Научная статья на тему 'Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования1'

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Ерошенкова Елена Ивановна

В статье рассматриваются вопросы определения сущности и технологии формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста, определены основные субъекты и возможные пути организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Ерошенкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования1»

6. Чуйко, Л. В. Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Чуйко. -Тирасполь, 2006. - 182 с.

7. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б. С. Гершунский. -М.: Флинта, 1998. - 432 с.

УДК 378.02

Исаев Илья Федорович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики факультета психологии Белгородского государственного университета, isaev@bsu.edu.ru, Белгород

Ерошенкоеа Елена Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета психологии Белгородского государственного университета, eroshenkova@bsu.edu.ru, Белгород

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ОТ СУЩНОСТИ К ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ1

Isaev Ilya Fedorovich

doctor of Education, Professor, Head of the Department of Pedagogy Faculty of Psychology, Belgorod State University, isaev@bsu.edu.ru, Belgorod

Eroshenkova Elena Jvanovna

PhD, Associate Professor of Pedagogy Faculty of Psychology, Belgorod State University, eroshenkova@bsu. edu.ru, Belgorod

VOCATIONAL VALUE ORIENTATIONS OF THE FUTURE EXPERT: ON THE NATURE OF THE TECHNOLOGY OF FORMING

В настоящее время проблема повышения качества высшего образования активно разрабатывается в рамках компетентностного подхода. Теоретические идеи данного подхода обоснованы в трудах Л. Ф. Ивановой, И. А. Зимней, С. В. Кульневича, М. В. Рыжакова, А. В. Хуторского и других ученых. Именно компетентность многие авторы рассматривают как результат профессионального образования, дающий возможность судить о его высоком качестве (А. А. Ахаян, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.).

Обобщенный анализ ФГОС ВПО и исследований, посвященных проблеме компетентности, позволяет выявить круг общекультурных и профессиональных компетентностей, соответствующих тому или иному направлению

1 Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Госконтракт № П1027 от 20 августа 2009 г.

подготовки бакалавров и магистров - будущих специалистов. Сформиро-ванность этих компетентностей указывает на оптимальный, достаточный для дальнейшего самообразования уровень общекультурной образованности и способности будущих специалистов со всей ответственностью решать возникающие профессиональные задачи. Однако опыт показывает, что приобретенные за время обучения в вузе знания, умения и владения, на которых базируются общекультурные и профессиональные компетентности, не всегда в полной мере обеспечивают конкурентоспособность будущего специалиста на рынке профессионального труда. Многие выпускники вузов остаются невостребованными в профессиональной деятельности из-за недостаточной инициативности, креативности, самостоятельности, образованности, интеллигентности, компетентности и т. д. Чтобы удовлетворить спрос работодателей в этих личностных качествах и образованиях, необходимо в период обучения в вузе приобщать будущих специалистов к культурным и профессиональным ценностям, включать в многообразные виды социально значимой, исследовательской, внеаудиторной деятельности, делать их активными субъектами образовательного пространства вуза, формировать у них профессионально-ценностную установку.

Вопросы формирования установки интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них: А. Г. Асмолов, И. Т. Бжалава, А. А. Девяткин, Р. Г. Натадзе, В. Г. Ыоракидзе, А. С. Прангишвили, Д. Н. Узнадзе; Дж. Гибсон, Д. Мак-Гуайер, Г. и Ф. Оллпорт и др. Проблемам формирования профессиональной установки посвящены исследования Т. И. Александровой, Т. И. Пономаренко. В педагогике высшей школы разраблткой вопросов формирования профессиональной установки в учебной деятельности занимались А. Г. Абдуллин, И. Л. Васильева, Е. В. Джавахишвили, Ю. А. Иоакимиди, Г. О. Матина и др.

Под профессионально-ценностной установкой будущих специалистов мы понимаем личностное новообразование, выражающееся в сфор-мированности устойчивых ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоционального благополучия и творческого потенциала личности, и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность [1].

Проведенное нами исследование показало, что существует 8 типов профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Среди них: фиктивный; утилитарный, амбивалентный; ситуативный; рациональный, потенциальный, перспективный, релевантный. Данные типы соответствуют 5 уровням указанной установки (инфантильному, импульсивному, профессионально-теоретическому, профессионально-практическому, профессионально-ценностному).

Высший, профессионально-ценностный, уровень соответствует релевантному ее типу и характеризуется наличием у будущего специалиста устойчивой потребности в осуществлении профессиональной деятельности; эмоциональным благополучием, положительным отношением и эмо-

циональным настроем на ее осуществление; стремлением к творческому целеполаганию, к самореализации, к сотворчеству; осознанием ценности будущей профессии для общества; способностью к эмпатии и толерантности, рефлексии творческой деятельности; пластичностью образа профессионального идеала будущего специалиста, возможностью его ценностного наполнения; способностью к актуализации опыта творческой профессионально ориентированной деятельности.

Формирование указанного уровня профессионально-ценностной установки будущего специалиста только лишь в учебной деятельности в условиях постоянного роста объема информации, увеличения количества изучаемых дисциплин, снижения сроков обучения в вузе (5 лет - на специали-тете, 4 года - в бакалавриате), на наш взгляд, - крайне затруднительно. По мнению В. А. Сластенина, это усложняется еще и тем, что в процессе профессиональной подготовки студентов возникает недовольство отдельными предметами, падает интерес к учебе и, как следствие, появляется кризис профессионального выбора [2]. Для достижения оптимального уровня профессионально-ценностной установки следует сочетать потенциал аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной деятельности в вузе с организацией соответствующего психолого-педагогического сопровождения. При этом необходимо учитывать начальный уровень сформированное™ и тип профессионально-ценностной установки будущего специалиста и в соответствии с этим строить дальнейшую сопровождающую деятельность. Причем, данный процесс осуществляется в высшей школе в ходе опосредованной и непосредственной деятельности сопровождающего со студентами.

При опосредованном сопровождении положительное влияние на формирование у студентов профессионально-ценностной установки оказывают: образовательное пространство вуза, система его структурных подразделений, воспитательных и научно-образовательных центров; консультационная и методическая помощь кафедр, администрации факультета, вуза; функционирование студенческих организаций, клубов, самоуправления в вузе и т. д. Общая цель всех направлений и форм работы в данной области - создать или помочь организовать конкретные ситуации, образовательное, воспитательное, аксиологическое пространство в целом, которые учитывали бы потенциал, особенности профессионально-ценностной установки студентов, их актуальные интересы и потребности.

Непосредственная деятельность сопровождающего заключается в персонификации воспитательной работы со студентами; организации профессионально ориентированных встреч, мероприятий; создании специальной воспитательной среды; в консультировании по актуальным профессионально значимым вопросам; вызове у студентов заинтересованного, ценностного отношения к будущей профессии; приобщении их к профессиональным ценностям; актуализации связи общественной и личностной значимости будущей профессии и т. д. Эффективность такой деятельности во многом,

на наш взгляд, зависит от Личности сопровождающего, ориентированной на создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения, воспитания, развития каждого студента, формирования у него профессионально-ценностной установки в ситуации вузовского взаимодействия.

В роли сопровождающих в образовательном пространстве Белгородского государственного университета (БелГУ) выступают преподаватели, кураторы студенческих групп; научные руководители студентов, руководители кружков, секций, лабораторий; сотрудники научной библиотеки, научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» (педагоги, психологи), «Центра содействия трудоустройству и развития карьеры БелГУ» и т. д. Непосредственную координацию всех субъектов психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов осуществляет куратор студенческой группы, который, реализуя воспитательную деятельность в вузе, решает множество проблем организационного характера. Например, в каких формах закрепить обмен информацией о студенте, как выработать общую стратегию психолого-педагогического сопровождения будущих специалистов в образовательном пространстве вуза и т. д. Куратор взаимодействует с субъектами профессионального становления студентов, внимательно относится к желаниям и потребностям будущего специалиста, фиксирует его достижения и возникающие трудности в электронный дневник куратора, специально созданный в БелГУ для сбора различной профессионально и личностно значимой информации о студенте. Куратор помогает будущему специалисту советом и собственным примером ориентироваться в мире будущей профессии, учит чутко относиться к себе и окружающим. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути, ориентиры, ценности, а лишь при необходимости помогает студенту определиться со своим профессионально-ценностным миром, скорректировать его, наполнить новыми смыслами [3]. Именно в таком сопровождении процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза видится нам ценностный смысл влияния. Личности сопровождающего на установку будущего специалиста. Причем, осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста можно осуществить, как индивидуально, так и при работе со студенческой группой. Это подтверждается исследованиями и в области теории установки К. Ховланда, Р. Ф. Вейса, которые показали, что коммуникатор, тьютор, куратор, обладающий доверием, имеет большие возможности влиять на установку аудитории, а, следовательно, и формировать ее.

Формирование профессионально-ценностной установки будущего специалиста- это сложный, динамичный процесс, реализация которого требует прохождения нескольких этапов: организационно-прогностического; процессуально-стимулирующего; интеграционно-корректирующего. Деятель-

ность сопровождающего по формированию профессионально-ценностной установки будущего специалиста предполагает всемерное культивирование диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования с профессиональной направленностью [4].

Основной задачей сопровождающего при реализации этапов технологии является доведение большинства студентов до уровня релевантной или, по крайней мере, перспективной профессионально-ценностной установки, в результате чего установка будущих специалистов достигает профес-сионально-ценностного уровня. Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, объективные действия сопровождающего, субъективные действия студентов, «встречу» ценностных устремлений, результат взаимодействия.

Детально рассмотрим деятельность сопровождающего и студентов в соответствии с перечисленными этапами.

Первый, организационно-прогностический, этап мы связываем с прогнозированием установок будущего специалиста: с определением цели формирования профессионально-ценностной установки, диагностикой состояния ее сформированное™, планированием последующих этапов формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов, выбором критериев, на основе которых можно оценить уровень достижения цели; с обеспечением «мягкой» адаптации к обучению в вузе, к будущей профессии; установлением доверительных отношений между сопровождающим и студентами; с актуализацией их мировоззренческих установок и т. д.

Деятельность сопровождающего на данном этапе технологии предполагает необходимость глубокого психолого-педагогического изучения и составления профиля-траектории развития будущего специалиста. Изучение первокурсников проводится по следующим показателям: состояние здоровья, характер опыта довузовской общественной деятельности, уровень общеобразовательной подготовки, характер интересов, увлечений, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, склонность к исследованиям, направленность, черты характера и личностные качества студента, возможность формирования у него профессионально-ценностной установки и т. д. Студенты же, соответственно, отвечают на вопросы специально разработанных анкет, приступают к заполнению личных дневников - портфолио, отражающих индивидуальную траекторию становления профессионально-ценностной установки будущего специалиста от курса к курсу.

Задача сопровождающего на организационно-прогностическом этапе технологии увидеть положительное, что есть в личности будущего специалиста, помочь студенту устранить те или иные профессионально ориентированные проблемы, сформировать у него навыки самостоятельного выхода из трудных ситуаций, содействовать самоутверждению студентов, предлагая для этого условия развития дарований и способностей.

На данном этапе сопровождающий организует тренинговые упражнения, имитационные игры, групповую познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, рефлексивные методики, направленные на становление консолидации между сопровождающим и студентами, а также сопутствующие адаптации студентов к профессии. При этом проводятся встречи с профессорско-преподавательским составом, вечер «Посвящение в будущие специалисты» и т. д.

Результатом взаимодействия сопровождающего со студентами на первом этапе технологии является актуализация личностных ценностей каждого студента, адаптация студентов к обучению в вузе и к будущей профессии, достижение ими в своем развитии уровня амбивалентной и ситуативной установки, а также переход с инфантильного и импульсивно-практического уровня сформированное™ профессионально-ценностной установки на следующий - профессионально-теоретический уровень.

На основе обретения студентами эмоционального благополучия во взаимодействии с сопровождающим и другими студентами, актуализации личностных ценностей и осознания собственной субъектности происходит формирование профессионально-ценностной установки на втором - процессу ально-стимулирующем этапе технологии. Главной целью данного этапа является передача студентам информации о профессионализме, то есть наполнение когнитивного компонента профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Анализ субъектом нового содержания о сущности профессионализма с последующим преломлением его на практике ведет к совершенствованию, развитию у субъекта ценностных установок и потребности в профессиональной деятельности, рождению, формированию новых, более сложных установок и потребностей, способствуя тем самым совершенствованию личности, ее более полному самоопределению и самореализации. Знание о профессионализме трансформируется в убеждения, ценностные отношения, побуждающие субъекта к активной творческой деятельности.

Реализуя на данном этапе задачу развития интереса к будущей профессии, самосознания, самопринятия студентов, сопровождающий, прежде всего, изучает представления будущих специалистов о профессиональном труде. Приобщая студентов к ценностям будущей профессии, он проводит работу по расширению представлений об особенностях избранной студентами профессии, о профессиональном труде и необходимых для его успешной реализации личностных качествах. В рамках воспитательной деятельности он обсуждает вместе со студентами профессионально значимые литературные произведения, телепередачи, организует просмотры художественных и документальных фильмов профессионально ориентированной тематики ит. д.

На данном этапе сопровождающий становится актуализатором, фасили-татором, организатором, координатором, соучастником и партнером профессионально ориентированной деятельности. Он организует встречи со

специалистами-практиками., обеспечивает освоение студентами способов организации педагогической деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, установками, профессионально значимых качествами. Усилия сопровождающего направлены на раскрытие внутреннего потенциала личности каждого студента, развитие творческих способностей студентов, приобщение их к традициям и ценностям будущей профессии. Успех деятельности сопровождающего по формированию профессионально-ценностной установки будущего специалиста на данном этапе зависит также от качества и уровня взаимодействия участников педагогического процесса, от стимулирования деятельности будущих специалистов, включения их в профессионально-ориентированную творческую, исследовательскую деятельность, от соотношения внешних и внутренних условий.

Особое внимание сопровождающий уделяет формированию конативного компонента профессионально-ценностной установки, т. е. включению студентов в различные виды социально-творческой и профессионально ориентированной деятельности, формирующей профессиональные умения, владения и соответствующие личностные качества. В зависимости от будущей профессии, студенты принимают непосредственное участие в деятельности студенческих пресс-центров, подготовке материалов для факультетских газет; систематически работают в составе студенческих отрядов; совершают профессионально значимые экспедиции; организуют работу агитбригад по профориентации старшеклассников на соответствующие специальности; участвуют в работе молодежных центров, участвуют в различных выставках, фестивалях, проектах, конкурсах, в том числе и исследовательских; организуют кружковую работу и концертно-развлекательные программы в школах, детских центрах, приютах, больницах, работают на детских площадках; участвуют в волонтерском движении и т. д. Вся эта профессионально ориентированная деятельность развивает положительное отношение у студентов к будущей профессии, формирует потребности к овладению необходимыми знаниями, умениями, владениями, приобщает к профессиональным ценностям.

Результатом взаимодействия на процессуально-стимулирующем этапе формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста является переход студентов на уровень рациональной и потенциальной установки, а саму установку будущего специалиста с профессионально-теоретического к профессионально-практическому уровню.

Третий этап формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста - интеграционно-корректирующий - включает в себя анализ хода воспитательного процесса, сверку полученных результатов с ранее выбранными критериями, коррекцию процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста, подведение итога и результатов совместной профессионально ориентированной деятельности сопровождающего и студентов.

На данном этапе происходит индивидуальное соотнесение студентов с будущей профессией, децентрация ценностей «для себя» к ценностям

«для Другого», коррекция имеющихся установок на основе представления трудностей и внутренних преград на пути к осуществлению ценностно ориентированной профессиональной деятельности, а также интеграция аффективного, конативного, когнитивного, аксиологического и личностно-рефлексивного компонентов профессионально-ценностной установки будущего студентов. Важнейшей целью куратора на этом этапе является формирование аксиологического компонента установки будущего специалиста, создание в учебно-воспитательной деятельности таких ситуаций, которые способствуют выбору студентами возможностей культуры, микро- и макросоциума для саморазвития, самореализации, самовыражения.

Основные усилия сопровождающего на данном этапе технологии направлены на отработку и развитие у студентов способов творческой деятельности в решении профессиональных задач, проблемных ситуаций, применение освоенных способов деятельности в изменившихся условиях, проведение самоанализа и рефлексии на основе собственных ценностных ориентаций, опыта, взглядов, убеждений, установок, а также на оказание помощи каждому студенту в реализации индивидуального стиля профессиональной ориентированной деятельности на основе систематизированных личностно-профессиональных ценностей.

На протяжении всех этапов соответствующей работы студенты вместе с сопровождающим участвуют в различного рода конференциях, выполняют исследовательские проекты, публикуют результаты научно-исследовательской работы в различного рода изданиях; участвуют в «Конкурсах профессионального мастерства», в акциях милосердия: помогают детским домам, Дому малютки, Участвуют в Днях Донора и т. д. В рамках тематических кураторских часов, факультетских мероприятий, индивидуальных и коллективных консультаций сопровождающие регулярно организуют:

- аналитические обзоры статей из журналов по специальности, подготовленные студентами группы. Особенное значение имеют тематические обзоры литературы о профессиональной культуре, мастерстве, так как они знакомят студентов не только с содержанием конкретных статей, с определенным опытом лучших работников в определенной области, их творческими поисками, но и формируют у студентов интерес к предстоящей профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самосовершенствовании;

- встречи с заслуженными работниками в какой-либо области (с учетом специфики факультета, направления подготовки). Они должны быть посвящены рассмотрению традиций, особенностей и ценностей выбранной студентами профессии;

- встречи с профессорско-преподавательским составом кафедр, факультетов, во время которых студенты узнают об университете, его традициях, успехах в подготовке кадров, научных исследованиях, которые ведутся учеными университета и др.;

- встречи с бывшими выпускниками, со студентами старших курсов, в ходе которых они делятся своим опытом организации самостоятельной работы, методами самовоспитания в плане профессионального становления личности. Советы старшекурсников и бывших выпускников ориентируют на активное участие в социально значимой деятельности, в научных исследовательских кружках, художественной самодеятельности, которые позволяют приобщить студентов к профессиональным ценностям;

- встречи с писателями, поэтами, артистами, художниками и другими представителями творческой интеллигенции, имеющими отношение к будущей профессии студентов. Такие встречи дают студентам представление о социальной важности избранной ими профессии, ответственности за свой профессиональный выбор;

- вечера, посвященные выдающимся людям какой-либо профессии. Такие вечера обогащают студентов новыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся представителей той или иной профессии в прошлом и настоящем, приобщают к ценностям будущей профессии;

- индивидуальные и коллективные беседы на профессионально-этичес-кие темы, которые должны подбираться с учетом пожеланий студентов и в воспитательных целях, например, «Твоя будущая профессия», «Правовое положение молодого специалиста: обязанности, права, льготы» и т. п.

- научно-практические конференции профессиональной тематики. Подобные конференции целесообразно начинать готовить до начала производственной практики студентов, а проводить - после нее. Это позволит студентам сделать их выступления более содержательными, использовать в них конкретный материал из собственного, хотя и небольшого, профессионального опыта;

- диспуты, деловые игры, решение профессиональных задач, обсуждение художественных произведений по профессионально значимым темам и др. Большой интерес вызывают у студентов дискуссии на темы: «Что важнее в профессиональном мастерстве: талант или опыт?», «Профессиональные способности и склонности. Это «дар природы» или продукт целенаправленного творческого труда?», «Каков он, современный специалист?» и др.;

- студенческие экспедиции с целью изучения отдельных вопросов организации профессионального труда в регионе;

- просмотр и. обсуждение документальных и художественных фильмов, посвященных будущей профессии и т. д.

Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза способствует профессиональному становлению, самораскрытию будущих специалистов, осмыслению их личностных и профессиональных ценностей, развитию креативности, инициативности, самостоятельности суждений, обеспечению единства общекультурных и профессиональных компетентностей у будущих специалистов, успешному вхождению их в мир будущей профессии.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 73.

2. Ерошенкова, Е. И. К вопросу о критериях и показателях сформированное™ профессионально-ценностной установки будущего специалиста [Текст] / Е. И. Ерошенкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 89-97.

3. Исаев, И. Ф. Куратору студенческой группы: от теории к практике: учебное пособие [Текст] / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 350 с.

4. Исаев, И. Ф. Моделирование процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в вузе [Текст] / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова //Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.