Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аттестация в сфере бизнеса: современное состояние нормативного регулирования и концепция модернизации'

Профессионально-общественная аттестация в сфере бизнеса: современное состояние нормативного регулирования и концепция модернизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / БИЗНЕС / BUSINESS / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / МОДЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ / PERFORMANCE EVALUATION MODEL / КОНЦЕПЦИЯ АТТЕСТАЦИИ / PERFORMANCE EVALUATION CONCEPT / АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / PROFESSIONAL AND SOCIAL PERFORMANCE EVALUATION / LEGAL REGULATION / PROFESSIONAL SOCIAL COUNCILS / PERFORMANCE EVALUATION OF EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панокин Александр Михайлович

В статье рассматриваются вопросы современного нормативного регулирования профессионально-общественной аттестации в сфере бизнеса. Анализируется деятельность саморегулируемых организаций по профессиональному обучению и аттестации работников членов таких организаций. Предлагается концепция создания системы профессиональных степеней в сфере бизнеса, что послужит стимулом карьерного роста работников, позволит значительно сократить коррупционную составляющую. Организациями, уполномоченными осуществлять такую аттестацию, могли бы стать профессионально-общественные советы по присвоению соответствующих степеней в сфере бизнеса, что обеспечит эффективное взаимодействие по линии «высшее учебное заведение организация», станет одним из вариантов частно-государственного партнерства, когда выпускники высших учебных заведений, подготовленные за счет средств бюджета, будут востребованы на рынке труда. Подготовка студентов, магистрантов и научно-исследовательская работа, проводимая высшими учебными заведениями, получит реализацию в деятельности конкретных организаций соответствующих отраслей экономики, что позволит высшим учебным заведениям направлять своих выпускников на работу в организации региона. В то же время негосударственные организации будут информировать высшие учебные заведения о своих потребностях в специалистах различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панокин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and social performance evaluation in business area: the current state of regulation and the concept of modernization

The article is devoted to issues of professional regulation of professional and social performance evaluation in business area. It analyses the activities of self-regulating organizations involved in professional training and performance evaluation of employees of such organizations. There has been suggested the concept of forming the performance evaluation system in business area that will encourage employees for the career growth and will contribute to fight against corruption. Professional and social councils responsible for awarding correspondent grades in business area might play the role of such organizations vested with power to hold such performance evaluation; this will provide efficient interaction in the line «higher educational establishment organization», it will become one of the variants of private-state partnership when graduates of higher educational establishments, educated on budgetary allocations, will be in high demand on a labour market. The training of students, candidates for master’s degree and research work, performed by higher educational establishments, will be implemented in activities of definite organizations of corresponding economic branches that will enable higher educational establishments to employ their graduates in regional organizations. At the same time non-state organizations will inform higher educational establishments of their demands in specialists of various profiles.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аттестация в сфере бизнеса: современное состояние нормативного регулирования и концепция модернизации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

А.М. Панокин*

Профессионально-общественная аттестация в сфере бизнеса: современное состояние нормативного регулирования и концепция модернизации**

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного нормативного регулирования профессионально-общественной аттестации в сфере бизнеса. Анализируется деятельность саморегулируемых организаций по профессиональному обучению и аттестации работников — членов таких организаций. Предлагается концепция создания системы профессиональных степеней в сфере бизнеса, что послужит стимулом карьерного роста работников, позволит значительно сократить коррупционную составляющую. Организациями, уполномоченными осуществлять такую аттестацию, могли бы стать профессионально-общественные советы по присвоению соответствующих степеней в сфере бизнеса, что обеспечит эффективное взаимодействие по линии «высшее учебное заведение — организация», станет одним из вариантов частно-государственного партнерства, когда выпускники высших учебных заведений, подготовленные за счет средств бюджета, будут востребованы на рынке труда. Подготовка студентов, магистрантов и научно-исследовательская работа, проводимая высшими учебными заведениями, получит реализацию в деятельности конкретных организаций соответствующих отраслей экономики, что позволит высшим учебным заведениям направлять своих выпускников на работу в организации региона. В то же время негосударственные организации будут информировать высшие учебные заведения о своих потребностях в специалистах различных специальностей. Ключевые слова: профессионально-общественная аттестация, бизнес, нормативное регулирование, профессионально-общественные советы, модель аттестации, концепция аттестации, аттестация работников, образование, обучение, частно-государственное партнерство.

В настоящее время для ряда работников коммерческих и некоммерческих организаций в рамках действующего нормативного правового регулирования предусмотрена профессиональная аттестация.

ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81).

Для принятия решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей, специалистов и иных работников Министерство труда РФ рекомендует использовать Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других слу-жащих1.

1 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) (ред. от 12.02.2014) // СПС «Консультант Плюс».

© Панокин А.М., 2014

* Панокин Александр Михайлович — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [ampanokin@mail.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

** Данная статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Модель профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса и государственного управления».

Актуальные проблемы административного права

Квалификационные характеристики, содержащиеся в Квалификационном справочнике, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации2.

Таким образом, федеральное законодательство в целом рамочно затрагивает вопросы профессиональной аттестации в организациях, придавая ключевое значение локальному нормативному регулированию. Некоторые федеральные нормативные правовые акты по вопросам профессиональной аттестации носят рекомендательный характер.

Большое значение для профессионально-общественной аттестации имеет деятельность саморегулируемых организаций, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О саморегулируемых организациях».

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральным законом о саморегулируемых организациях и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О саморегулируемых организациях»).

Саморегулирование затронуло лишь часть отраслей экономики. Кроме указанного закона создание саморегулируемых организаций предусмотрено также рядом специализированных нормативных правовых актов в следующих сферах:

1) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (гл. 6.1 ГрК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 05.05.2014));

2) оценочной деятельности (ст. 22 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от

2 Письмо Роструда от 30.04.2008 № 1028-с «Об увольнении работника вследствие недостаточной квалификации» // СПС «Консультант Плюс».

12.03.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);

3) аудиторской деятельности (ст. 17 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»);

4) рекламы (гл. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекламе»);

5) актуарной деятельности (ст. 11 Федерального закона от 02.11.2013 № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации»);

6) медиации (ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);

7) кадастровой деятельности (ст. 34 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости»);

8) сельскохозяйственной кооперации (ст. 33.1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О сельскохозяйственной кооперации»).

К одной из основных функций саморегулируемых организаций отнесена организация профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации (п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О саморегулируемых организациях»).

Субъекты предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), и субъекты профессиональной деятельности определенного вида, являющиеся членами саморегулируемых организаций, наделены возможностью провести независимую профессионально-общественную аттестацию работников своих организаций.

В некоторых нормативно-правовых актах закреплено обязательное участие представителей ряда профессий в саморегулируемых организациях. Для доступа к отдельным профессиям предусмотрена профессионально-общественная аттестация.

Рассмотрим вопрос профессионально-общественной аттестации на примере аудиторов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности», аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Обязательным условием получения квалификационного аттестата аудитора является сдача квалификационного экзамена и наличие стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской

А.М. Панокин

организации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»).

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»).

Порядок создания такой комиссии и проведения квалификационного экзамена определяется Министерством финансов РФ3.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год (ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»).

Вопрос профессионально-общественной аттестации аудиторов успешно решен законодателем.

Во-первых, основы правового регулирования заложены на федеральном уровне законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности», что задает рамки деятельности по профессионально-общественной аттестации. Порядок создания единой аттестационной комиссии и проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора определяется Министерством финансов РФ, что позволяет сделать процедуру получения квалификационного аттестата более прозрачной, с наименьшей коррупционной составляющей.

3 Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 № 51н «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2010 № 18596) // СПС «Консультант Плюс»; приказ Минфина России от 19.03.2013 № 32н (ред. от 20.08.2013) «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 № 28638) // СПС «Консультант Плюс».

Во-вторых, принципы независимости и самофинансирования деятельности единой аттестационной комиссии гарантируют невмешательство со стороны государства, его органов и должностных лиц, а объективность, открытость и прозрачность обеспечивают возможность принятия обоснованного решения о выдаче квалификационного аттестата аудитора либо об отказе в этом.

В-третьих, каждая саморегулируемая организация аудиторов, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, должна быть принята в учредители единой аттестационной комиссии. Участие всех саморегулируемых организаций аудиторов в качестве учредителей комиссии позволяет учитывать их мнение при проведении профессионально-общественной аттестации.

Такая аттестация является подлинно профессиональной, так как в саморегулируемую организацию аудиторов входят аудиторские организации и аудиторы, и общественной, так как представители государственных органов в состав единой аттестационной комиссии не входят.

В-четвертых, учитывая динамично меняющееся российское законодательство, аудитор обязан ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Данное обстоятельство позволяет обеспечивать профессионализм аудиторов на всем протяжении их деятельности.

Деятельность иных саморегулируемых организаций имеет схожее нормативное правовое регулирование.

Создание и деятельность саморегулируемых организаций, созданных исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), либо рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо профессиональной деятельности определенного вида, позволяет производить эффективную профессионально-общественную аттестацию работников организаций, членов саморегулируемых организаций.

Ввиду существенного ограничения сферы деятельности саморегулируемых организаций, представляется необходимой разработка современной модели профессионально-общественной аттестации в сфере бизнеса. Далеко не все коммерческие и некоммерческие юридические лица являются участниками саморегулируемых организаций, не во всех отраслях экономики такие организации созданы. Эти обстоятельства позволяют утверждать о необходимости создания концепции и модели универсальной профессионально-общественной аттестации в сфере бизнеса.

16 апреля 2014 г. в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций, создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональ-

Актуальные проблемы административного права

ным квалификациям4. Одними из основных задач совета являются разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров и координация деятельности органов государственной власти РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в РФ.

Создание модели профессионально-общественной аттестации представляет собой приоритетное направление государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, послужит стимулом карьерного роста работников, позволит значительно сократить коррупционную составляющую.

В основе концепции профессионально-общественной аттестации должна быть возможность получения профессиональной степени в сфере бизнеса, что позволит сократить участие предпринимателей и специалистов в получении ученых степеней. Главным критерием, позволяющим отграничить ученую степень от профессиональной, будет практическое, прикладное значение достижений в определенной сфере, а не научное.

Система профессиональных степеней станет поощрением для управленцев и специалистов в негосударственных организациях.

В сфере бизнеса предлагается сделать двухуровневую систему профессиональных степеней:

1) доктор управления в сфере бизнеса;

2) доктор в профессиональной сфере (например, доктор инженерии, доктор психологии и т.д.).

Основанием для присуждения степени доктора управления в сфере бизнеса будут являться значительные достижения в сфере управления негосударственной организацией и общественное признание таких достижений, а основанием для получения степени доктора в профессиональной сфере — значительные профессиональные достижения в отдельной отрасли экономики, внедрение последних достижений науки в практической деятельности организации. Первую степень смогут получить президенты, генеральные директора, директора и их заместители, менеджеры высшего звена негосударственных компаний, а вторую — главные инженеры, инженеры и иные специалисты высшей квалификации организации любой отрасли экономики.

Организациями, уполномоченными осуществлять такую аттестацию, могли бы стать профессио-

4 Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям») // СПС «Консультант Плюс».

нально-общественные советы по присвоению соответствующих степеней в сфере бизнеса.

Основой формирования профессионально-общественных советов могут стать диссертационные советы, которые созданы в высших учебных заведениях.

В профессионально-общественный совет должны входить:

1) представители профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку по соответствующему направлению;

2) представители отдельных отраслей экономики в субъекте РФ;

3) представители торгово-промышленной палаты субъекта РФ;

4) президенты, генеральные директора, директора и их заместители, а также менеджеры высшего звена негосударственных компаний, имеющие достижения в соответствующей отрасли экономики в своем субъекте РФ.

Создание таких советов позволит обеспечить прочную связь между высшими учебными заведениями и организациями. Подготовка студентов, магистрантов и научно-исследовательская работа, проводимая высшими учебными заведениями, получит реализацию в деятельности конкретных организаций соответствующих отраслей экономики, что позволит высшим учебным заведениям направлять своих выпускников на работу в организации региона. В то же время негосударственные организации будут информировать высшие учебные заведения о своих потребностях в специалистах различных специальностей.

Такая система должна обеспечить эффективное взаимодействие по линии «высшее учебное заведение — организация», станет одним из вариантов частно-государственного партнерства, когда выпускники высших учебных заведений, подготовленные за счет средств бюджета, будут востребованы на рынке труда.

Аналогичная ситуация складывается и в вопросах профессионально-общественной аттестации в сфере государственного управления.

В статье автор исследовал современное состояние нормативного правового регулирования профессионально-общественной аттестации в сфере бизнеса и предложил возможные варианты модернизации такой аттестации.

Сегодня требуется научная разработка современной концепции и модели профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса и государственного управления. Такая концепция должна получить закрепление в «Модельном положении о профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса и государственного управления», которое может быть использовано в законопроектной работе.

Материал поступил в редакцию 4 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.