ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Э.Б. Рустамова
Рассмотрены вопросы развития профессионального образования в современном обществе, обоснованы социальные связи высшего и среднего профессионального образования. Показаны социальные особенности развития начального и среднего профессионального образования в современной России.
Ключевые слова: неуниверситетский сектор, начальное и среднее профессиональное образование, профессиональное образование как социальный институт.
В современном обществе возникает ряд противоречий между знаниями и умениями, которые получают студенты в процессе обучения, и требованиями, которые предъявляет к выпускникам информационное постиндустриальное общество. Такая ситуация возникла не вчера, а постепенно сформировалась под влиянием, с одной стороны, развития общества во второй половине ХХ - начале XXI в., а с другой - под влиянием процессов дифференциации социального института образования в этот же период.
Большинство исследователей, которые во второй половине ХХ в. создавали футурологические теории развития общества (Д. Белл, Дж. Гелбрейт, О. Тоффлер и др.), считали, что основным социальным институтом новой реальности должно стать высшее образование. Такая теоретическая установка способствовала формированию большого интереса к институциональным процессам в высшем образовании, все возрастающая потребность в котором провозглашалась главной социальной особенностью постиндустриального общества. Одновременно с этим сам социальный институт высшего образования стал трансформироваться, в нем нарастали процессы дифференциации. Первая волна дифференциации высшего образования, которую относят к 50-60-м гг. прошлого века, во многом зависела от экономических потребностей и развития новых наукоемких производств. Когда стало ясно, что для развития нового постиндустриального общества требуются специалисты, ориентированные непосредственно для работы на производстве, был создан так называемый «неуниверситетский сектор» высшего образования, в который были включены новые типы учебных заведений с сокращенным сроком обучения [1]. Сформировавшийся третичный сектор обра-
зования предлагал обществу широкие программы профессионально-технического образования, готовил специалистов определенного уровня квалификации. Ориентация на практику позволяла быстро удовлетворять потребности экономики и общества, на что университеты середины ХХ в. не смогли, а скорее не захотели отреагировать. «Неуниверситетский сектор» быстро выполнил свое предназначение: с одной стороны, он позволил быстро приспособиться к уровню развития общества, с другой - способствовал социальным изменениям внутри высшего образования, которое с этого времени становится массовым.
Но более чем полувековое развитие массового высшего образования свидетельствует о том, что современное общество не нуждается в 100-процентном обеспечении рынка труда специалистами с высшим образованием. Такая ситуация нашла отражение в программных документах Болонского и Копенгагенского процессов, которые формируют в последнее десятилетие основные социальные направления развития образования в европейском обществе, а после подписания Болонской декларации министром образования РФ в 2003 г. - и в нашей стране. Так, основными положениями процесса реформирования по Декларации являются [2]:
- переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации образования (условно бакалавр/магистр);
- тенденции к сокращению нормативного срока обучения;
- введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования;
- изменения в структуре и организации докторских программ;
- повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования).
Каждое из этих направлений может стать предметом отдельного, в т. ч. и социологического рассмотрения. Нас же будет интересовать последнее - повышение статуса среднего профессионального образования и его выход на новый уровень развития. На протяжении нескольких десятилетий на Западе проводилось множество экспериментов с целью разработать более гибкие модели для старших классов средней школы, чтобы ее выпускники могли не только поступать в высшие учебные заведения, но и сразу интегрироваться в производство и сферу услуг. То есть главной задачей поиска новых моделей среднего образования стало создание системы, которая позволяла бы учащимся, с одной стороны, получить квалификацию, востребованную на рынке труда, а с другой - поступить в высшее учебное заведение. Такие попытки комбинирования терпели неудачу, порождая ситуацию, когда школа не могла удовлетворить запросы работодателей, а также требования высших учебных заведений. В результате исследований, проведенных в Австралии, Канаде и США, было определено четыре общих элемента, свойственных этой тенденции [3]:
- снижение числа профессиональных образовательных программ за счет расширения объема профессиональных навыков и знаний;
- создание связи между общеобразовательным и профессиональным образованием;
- развитие комбинированного обучения на базе школы и производства;
- наведение мостов между средним профессиональным образованием / обучением и высшим образованием.
Основные требования, предъявляемые современным обществом к профессиональному образованию, включают индивидуализацию моделей получения образования, личную ответственность и инициативу обучаемых, обучение, получаемое как от преподавателей, так и от других студентов; развитие универсальных навыков, которые могут быть перенесены на любые сферы деятельности. На образовательном горизонте появляются новые субъекты, определяющие направления и методы профессиональной подготовки -
профессиональные сообщества, объединения, ассоциации. Они определяют не только объем и направленность необходимых профессиональных знаний и умений, но и формируют профессиональные ценности, этические кодексы представителей разных профессий.
В своей работе «Труд в обществе знаний: образование под вопросом» М.Н. Макарова ссылается на критерии «идеальной профессии», которые были разработаны во второй половине ХХ в. в зарубежной социологии профессий [4]:
- основанность на теоретических знаниях, предполагающая высокоинтеллектуальную подготовку в рамках образовательных институтов;
- длительный специализированный период подготовки, предполагающий освоение в период обучения не только знаний и навыков, но и профессиональной субкультуры, состоящей из набора ценностей, норм и концепций профессиональной роли;
- лояльность профессиональной компетентности ценностям общества, ориентация на служение общественности;
- наличие строго соблюдаемого этического кода профессии, интернализация которого осуществляется в период профессиональной подготовки;
- долговременность вовлечения в трудовую деятельность и приверженность профессии, выраженные в высоком уровне профессиональной идентичности ее представителей;
- автономия профессионалов, выраженная во взаимоконтроле и поддержании закрытости группы посредством контроля доступа в профессию.
Исходя из этих характеристик «идеальной профессии» видно, что профессиональное образование должно не только формировать трудовые профессиональные навыки, но и способствовать осознанию профессиональных ценностей, этики, морали, что должно помогать интеграции выпускника в профессиональную группу, профессиональную субкультуру.
Эти факторы становятся очень важными в условиях развития современной отечественной системы профессионального образования. Большинство существующих проблем начального и среднего профессионального
образования в нашей стране порождены экономическими причинами. Становление в полной мере всеобщего высшего образования в 90-е гг. прошлого века привело к тому, что с 1995 по 2006 г. число учреждений НПО сократилось на 23 %, прием учащихся - на 32 %, численность учащихся - на 16 %, выпуск квалифицированных рабочих и служащих - на 19 %. Одновременно ситуация в СПО несколько улучшилась: с 1995 по 2007 гг. число учреждений среднего профессионального образования возросло на 8 %, а численность обучающихся в них студентов - на 30 % [5].
Таким образом, в современной России существует несоответствие между масштабами начального и среднего профессионального образования и уровнем социальноэкономического развития страны. Это объясняется как современными проблемами системы образования, так и целым рядом проблем всего российского общества в целом. В таких условиях важной стратегической задачей государственной политики в области НПО и СПО становится преодоление разрыва между системой профессионального образования и требованиями конкурентоспособных предприятий, которые появляются в возрождающейся экономике нашей страны.
Заинтересованность в функционировании социального института профессионального образования предъявляют и представители бизнес-сообщества. Они вкладывают средства в будущих работников посредством финансовой поддержки учреждений среднего и начального профессионального образования, обновления их материально-технической базы, предоставления площадок для производственной практики и стажировок, участия в составлении и корректировке учебных планов. Работодатели должны способствовать совершенствованию содержания национального и среднего профессионального образования, повышению выпускных стандартов, ориентации на международный уровень качества. Так, среди последних требований к выпускнику профессиональных учебных заведений на первое место выходят требования компетенции - возрастание роли аналитической функции работника, способность внедрения и обслуживания новых технологий, использование современных методов контроля качества продукции.
Рабочие со средним профессиональным образованием сегодня составляют основную базу высококвалифицированных рабочих. Вместе с тем специалисты отмечают отток работников с профессиональным образованием с рабочих должностей, особенно на менее благополучных предприятиях. Многие выпускники не желают идти на рабочие должности и вынуждены либо пополнять ряды безработных, либо продолжать обучение [5, с. 232].
Современные формальные показатели распространения профессионального образования во многом не соответствуют фактическому положению дел [6]. Большинство ссу-зов, даже если они переименованы в колледжи, предоставляют, по сути, образование не третичного уровня, а верхнего вторичного. Аналогично и многие вузы, несмотря на то, что в 1990-е годы были переименованы в университеты и академии, остаются, по сути, пользуясь советской терминологией, техникумами.
Т.Ю. Ломакина считает, что необходимость перемен в современной системе профессионального образования связана с целым рядом факторов [2, с. 45-47]:
- смена системы ценностей, социальных приоритетов, переход российского общества к демократическому обществу и рыночной экономике предъявили системе образования принципиально новые духовнонравственные и социально-экономические требования;
- школа - в широком смысле слова -должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности;
- образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших условий национальной безопасности и благосостояния страны;
- образование выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально-значимых ценностей и общественных установок, которые должны интегрироваться вместе с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества;
- образование должно способствовать сохранению и развитию национальных культур России, повышать ценность русского и национальных языков, формировать российское самосознание и самоидентификацию;
- система образования должна обеспечивать равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального положения, места проживания, состояния здоровья, национальной принадлежности;
- в условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов: человеческих, информационных, материальных, финансовых, а государство гарантировать приоритетную поддержку образования.
Такие задачи не могли быть решены в процессе целого ряда реформ, которые затронули отечественную систему профессионального образования в конце ХХ - начале XXI в. Сегодня предпринята попытка решить назревшее противоречие в рамках одного из Национальных приоритетных проектов -ПНП «Образование». В наиболее общем виде учреждения начального и профессионального образования сегодня нуждаются в следующем. Во-первых, в объективном прогнозе в кадрах и специалистах соответствующих квалификаций на уровне государства в целом и отдельных регионов. Во-вторых, необходимо восстановить социокультурные и социально-экономические связи между учреждениями НПО и СПО и работодателями. Наконец, необходима интеграция систем образования разных уровней - школа, учреждения начального профессионального образования,
среднеспециальные учебные заведения и высшие учебные заведения. Если цель Проекта будет достигнута, то профессиональное образование довузовского уровня опять станет важной социальной ценностью современного российского общества, одним из его основных социальных институтов.
1. Налетова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма: монография. Тамбов, 2005. С. 54.
2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования: монография. М., 2006. С. 10-12.
3. Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования / пер. с англ. М., 2006.
4. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний: образование под вопросом: монография. М., 2007. С. 32-33.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование». Оценки экспертов и позиция населения. М., 2008. С. 231.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях. М., 2004. С. 92.
Поступила в редакцию 18.09.2008 г.
Rustamova E.B. Professional education as a sociocultural institute of modern society. The issues of professional education in modern society are considered; social connections of higher and secondary professional education are grounded. Social peculiarities of development of primary and secondary professional education in modern Russia are shown.
Key words: non-university sector, primary and secondary education, professional education as a social institute.