елисеевой, Е. А. Ивановой, Н. А. Лу-пановой, А. В. Овчаровым,Н. Л. Стефановой Б. Г. Тукумцевыми-менно виртуальные университеты являются будущим системы образования, новым и прогрессивным шагом в ее развитии[3,4,5 ]. Такой шаг может очень сильно изменить всю систему образования, привнести совершенно новые методы и принципы обучения или даже полностью изменить основные его парадигмы.

Отметим, что система профессионального образования инновационного общества требует незамедлительного обновления. Однако этот процесс требует достаточно детального анализа особенностей инновационного общества и научного подхода к осуществлению реформ.

Материальной и технологической базой инновационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, инновационных и информационных технологий, телекоммуникационной связи.

Инновационное обществоэто общество, в котором большинство людей занято производством новой информации, особенно высшей ее формы знаний.

Инновационное общество с экономической точки зрения это новый тип социальной структуры, представляющий собой, по сути, единую информационную среду, являющуюся, с одной стороны, порождением интеллекта, и с другой - тем, что его порождает. Главным богатством инновационного общества является интеллектуальный капитал во всех его формах и проявлениях[2, с. 11].

Отечественными и зарубежными учеными прогнозируются преобразования всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное, инновационное сообщество людей [7, с. 72]. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на внедрении новых знаний.

Переход к инновационному обществу привел к возникновению новой индустрии переработки информации на базе компьютерных, информационных, мультимедийных технологий.

К характерным чертам инновационного общества относятся:

- приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- решено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- в основе общества будут автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью инновационной техники и технологии;

- главной формой развития станет инновационная экономика;

- инновационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Существуют и опасные тенденции возникновения инновационного общества, такие как:1) инновационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;2) все большее влияние на общество средств массовой информации;3) возникновение конфликтов между сторонниками и противниками иннова-ций;4) многим людям трудно адаптироваться к среде инновационного общества. Также есть возможность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой инновационных технологий) и их потребителями;проблема отбора эффективных инноваций, качественной и достоверной информации.

Образование в Российской Федерации инновационного сообщества выдвигает перед системой образования задачи ее инно-ватизации, предусматривающей подготовку граждан к жизни в условиях современного инноватизированного мирового пространства, подготовку и повышение качества общеобразовательной и

уровня профессиональной подготовки специалистов на основе использования современных инновационных технологий. Это требует разработки и внедрения различных методов и технических средств сбора, хранения, обработки, передачи информации, расширения знаний человека.

Инноватизацию образования можно рассматривать как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях инновационного общества. Этот процесс связан с созданием опережающего научно-методического содержания, переподготовкой имеющихся и подготовкой новых поколений педагогов, развитием необходимой материально-технической базы, становлением новой культуры педагогического труда [8].

Такое положение требует понимания и осознания тех новых требований, выдвигаемых инновационным обществом к качеству и уровню и образования, так как именно образование основано на инновациях и новой информации и порождает новые потребности, то есть оно не в состоянии сегодня эффективно удовлетворять потребности общества, используя современные инновационные образовательные технологии, основанные на компьютерной технике, развитой инновационной базе знаний и системе информации. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами, что позволяет говорить о практической реализации концепции перехода от инноватизации образования к инноватизации общества.

Сегодня для свободной ориентации в потоке информации специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информациюс помощью инновационных технологий, компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Это предъявляет определенные требования к содержанию, структуре и качеству учебного процесса, который должен определяться уровнем закрепленных устойчивых навыков работы в области базовых инновационных технологий при решении задач и задач конкретной сферы деятельности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Андрющенко С.И., Петьков В.А- Организация инновационной среды образовательного учреждения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

2. Атоян В. Р.Интеллектуальный капитал и его роль в инновационном обществе // «Российское предпринимательство». № 9. Вып. 2 (167), 2010. С. 10-14.

3. Никитина Н.И.,Гребенникова В.М. Интегративные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы. Научные труды SWorld. 2014. Т.12. №2. С. 84-93.

4. Лупанова, Н. А. Современные проблемы подготовки будущего учителя математики к профессиональному самоопределению / Н. А. Лупанова // Вестник СамГУ № 3 (77), 2010. - С. 194-197.

5. Овчаров, А. В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Барнаул, 2007. 489 с.

6. Социальные проблемы инновационного развития общества: Сб. научных работ / Отв. ред.: И. И. Елисеева, Е. А. Иванова, Б. Г. Тукумцев. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 336 с.

7. Мансуров А. В.Моделирование динамики и анализ перспектив роста рейтинга российского вуза // Информатизация образования и науки № 1(17), 2013. С. 135-147.

8. Стефанова, Н. Л. Система методического обеспечения самостоятель-нойучебно-профессиональной деятельности будущих учителей математи-ки//Вестник Новгородского государственного университета, №53, 2009. С. 65-68.

© Горячук О.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.