Секция 7. Педагогика
Section 7. Pedagogy Секция 7. Педагогика
Bakunova Irina Vladimirovna, Nechaeva Ekaterina Sergeevna, North-Caucasus Federal University E-mail: ekaterina-nechaeva@bk.ru
Vocational pedagogical interest among students of the speech faculties, and its impact on the future speciality
Abstract: The article considers the problem of choice of the future profession students. Issues related to training at the departments of correctional education.
Keywords: translator, education, interest, speech therapy profession.
Бакунова Ирина Владимировна, Нечаева Екатерина Сергеевна, Северо-Кавказский Федеральный Университет E-mail: ekaterina-nechaeva@bk.ru
Профессионально — педагогический интерес у студентов логопедических факультетов, и его влияние на будущую специальность
Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора будущей специальности абитуриентами. Вопросы, связанные с обучением на факультетах коррекционного образования.
Ключевые слова: студент, образование, интерес, логопедия, профессия.
На сегодняшний день в нашей стране много говорят о высшем образовании. И как основную задачу выдвигают значительное улучшение работы высших учебных заведений, повышение уровня подготовки специалистов с учетом современных достижений в науке, культуре и техники.
Качество подготовки молодого специалиста напрямую зависит от уровня совершенства образовательного процесса. Однако немаловажное значение имеет и то, насколько данная профессия « по душе».
57
Section 7. Pedagogy
Как и 30 лет назад, профессия логопеда мало известна широкому кругу лиц. Сейчас у молодого поколения на слуху такие профессии как юрист, экономист, бухгалтер. О таких специальностях, как олигофренопедагог, сурдопедагог или логопед некоторые впервые узнают в приемной комиссии учебного заведения.
В последнее время больше 60 % учащихся на логопедическом факультете поступили на данную специальность случайно, узнав о ней из справочников для поступающих в вуз. Около 30 % выбрали себе профессию вполне осознанно. И только 2-3 % учась в средней школе, уже знали своё будущее призвание.
Профессия логопеда совмещает в себе две незаменимые в наше время специальности. Это жизненоважный труд медика, и высокоинтеллектуальный труд педагога. Именно желание «давать жизнь и знание» является ещё одним фактором, из -за которого юный абитуриент выбирает данную специальность. По опросам большая половина студентов ещё в школе задумывалась о профессии педагога, остальная же часть думала насчет поступления в медицинские учреждения. И именно сплетение двух наук как медицина и педагогика, повлияло на выбор данной специальности.
Таким образом специальность логопедия выбирают студенты, чувствуя призвание не к самой логопедии, а близким к ней специальностям. А это и делает особо актуальной и значимой проблему воспитания у студентов профессионального интереса.
Подавляющее большинство выпускников считают профессию логопеда интересной, их привлекает её гуманность, возможность творческого подхода к работе. Но есть и те, кого смущает некий примитивизм содержания обучения в специальных — коррекционных школах, постоянные трудности, иной раз кажущиеся непреодолимыми.
Подобные факты волнуют и профессоров и преподавателей факультетов. Они постоянно ищут новые, более эффективные пути активизации обучения студентов и воспитания у них профессиональных интересов, циклично совершенствуются читаемые курсы лекций. Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, а так же систему коррекционного воздействия.
Логопедия постоянно обогащается передовым педагогическим опытом, широко использует достижения смежных наук — психологии, физиологии, медицины, языкознания и других, что делает её особенно интересной. А профессию логопеда — творческой. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое знание, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психологической деятельности человека.
58
Секция 7. Педагогика
Учебная деятельность на факультетах коррекционного образования насыщенна уже с первых дней. Так на первом курсе будущий логопед изучает специальные предметы медицинского цикла: анатомию, физиологию и патофизиалогию органов слуха и речи. В этот же год он знакомится и с педагогическими науками, такими как педагогика, психология, а так же специальная психология. Студент знакомится с системой специальных детских медицинских и педагогических учреждений различных типов, посещает их с целью наблюдения за особенностями психики аномальных детей, знакомится с методами психологического воздействия на них.
Курсы лекций по специальным историческим дисциплинам — истории психологии и других, воспитывают у слушателей интерес к прошлому психологии, дефектологии и логопедии, к их традициям.
На третьем курсе студент пишет первую в жизни курсовую работу. Методисты стремятся воспитать у будущих специалистов интерес к самой практике обучения, к методической стороне преподавания, постоянно подчеркивая, что в работе с аномальными детьми нет мелочей. Методист рекомендует те темы для курсовых работ, которые имеют практическое значение, предполагают проведение исследований. Изготовление наглядных пособий, создание учебных фильмов, — все это будит творческую мысль будущего специалиста.
Особенно ответственный период в обучении — педагогическая практика. Она сопровождает студента с 1 по 5 курсы. Во время практики студент получает серьёзную возможность проверить свою подготовленность к работе в образовательных учреждениях. Содержание практики достаточно разнообразно. Если на первом курсе она носит исключительно наглядный характер, и проходит в дошкольных учреждениях. То практика третьего курса открывает уже двери специальных школ. Педагогическая практика в полной мере помогает понять «по душе» ли данная профессия. Во многих случаях после педагогической практики студенты, которые с холодом относились к профессии логопеда, начинают чувствовать к ней сильный и ярко выраженный интерес.
Отзывы студентки о педагогической практики: «Считаю, что практика дала мне очень много. Я осознала всю пользу и важность моей будущей специальности. Практика вплотную познакомила меня с моим будущим делом, и привила к нему любовь».
Несомненно практика рождает любовь и привязанность к детям, с которыми в дальнейшем предстоит работать. Практика рождает любовь к самой профессии. И практика оставляет яркое впечатление от встреч с родителями воспитанников, которые выражают благодарность тем, кто прививает их детям знания и любовь к труду.
В воспитании интереса к данной профессии является и информация о возможности дальнейшего трудоустройства молодого специалиста. Сегодня нарушение
59
Section 7. Pedagogy
речи является одной из наиболее часто встречаемых форм патологии. У более чем 30 % детей раннего возраста обнаруживаются речевые растройства различной степени, среди дошкольников процент достигает цифры в 20-25 %, а у школьников -10 лет — от 10 % до 15 %.
Исследования Т. Б. Филичевой свидетельствуют о том, что число дошкольников с недоразвитием речи составляет 40-50 % Она исследовала 5 128 дошкольников, из которых 948 имели общее недоразвитие речи, 1794 — фонетико - фонематическое недоразвитие речи и другие речевые патологии.
Все это в целом свидетельствует о тенденции к росту речевой патологии. Данное явление отмечается не только у детского населения, но и у взрослых. Заболеваемость инсультом составляет 2-3 случая на 1000. Так в результате перенесения инсульта, а так же черепно мозговых травм отмечается резкое увеличение афазий. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия молодеет, она все чаще затрагивает работоспособное население. Постинсультная инвалидизация занимает первое место, к труду возвращается только 20 % населения.
Нарушение голоса разного генеза, по данным различных авторов, имеет распространённость от 1 % до 49 % у детей, и от 2 % до 45 % у взрослых.
Следовательно можно сделать вывод, что населению требуется специализированная логопедическая помощь, и специалисты её оказывающие.Если же говорить о регионах России, то здесь отмечается ещё более значительный рост речевой патологии, при незначительном количестве дефектологов. А следовательно логопед ещё долгие годы будет обеспечен работой.
Особенно важна работа логопеда по выявлению причин речевых нарушений. А так же разработки наиболее эффективных методов предупреждения, диагностики и коррекции голосовых нарушений у детей, подростков и взрослых.
В воспитании интереса к логопедии как к науке большая роль принадлежит кафедрам. Студенты старших курсов приглашаются на заседания ученых советов, где они присутствуют при обсуждении различных научных проблем. Вся работа кафедр и факультетов коррекционного образования направлена на то, чтобы дать студентам необходимые знания и навыки, а главное воспитать любовь к профессии логопеда.
Однако выбор всегда за нами, за студентами. Станем ли мы после обучения представителями специального коррекционного образования или нет, зависит исключительно от нашего желания. Стоит отметить что в последние годы лишь немногие из выпускников уходят в другую сферу деятельности. Чаще всего это зависит от объективных причин. Но к сожалению бывают и такие случаи, когда молодой логопед, проработав год или два по профессии,
60
Секция 7. Педагогика
покидает её в силу своих характерологических особенностей или отсутствия интереса.
Н. К. Крупская писала о важности правильного выбора профессии: « Надо, чтобы человек черпал в труде радость, а не чувствовал к нему отвращение. Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, — тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».
Исходя из этого можно ещё раз подтвердить всенародную фразу: «Учитель — это призвание!». И быть учителем, быть учителем коррекционного образования, быть логопедом — это дело всей жизни, дело «души».
Список литературы:
1. Логопедия: учебник для студ.дефектолог. фак.пед.высш.учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп.-М. Гуманитар.изд. центр. ВЛА-ДОС, 2008. - 703 с.
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.,1982.
3. Основы теории и практики логопеда//Под ред, Р. Е. Левиной. М., 1968.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М. 1977. Раздел V Некоторые вопросы методологии психологического исследования.
Balaieva Kateryna Sergeevna, Vasyl Stefanyk PreCarpathian National University, Postgraduate student, the Institute of Pedagogy E-mail: bkatia@mail.ru
Background introduction of innovative technologies in the content of traditional preschool education
Abstract: This article examines the historical and social changes that have contributed to the birth of a new pedagogical value. Analyzes prerequisites introduction of innovative technologies in the content of the traditional pre-school education for the purpose of constructing a model of the next training tutor.
Keywords: dynamic social processes, the nature of social interactions and relationships education actors, children of the era of change, types and forms of preschool, divergent complex programs.
61