Научная статья на тему 'Профессионально педагогический интерес у студентов логопедических факультетов, и его влияние на будущую специальность'

Профессионально педагогический интерес у студентов логопедических факультетов, и его влияние на будущую специальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРЕС / ЛОГОПЕДИЯ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИЯ / TRANSLATOR / EDUCATION / INTEREST / SPEECH THERAPY PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакунова Ирина Владимировна, Нечаева Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается проблема выбора будущей специальности абитуриентами. Вопросы, связанные с обучением на факультетах коррекционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational pedagogical interest among students of the speech faculties, and its impact on the future speciality

The article considers the problem of choice of the future profession students. Issues related to training at the departments of correctional education.

Текст научной работы на тему «Профессионально педагогический интерес у студентов логопедических факультетов, и его влияние на будущую специальность»

Секция 7. Педагогика

Section 7. Pedagogy Секция 7. Педагогика

Bakunova Irina Vladimirovna, Nechaeva Ekaterina Sergeevna, North-Caucasus Federal University E-mail: ekaterina-nechaeva@bk.ru

Vocational pedagogical interest among students of the speech faculties, and its impact on the future speciality

Abstract: The article considers the problem of choice of the future profession students. Issues related to training at the departments of correctional education.

Keywords: translator, education, interest, speech therapy profession.

Бакунова Ирина Владимировна, Нечаева Екатерина Сергеевна, Северо-Кавказский Федеральный Университет E-mail: ekaterina-nechaeva@bk.ru

Профессионально — педагогический интерес у студентов логопедических факультетов, и его влияние на будущую специальность

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора будущей специальности абитуриентами. Вопросы, связанные с обучением на факультетах коррекционного образования.

Ключевые слова: студент, образование, интерес, логопедия, профессия.

На сегодняшний день в нашей стране много говорят о высшем образовании. И как основную задачу выдвигают значительное улучшение работы высших учебных заведений, повышение уровня подготовки специалистов с учетом современных достижений в науке, культуре и техники.

Качество подготовки молодого специалиста напрямую зависит от уровня совершенства образовательного процесса. Однако немаловажное значение имеет и то, насколько данная профессия « по душе».

57

Section 7. Pedagogy

Как и 30 лет назад, профессия логопеда мало известна широкому кругу лиц. Сейчас у молодого поколения на слуху такие профессии как юрист, экономист, бухгалтер. О таких специальностях, как олигофренопедагог, сурдопедагог или логопед некоторые впервые узнают в приемной комиссии учебного заведения.

В последнее время больше 60 % учащихся на логопедическом факультете поступили на данную специальность случайно, узнав о ней из справочников для поступающих в вуз. Около 30 % выбрали себе профессию вполне осознанно. И только 2-3 % учась в средней школе, уже знали своё будущее призвание.

Профессия логопеда совмещает в себе две незаменимые в наше время специальности. Это жизненоважный труд медика, и высокоинтеллектуальный труд педагога. Именно желание «давать жизнь и знание» является ещё одним фактором, из -за которого юный абитуриент выбирает данную специальность. По опросам большая половина студентов ещё в школе задумывалась о профессии педагога, остальная же часть думала насчет поступления в медицинские учреждения. И именно сплетение двух наук как медицина и педагогика, повлияло на выбор данной специальности.

Таким образом специальность логопедия выбирают студенты, чувствуя призвание не к самой логопедии, а близким к ней специальностям. А это и делает особо актуальной и значимой проблему воспитания у студентов профессионального интереса.

Подавляющее большинство выпускников считают профессию логопеда интересной, их привлекает её гуманность, возможность творческого подхода к работе. Но есть и те, кого смущает некий примитивизм содержания обучения в специальных — коррекционных школах, постоянные трудности, иной раз кажущиеся непреодолимыми.

Подобные факты волнуют и профессоров и преподавателей факультетов. Они постоянно ищут новые, более эффективные пути активизации обучения студентов и воспитания у них профессиональных интересов, циклично совершенствуются читаемые курсы лекций. Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, а так же систему коррекционного воздействия.

Логопедия постоянно обогащается передовым педагогическим опытом, широко использует достижения смежных наук — психологии, физиологии, медицины, языкознания и других, что делает её особенно интересной. А профессию логопеда — творческой. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое знание, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психологической деятельности человека.

58

Секция 7. Педагогика

Учебная деятельность на факультетах коррекционного образования насыщенна уже с первых дней. Так на первом курсе будущий логопед изучает специальные предметы медицинского цикла: анатомию, физиологию и патофизиалогию органов слуха и речи. В этот же год он знакомится и с педагогическими науками, такими как педагогика, психология, а так же специальная психология. Студент знакомится с системой специальных детских медицинских и педагогических учреждений различных типов, посещает их с целью наблюдения за особенностями психики аномальных детей, знакомится с методами психологического воздействия на них.

Курсы лекций по специальным историческим дисциплинам — истории психологии и других, воспитывают у слушателей интерес к прошлому психологии, дефектологии и логопедии, к их традициям.

На третьем курсе студент пишет первую в жизни курсовую работу. Методисты стремятся воспитать у будущих специалистов интерес к самой практике обучения, к методической стороне преподавания, постоянно подчеркивая, что в работе с аномальными детьми нет мелочей. Методист рекомендует те темы для курсовых работ, которые имеют практическое значение, предполагают проведение исследований. Изготовление наглядных пособий, создание учебных фильмов, — все это будит творческую мысль будущего специалиста.

Особенно ответственный период в обучении — педагогическая практика. Она сопровождает студента с 1 по 5 курсы. Во время практики студент получает серьёзную возможность проверить свою подготовленность к работе в образовательных учреждениях. Содержание практики достаточно разнообразно. Если на первом курсе она носит исключительно наглядный характер, и проходит в дошкольных учреждениях. То практика третьего курса открывает уже двери специальных школ. Педагогическая практика в полной мере помогает понять «по душе» ли данная профессия. Во многих случаях после педагогической практики студенты, которые с холодом относились к профессии логопеда, начинают чувствовать к ней сильный и ярко выраженный интерес.

Отзывы студентки о педагогической практики: «Считаю, что практика дала мне очень много. Я осознала всю пользу и важность моей будущей специальности. Практика вплотную познакомила меня с моим будущим делом, и привила к нему любовь».

Несомненно практика рождает любовь и привязанность к детям, с которыми в дальнейшем предстоит работать. Практика рождает любовь к самой профессии. И практика оставляет яркое впечатление от встреч с родителями воспитанников, которые выражают благодарность тем, кто прививает их детям знания и любовь к труду.

В воспитании интереса к данной профессии является и информация о возможности дальнейшего трудоустройства молодого специалиста. Сегодня нарушение

59

Section 7. Pedagogy

речи является одной из наиболее часто встречаемых форм патологии. У более чем 30 % детей раннего возраста обнаруживаются речевые растройства различной степени, среди дошкольников процент достигает цифры в 20-25 %, а у школьников -10 лет — от 10 % до 15 %.

Исследования Т. Б. Филичевой свидетельствуют о том, что число дошкольников с недоразвитием речи составляет 40-50 % Она исследовала 5 128 дошкольников, из которых 948 имели общее недоразвитие речи, 1794 — фонетико - фонематическое недоразвитие речи и другие речевые патологии.

Все это в целом свидетельствует о тенденции к росту речевой патологии. Данное явление отмечается не только у детского населения, но и у взрослых. Заболеваемость инсультом составляет 2-3 случая на 1000. Так в результате перенесения инсульта, а так же черепно мозговых травм отмечается резкое увеличение афазий. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия молодеет, она все чаще затрагивает работоспособное население. Постинсультная инвалидизация занимает первое место, к труду возвращается только 20 % населения.

Нарушение голоса разного генеза, по данным различных авторов, имеет распространённость от 1 % до 49 % у детей, и от 2 % до 45 % у взрослых.

Следовательно можно сделать вывод, что населению требуется специализированная логопедическая помощь, и специалисты её оказывающие.Если же говорить о регионах России, то здесь отмечается ещё более значительный рост речевой патологии, при незначительном количестве дефектологов. А следовательно логопед ещё долгие годы будет обеспечен работой.

Особенно важна работа логопеда по выявлению причин речевых нарушений. А так же разработки наиболее эффективных методов предупреждения, диагностики и коррекции голосовых нарушений у детей, подростков и взрослых.

В воспитании интереса к логопедии как к науке большая роль принадлежит кафедрам. Студенты старших курсов приглашаются на заседания ученых советов, где они присутствуют при обсуждении различных научных проблем. Вся работа кафедр и факультетов коррекционного образования направлена на то, чтобы дать студентам необходимые знания и навыки, а главное воспитать любовь к профессии логопеда.

Однако выбор всегда за нами, за студентами. Станем ли мы после обучения представителями специального коррекционного образования или нет, зависит исключительно от нашего желания. Стоит отметить что в последние годы лишь немногие из выпускников уходят в другую сферу деятельности. Чаще всего это зависит от объективных причин. Но к сожалению бывают и такие случаи, когда молодой логопед, проработав год или два по профессии,

60

Секция 7. Педагогика

покидает её в силу своих характерологических особенностей или отсутствия интереса.

Н. К. Крупская писала о важности правильного выбора профессии: « Надо, чтобы человек черпал в труде радость, а не чувствовал к нему отвращение. Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, — тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Исходя из этого можно ещё раз подтвердить всенародную фразу: «Учитель — это призвание!». И быть учителем, быть учителем коррекционного образования, быть логопедом — это дело всей жизни, дело «души».

Список литературы:

1. Логопедия: учебник для студ.дефектолог. фак.пед.высш.учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп.-М. Гуманитар.изд. центр. ВЛА-ДОС, 2008. - 703 с.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.,1982.

3. Основы теории и практики логопеда//Под ред, Р. Е. Левиной. М., 1968.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М. 1977. Раздел V Некоторые вопросы методологии психологического исследования.

Balaieva Kateryna Sergeevna, Vasyl Stefanyk PreCarpathian National University, Postgraduate student, the Institute of Pedagogy E-mail: bkatia@mail.ru

Background introduction of innovative technologies in the content of traditional preschool education

Abstract: This article examines the historical and social changes that have contributed to the birth of a new pedagogical value. Analyzes prerequisites introduction of innovative technologies in the content of the traditional pre-school education for the purpose of constructing a model of the next training tutor.

Keywords: dynamic social processes, the nature of social interactions and relationships education actors, children of the era of change, types and forms of preschool, divergent complex programs.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.