Научная статья на тему 'Профессиональное музыкальное образование в период становления (1918-1930-е годы)'

Профессиональное музыкальное образование в период становления (1918-1930-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2104
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕФОРМЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОНСЕРВАТОРИЯ / MUSIC EDUCATION / MUSIC ART / REFORMS / MUSIC SCHOOLS / CONSERVATOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аракелова А. О.

В статье рассматриваются особенности формирования профессионального музыкального образования в России в период с 1918 по1930 годы. Анализируются основные типы музыкальных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Аракелова А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE FORMATION PERIOD (1918-1930'S)

This article discusses features of the formation of professional musical education in Russia between 1918 and 1930. The main types of musical educational institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное музыкальное образование в период становления (1918-1930-е годы)»

Bibliography

1. Karpova, A. Ot Russkogo muzeya do seljskikh galereyj // Dva slova. - 2007. - № 37. - 19 sent.

2. Kochetihgova, T. Poklonitjsya krasote // Vecherniyj Barnaul. - 2005. - 14 maya.

3. Chirkov, V. Khudozhniki Sibiri v nachale KhKh veka / Sost. O.M. Galihginoyj. - Novokuzneck, 2007.

4. Bragina, L.A. Integraciya: process ovladeniya specialjnostjyu iskusstvoveda // Gumanitarnaya komponenta uchebnoyj disciplinih GOS kak

neobkhodimihyj ehlement gumanizacii processa obucheniya. - Barnaul, 2005.

5. Voronenskaya, N. “Karmin”: obthestvenno-politicheskaya literatura // Svobodnihyj kurs. - 2005. - № 26. - 30 iyunya.

6. Materialih nauchno-prakticheskogo seminara 12 sent. 2009 g. V ramkakh VI Mezhdunarodnoyj biennale grafiki // Kuratorskie proektih v oblasti sovremennogo iskusstva: novihe koncepcii, opiht osuthestvleniya. - Novosibirsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.03.12

УДК 78 Arakelova A.O. PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE FORMATION PERIOD (1918-1930's). This article discusses features of the formation of professional musical education in Russia between 1918 and 1930. The main types of musical educational institutions are analyzed.

Key words: music education, music art, reforms, music schools, conservatoire.

А.О. Аракелова, канд. искусствоведения, доц., г. Москва, E-mail: info@mkrf.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ (1918-1930-Е ГОДЫ)

В статье рассматриваются особенности формирования профессионального музыкального образования в России в период с 1918 по1930 годы. Анализируются основные типы музыкальных образовательных учреждений.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное искусство, реформы, музыкальные учебные заведения, консерватория.

История государственного регулирования развития культуры, в том числе и образования в области музыкального искусства, неотделима от истории самой страны, истории развития всех ее культурных, идеологических, духовных, экономических процессов. В июле 1918 года при Наркомпросе были созданы художественные отделы - Литературный (ЛИТО), Театральный (ТЕО), Изобразительных искусств (ИЗО) и Музыкальный (МУЗО). Заведующим МУЗО с 1918 по 1921 годы был Артур Лурье (композитор), а с 1921 по 1925 годы, по приглашению возглавлявшего Наркомпрос А.В. Луначарского, Музыкальный отдел возглавлял Б.Л. Яворский. В работе МУЗО активное участие принимали сестры Гнесины и многие другие деятели музыкального искусства того времени. В МУЗО были созданы и свои подотделы - Специального музыкального образования, Общего музыкального образования, Концертный, Академический и Издательский. При этом в первые годы советской власти профессиональное музыкальное образование, как одно из направлений системы музыкального образования, развивалось под руководством подотдела Специального музыкального образования (СМО). Развитие второго направления системы музыкального образования - общего музыкального образования и воспитания, регулировалось деятельностью подотдела Общего музыкального образования.

Необходимо признать, что наследством, которое получила наша страна в 1917 году в области профессионального музыкального образования, советская власть начала распоряжаться не только сохраняя, но и развивая его.

На основании Декрета Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1918 года, подписанного В. Ульяновым (Лениным), А.В. Луначарским и В. Бонч-Бруевичем, Петроградская и Московская консерватории перешли в ведение Народного Комиссариата Просвещения на равных со всеми высшими учебными заведениями правами. Согласно Декрету, консерватории стали государственной собственностью с «уничтожением зависимости от Русского Музыкального Общества» [1, с. 67].

Несмотря на это в первые послереволюционные годы профессиональное музыкальное образование как бы отошло на второй план в силу своей «цеховой» (Б. Асафьев) обособленности и элитарности. В 1924 году Б. Асафьев писал, что «хоровые рабочие кружки являются самыми здоровыми художественнообщественными организациями Ленинграда и что укрепление и рост их деятельности - залог просветления музыкального быта, повышения уровня вкуса и понимания музыки. Они могут стать базой начинающегося обновления художественно-музыкальной

жизни, которое не по силам ни академическим учреждениям, ни школам, включая консерваторию» [2, с. 37].

О необходимости реформы профессионального музыкального образования заговорили с 1918 года. При Наркомпросе была создана Комиссия по реформе музыкального образования, на которой рассматривались вопросы новой типологии учебных заведений, содержания образовательного процесса. В Комиссии по реформе музыкального образования активное участие принимали Евгения Фабиановна и Елена Фабиановна Гнесины. Необходимо отметить, что многие члены этой комиссии, как и работники подотдела СМО Наркомпроса, не разделяли стремлений к всеобщему массовому музыкальному просветительству, о чем с сожалением вспоминала Н.Я. Брюсова: «В организованной при Наркомпросе Комиссии по реформе музыкального образования высказывались такие надменные соображения: «Музыкальные произведения — как особы царской крови, им можно отвечать, но их нельзя спрашивать» [3, с. 46].

Однако уже к осени 1919 года, наряду с народными музыкальными школами, только в Москве на базе существующих уже не один год музыкальных училищ и школ было создано семь специальных государственных двухступенных музыкальных школ для детей и юношества. Так, например, открытое в 1895 году частное Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных в 1919 году было национализировано на основании ходатайства в Нарком-прос руководства училища и стало называться «Вторая московская государственная музыкальная школа», в которой, как и прежде, обучались и дети, и взрослые, но теперь уже бесплатно. А бывшее Общедоступное музыкальное училище В.Ю. Зог-раф-Плаксиной стало Шестой московской государственной музыкальной школой (в настоящее время - это Академический музыкальный колледж при Московской консерватории им. П.И. Чайковского).

Если специальные государственные музыкальные школы в те годы выполняли функцию училищ, при которых внутри в качестве первой ступени функционировали детские музыкальные школы для подготовки детей к поступлению на вторую ступень (т.е. ступень профессионального музыкального образования), то параллельно, в соответствии с идеями всеобщего музыкального просветительства, стали открываться детские музыкальные школы как самостоятельные учреждения. При этом основной целью этих детских музыкальных школ была подготовка детей к участию в музыкальной самодеятельности.

Кроме структурных нововведений деятельность подотдела СМО охватывала и само содержание образовательного процес-

са - разработку учебных планов, программ, методик как для специальных двуступенных музыкальных школ, так и для детских музыкальных школ. В это же время было выпущено Положение о школах специального музыкального образования, вводившее разделение школ на две ступени (младшую, т.е. первую, которая не имела непременной задачи готовить будущих музыкантов, и старшую, с профессиональной ориентацией). В Положении говорилось, что «каждый оканчивающий специальную музыкальную школу второй ступени должен быть действительно специалистом в музыкальном искусстве, владеющим своим инструментом настолько, чтобы быть использованным либо как артист-исполнитель, либо как деятель музыкальной педагогики в деле народного просвещения и культурного строительства» [6, с. 19].

В 1919 году 2 октября в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов, организованная МУЗО для обсуждения проектов реформы музыкального образования. На конференции было принято решение о разделении всех музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухсту-пенные (средние) и трехступенные (высшие). Данное решение было зафиксировано в «Основном положении о Государственном Музыкальном Университете», опубликованном 1919 году в журнале «Художественная жизнь». Именно данный документ впервые обозначил границы системы музыкального образования, которые со временем лишь уточнялись.

Детские музыкальные школы становятся частью системы профессионального музыкального образования и получают название «музыкальные школы I ступени». Основной задачей детских музыкальных школ I ступени стала подготовка учащихся в музыкальные школы II ступени (сегодня - это музыкальные колледжи).

Вторая ступень давала специальное музыкальное образование для работников первой ступени (музыкальных школ) и работников общеобразовательных учреждений (дошкольных, школьных - общеобразовательных, внешкольных).

Завершающим этапом явилась третья ступень - консерватории.

Несмотря на, казалось бы, выстроенную модель «Основное положение о Государственном Музыкальном Университете» так и не разделило окончательно образовательные учреждения на самостоятельные уровни, оставив в рамках музыкального университета все три уровня и недооценку первой ступени как самостоятельного уровня. То, что некоторые из окончивших музыкальную школу не поступали на вторую ступень образования расценивалось как выбывание из системы, то есть, ее брак, уничижало одну из основных задач начального музыкального образования и воспитания - подготовку просвещенных любителей музыки.

Кроме того, в «Основных положениях о Государственном Музыкальном Университете» был сделан явный перекос в сторону подготовки в среднем звене педагогов и музыкально-просветительских работников (для детских садов и общеобразовательных школ), при этом совсем были забыты музыканты-исполнители, что привело к множеству недоразумений и острой нехватке оркестровых музыкантов в регионах страны.

Однако, именно введение самого понятия «музыкальный университет» ознаменовало осознание на государственном уровне основного принципа подготовки профессиональных музыкантов как многоуровневого и непрерывного.

Следующий этап реформы музыкального образования связан с именем Б.Л. Яворского, который с 1921 года стал руководить МУЗО. В 1921 году под влиянием идей А.В. Луначарского Б.Л. Яворским были проведены реорганизация музыкального образования, типизация музыкальных учебных заведений, пересмотр учебных программ и учебных планов. Кроме того, продолжая развивать музыкально-просветительские идеи

Н.Я. Брюсовой, с которой работал еще в Московской народной консерватории до революции, Б.Л. Яворский ратовал за введение в структуру Московской консерватории инструкторско-педагогического отделения, что, кстати, привело к многочисленным дебатам в кругу музыкантов-консерваторцев (с его мнением расходились взгляды А.Б. Гольденвейзера и других профессоров консерватории).

Б.Л. Яворский выступил за четкое разделение трех уровней образования при сохранении в вузе только третьей ступени. Вместо структуры дореформенной консерватории, в которую практически неразделимо входили три звена, произошло

разделение этих звеньев на самостоятельные, с четкими целями и задачами для каждого в отдельности: низшее звено -детская музыкальная школа, среднее - техникум, высшее - консерватория.

В результате проводимой под руководством Б.Л. Яворского реформы профессионального музыкального образования двух-ступенные музыкальные школы, переименованные годами ранее из музыкальных училищ, стали называться музыкальными техникумами. А в октябре 1921 года Совнаркомом было утверждено «Положение о высших учебных заведениях» [5, с. 486], в соответствии с которым консерватории подразделялись на три ступени: школу, техникум и вуз.

В 1920-е годы Наркомпрос установил единый срок обучения во всех музыкальных техникумах - 4 года. Были сформированы единые и относительно четкие для всех техникумов учебные планы. Вводились новые предметы. Помимо исполнительства на музыкальном инструменте и пения в техникуме преподавались - хоровое пение, сольфеджио, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, гармония, полифония, инструментовка, камерный ансамбль, класс фортепианного ансамбля (восьмиручные ансамбли - для изучения симфонической литературы), сочинение, история музыки, история современной музыки.

Основной функцией детской музыкальной школы продолжала оставаться подготовка детей к обучению в музыкальном техникуме. Во многих музыкальных школах страны обучение для одаренных детей было бесплатным, но при условии, что общее количество бесплатных мест не превышало 50 процентов от общего числа обучающихся [6, с. 132].

Все принципы реформы 20-х годов ХХ века непосредственно можно проследить на примере развития учебного заведения сестер Гнесиных.

Вторая Московская музыкальная школа показывала хорошие результаты, которые способствовали разделению школы на два звена. В 1920 году первая ступень обучения стала отдельной детской музыкальной школой, а вторая ступень - Третьим показательным государственным музыкальным техникумом. Методика педагогической работы в школе и техникуме отличалась строго индивидуализированным подходом к воспитанию учащихся в «изучении особенностей дарования каждого учащегося» [7, с. 19]. При ориентации на массовое обучение, тем не менее, основной задачей музыкальной школы была подготовка своих лучших учеников для поступления в техникум. В школе обучалось две группы - платных, вносящих половинную плату, и бесплатных. В 20-30-х годах изменился состав учащихся школы за счет открытия еще двух отделов - вокального и творческого (композиции).

Что преподавалось в школе? Помимо инструмента, класса вокала и композиции - хоровое пение, сольфеджио, слушание музыки, ритмика, камерный ансамбль, класс фортепианного ансамбля.

Необходимо отметить, что в начале 1920-х годов не во всех детских музыкальных школах преподавались музыкально-теоретические предметы, даже такие, как сольфеджио и теория музыки. Разработанные педагогическим коллективом детской музыкальной школы Гнесиных программы по сольфеджио, слушанию музыки, хоровому классу и целому ряду других предметов легли в основу учебных программ детских музыкальных школ всей страны.

Техникум развивался не менее успешно, чем школа. Однако необходимо подчеркнуть, что техникум развивался в первую очередь благодаря деятельности музыкальной школы.

Задачей техникума была подготовка кадров для Московской консерватории, а также специалистов для самостоятельной деятельности - исполнительской, педагогической (для музыкальных и общеобразовательных школ) и музыкально-просветительской.

В числе приоритетных направлений деятельности техникума была педагогическая составляющая - в техникуме существовал класс методики фортепианной игры, введен курс производственной практики. Практика проходилась по хоровому классу, оркестровому классу, классу ансамбля, концертмейстерскому классу, постановке оперных спектаклей [7, с. 22].

В ознаменовании 30-летия со дня основания (в 1895 году) постановлением коллегии Наркомпроса учебному заведение было присвоено имя семьи Гнесиных и с 1923 по 1925 годы техникум именовался Государственным показательным музыкальным техникумом имени Гнесиных.

В 1926 году по итогам состоявшегося под руководством А.В. Луначарского методического совещания по художественному образованию вышло Положение о Ленинградской и Московской консерваториях. На основании этого Положения были разработаны учебные планы и новая организационная структура консерваторий, стоявшая из факультетов (композиторского и научно-музыкального, исполнительского, педагогического), кафедр, отделений. Для консерваторий впервые было установлено деление специальностей не только по внешнему признаку, то есть исполнительству на том или ином музыкальном инструменте, но прежде всего по признаку будущего трудоустройства выпускника. То есть произошло разделение на:

- исполнителей (артистов-солистов, ансамблистов, оркестрантов, оперных певцов),

- педагогов (в области музыкального исполнительства, теории музыки, общего музыкального образования и воспитания для музыкальных техникумов, детских музыкальных школ, общеобразовательных школ, музыкальной художественно-просветительской работы в клубах),

- композиторов,

- научно-музыкальных работников,

- дирижеров (оперных и симфонических оркестров).

По сравнению с дореволюционными в учебных планах 1927 года расширен перечень общественно-научных и общественнополитических дисциплин, увеличилось количество часов, отводимых на коллективное исполнительство в хоре, оркестре, ансамблях, для композиторов с первого года обучения был введен курс практического сочинения, который имелся в дореволюционных планах только с третьего года обучения, в качестве обязательных были предусмотрены практические занятия (концертные выступления для исполнителей и композиторов и педагогические работы для педагогов). Появились и новые для консерваторского образования учебные планы - для инструкторско-педагогического факультета и дирижерского отделения.

Введение в учебные планы не только консерваторий, но и музыкальных техникумов инструкторско-педагогических дисциплин было обусловлено установкой на подготовку педагогических кадров для обеспечения массового музыкального образования. Педагог-инструктор, который совмещал бы в себе и теоретика, и регента, и музыкального историка, и этнографа, и исполнителя, владеющего музыкальным инструментом - таков был идеал специалиста, призванного обеспечить всеобщее музыкальное образование.

В начале 30-х годов успехи социалистического строительства, невиданный рост культуры ставили новые задачи в подготовке кадров в области музыкального искусства, которые привели к очередной реформе музыкального образования. В стране создавались новые театры, клубы, дворцы культуры, кино и радиостудии. Все это требовало самого серьезного внимания к вопросам подготовки новых кадров музыкан-тов-исполнителей, теоретиков, музыкальных руководителей, недостаток в которых остро ощущался не только на периферии, но и в крупных центрах.

Уже в 1931 году обозначилась новая задача музыкальных вузов - постановлением Наркомпроса Московской и Ленинградской консерваториям предлагалось «сосредоточить свое внимание на подготовке исполнителей», а секторам Наркомпроса указывалось на необходимость разработать новые учебные планы: «Учитывая громадное расширение потребности в музыкальных кадрах, немедленно приступить к разработке пятилетнего плана подготовки этих кадров» [7, с. 24].

Такая задача заставила руководство консерваторий пересмотреть свою структуру, и, в какой-то степени, вернуться к модели музыкального образования, зафиксированной в 1919 году в «Основном положении о Государственном Музыкальном Университете», то есть, к трехступенной модели внутри самого вуза. Подготовка музыкально-педагогических кадров отошла на второй план.

В 1933 году впервые Наркомпрос утвердил «Положение о семилетней детской музыкальной школе», приравняв тем самым обучение в музыкальной школе к срокам обучения в общеобразовательной школе. В середине 30-х годов все три ступени музыкального образования, представляя собой, с одной стороны, органическое целое, с другой - четко разделились друг от друга в соответствии с поставленными целями и задачами.

В 1935 году свою нишу в системе музыкального образования заняла и особая детская группа Московской консерватории.

Согласно приказу Наркомпроса РСФСР от 20 мая 1935 года № 406 детское отделение консерватории было преобразовано в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (ЦМШ). Идея раннего целенаправленного обучения наиболее одаренных детей музыкальному исполнительству принадлежала А.Б. Гольденвейзеру и нашла отражение в учебном плане ЦМШ, который был разработан при непосредственном его участии и включал в себя как музыкальные предметы (исполнительские предметы, а также ритмику, сольфеджио, гармонию, музыкальную литературу), так и предметы полного курса общеобразовательной школы. Создание ЦМШ было эпохальным событием, поставившим последнюю точку в формировании основной конструкции отечественной системы музыкального образования, которая впоследствии получила международное признание и выдержала испытание временем.

Итак, к середине 1930-х годов сложилась трехступенчатая система образования для массовой подготовки профессиональных музыкальных кадров на территории всей страны - детская музыкальная школа, музыкальный техникум (с 1936 года техникумы стали переименовываться в училища), консерватории -«школа-училище-вуз» (ШУВ). Параллельно трехступенчатой модели определилась двухступенчатая модель - более элитарная, для особо одаренных детей и поэтому менее распространенная - «музыкальная школа-десятилетка - консерватория».

В 1930-е годы трехуровневая система музыкального образования, кроме городов Москвы, Ленинграда и Саратова, в которых имелись консерватории, была сформирована еще и в Свердловской области. Постановлением Президиума Свердловского областного исполнительного комитета от 03.09.1934 г. № 1135 в Свердловске была открыта консерватория. Почти одновременно с открытием Свердловской консерватории были созданы консерватории в Минске (1932 год) и Ташкенте (1936 год).

В 30-е годы определились пути развития отечественного музыкального искусства и способы его организации, остававшиеся затем неизменными на протяжении нескольких десятилетий. Государство относилось к культурному строительству едва ли не так же внимательно, как и к хозяйственной деятельности. Уже в первой пятилетке началось строительство новых учебных заведений, учреждений культуры, на нужды культурной революции выделялись немалые государственные средства, которые с каждым годом увеличивались. Строительство театров и кинотеатров, концертных залов, проведение многочисленных конференций, съездов, посвященных культурному строительству, призывы к работникам искусства об их ответственности за формирование духовно-нравственного развития общества, проведение конкурсов на создание лучших литературных, музыкальных произведений, кинофильмов - все это оказывало большое воздействие на темп развития советского искусства.

Из отчета ЦК профессионального союза работников искусств за 1934-1937 гг. следует, что за две пятилетки (1929-32, 1933-37 гг.) в СССР было открыто 12 консерваторий, 44 музыкальных училища, а музыкальных школ только в РСФСР - 186.

Резюмируя, можно констатировать, что за рассматриваемый период государством и профессиональным музыкальным сообществом организация и совершенствование профессионального музыкального образования выражались в следующем.

1. Была создана система музыкального образования, состоящая из следующих типов образовательных учреждений: детских музыкальных школ, специальных средних музыкальных школ при консерваториях для особо одаренных детей, музыкальных училищ и консерваторий.

2. Для каждого из типов образовательных учреждений были установлены сроки обучения:

7 лет в детской музыкальной школе;

10- лет в специальных средних музыкальных школах;

4 года в музыкальном училище;

5 лет в консерватории;

3. Для взрослых и подростков, поздно начавших учиться музыке, были организованы при музыкальных школах курсы общего музыкального образования;

4. Для каждого из типов учебных заведений были сформированы учебные планы с указанием квалификаций выпускников.

5. Начинал налаживаться выпуск учебной литературы.

6. Было организовано отечественное производство музыкальных инструментов - пианино и роялей на фабриках «Красный Октябрь» и «Дидерихс» в Киеве и Одессе, баянов, аккорде-

онов - в Вятке, Вологде, Череповце, Бологом, Ливнах, Казани, Саратове, Калуге и др.

Однако быстрые темпы развития системы музыкального образования приводили и к определенным серьезным проблемам, с которыми музыкальная общественность столкнулась уже к концу 1930-х годов. В качестве мероприятий по совершенствованию системы музыкального образования предлагалось следующее:

- улучшение руководства музыкальными техникумами и музыкальными школами со стороны местных властей;

- создание при Наркомпросе научно-методического центра по вопросам музыкальной педагогики и печатного органа при нем;

- устранение в учебных планах многопредметности;

- разработка и издание учебных пособий;

- улучшение финансового обеспечения музыкальных техникумов и музыкальных школ, в том числе повышение заработной платы педагогов до уровня техникумов других отраслей;

- обеспечение доступности приобретения музыкальных инструментов и их комплектующих, выделение средств на данные цели;

- улучшение социально-бытовых условий студентов (дифференцированные стипендии, улучшение качества проживания в общежитиях);

- введение системы распределения выпускников консерваторий в музыкальные техникумы и музыкальные школы.

Многие проблемы функционирования системы музыкального образования в 30-е годы ХХ века остаются актуальными и в настоящее время.

Библиографический список

1. Культура в нормативных актах Советской власти. 1917-1922. - М., 2009.

2. Асафьев, Б.В. Культурно-просветительная работа МУЗО Ленинградского Губполитпросвета» // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л., 1965.

3. Брюсова, Н. Массовая музыкально-просветительная работа в первые годы после Октября» // Советская музыка. - 1947. - № 6.

4. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных. - М., 1981.

5. Декрет СНК РСФСР «О высших учебных заведениях РСФСР (Положение)». 2 сентября 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР 1921. - № 65.

6. Богатырева, В.В. Музыкально-просветительская и образовательная деятельность ДМШ № 2 им. П.И.Чайковского г. Брянска (19271980) // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.- сост. В.И. Адищев. - Пермь, 2011.

7. Владимирский, Б.О постановке учебной работы // Сорок лет московского государственного музыкального техникума им. Гнесиных. -М., 1935.

Bibliography

1. Kuljtura v normativnihkh aktakh Sovetskoyj vlasti. 1917-1922. - M., 2009.

2. Asafjev, B.V. Kuljturno-prosvetiteljnaya rabota MUZO Leningradskogo Gubpolitprosveta» // Izbrannihe statji o muzihkaljnom prosvethenii i obrazovanii. - M.; L., 1965.

3. Bryusova, N. Massovaya muzihkaljno-prosvetiteljnaya rabota v pervihe godih posle Oktyabrya» // Sovetskaya muzihka. - 1947. - № 6.

4. Istoriya muzihkaljnihkh uchebnihkh zavedeniyj imeni Gnesinihkh. - M., 1981.

5. Dekret SNK RSFSR «O vihsshikh uchebnihkh zavedeniyakh RSFSR (Polozhenie)». 2 sentyabrya 1921 g. // Sobranie uzakoneniyj i rasporyazheniyj Rabochego i Krestjyanskogo Praviteljstva RSFSR. 1921. - № 65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bogatihreva, V.V. Muzihkaljno-prosvetiteljskaya i obrazovateljnaya deyateljnostj DMSh № 2 im. PI.Chayjkovskogo g. Bryanska (1927-1980) // Istoriya muzihkaljnogo obrazovaniya i sovremennostj: fundamentaljnihyj i prikladnoyj aspektih: materialih vtoroyj sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii muzihkaljnogo obrazovaniya / red.- sost. V.I. Adithev. - Permj, 2011.

7. Vladimirskiyj, B.O postanovke uchebnoyj rabotih // Sorok let moskovskogo gosudarstvennogo muzihkaljnogo tekhnikuma im. Gnesinihkh. -M., 1935.

Статья поступила в редакцию 28.02.12

УДК 7.01:94

Korneeva G.S. THE WORLD'S BASIS (PRINCIPLES) OF CHANGES OF CLOTHES' STYLE. This article is devoted to the objective regularity of changing of clothes' style because of the development of the main historical events. The composition depends on society's ideology. For example the development of style of Russian clothes helps us to understand the relation between the main historical events and the style of clothes. You can find a lot of decorative elements which are important for Russian dresses, school uniform and beautiful costumes.

Key words: clothes‘, style, composition, decorative elements, dresses, school uniform.

Г.С. Корнеева, аспирант Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: korneeva89@gmail.com

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ В КОСТЮМЕ

В статье рассмотрены закономерности изменения стиля в костюме в зависимости от хода исторических событий, от господствующей в обществе идеологии. В качестве примера прослеживаются этапы изменения стиля в русском костюме, позволяющие понять взаимосвязь между крупными историческими событиями и изменениями стилевого решения костюма.

Ключевые слова: костюм, стиль, композиция, декоративные элементы, платье, школьная форма.

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой - это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

На каждом историческом этапе с изменением мировоззрения общества менялся и стиль в костюме. РВ. Захаржевской в книге «История костюма» [1] обобщен тридцатилетний опыт преподавания автором курса истории стилей на факультете прикладного искусства Московского текстильного института и на

историческом факультета МГУ. Изменение стиля в костюме автором рассматривается в неразрывной связи с общей историей развития культуры. Анализ функционального назначения костюма проводится с учетом конкретной социально-экономической формации общества и его структуры. В. Зайцев дает данной работе следующую характеристику: «В целом работа Р.В. Захаржевской «История костюма» - существенный вклад не только в историю моделирования одежды, это, прежде всего, вклад в историю культуры». Так же в концепции мировоззренческого аспекта особый интерес представляет книга «История костюма» Н.М. Каминской [2], в которой четко прослеживается тен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.