Научная статья на тему 'Профессиональное образование: отечественные и мировые тенденции'

Профессиональное образование: отечественные и мировые тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Г. В.

Модернизация образования предполагает повышение его качества, эффективности и доступности. Будучи ключевым звеном развития экономики профессиональное образование обеспечивает решение задач связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для производства и управленческой элиты. Основанная цель модернизации достижение сбалансированности рынка профессионального образования с потребительским рынком труда, обновление содержания структуры подготовки специалиста с учетом опережающего роста наукоемкого производства. В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО состоялся «Круглый стол» на тему «Основные направления модернизации профессионального образования» Участие в работе принимали руководители учебных заведений, ученые. Предлагаем Вашему вниманию мнения высказанные в докладах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: отечественные и мировые тенденции»

Модернизация образования предполагает повышение его качества, эффективности и доступности. Будучи ключевым звеном развития экономики профессиональное образование обеспечивает решение задач связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для производства и управленческой элиты. Основанная цель модернизации - достижение сбалансированности рынка профессионального образования с потребительским рынком труда, обновление содержания структуры подготовки специалиста с учетом опережающего роста наукоемкого производства.

В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО состоялся «Круглый стол» на тему «Основные направления модернизации профессионального образования» Участие в работе принимали руководители учебных заведений, ученые. Предлагаем Вашему вниманию мнения высказанные в докладах.

Профессиональное образование: отечественные и мировые тенденции

Г. В. Мухаметзянова, академик РАО, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО

Поставленные в выступлениях Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Госсовета, во время встречи с предпринимателями, а также в докладе Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации» задачи в области профессионального образования, предполагают консолидацию всех сил, призванных влиять на образование.

В документах отмечается огромная роль интеграционных процессов в профессиональном образовании, в том числе говорится об интеграции уровней профессионального образования, образовательных технологий и др. Нам представляется, что на данном этапе развития образования и, особенно, в перспективе, системообразующую роль будет играть такой фактор, как интеграция образова-

ния и науки. В этой связи требуются совместные усилия по изучению, обобщению накопленного в этой области опыта и выработке рекомендаций органам управления образованием по развитию научно-образовательных комплексов.

Насущной необходимостью является разработка перспективных планов и программ развития профессионального образования в отдельных регионах с учетом территориального размещения видов производства, типов учебных заведений и прогнозирования новых точек их функционирования и востребованной в данной области направленностью подготовки.

Сегодня много говорят о том, что необходимо повышать социальный статус учителя и преподавателя,

привлекая различные механизмы стимулирования его труда. Одновременно констатируется тот факт, что происходят качественные изменения в содержании труда современного преподавателя - его основная функция состоит не в передаче знаний, а в том, чтобы формировать профессиональные способности и умения. Это означает, что в основе всех форм обучения в учреждениях профессионального образования должен лежать профессионально-деятельностный подход, предполагающий сближение учебной и будущей профессиональной деятельности.

Одной из задач профессиональной школы является развитие интеллектуального потенциала личности.

Сторонники ныне действующих программ считают, что чем больше знаний, тем больше развивается интеллект. В результате современные студенты перегружены информацией, которая не всегда превращается в знание. Они запоминают ее часто за счет памяти. Ориентация на запоминание и воспроизведение материала не способствует развитию нестандартного мышления и не позволяет молодежи подготовиться к решению творческих задач.

Если мы хотим научить мыслить, то акцент надо сместить в сторону дидактического формализма. Развитие интеллекта зависит, как доказали исследования, не от объема знаний, а, главным образом, от методов их усвоения. Проблема формирования интеллекта требует разрешения противоречия, которое существует между новым содержанием образования и формами, методами обучения.

Известно, что образование является одной из главных ценностей. Результаты опросов студентов, проведенных сотрудниками ИПППО РАО, подтверждают эту истину (образование как высшую ценность называют до 55% студентов).

Сегодня необходимо особо бережное отношение к этому богатству, ибо в мире идет острая борьба за интеллектуальный потенциал. Одним из важнейших путей формирования интеллектуальных способностей молодежи является плодотворная интеграция образования с научной деятельностью обучаемых.

Несовершенство отечественного профессионального образования заключается в том, что педагоги - выпускники вузов недостаточно подготовлены к деятельности по развитию интеллектуального потенциала молодежи. Вместе с этим следует отметить тот факт, что нет структур, которые бы готовили преподавателей для систем начального, среднего и высшего профессионального образования. Поскольку создание специальных структур для решения этой задачи на данном этапе вряд ли возможно, мы полагаем, что в рамках идеи о совмещении профессий можно было бы выпускникам педагогических вузов давать дополнительную специальность преподавателя в области профессионального образования.

Одной из ключевых идей в развитии профессионального образования является положение о том, чтобы в учреждениях профессионального образования (начального и среднего уровня) давать только профессиональную подготовку, а общеобразовательную подготовку осуществлять в системе общего образования в различных формах(вечерняя, экстернат, дистанционно и т. п.). Мы считаем, что такой подход отвечает, может быть, лишь интересам производства, бизнеса, но не интересам личности, общества, государства. Общеобразовательная подготовка должна осуществляться в учебных заведениях профессионального образования, но

иметь при этом профессиональную направленность. Теоретические и методические основы такого подхода разработаны в стенах нашего института еще в середине 80-х годов прошлого столетия.

В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Достижение целей формирования подобного специалиста обеспечивается как модернизацией содержания профессионального образования, так и совершенствованием технологий специальной и практической подготовки и созданием необходимых педагогических условий их реализации. Одним из эффективных механизмов достижения этого мы считаем создание нормативных, организационных и педагогических условий для реализации социального партнерства.

Целевая или адресная подготовка может быть реализована в различных схемах организации учебного процесса и осуществлена за счет следующих мер: адаптации варьируемой части учебного плана и программ дисциплин, их элективной и факультативной части применительно к особенностям предприятия; выполнением курсовых и дипломных проектов по реальной тематике предприятия; проведением всех видов учебных практик на предприятии; привлечением крупных ученых, ведущих специалистов предприятия к преподаванию части дисциплин специальности и специализации, организацией при необходимости на предприятии учебных кабинетов и лабораторий; проведением стажировок преподавателей учебного заведения на предприятии.

Все возрастающее значение в системе профессионального образования будут иметь информационно-компьютерные

технологии, которые, как показывают наши исследования, должны использоваться с учетом особенностей среды, на основе требований средового подхода.

Рассмотрение требований современного рынка труда с позиций информатизации общества и образования актуализируют проблему системного формирования творческого компонента

информационной культуры учащейся молодежи. Из сказанного вытекает актуальность проектирования и реализация новых форм организации творческой деятельности в образовательном процессе не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Специфические проявления социального заказа в информационном обществе связаны с динамичностью его развития и заключаются в возрастающей потребности общества в творческих специалистах, обладающих высоким уровнем информационной культуры.

Современные задачи по организации психологических и медико-социальных служб не выполняют всех тех функций, которые призвана выполнять в профессиональном образовании психологическая наука. Психологическое сопровождение профессионального образования в современных условиях должно пронизывать все компоненты образовательного процесса - от целей до критериев оценки, ибо при всем многообразии концептуальных подходов ведущими остаются деятельностный и личностный подходы.

Особо следует выделить вопросы профессионального воспитания. Мы полагаем, что необходимо разработать государственную идеологию воспитания, на основе которой учебные заве-

дения профессионального образования могли бы создавать свои локальные программы воспитания будущих рабочих и специалистов.

Россия, с началом демократических реформ, стала активно интегрироваться в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть учебных заведений, интернационализацию связей, гармонизацию образовательных программ и учебных планов, создание предпосылок для взаимного признания документов о профессиональном образовании. Однако процесс интеграции России в международное образовательное пространство проходит не без сложностей. Это обусловлено многообразием устоявшихся национальных особенностей. В то же время «конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться, способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний». Болон-ский и Копенгагенский процессы являются очевидным средством достижения конкурентоспособности российского профессионального образования. Использование лучшей европейской практики в совокупности с традиционно высоким уровнем российского высшего образования позволит достигнуть показателей, отвечающих требованиям постоянно изменяющегося мирового образовательного пространства. Наши исследования показали, что использование потенциала зарубежного опыта реформирования ПО в соответствии с задачами, поставленными на Госсовете, возможно по следующим направлениям: создание колледжей с сокращенным до 3 лет сроком обучения и нетрадиционных профессиональных учебных заведений - открытых, радио- и теле- колледжей, колледжей «без стен»; полисубъектный характер образовательной политики, причастность к её реализации всех государственных и общественных институтов на принципах социального партнёр-

ства; привитие культуры меценатства и донорства для нужд профессионального образования и науки: маркетинговая ориентация вариативной подготовки компетентных специалистов; привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, интеграция учебно-научной и производственной деятельности, проявляющейся в переосмыслении образовательной деятельности, сближении её с исследовательскими проектами фирм, корпораций, привлечении сотрудников этих фирм к участию в семинарах, коллоквиумах и конференциях, проектировании учебных планов и программ, использовании новых форм промыщ-ленно-колледжного сотрудничества; увеличение в составе содержания обучения внеаудиторных видов деятельности студентов, значительным образом влияющих на результаты обучения и усиливающих воспитательные и образовательные функции учебных программ, которые обязательно содержат компонент бизнес -образования и менеджмента; широкое применение модульной организации обучения и различных её модификации, дающих возможность гибкого и оперативного реагирования на потребности личности и общества; интеграция индивидуальных и групповых технологий; интенсификация контактов и разнообразие форм взаимодействия между преподавателями и студентами, внедрение технологий самостоятельной работы студентов и её научно-методическое и организационное обеспечение.

Ввиду того, что профессиональная подготовка за рубежом включена в процесс виртуализации, важны программы дистанционного образования, телеконференции, образование через интернет-сайты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.