Научная статья на тему 'Профессионально-нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел, пути ее преодоления'

Профессионально-нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел, пути ее преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7330
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ / ОПЫТ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / SIGNS OF PROFESSIONAL DEFORMATION / BEHAVIOR MANNER / EXPERIENCE AND WORKING CONDITIONS / PROFESSIONAL AND MORAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарнов Максим Александрович, Хабарин Олег Михайлович

Авторами раскрыта динамика механизма профессионально-нравственной деформации, ее степени и признаки, названы категории сотрудников в наибольшей степени подверженные профессиональной нравственной деформации, обозначены меры профилактики и возможные пути ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and moral deformation of the employees of law-enforcement bodies, ways of its overcoming

Authors have opened dynamics of the mechanism of professional and moral deformation, her degrees and signs, categories of employees most subjected to professional moral deformation are called, measures of prevention and possible ways of her overcoming are designated.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел, пути ее преодоления»

УДК 1 ББК 88

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАЗАРНОВ,

старший преподаватель кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

Е-mail:pechkinru@yandex. т; ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ХАБАРИН, старший преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Е-mail: legg1@yandex.ru

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Авторами раскрыта динамика механизма профессионально-нравственной деформации, ее степени и признаки, названы категории сотрудников в наибольшей степени подверженные профессиональной нравственной деформации, обозначены меры профилактики и возможные пути ее преодоления.

Ключевые слова: профессиональная деформация, признаки профессиональной деформации, манера поведения, опыт и условия работы, профессионально-нравственная деформация

Annotation. Authors have opened dynamics of the mechanism of professional and moral deformation, her degrees and signs, categories of employees most subjected to professional moral deformation are called, measures of prevention and possible ways of her overcoming are designated.

Keywords: professional deformation, signs of professional deformation, behavior manner, experience and working conditions, professional and moral deformation.

В научной и специальной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация». Трудности раскрытия ее природы обусловлены многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности. Впервые термин «профессиональная деформация» ввел в научный оборот известный социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Он отмечал, что профессия «штампует манеру поведения и «обличье» человека по своему образу и подобию и чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее» [1]. Рассуждая о деформационной роли профессии,

он пришел к следующим выводам. «Ряд профессий требует для удовлетворительного выполнения определенных психических свойств от своих членов. Человек, не обладающий этими свойствами, не может попасть в такую профессию или попав, «за непригодностью» исключается из нее. Например, человек рассеянный не может быть хорошим казначеем или бухгалтером, человек искренний и откровенный не может быть хорошим дипломатом. Любая профессия, для удовлетворительного ее выполнения, требует соответствующей психической аккомодации (способности к адаптации — прим. авт.) к себе. Так, профессия певца, музыканта требует развития «музыкального слуха» и постановки голоса, профессия художника — остроты восприятия световых и цветовых тонов и форм, профессия

проститутки — подавление естественной репуль-сии (отталкивание — прим. авт.) спариваться с первым встречным, профессия привычного убийцы — способности хладнокровного отношения к мучениям и смерти своих жертв и т.д. Без развития соответствующих свойств люди не могли бы долго оставаться в профессии, тем более удовлетворительно выполнять ее. Известны случаи, когда люди, не нашедшие себя в той или иной профессии, заканчивали жизнь самоубийством. Все остальные, остающиеся подолгу в своей профессии, в итоге, так или иначе, приспособляются к ней, т.е. подвергаются надлежащей психической деформации.

В тех случаях, когда человек имел «наследственное призвание» к профессии, эта аккомодация к ней или деформация совершается легко, без боли, мучений и страданий, когда же человек попадает не в «свою профессиональную тарелку», эта деформация совершается труднее, с большими муками и терзаниями. В большинстве случаев профессиональными преступниками делались вполне нормальные люди. Из биографий многих «героев» преступного мира и мира проституции мы знаем, что первые акты убийства или кражи, или проституции они совершали под влиянием исключительных условий, совершали с отвращением, с муками, угрызениями совести. Но попав в разряд таких профессионалов, принужденные волею судеб продолжать свое дело, чем далее, тем легче они убивали, крали, занимались проституцией, пока не входили окончательно в свою роль и не приспособлялись к ней. Трудно убить человека, трудно решиться на преступление в первый раз; стоит однако повторить этот профессиональный акт десять-двадцать раз, и перед нами будет «профессиональный вор», «проститутка», «палач», вполне приспособившиеся к своей работе. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут «смыты» профессией, а могут даже замениться противоположными. Нормы: «красть — стыдно», «убийство — не дозволено», «проституция - отвратительна» в сознании таких лиц могут замениться обратными, признающими такие акты похвальными или вполне нормальными; репульсия может замениться гордой тенденцией, часто выступающей у таких лиц в своеобразной похвальбе своим мастерством и в актах негодования

по адресу лиц сознательно или бессознательно унижающих данную профессию и способности к ней у данного лица. Дальнейшей формой психической деформации, производимой профессией служит факт гипертрофической оценки важности и значения своей профессии со стороны профессионала. В итоге такой деформации создаются «профессиональные типы»: солдата, матроса, священника, судьи, партийного дельца банкира и т.д. В результате всей такой деформации вырабатывается в ряде профессий «корпоративный дух», выражающийся: в особой профессиональной солидарности, в единстве интересов, в сходстве мировоззрения»[1].

Внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его стиле общения, предпочтениях, поступках, поведении в целом на службе и в быту. Считается, что более всех подвержены профессиональной деформации представители т.н. социономических профессий, т.е. лица постоянно взаимодействующие с людьми.

Слово «деформация» (от лат. deformatю - искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер [2]. Таким образом, профессиональные деформации рассматриваются как деструктивные изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают отрицательные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения сложных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя её к перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества, позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющиеся личностный профиль работника [3].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется повышенной ответственностью, напряженностью, высокими психологическими и физическими перегрузками. Все это оказывает серьезное воздействие на их психику и вызывает разные негативные последствия, одним из которых является профессиональная нравственная деформация личности. Социально деструктивное поведение сотрудников органов внутренних дел как последствие развития профессиональной деформации снижает авторитет правоохранительных органов и формирует негативное отношение общества к ним. Следствием этого становится отчуждение правоохранительных органов от общества. Люди перестают видеть в сотруднике человека, готового в любой момент прийти на помощь, а в ряде случаев в сознании части населения он трансформируется в образ врага.

Профессиональная нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искажённом отношении к служебному долгу [4].

К категориям сотрудников органов внутренних дел, наиболее подверженных профессиональной нравственной деформации относятся те, которые по роду своей службы регулярно взаимодействуют с представителями криминальной среды и испытывают неизбежное влияние с их стороны; работающие преимущественно в одиночку, в отрыве от своих коллег, коллектива; часто ощущающие большие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы; только начинающие службу в полиции (в том числе, молодые сотрудники, испытывающие сильное негативное влияние ложного «наставничества», недостойного «кураторства»); вступающие в новую, более ответственную должность; имеющие неблагополучные семьи.

Выделяют несколько степеней деформации личности сотрудника органов внутренних дел: 1) гипертрофируются профессионально важные качества, происходит их трансформация в свою противоположность: бдительность превращается в подозрительность, уверенность — в самоуверенность, требовательность — в придирчивость, пун-

ктуальность — в педантизм и т.д.; 2) развитие социально-негативных черт, таких, как жестокость, цинизм, вседозволенность, бесчувственное и формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания и сострадания, безразличие к личности, предвзятое отношение к объекту служебной деятельности; 3) умышленные нарушения регламентации служебной деятельности, формально-пассивное выполнение служебных обязанностей, нарушение дисциплины и законности; 4) сужение круга интересов и потребностей, эмоционально-чувственная и нравственная деградация сотрудника; 5) действия и суждения личности, противоречащие нравственным нормам, устойчиво преобладают над положительными действиями и поступками, аморальное поведение личности становится ярко выраженным [5].

Признаками профессионально-нравственной деформации являются: злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия); терпимость к нарушениям служебной дисциплины и фактам невыполнения служебного долга; формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным); халатное отношение к функциональным обязанностям; формирование атмосферы круговой поруки; психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений); культивирование руководством наушничества и доносительства; укрытие от регистрации и учета преступлений, их сокрытие из карьерных или корыстных соображений; формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»); усталость от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы; бытовое разложение, пьянство; грубые нарушения законности при попустительском отношении к этому членов коллектива; корыстное использование служебного положения, взяточничество, коррумпированность.

Разумеется, профессиональная нравственная деформация не является неизбежностью для каждого сотрудника органов внутренних дел. Неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако профессионально-нравственной

деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива [6].

Воздействие факторов профессиональной деформации на личность сотрудника органов внутренних дел и развитие признаков профессиональной деформации делает актуальными вопросы не только диагностики данного явления, но и его профилактики и преодоления. Оптимальным вариантом осуществления работы по профилактике этого явления является комплексное проведение мер как психологического, так и организационно-управленческого и воспитательного характера [7].

Существенную роль в преодолении профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел играет нравственное воспитание, под которым понимают целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных убеждений, нравственных качеств и чувств, моральных потребностей, соответствующих нравственному идеалу.

Целенаправленность — это такая деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он будет воспитывать, какие качества должны быть сформированы у воспитуемого, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Порой воспитание в коллективе и через коллектив [8] оказывается более действенным, чем дисциплинарные меры, однако следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме «круговой поруки», то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода руководителя к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение

к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу [9].

Практика подтверждает наличие, как минимум, трех групп факторов, препятствующих или исключающих возможность профессиональной деформации. Высокий уровень культуры — не декоративно-косметическое украшение статусных притязаний личности, а реальная основа сохранения себя в любых сложных ситуациях. Речь, в данном случае не идет о демонстрации «культурности», а об устойчивом стремлении человека овладевать культурой для собственного самосовершенствования. Сотрудник органов внутренних дел, считающий, что он всего достиг, все понял и все знает, обречен не только на профессиональную, но и на нравственную деформацию. Здоровое честолюбие является необходимым атрибутом профессионального роста, однако ориентация сотрудника органов внутренних дел исключительно на успех в профессиональной деятельности неминуемо повлечет его личностную деформацию [10]. Чаще других достигают профессионального успеха и практически не подвержены деформации сотрудники, ориентированные не только на свою деятельность, но и на сохранение круга доверительного общения: семьи, друзей, сослуживцев.

Другая группа факторов связана с уровнем развития профессионально значимых личностных качеств сотрудника. Устойчивая направленность личности сотрудника, соответствующая социальным требованиям профессии, развитые волевые качества и коммуникативные способности являются базой противодействия любым деформирующим условиям. Третья группа — уровни овладения соответствующими профессиональными «психотехниками»: не каждый может выдержать длительные интенсивные эмоциональные нагрузки, колоссальный груз ответственности, но каждый способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, «катализировать» агрессивные реакции в безопасном направлении.

Литература

1. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексологию профессиональных групп // Общедоступный учебник социологии. Ста-

тьи разных лет / Институт социологии. Наука, 1994. С. 333—351.

2. История советской психологии труда (20—30-е годы XX в.): Тексты / Под ред. В.П. Зин-ченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: МГУ, 1993.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный Гуманитарный Фонд Знание, 1996. С. 5.

4. Дерешко Б.Ю., Рыбин В.А. Содержание и организация индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. к.п.н. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С. 78.

5. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Буры-кина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М. Издательство «Щит-М», 2005. С. 176.

7. Такасаева К.Р. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции: сущность и профилактика: Учебно-методическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 50—69.

8. Подробно об этом методе воспитания можно прочитать в произведении «Педагогическая поэма» выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко, который считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива: «все за одного, один за всех». Данный принцип педагогической системы А.С. Макаренко не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» т.е. прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

9. Растяпина Ю.Ю. Профессиональная деформация сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России № 9. 2012. С. 158.

10. Щеглов А.В. Под знаменем профессиональной этики / Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания. Рязань: Рязанский филиал МУ МВД России, 2013. С. 76.

References

1. Sorokin P.A. the Impact of the profession on human behaviour and reflexology occupational groups // Public textbook of sociology. Articles of different years / Institute of sociology. Science, 1994. P. 333—351.

2. The history of Soviet psychology of labor (20— 30-ies of XX century): Texts / Under the editorship of V. P. Zinchenko, V. M. Munipov, O. G. a Sockwork. M.: Moscow state University, 1993.

3. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: International Humanitarian Fund Of Knowledge, 1996. P. 5.

4. Tereshko B.Yu., Rybin V.A. Content and organization of individual educational work in the bodies of internal Affairs: methodical manual / Under the General editorship of k.p.b. V.L. Kubyshko. Moscow: RCAC MVD Rossii, 2010. P. 78.

5. Prevention of professional deformation of the individual employee of internal Affairs: Methodical manual / Under the General ed. M: EMC GUK Ministry of internal Affairs of Russia, 2004.

6. Ethics of law enforcement officers: a Textbook. M. IZDATEL'stvo «Schit-M», 2005. P. 176.

7. Takasawa R.K. Professional deformation of the personality of the police officer: the nature and prevention: a Teaching manual. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2004. P. 50-69.

8. Details about this method of education can be read in the book «Pedagogical poem» the outstanding Soviet pedagogue Anton Semyonovich Makarenko, who believed that the impact on individual personality, working on the team is a member of the person. This provision he called the «principle of parallel action». This principle is implemented the requirement of the team: «all for one, one for all». This principle of pedagogical system of A. S. Makarenko does not preclude application of the «principle of individual action» i.e. direct impact of the teacher on individual pupil.

9. Rastapana Y.Y. Professional deformation of employees of Department of internal Affairs // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia № 9. 2012. P. 158.

10. ShcheglovA.V. Under the banner ofprofessional ethics / Experience and the actual problems of moral education. Ryazan: Ryazan branch of MU of the MIA of Russia, 2013. P. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.