Горячук Ольга Юрьевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» г. Евпатория, Россия olga netr@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: в статье исследуется сущность и значение профессионального образования в современном мире, в создающемся инновационном обществе. Это требует изменения содержания образования, овладения будущими специалистами инновационными технологиями
Ключевые слова: инновации, инноватизация, инновационное общество, профессиональное образование, компьютерная техника.
Goryachuk Olga Yuryevna
(Social SciencesInstitute of Yevpatoria (department) Crimean Federal University (Yevpatoria))
PROFESSIONAL EDUCATIONIN AN INNOVATIVE SOCIETY
Abstract:The value of vocational education in the modern world and innovative society was been explored in the article.
Keywords: innovation, innovatization, innovative society, professional education, computer equipment.
Современное общество характеризуется быстрым развитием инновационных технологий, возможности которых стали беспрецедентными для развития человека и эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем[1,3].
Функционировать в таких условиях смогут лишь те специалисты, которые будут владеть необходимыми знаниями для ориентации в инновационном пространстве и будут использовать преимущества глобализации и интеграции, а именно: смогут работать над единым проектом, осуществлять совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Это, в свою очередь, требует изменения содержания образования, овладения инновационными технологиями. Умение применять инновационные технологии является одним из составляющих общей культуры, высшим проявлением образованности и воспитанности, проявлением
личностных качеств человека, качества его профессиональной де-ятельности[2].
Особая роль в создании и использовании инновационных технологий принадлежит системе образования как основному источнику квалифицированных интеллектуальных кадров и прочной базе фундаментальных и прикладных научных исследований.
Успех учебно-воспитательного процесса в профессиональной сфере зависит от взаимодействия системы профессиональной подготовки со сферой труда, степени их взаимной интеграции, соответствия содержания, структуры профессионального образования не только запросам реального рынка рабочей силы, но и перспективам его развития.
В светеизменений, происходящих в обществе, все более важную роль играет профессиональное образование, являющееся залогом успешной и эффективной самореализации человека. Однако система профессионального образования имеет много недостатков. К ним относятся: использование традиционной системы обучения, технологии которого не адаптированы к запросам моло-дежи;ориентация на обучение профессиям, которые направлены на интеграцию в сферу материального производства в ущерб другим отраслям деятельности;не происходит адаптации профессионального образования;отсутствует система поэтапной профессиональной подготовки;не учитываются современные образовательные технологии.
Решение представленных проблем позволило бы повысить адаптационный потенциал студентов, способствовало бы не только приведению социально-профессиональных характеристик молодых людей в соответствие с требованиями рынка труда (реализация профессиональной функции), но и способствовало формированию социального поведения, адекватного внешним условиям и внутренним ресурсам личности (реализация социальной функции профессионального образования).Исследованияпоказывают, что у выпускников высших учебных заведений практически отсутствуют навыки работы с инновационными технологиями.
Обновление профессионального образования значительно повышает значимость умений в использовании инновационных технологий, методических умений и способности ориентироваться в информации, а также таких личностных умений, как творчество, ответственность, умение адаптироваться к постоянно меняющемуся пространству, социальных умений, центральное место среди которых отведено умению работать в команде, которое, в свою
очередь, требует наличия таких качеств, как умение межкультурного общения, толерантность, умение разрешать конфликты и др.
Активное развитие инновационных технологий и компьютерной техники предопределило развитие общества, которое построено на использовании различных инноваций. Поэтому оно получило название инновационного общества.
Развитие такогообщества диктует необходимость коренных изменений в профессиональном образовании. Особое значение приобретает возможность того, чтобы в условиях постоянных изменений в экономике и обществе человек мог получать новые знания и умения не только перед началом практической деятельности (в школьные или студенческие годы), но и на любом этапе своей жизни, и по мере появления такой необходимости. К сожалению, имеющиеся учебные заведения зачастую не могут удовлетворить все возрастающие запросы общества из-за строго ограниченных ресурсов, негибкости и значительной стоимости традиционных методик и устаревшей во многом образовательной политики. В результате, по прогнозам И. И. Елисеевой, Е. А. Ивановой, Н. А. Лу-пановой, А. В. Овчаровым,Н. Л. Стефановой Б. Г. Тукумцевыми-менно виртуальные университеты являются будущим системы образования, новым и прогрессивным шагом в ее развитии[3,4,5 ]. Такой шаг может очень сильно изменить всю систему образования, привнести совершенно новые методы и принципы обучения или даже полностью изменить основные его парадигмы.
Отметим, что система профессионального образования инновационного общества требует незамедлительного обновления. Однако этот процесс требует достаточно детального анализа особенностей инновационного общества и научного подхода к осуществлению реформ.
Материальной и технологической базой инновационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, инновационных и информационных технологий, телекоммуникационной связи.
Инновационное обществоэто общество, в котором большинство людей занято производством новой информации, особенно высшей ее формы знаний.
Инновационное общество с экономической точки зрения это новый тип социальной структуры, представляющий собой, по сути, единую информационную среду, являющуюся, с одной стороны, порождением интеллекта, и с другой - тем, что его порождает. Главным богатством инновационного общества является интеллектуальный капитал во всех его формах и проявлениях[2, с. 11].
Отечественными и зарубежными учеными прогнозируются преобразования всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное, инновационное сообщество людей [7, с. 72]. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на внедрении новых знаний.
Переход к инновационному обществу привел к возникновению новой индустрии переработки информации на базе компьютерных, информационных, мультимедийных технологий.
К характерным чертам инновационного общества относятся:
- приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
- решено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
- в основе общества будут автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью инновационной техники и технологии;
- главной формой развития станет инновационная экономика;
- инновационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Существуют и опасные тенденции возникновения инновационного общества, такие как:1) инновационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;2) все большее влияние на общество средств массовой информации;3) возникновение конфликтов между сторонниками и противниками иннова-ций;4) многим людям трудно адаптироваться к среде инновационного общества. Также есть возможность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой инновационных технологий) и их потребителями;проблема отбора эффективных инноваций, качественной и достоверной информации.
Образование в Российской Федерации инновационного сообщества выдвигает перед системой образования задачи ее инно-ватизации, предусматривающей подготовку граждан к жизни в условиях современного инноватизированного мирового пространства, подготовку и повышение качества общеобразовательной и
уровня профессиональной подготовки специалистов на основе использования современных инновационных технологий. Это требует разработки и внедрения различных методов и технических средств сбора, хранения, обработки, передачи информации, расширения знаний человека.
Инноватизацию образования можно рассматривать как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях инновационного общества. Этот процесс связан с созданием опережающего научно-методического содержания, переподготовкой имеющихся и подготовкой новых поколений педагогов, развитием необходимой материально-технической базы, становлением новой культуры педагогического труда [8].
Такое положение требует понимания и осознания тех новых требований, выдвигаемых инновационным обществом к качеству и уровню и образования, так как именно образование основано на инновациях и новой информации и порождает новые потребности, то есть оно не в состоянии сегодня эффективно удовлетворять потребности общества, используя современные инновационные образовательные технологии, основанные на компьютерной технике, развитой инновационной базе знаний и системе информации. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами, что позволяет говорить о практической реализации концепции перехода от инноватизации образования к инноватизации общества.
Сегодня для свободной ориентации в потоке информации специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информациюс помощью инновационных технологий, компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Это предъявляет определенные требования к содержанию, структуре и качеству учебного процесса, который должен определяться уровнем закрепленных устойчивых навыков работы в области базовых инновационных технологий при решении задач и задач конкретной сферы деятельности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Андрющенко С.И., Петьков В.А- Организация инновационной среды образовательного учреждения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
2. Атоян В. Р.Интеллектуальный капитал и его роль в инновационном обществе // «Российское предпринимательство». № 9. Вып. 2 (167), 2010. С. 10-14.
3. Никитина Н.И.,Гребенникова В.М. Интегративные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы. Научные труды SWorld. 2014. Т.12. №2. С. 84-93.
4. Лупанова, Н. А. Современные проблемы подготовки будущего учителя математики к профессиональному самоопределению / Н. А. Лупанова // Вестник СамГУ № 3 (77), 2010. - С. 194-197.
5. Овчаров, А. В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Барнаул, 2007. 489 с.
6. Социальные проблемы инновационного развития общества: Сб. научных работ / Отв. ред.: И. И. Елисеева, Е. А. Иванова, Б. Г. Тукумцев. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 336 с.
7. Мансуров А. В.Моделирование динамики и анализ перспектив роста рейтинга российского вуза // Информатизация образования и науки № 1(17), 2013. С. 135-147.
8. Стефанова, Н. Л. Система методического обеспечения самостоятель-нойучебно-профессиональной деятельности будущих учителей математи-ки//Вестник Новгородского государственного университета, №53, 2009. С. 65-68.
© Горячук О.Ю., 2016