Научная статья на тему 'Профессиональное образование: основные проблемы и направления здоровьесберегающей деятельности'

Профессиональное образование: основные проблемы и направления здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT SAVES THE HEALTH / QUALITY OF EDUCATION / PRESERVATION OF HEALTH / WILLINGNESS TO WORK ON PRESERVATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В.А., Третьякова Н.В.

Представлена общая характеристика основных направлений деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов в системе профессионального образования: организация здоровьесберегающей образовательной среды и формирование готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности. Предложено решение вопросов повышения результативности и обеспечения качества данной деятельности рассматривать через призму теории управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education: key challenges and actions for the health

Provides a general description of the main activities to maintain and improve the health of students in vocational education: organization of the educational environment of preserving health and the formation of students readiness for the preservation of health. Proposed solutions improve the efficiency and quality of the activity viewed through the prism of the management theory of quality education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: основные проблемы и направления здоровьесберегающей деятельности»

УДК 378.17

В.А. Федоров, доктор пед. наук Н.В. Третьякова, канд. пед. наук

Российский государственный профессионально-педагогический университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наблюдаемые процессы в развитии современного общества, направленные на совершенствование профессионального образования, предусматривают организацию здоровьесберегающей образовательной среды и ведение результативной здоровьесберегающей деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся (Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, Бо-лонская декларация, Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования и др.).

Учитывая, что основными факторами риска развития заболеваний для учащейся молодежи являются нерациональное питание, курение, нервно-эмоциональные перегрузки и низкая двигательная активность (соответственно, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата) [1—10], реализуемые профессиональными образовательными организациями программы по сохранению здоровья студентов в большинстве своем, включают в себя изучение общих аспектов ведения здорового образа жизни, организации дополнительных занятий физической культурой и обеспечение условий для рекреационного отдыха [2, 4, 8], т. е. значительный упор в здоровьесбе-режении учреждения профессионального образования делают на физическую подготовку и на развитие когнитивной сферы в области здорового образа жизни. Развитие второго направления нормативно закреплено рядом образовательным стандартов как обязательное. В частности, в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.) к компетентности выпускника профессиональной образовательной организации относится его готовность к повышению адаптационных резервов организма и укреплению здоровья (общекультурная компетенция — ОК-5) и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (профессиональная компетенция — ПК-7).

Таким образом, перед современными профессиональными образовательными организациями ставится задача такой организации процесса профессиональной подготовки, при которой возможно обеспечение как охраны здоровья обучающихся, так и формирование их профессиональной компетентности в вопросах здоровьесберегающей деятельности. Соответственно, в деятельности учреждений профессионального образования необходимо развивать направления по созданию условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся путем организации здоровьесберегающей образовательной среды и по формированию их здоровье-сберегающей компетентности.

Проведенный анализ современного состояния разработанности первого направления показал, что создание условий для обеспечения охраны здоровья учащейся молодежи (создание здоровьесбере-гающей образовательной среды) связано с наличием целевых установок на здоровьесбережение, соответствующих программ организации здоро-вьесбережения, в том числе учебно-воспитательных, с применением соответствующих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов в процессе их профессионального обучения, с наличием системы управления здоро-вьесберегающей деятельностью, обеспечивающей ее эффективность и др. Эффективное обеспечение данных условий возможно с привлечением к организации и ведению здоровьесберегающей деятельности комплексного подхода, интегрирующего организационные, психолого-педагогические и медико-социальные меры, средства и технологии.

Среди мер здоровьесберегающей деятельности исследователи выделяют организационные (целевые ориентиры администрации по созданию условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия обучающихся, по созданию здоровьесберегающей среды), психолого-педагогические (психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) и медико-социальные меры (соблюдение санитарно-гигиенических требований, социальная и медицинская поддержка обучающихся) [1, 4, 8].

К средствам здоровьесберегающей деятельности можно отнести организационные (нормативно-правовое, материально-техническое и научное

обеспечение здоровьесберегающей деятельности), психолого-педагогические (диагностические средства, программы и учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса) и медико-социальные средства (аппаратно-программные, технические средства диагностики и лечения; кор-рекционные тренинговые программы для студентов группы риска нарушения здоровья и девиант-ного поведения; индивидуальные реабилитационные программы и др.) [4, 8].

Из технологий в здоровьесбережении выделяют [1, 3, 4, 8]:

1) организационные — анализ образовательной среды с точки зрения ее влияния на здоровье обучающихся; координацию деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации по созданию условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов; волонтерское движение; межведомственное взаимодействие по вопросам здоровьесбережения и др.

2) психолого-педагогические — технологии обучения здоровьесберегающей деятельности; технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; технологии совершенствования физической подготовки; скрининг и мониторинг психического благополучия обучающихся; выявление и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе; проведение тренингов для студентов группы риска нарушений здоровья и девиантного поведения; организацию курсов повышения квалификации для педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих образовательных технологий и др.;

3) медико-социальные — скрининг и мониторинг физического, психического и социального компонентов здоровья обучающихся; организацию и проведение оздоровительных мероприятий; проведение выездных медико-реабилитационных мероприятий и др.

Содержание представленных мер, средств и технологий здоровьесберегающей деятельности выступает основой для построения системы критериев и показателей эффективности деятельности профессиональной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая деятельность большинством исследователей рассматривается как целенаправленная деятельность по сохранению и укреплению здоровья, предполагающая определенные преобразования, прежде всего, интеллектуально-эмоциональных сфер личности, направленных на повышение ценностного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих [1, 6, 7]. В данном случае речь идет о готовности

к здоровьесберегающей деятельности как состоянию мобилизации психофизиологических систем человека, позволяющих обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению, укреплению и развитию здоровья при вооружении соответствующими знаниями, умениями, навыками.

Структурными компонентами готовности следует выделить:

1) мотивационно-ценностный — приоритетность ценности здоровья в системе ценностей; наличие потребности и желания в сохранении и укреплении здоровья; доминирующие внутренние мотивации к здоровьесбережению;

2) когнитивный — система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличение резервов здоровья; представления об особенностях и условиях здоровьесберегающей деятельности;

3) эмоционально-волевой — ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; целеустремленность в здоровьесбе-режении; стремление к самопознанию, развитию, самовоспитанию, отраженных в индивидуальном опыте здоровьесберегающей деятельности; самоконтроль;

4) операционально-процессуальный — владение способами осуществления здоровьесберегаю-щей деятельности; перенос индивидуального опыта в сохранении и укреплении здоровья в повседневную практику;

5) оценочно-рефлексивный — самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения здоровьесберегающих задач оптимальным образцам.

Содержание компонентов следует рассматривать как систему способностей личности, границы целостности которой определяются требованиями здоровьесберегающей деятельности человека. Все компоненты готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, ценностное отношение к здоровью стимулирует мотивацию, обеспечивающую здоровьесберегающую деятельность личности, влияет на формирование когнитивного компонента. Сформированная мотивация, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие эмоционально-положительного отношения к самому процессу здоровьесбережения, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов. Развитые рефлексивные способности позволяют адекватно оценивать свою активность с позиции здоровье-сбережения, корригировать эмоционально-волевые проявления, влияют на формирование потребности в углублении и систематизации знаний.

Образовательный процесс профессиональных образовательных организаций благодаря своим особенностям (непрерывности, системности, последовательности, практико-ориентированности) обладает большим потенциалом для формирования у студентов готовности к здоровьесберегающей деятельности, а юношеский возраст, на который в основном приходится период профессионального обучения, является наиболее сензитивным для развития профессионально значимых качеств, определяющих успешность данного вида деятельности у будущих специалистов.

В процессе формирования готовности обучающихся к здоровьесберегающей деятельности следует выделить необходимость использования известных педагогических принципов: преемственности, последовательности, цикличности, комплексности, вовлеченности всех субъектов в процесс формирования готовности к здоровьесбережению. Кроме того, формирование должно осуществляться в процессе полного погружения студентов в данный вид деятельности на протяжении всего периода профессиональной подготовки [7], что обеспечивает цикличное применение системно-поступательной технологии (подготовительный цикл — диагностика, самодиагностика, прогнозирование, целепола-гание, планирование, развитие интереса к здоровьесбережению; основной цикл — мотивирование студента к здоровьесберегающей деятельности, актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к ней, формирование системы необходимых знаний и умений, обогащение опыта здоро-вьесбережения; заключительный цикл — проведение оценки и самооценки результатов этапа, анализ и самоанализ деятельности, а также планирование дальнейших действий).

Вовлечение студентов в процесс здоровьесбе-режения в качестве активных участников на протяжении длительного периода времени позволяет не только развить ценностное отношение к здоровью, сформировать систему знаний, отработать необходимые умения и навыки, но и сформировать позитивное отношение к этой деятельности.

Реализация здоровьесберегающей деятельности, нацеленной на формирование готовности обучающихся к здоровьесбережению, предусматривает наличие как учебно-методических, так и технологических ресурсов, формирование которых в большинстве своем зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.

Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, способность решать профессионально-педагогические задачи в реаль-

ной практической ситуации, умение человека жить и эффективно действовать в обществе (В.В. Краев-ский, В.М. Полонский, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.). Соответственно, имеет смысл говорить о необходимости формирования профессиональной готовности педагогов к решению вопросов здоровьесберегающей деятельности и формированию готовности обучающихся к здоровьесбереже-нию — здоровьесберегающей компетентности педагога.

Понимание здоровьесберегающей компетентности как научной категории обусловлено возможностью выделить в общей педагогической деятельности те ее аспекты, которые непосредственно связаны с процессом сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

♦ мотивационно-ценностный (профессионально-педагогическая направленность педагога, сформированность убеждений в необходимости подготовки к здоровьесбережению, приоритетность ценности здоровья в системе ценностей и т. д.);

♦ когнитивный (система знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по сохранению, укреплению и развитию здоровья, по формированию готовности обучающихся к здоровьесбережению; знания концептуальных психолого-педагогических и анатомо-физиологических основ развития и воспитания и т. д.);

♦ инструментально-деятельностный (профессиональная деятельность педагога по обеспечению процесса формирования готовности обучающихся к здоровьесбережению и т. д.). Здоровьесберегающую компетентность необходимо рассматривать как одну из важных составляющих профессиональной компетентности и в то же время как самостоятельную научную категорию современной педагогики, отражающей новый этап развития системы российского образования [4—6].

Несмотря на имеющиеся научные разработки, создающие основу для обеспечения охраны здоровья обучающихся и формирование их готовности к здоровьесберегающей деятельности, в целом, следует отметить, что проводимая профессиональными образовательными организациями деятельность по здоровьесбережению планомерной не является (зачастую представляется в виде эпизодических мероприятий физкультурной и спортивно-массовой направленности). Соответственно, как о ее результативности, так и о ее качестве говорить не приходится. Для изменения ситуации необходима системная специфическая деятельность, эффективная организация которой вполне возможна с позиции теории управления качеством образования.

Качество образования предусматривает наряду с внешней его оценкой (лицензирование, аттестация, аккредитация и др.) наличие внутренних механизмов гарантии качества, обеспечиваемых самими образовательными учреждениями, через создание в их структуре систем управления качеством (систем менеджмента качества — СМК). Данные системы гарантированно обеспечивают качество деятельности организации, настраивая это качество на ожидания потребителей своих услуг путем исключения ошибок в работе, приводящих к появлению несоответствий. Поэтому в обеспечении качества здоровьесберегающей деятельности целесообразно построение таких систем. Помощь в обеспечении внедрения и эффективного функционирования СМК оказывают разработанные европейским сообществом и адаптированные к управленческим системам Российской Федерации семейство стандартов серии ISO 9000.

Стандартами и директивами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), которые могут рассматриваться как базовые требования к системам управления качества здоровьесберегающей деятельности, все виды деятельности по управлению применительно к качеству заключаются в обеспечении «гарантии качества». Данное обеспечение представлено следующими направлениями: планирование качества здоровьесбережения, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества и оценка качества здоровьесбережения. Строгое следование представленным направлениям приводит к обеспечению качества здоровьесберегающей деятельности. Это подтверждают результаты практической реализации обозначенных положений в инновационно-активных образовательных организациях Уральского региона, работающих в рамках научно-образовательного сетевого взаимодействия Федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Применение теории управления качеством образования соответствует инновационному процессу перехода в современном образовании от знание-вого подхода к компетентносному, в контексте которого образование должно быть ориентировано на результат. В данном случае результатом должна стать готовность студентов к здоровьесберегаю-щей деятельности, как компетенции, позволяющей обеспечить человеку не только сохранность своего здоровья и здоровья окружающих, но и его наращивание.

Таким образом, развитие современного профессионального образования предполагает сохра-

нение и укрепление здоровья учащейся молодежи через реализацию таких направлений, как создание условий для обеспечения охраны здоровья через организацию здоровьесберегающей образовательной среды и формирование готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности. В достижение поставленной цели исследователями разработаны организационные, психолого-педагогические и медико-социальные меры, средства и технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья, раскрыто понятие готовности к здоровьесбере-гающей деятельности, ее структурные компоненты и условия формирования. Однако о результативности и качестве данной деятельности говорить приходится не всегда, чаще всего отсутствие системности и планомерности не может их обеспечить. Изменение ситуации вполне возможно решить через призму теории управления качеством образования. Позиции данной теории ориентируют любую деятельность на результат. В рассматриваемой ситуации — это готовность обучающихся к здоровьесберегающей деятельности как соответствующей компетенции, формирование которой возможно в условиях здоровьесберегающей образовательной среды профессиональной образовательной организации.

Список литературы

1. Бутакова О.А. Здоровьеформирующее образование: монография. — Нижний Новгород: Изд-во Волжского гос. инженерно-пед. ун-та, 2009. — 274 с.

2. Викторов Д.В., Мельникова О.В. Здоровьесбе-режение и анализ факторов риска студентов // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — № 8. — С. 9-11.

3. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. — 2009. — Т. 2. — № 6. — С. 13-26.

4. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. — М.: Омега-Л, 2013. — 444 с.

5. Ле-ван Т.Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов в области здоровьесбережения: проблемы и решения // Инновации в науке. — 2012. — № 11-2. — С. 42-52.

6. Малярчук Н.Н. Формирование культуры здоровья педагогов // Вестник ТГУ. — 2007. — № 6 . — С. 108-118.

7. Москалева А.С. Концептуальные основы формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов // Вестник ЧГПУ. — 2010. — № 3. — С. 135-141.

8. Мысина Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза: монография. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — 92 с.

9. Резер Т.М. Здоровьесбережение в профессиональной подготовке специалиста. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. — 120 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2012: статистический сборник. — М.: Изд-во Росстат, 2012. — 786 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.