Научная статья на тему 'Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце xix начале XX века'

Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце xix начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1270
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Д. А.

В современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах в пореформенный период, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи. Представлено типичное медицинское учебное заведение провинциальной России во второй половине XIX начале XX века. В свете демографических процессов, вызванных реформой 1861 года, перед местными органами самоуправления особенно остро выделилась проблема в недостатке специалистов в области медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце xix начале XX века»

УДК 371.631.94

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2014 Д. А. Терещенко

канд. ист. наук, доцент, докторант каф. истории Отечества e-mail: d.a.tereschenko@yandex.ru

Курский государственный университет

В современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах в пореформенный период, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи. Представлено типичное медицинское учебное заведение провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века. В свете демографических процессов, вызванных реформой 1861 года, перед местными органами самоуправления особенно остро выделилась проблема в недостатке специалистов в области медицины.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, медицинское образование, медицинские учебные заведения, профессиональные учебные заведения, городские центры.

Глубокие изменения в Российской империи, вызванные реформами 60-70-х гг. XIX в., привели к существенным сдвигам в области образования. Преобразования в этой сфере неразрывно связаны с деятельностью местных органов самоуправления, возникших в результате Великих реформ. В пореформенное время вначале земства, а затем и городские общества открывают десятки школ, в том числе профессиональных.

В 70-е гг. XIX в., когда недостаток медицинских кадров стал особенно ощутимым, при губернских больницах открывают медицинские (фельдшерские) школы. Своеобразно складывалась история среднего медицинского образования. Еще в середине XVIII в. были созданы предпосылки для подготовки на государственном уровне специалистов акушерского дела. В марте 1754 г. директором медицинской коллегии П.З. Кондоиди в Сенат был представлен проект организации школ для обучения повивальных бабок (акушерок) в Петербурге и Москве. В апреле 1754 г. сенатом издан указ «Об учреждении школ в Санкт-Петербурге и Москве для обучения повивальному искусству; о снабжении столиц и городов испытанными в сем искусстве бабками под именем присяжных».

Подготовка носила практический характер, курс обучения - шесть лет; через три года учащиеся допускались к самостоятельному приему родов под контролем акушерки. После прохождения программы сдавали экзамен и получали диплом и звание «присяжная повивальная бабка». За вторую половину XVIII в. было подготовлено всего 90-100 бабок, хотя нужда в них была большая.

С 1829 г. при крупных больницах стали создаваться школы по подготовке фельдшеров с четырехлетним сроком обучения. В зависимости от успеваемости им присваивалось звание младшего или старшего фельдшера.

В 1845 г. при повивальном институте в Петербурге начала работу и первая в стране школа повивальных бабок для практической деятельности в сельской местности.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

К концу 60-х гг. в стране создано уже шесть повивальных училищ с двухлетним сроком обучения, но этого было явно недостаточно.

В последние десятилетия XIX в. необходимость повышения качества медицинского обслуживания потребовала создания фельдшерско-акушерских и фельдшерских школ. Программа включала довольно много дисциплин, в том числе богословие, латинский язык, физику, химию, анатомию, физиологию, гистологию, патологию, терапию, ботанику, хирургию, фармакологию, рецептуру, фармакогнозию, гигиену и медицинскую помощь, учение о внутренних и наружных болезнях, уход за больными, акушерство, женские и детские болезни. Многие из таких школ открывались земствами при больницах.

Демографические процессы, вызванные реформой 1861 г., поставили к середине 70-х гг. перед местными органами самоуправления проблему подготовки специалистов в области медицины. Экстренное Курское губернское земское собрание на заседании 11 июня 1897 г. постановило вновь открыть при губернской земской больнице фельдшерскую школу, закрытую в 1884 г. по причине недостатка помещений в больнице. Хотя и к этому времени свободных помещений не имелось, земское собрание считало возможным обойти это препятствие тем, что все ученики будут «приходящими», то есть будут проживать на квартирах недалеко от больницы и на свое содержание будут получать стипендии от земства. Таким образом, больнице потребуются помещения только для проведения уроков и они имелись. Земское собрание пожелало открыть школу по программе и на основании нормального устава земской фельдшерской школы, утвержденного 19 октября 1872 г.1

Вследствие того что Курская губерния имела острую нужду не только в фельдшерах, но и в акушерках, земское собрание посчитало необходимым открыть два отделения при школе - женское и мужское1 2. В каждом классе планировалось иметь не более 25 учеников. Возраст воспитанников должен был быть не моложе 15 лет, а воспитанниц не моложе 17 лет. Первые должны иметь аттестат не ниже чем двуклассной сельской школы, а вторые - не ниже четырех классов гимназии3 4.

Воспитанники-юноши были «преимущественно из лиц сельских обществ», а воспитанницы-девочки являлись уроженками городов, детьми более зажиточных, высших сословий .

Указанные различия «в возрасте образовании и степени воспитания», по мнению учредителей школы, «будут благоприятно сказываться на степени дисциплины во время уроков и на уровне усвоения получаемых в школе знаний, так как не приведут их к какому-либо товарищескому сближению. Из этого следует ожидать благоприятного влияния женской, более нравственной, старших, более образованных, воспитанных лиц, группы на мужскую, в которой указанные качества могут быть развиты в более слабой степени»5.

В связи с острой потребностью в фельдшерах и акушерах экстренное земское собрание ходатайствовало перед Курским губернатором об открытии данной школы, так как «в настоящее время особенно остро чувствуется земствами недостаток в фельдшерах и акушерах... до 20 незанятых мест ожидает фельдшеров и акушерок...»6, - говорилось в решении собрания. Курский губернатор поддержал просьбу губернского

1 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 1.

2 См.: Там же.

3 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 1 об.

4 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 2, 17.

5 См.: Там же.

6 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 2, 3.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Терещенко Д. А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России

в конце XIX - начале XX века

земства и 16 июня 1897 г. ходатайствовал перед министром внутренних дел об открытии Курской фельдшерской школы7 8.

Медицинский департамент при министерстве внутренних дел 28 июля 1897 г. ответил Курскому губернатору: «Ввиду того что ныне МВД, согласно заключению медицинского совета, признало необходимым введение во вновь открываемых фельдшерских школах, подведомственных МВД, новых программ, я покорнейше прошу Ваше Сиятельство предложить Курскому земству обсудить возбужденное им ходатайство для точного согласования тех начал, на которых предполагается учреждение фельдшерской школы с положениями, установленными медицинским советом» . В соответствии с предписанием медицинского департамента МВД Курской губернской земской управой был составлен устав Курской земской фельдшерской школы, содержащийнормативные положения об устройстве, программе, правилах приема и обучения.

Так, в школу принимались абитуриенты, получившие высшую отметку на конкурсном испытании. Их количество от земств не превышало 25 человек. Из этого числа 15 «стипендиатов или стипендиаток» были от уездных земств (по одному от каждого уезда), 5 абитуриентов принимались от губернского земства и 5 - из остальных уездных земств; все держали конкурсный экзамен. Студенты школы получали стипендию в размере 120 руб. в год. При этом заметим, что фельдшерская школа не имела общежития.

Выпускники, получавшие во время обучения от губернского земства стипендию, обязаны были в течение 6 лет с определённым жалованием отработать в уездах по направлению земских управ. Пять студентов, принятых не по направлению уездных земств, стипендию не получали, а платили за обучение 20 руб. в год. Если же они соглашались по направлению губернской земской управы отработать 2 года, то от платы за обучение в школе освобождались.

Особенностью фельдшерской школы было то, что в нее принимали только уроженцев Курской губернии9.

Требования к уровню подготовки поступающих в училище лиц мужского и женского пола были разными. Так, мужчины должны были иметь образование не ниже двухклассной сельской школы, а женщины - четырех классов прогимназий, епархиальных училищ и других, равных по образовательному уровню учебных заведений10.

Основанная в конце XIX в. на средства Курского губернского земства, фельдшерская школа готовила специалистов в основном для нужд Курской губернии. В заведение на 4-летний срок обучения принимались лица обоего пола, мужчины - от 14 до 18 лет, женщины - от 17 до 30 лет. Учебный год в школе начинался 15 августа и заканчивался 4 июня, включая время на экзамены. Организация учебновоспитательного процесса находилась под контролем старшего врача больницы, который назначал ответственных за различные участки работы из числа преподавателей и врачей. Хозяйственными делами школы занималась земская управа. В конечном итоге все вопросы деятельности фельдшерской школы подлежали утверждению губернского земства.

7 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 4.

8 См.: Там же. Л. 6.

9 См.: Сборник сведений об условия приема в низшие профессиональные училища Курской и соседних губерний. Курск, 1901. С. 14.

10 См.: Там же. С. 14-15.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Фельдшерская школа являлась наиболее распространенным в России учебным заведением медицинского профиля11. Следует только отметить, что, в отличие от многих других училищ, например открытого 1 сентября 1876 г. Курского землемерного училища, в фельдшерскую школу не принимались лица иудейского исповедания.

В 1898 г. (5 ноября) медицинский департамент при министерстве внутренних дел утвердил с некоторыми дополнениями проект устава фельдшерской школы11 12. И в этом же году, 17 ноября, по просьбе губернатора губернская земская управа сделала распоряжение об открытии этой школы13.

Курская земская фельдшерская школа без интерната открыта на основании нормального устава, утвержденного 12 ноября 1872 г., с теми изменениями его, которые разрешены МВД отношением медицинского департамента 5 мая 1898 г. за № 3422 по ходатайствам курского губернатора, экстренного земского собрания от 12 июня 1897 г. и очередного - от 7 декабря 1897 г. Она имела целью подготовить «сведущих и опытных фельдшеров и фельдшериц для службы в земских учреждениях Курской губернии»14.

Школа учреждалась при Курской губернской больнице, содержалась на счет губернского земства и находилась в ведении губернской земской управы. Непосредственное заведование ею, кроме хозяйственной части, за которую отвечала управа, поручалось старшему врачу больницы. Главный надзор, «как за успехами учения в школе, так и за нравственностью учащихся, возлагался на губернского врачебного инспектора»15.

Определение числа воспитанников и воспитанниц зависело от губернского земского собрания. Количество учащихся на момент открытия школы было определено следующим образом: 15 учеников и учениц - стипендиатов от уездных земств, пять учениц - стипендиаток губернского земства и пять вольнослушателей обоего пола в каждом классе. В фельдшерской школе, кроме земских стипендиатов, обучались также и «вольноприходящие ученики и ученицы». С последних взималась плата за обучение или же взамен платы бралось обязательство отслужить земству определенное число лет по соглашению с губернской земской управой. Плата с вольнослушателей взималась за каждое полугодие вперед и не возвращалась, даже если учащиеся выбыли из школы ранее срока.

Земские стипендии ученикам и ученицам, стипендиатам губернского и уездного земств выдавались в определенные сроки губернской земской управой ежемесячно. Плата с вольнослушателей определялась губернским земским собранием в количестве 20 рублей в год.

Выбор земских учеников и учениц для обучения в фельдшерской школе производился губернской и уездными земскими управами преимущественно из лиц, принадлежащих к сельским обществам.

Ученики, желающие поступить в школу, должны были иметь свидетельства об окончании курса обучения не ниже чем за трехгодичную сельскую школу, а ученицы -свидетельство об окончании четырех классов гимназии, епархиальных училищ и других, равных по образовательному уровню учебных заведений.

В виде исключения лица, имеющие диплом повивальной бабки, могли быть приняты в школу без всяких других свидетельств о получении ими

11 Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет: в 4 т. Т. 2. СПб., 1909-1912. С. 273.

12 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 17-20.

13 См.: Там же. Л. 23.

14 См.: ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5944. Л. 17-20.

15 Там же.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Терещенко Д. А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России

в конце XIX - начале XX века

общеобразовательной подготовки. Граждане иудейского вероисповедания в школу не принимались.

В школу зачислялись лица мужского пола в возрасте не моложе 14 и не старше 17 лет и женского пола - не моложе 18 и не старше 30 лет. Все поступающие в школу ученики и ученицы подвергались предварительному конкурсному испытанию, проведение которого, а также проверка их возраста и состояния здоровья были возложены на старшего врача губернской земской больницы совместно с преподавателями школы. Старший врач больницы составлял списки учебных пособий и утверждал их в губернской земской управе.

Интернат при школе отсутствовал. Ученики и ученицы жили «на вольных квартирах по возможности близко от губернской земской больницы».

Теоретическое преподавание велось совместно - ученикам и ученицам в общих классных помещениях.

Во время учебного курса заболевшие ученики и ученицы фельдшерской школы, в том числе вольнослушатели, направлялись в губернскую земскую больницу, содержались и лечились в ней бесплатно.

Непосредственный «надзор за учениками и ученицами земской фельдшерской школы и наблюдение за своевременным и полным снабжением учебными пособиями» возлагались на работника, назначаемого старшим врачом больницы и утверждаемого губернской земской управой.

Полный курс обучения в земской фельдшерской школе составлял четыре года и делился на четыре класса. Занятия начинались ежегодно с 15 августа и оканчивались 4 июня. В этот срок включались экзамены.

Предметы по классам и общее число уроков распределялись в соответствии с постановлением медицинского совета от 16 марта 1897 г. за № 146, утвержденного «товарищем министра внутренних дел» 24 апреля 1897 г. Составление конкретного расписания уроков входило в обязанности старшего врача больницы, который согласовывал его с преподавателями.

По окончании учебного года в мае по всем пройденным предметам в соответствии с программой преподавания проводились экзаменационные испытания для учеников и учениц, по результатам которых их переводили «из низшего в высший класс». Годичное испытание осуществлялось преподавателем предмета в присутствии старшего врача больницы, ординаторов и других врачей по назначению губернского земского инспектора и члена губернской земской управы.

По окончании полного курса обучения ученики и ученицы земской фельдшерской школы «подвергались» окончательному испытанию по всем предметам, преподаваемым в школе, в присутствии местного губернского врачебного инспектора, старшего врача больницы и преподавателей, а также лица по назначению губернской земской управы.

Ученики и ученицы, удовлетворительно выдержавшие испытание, по окончании полного курса обучения получали от врачебного отделения местного губернского правления свидетельство о звании фельдшера или фельдшерицы16. Лучшие из них по успехам и поведению, кроме указанных свидетельств, получали похвальные аттестаты за подписью губернского врачебного инспектора и старшего врача больницы. Вместе с тем каждый из них, будучи признанным фельдшером, получали безвозмездно фельдшерский набор инструментов и один экземпляр тех учебников, по которым они обучались в школе.

16 См.: Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел. Т. VII. § 70-72.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Ученики и ученицы - стипендиаты земской фельдшерской школы, удостоенные по испытании звания фельдшера или фельдшерицы, обязывались «по назначению земских управ, определявших их в фельдшерскую школу, прослужить за установленное жалование в этом звании шесть лет», а затем имели право устраиваться на другую работу в любой местности «по собственному усмотрению». Вольнослушатели, освобожденные от платы за обучение, отрабатывали два года.

Воспитанники, окончившие курс, были обязаны отслужить земствам Курской губернии и в случае поступления их «в вольную службу для отбытия военной повинности». Они не освобождались от своего обязательства перед земством и обязаны были продолжать отрабатывать свой срок в земстве «по окончании отбытия воинской повинности». Земству, однако, предоставлялось право «снимать таковое обязательство, если выпускник земского фельдшерского училища выплатит сумму, затраченную на его обучение».

Ученики и ученицы земской фельдшерской школы, не показавшие удовлетворительных результатов после двухгодичного пребывания на одном курсе или замеченные «в дурном поведении» по письменному предоставлению врача больницы, исключались из школы губернской земской управой. То же относилось и к вольнослушателям.

Преподавателями в земской фельдшерской школе могли быть как врачи, так и не врачи. И те и другие избирались и назначались на должность старшим врачом больницы и утверждались губернской земской управой. Число преподавателей в школе определяла губернская земская управа. Она же, согласно постановлению Губернского земского собрания, устанавливала и величину заработной платы преподавателей и надзирателя.

Все, относящееся к вопросам обучения в земской фельдшерской школе: оценки успеваемости учеников, перевод их из класса в класс, окончательный выпуск из школы, - решалось общим собранием преподавателей под председательством главного врача больницы (в двух последних случаях еще и утверждалось губернской земской управой. - Д. Т.).

К 1911 г. в России было 42 акушерско-фельдшерские школы.

В заключение отметим, что, отражая общие закономерности развития модернизационных процессов, состояние культуры материального производства и народного образования в стране, сфера профессиональной подготовки горожан и процесс складывания системы профессионального подготовки в России во второй половине XIX-начале XX в. в полной мере нашли свое отражение в российской провинции и находились в определенной зависимости от уровня социальноэкономического и социокультурного развития городских центров.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.