Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов по специальности экология природопользования и контроль за её эффективностью'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов по специальности экология природопользования и контроль за её эффективностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) / СТУДЕНТЫ ЭКОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING (PAPT) / STUDENTS / PROFESSIONAL ACTIVITY / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова С.В.

В статье рассматривается роль профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов направления экология природопользования. Определены задачи и формы данной подготовки. Возможность физической подготовки студента вне учебного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN ECOLOGY AND NATURAL RESOURCE MANAGEMENT TASKS, FORMS, MEANS AND CONTROL OVER ITS EFFECTIVENESS

The article deals with the role of professional and applied physical training (PAPT) of students. The tasks and forms of this training are defined. Possibility of physical training of the student in extracurricular time.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов по специальности экология природопользования и контроль за её эффективностью»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И

КОНТРОЛЬ ЗА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

С.В. Кочетова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n368

Аннотация. В статье рассматривается роль профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов направления экология природопользования. Определены задачи и формы данной подготовки. Возможность физической подготовки студента вне учебного времени.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), студенты экологи, профессиональная деятельность, спорт.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. ППФП используется для поддержания и повышения профессиональной деятельности человека.

Задачами ППФП является направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств студента, которые требуются в их дальнейшей специализации. Выработка устойчивости организма в своей специализации, формирование двигательных умений и навыков. Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим появляется потребность в необходимости профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов экологов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной. К определяющим факторам ППФП относят основные и дополнительные. В основных факторах выделяют несколько пунктов, таких как: условия и характер труда; режим труда и отдыха; особенности динамики работоспособности студентов в период их обучения. К дополнительным факторам можно отнести: индивидуальные особенности студентов, а также географические и климатиче-

ские условия региона. Для реализации ППФП студентов специальности экологии природопользования, подбор средств ППФП (далее - средства) должен производиться с учетом специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства составляют: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Для поддержания физической подготовки студента, вне учебного времени используют следующие средства, такие как: утренняя гигиеническая гимнастика; физические упражнения в течение учебного дня; самостоятельные тренировочные занятия; тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность с элементами ППФП и другие. К вспомогательным средствам относят различные тренажеры, технические приспособления, которым могут показывать какие-либо условия и характер труда, которые в последствии приводят к эффективности ППФП. Прикладную направленность видов спорта необходимо систематизировать. Во всех видах спорта выделяются требования к выполнению. Одни виды спорта направлены на развитие точности и техники выполнения движений, другие - на регулирование пространственных или силовых параметров исполнения. Психическая деятельность проис-

ходит в разных направлениях: функции внимания; требования регулирования параметров движения, требования, связанные с предвидением действий соперника; требования максимального напряжения.

По видам труда принято выделять 4 группы. Данные группы необходимы для определения тяжести труда на основании некоторых физиологических показателей: микроклимат бытового типа (работа в помещениях); работа на открытом воздухе; небольшие замкнутые пространства, кабины; необычные условия труда. Большую часть своей работы экологи выполняют на улице (природе). Находясь в таких условиях, экологи проводят свои наблюдения, опросы, с помощью приборов и других методов. Студенты экологи делают анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных. Изучает влияние окружающей среды и продуктов питания на здоровье людей, их генетический аппарат. И в связи с этим, экологи относятся к группе «работа на открытом воздухе». Но не вся работа выполняется на улице. Так как, не все методы исследования, а также ведение какой-либо документации возможны на улице. Поэтому студенты специальности экология природопользования, не мало времени проводят в кабинетах и лабораториях. В связи с этим, их можно отнести к группе «Работа в помещениях».

Так как студенты экологи в будущей профессиональной деятельности, не всегда находятся в лабораториях, а чаще, например, в полях, она могут сталкиваться с какими-либо трудностями. Например, с местоположением изучаемого объекта, до которого необходимо добраться, его высотность и т.д. В связи с этим, у студентов экологов во время занятий ППФП у студентов могут развиваться сердечнососудистые, дыхательные системы, внимание, координация и движение рук, гибкость, позволяющие легко справлять с проблемой.

Студенту и специалисту в сфере экологии необходимо делать множество расчетов глобального характера. На каждого специалиста в экологии в группе таких же работников будет возложена большая ответственность на выполнение закреплен-

ной за ними работы. По выполнению их работы будет показан результат анализов, систематики и заключение описанного. Направление Экология природопользование является научно-исследовательским. А значит, студент эколог должен уметь пользоваться числами и формулами, а также, выводить новые способы расчетов, анализа, и других методов исследования и защите окружающей среды.

Для экологов важны такие физические качества, такие как: выносливость, умение ориентироваться на местности, правильное распределение энергии, двигательные навыки. Для этого необходима: ходьба, ходьба на лыжах, велосипеде.

Необходима выносливость в режиме работы разных мышечных групп, умение использовать средства труда, готовность организма воспринимать неблагоприятные метеорологические воздействия. Для анализа образцов в лабораторных условиях необходимо точное выполнение движений кистью руки.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, специалистам экологам, необходимо обладать рядом физических качеств. Экологам необходимо умение выполнять небольшие по величине силовые упражнения при пользовании различных ручными и ножными орудиями труда. Например, лопата, грабли. При работе с персональным компьютером, дисплейной техникой и т.д. некоторая работа экологов, часто связана с гиподинамией, то есть с длительным пребыванием в неудобной позе, например, стоя. В связи с этим, студентам экологам необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время работы.

Некоторая профессиональная деятельность экологов содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

Занимаясь профессионально - прикладной физической подготовкой, необходимо вести контроль ее эффективности, как

преподавателю, так и студенту. Для преподавателя контролем эффективности выполненных работ является сдача нормативов студентами. Методом сравнения результатов студентов и средних показателей по какому-либо направлению в данной дисциплине. Здесь контролируется выполнение запланированной спортивной подготовки студентов на каждом ее этапе.

Принято выделять 3 вида контроля:

1. Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года.

2. Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые явля-

ются следствием нагрузок серии занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

3. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний -срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе занятий или соревнований.

В учебном процессе студентов используют этапный и текущий контроль, так как обычно они соотносятся с семестром или учебным годом в учебном заведении.

Контроль зависит от особенностей физических упражнений, количества занимающихся, наличия возможностей и условий.

Библиографический список

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 543 с.

2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2008. -372 с.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema8/p7_1.htm

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN ECOLOGY AND NATURAL RESOURCE MANAGEMENT TASKS, FORMS, MEANS AND CONTROL OVER ITS EFFECTIVENESS

S.V. Kochetova, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. The article deals with the role ofprofessional and applied physical training (PAPT) of students. The tasks and forms of this training are defined. Possibility of physical training of the student in extracurricular time.

Keywords: professionally applied physical training (PAPT), students, professional activity, sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.