Научная статья на тему 'Профессионально-методическая подготовка будущего учителя информатики'

Профессионально-методическая подготовка будущего учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-методическая подготовка будущего учителя информатики»

Е.В. Богомолова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Новые целевые установки в системе образования приоритетом делают человеческую личность, которая должна стать главной ценностью. Эти ориентиры проявляются в вариативности и личностной ориентации образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практической ориентации образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов. В таких условиях вопрос профессионально-методической подготовки учителя информатики встает особенно остро. Противоречие между социальным заказом общества на преподавателей информатики начального, базового, профильного и элективного курсов, владеющих соответствующими методами обучения, и существующим уровнем их профессиональных компетенций требует развития системы подготовки учителя информатики.

Всякое целенаправленное обучение дает ребенку определенное образование. «Образование» происходит от слова «образ». Под образованием мы будем понимать весь процесс физического и духовного формирования личности, процесс, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов и становится тождественным понятию «воспитание» в широком смысле слова [15]. Структура системы образования, содержание учебновоспитательного процесса, деятельность педагогов и учащихся, а также результаты функционирования зависят от того, к какому историческому типу общества эта система принадлежит. В отдельные исторические периоды превалировали те или иные совокупности подходов к решению проблем образования и обучения - парадигмы образования.

Под парадигмой образования будем понимать исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решений, принятую в течение определенного исторического периода в научно-педагогическом сообществе и определяющую основные элементы педагогической системы.

Каждый этап развития человеческого общества влечет за собой поиск новой парадигмы образования. Так, были предложены «педагогическая», «бихевиористическая», «культурная», «андрагогическая», «акмеологическая», «коммуникативная», «гуманистическая» и другие парадигмы образования, в которых, однако, уделялось определенное внимание развитию какой-либо стороне личности. В последнее время пришло понимание того, что необходимо развивать личность в целом, применяя при этом достижения, методы и передовые технологии различных парадигм образования. Подтверждение этому мы находим в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, развивающей основные принципы образовательной политики в России. Эти принципы были определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года. В этих документах указано, что важнейшими факторами формирования нового качества экономики и общества становятся образование и «человеческий капитал» [22]. На смену «старой», «традиционной», «педагогической» парадигмы образования пришла новая, развивающая, личностно ориентированная, в которой основные элементы педагогической системы направлены на обеспечение условий самоопределения и самореализации личности учащегося. Под ее влиянием развиваются все школьные и вузовские предметы, соответствующие методики обучения и воспитания.

Методическая система обучения информатике не только успешно адаптировалась к новой парадигме, целям и ценностям обучения, но и во многих случаях выступила в качестве «катализатора» процессов их формирования. Информатика первой среди других школьных предметов реализовала профильную и уровневую дифференциацию содержания обучения на различных ступенях школьного образования, доказав на практике целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению [11].

Согласно новым нормативным документам, разработанным в русле модернизации отечественного образования, - стандарту, базисному учебному плану и т.д., школьный курс информатики должен развивать личность учащегося, его познавательные и созидательные способности. Этому должны быть подчинены все элементы системы обучения информатике - цели обучения и воспитания, содержание предмета, направленное на выполнение целей обучения, структура обучения информатике, дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения. Структура обучения информатике, обоснованная в работах А.А. Кузнецова, Т.Б. Захаровой [5; 8; 9] и других, была подтверждена и развита документами о модернизации российского образования в области информатики [6; 10; 11; 16; 22].

Непрерывный курс школьной информатики состоит из нескольких ступеней обучения. На каждой ступени может варьироваться глубина изучения содержательных линий, форм и методов обучения. Особенно это относится к профильным курсам, которые зависят от конкретного профиля обу чения (естественнонаучный, филологический, социально-экономический). Учащимся старших классов, наряду с профильным курсом, могут быть предложены различные элективные курсы, которые выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса информатики, могут служить для развития познавательных интересов и просто любознательности школьников независимо от того, какую профессию они намерены выбрать [10]. Задача по организации процесса изучения современного вариативного курса информатики возложена на учителя, что предъявляет к его подготовке ряд новых важных требований.

Модель личности специалиста определяет цели построения процесса его подготовки и является критерием оценки качества [1; 13], поэтому при организации системы подготовки необходимо уточнить модель такого специалиста (в нашем случае - учителя информатики). В модели информационной культуры учителя Э.И. Кузнецов выделил знания социально-гуманитарного, психолого-педагогического, общеобразовательного, специального и методического циклов. Опираясь на исследования Э.И. Кузнецова, В.А. Сластёнина, В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур, Е.Ю. Яковлева выделила в деятельностной модели учителя информатики общепедагогические (психолого-педагогические и дидактические), методические (методика обучения информатике и использование НИТ в обучении), общенаучные и специальные (информатика и вычислительная техника, НИТ в обучении) знания, умения, навыки и виды деятельности [24]. В контексте личностно ориентированной парадигмы образования знания в области социально-гуманитарного, психолого-педагогического, общеобразовательного циклов должны способствовать формированию у современного учителя комплексного человекознания, умений по созданию условий для самоопределения и самореализации личности учащихся, готовности к постоянному самообразованию и саморазвитию. Эти знания одинаковы для учителей всех специальностей. Для учителя отдельной специальности, в нашем случае информатики, отличительными являются знания специального цикла в области информатики и методического цикла в области теории и методики обучения информатике и использовании НИТ в обучении. Поэтому при рассмотрении модели учителя информатики особое внимание следует уделять его знаниям именно в этих областях. Необходимо также уделять внимание методической системе учителя, под которой понимается совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, которые ставит перед собой учитель, его методический стиль, используемые организационные формы, необходимые для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности учащихся и на реализацию учебно-воспитательного процесса [20].

В основу определения социального заказа на подготовку учителя современного курса информатики и уточнения модели специалиста положен анализ научных, научно-методических и практических работ по содержанию и методике преподавания школьной информатики. В процессе анализа особое внимание уделялось требованиям к знаниям, умениям, навыкам и видам деятельности учителя в области информатики, теории и методики обучения информатике и использовании НИТ в обучении, а также методической системе учителя. Проведенный анализ позволил определить профессионально-методические требования к учителю многоэтапного курса информатики.

В области информатики от учителей начальной, средней и профильной школ требуются знания на разном уровне таких направлений, как информационные процессы, информационное моделирование, информационные основы управления. Для учителя начальной школы достаточно только базового уровня этих знаний и знаний программных сред для формирования и развития логического мышления учащихся (например, Лого-Миры). Учителя средней школы должны обладать знаниями в области информатики на основном уровне. От учителей профильной школы требуются знания на углубленном уровне и дополнительные знания по информатике для проектирования разнообразных элективных курсов. Учителя информатики должны также знать правила организации деятельности учащихся за компьютером и перечень компьютерных программ, пригодных для использования в процессе обучения.

Из области теории и методики обучения информатике преподаватели должны иметь знания о методической системе обучения информатике, в центре которой должен стоять ученик, и умения по отбору доступного учебного материала для соответствующего уровня обучения, уметь применять принципы модульного представления учебного материала и реализовывать межпредметные связи. От учителей требуется также знание возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся пропедевтического, базового или профильного курсов, умение подбирать и применять соответствующие им методы обучения, используя принципы персонализированного обучения, модифицировать и даже проектировать (в случае элективных курсов) преподаваемый ими курс информатики.

Учителя информатики должны владеть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, позволяющих устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать образовательную среду, проектировать и

осуществлять профессиональное самообразование, строить образовательный процесс, направленный на достижение целей начальной, средней или профильной школы.

Особо подчеркнем, что от преподавателей пропедевтических, базовых, профильных и элективных курсов информатики требуется различный уровень знаний по психологии, педагогике, информатике, информационно-коммуникационным технологиям, теории и методике обучения информатике. Следовательно, модель учителя информатики имеет уровневую структуру. Система подготовки будущего учителя информатики должна соответствовать этой структуре. Можно выделить такие ее основные уровни, как: подготовка учителя информатики для начальной школы; подготовка учителя информатики базового курса; подготовка преподавателя профильного курса информатики.

Уровневая подготовка преподавателей информатики может быть реализована на основе принципов модульного [4] и персонализированного обучения [2; 21]. Модули могут быть внутрипредметными, предметными и надпредметными в форме курсов по выбору, в том числе и дистанционных. Модульное обучение создаст условия для хорошего усвоения студентами знаний, определенных государственным образовательным стандартом, и получить дополнительные знания из тех областей информатики и методики ее преподавания, которые им наиболее интересны и важны и на основе которых они будут проектировать обучение на соответствующей ступени изучения информатики.

В методической подготовке учителя информатики возможно выделение модулей по основным видам преподавательской деятельности (методические модули), по научно-методическим основам изучения содержательных направлений (содержательные модули), по организации процесса обучения на различных ступенях согласно структуре школьного курса информатики (структурные модули). Обучение может быть организовано на различных уровнях: базовом, основном избирательном и дополнительном необязательном. Базовый уровень должен включать общетеоретический модуль, методический модуль, модули по основным направлениям содержания школьного курса информатики. Программа базового курса должна соответствовать требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030100.00 - «информатика». Базового уровня должны достигнуть все студенты данной специальности в обязательном порядке. Основной избирательный уровень может быть представлен в виде обязательных курсов по выбору, где будут рассматриваться теоретико-методические основы обучения информатике в начальном, базовом, профильном и элективном курсах информатики. Здесь могут соответственно изучаться модули «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени», «Теория и методика обучения информатике в базовом курсе», «Теория и методика профильного и элективного обучения информатике» по выбору студентов в зависимости от их методических интересов и предполагаемой будущей деятельности.

Дополнительный необязательный уровень может быть достигнут путем изучения дистанционных курсов, курсов на факультете дополнительных профессий или курсов по выбору. Такие курсы могут быть посвящены вопросам научной организации труда учителя информатики, внеклассному обучению информатике, методике обучения учащихся интересующей их области информатики и(или) связанной с их будущей профессией («методика изучения информационных систем и моделей», «методика изучения информационных основ управления», «методика изучения сетевых технологий», «методика обучения созданию и размещению Интернет-сайтов» и др.). В случае перестройки системы подготовки учителей в России и учреждении в педвузах степеней «бакалавр», «специалист» и «магистр» данные модули могут стать основой методической подготовки учителей начальной, средней и профильной школы.

В соответствии с концепцией подготовки учителя информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования нами созданы курсы по выбору «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» и «Теория и методика профильного обучения информатике».

В содержание курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» вошли следующие вопросы: цели и задачи обучения информатике на начальной ступени, место курса информатики и информационных технологий среди других учебных предметов; основные содержательные направления начального курса информатики и тенденции их развития; структура обучения и основные подходы к преподаванию; средства обучения информатике в начальной школе; учебные и методические пособия по информатике, их программная поддержка как составные части единого учебно-методического комплекса (анализ содержания и учебно-методической поддержки курсов информатики и информационных технологий для начальной школы); кабинет вычислительной техники и программное обеспечение пропедевтического курса информатики (программные среды Лого-Миры, Роботландия и др.); организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе; гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в начальной школе; возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников и соответствующие им методы и формы обучения информатике; проверка и оценка знаний

учащихся по информатике в пропедевтическом курсе; индивидуализированное обучение информатике в начальной школе; научно-методические основы изучения содержательных направлений («информационные процессы», «информационное моделирование» и «информационные основы управления») в пропедевтическом курсе; интегрированные уроки информатики с другими предметами в начальной школе.

Теоретический материал курса студенты усваивают на лекционных и семинарских занятиях. Во время подготовительного этапа на семинарских занятиях с целью формирования умений определять концептуальные положения, локальные измеряемые цели, содержание курсов по информатике и информационным технологиям для начального обучения необходимо давать задания по анализу авторских программ, предложенных в научно-методической литературе. Усвоению принципов индивидуализированного обучения способствуют задания на построение таблиц соответствия методов обучения возрастным и личностным особенностям учащихся, их учебным способностям, проектирование индивидуализированных заданий для учащихся.

Закрепление, углубление, систематизация знаний происходит на лабораторных занятиях, в процессе учебного проектирования уроков с использованием игровых, логических, проектных заданий, межпредметных связей, сюрпризных моментов, ролевых игр (в том числе и с использование среды ЛогоМиры). Предварительно проводятся занятия, направленные на освоение студентами программных сред Лого-Миры и Роботландия, формирование навыков использования их в учебном процессе.

Защита уроков проходит в форме деловой игры [3], где студенты поочередно выполняют роли учителей, учащихся или завучей. Проведение уроков с дальнейшим подробным анализом позволяет в неформальной обстановке усвоить методику преподавания конкретных тем курса, методику анализа урока. Использование деловой игры способствует развитию специальных педагогических способностей (умение ясно и кратко излагать учебный материал, наблюдательность, быстро и точно ориентироваться в разных ситуациях) и организаторских способностей; воспитывает целеустремленность, выдержку, самоконтроль, сознательное управление мыслями, желаниями, настроением для достижения учебно-воспитательной цели и др.

Развитию профессиональных компетенций будущего учителя информатики начальных классов способствует выполнение персонализированных проектных заданий по методике обучения информатике в начальной школе. Студентам предлагается разработать следующие проекты:

- Система занимательных заданий для одного из разделов начального курса информатики.

- Система проверочных заданий по выбранной теме для начального курса информатики.

- Система упражнений для закрепления знаний учащихся по выбранной теме для начального курса информатики.

- Система заданий для развития логического мышления школьников.

- Система знаний для практической работы учащихся на компьютере по выбранной теме для начального курса информатики.

- Обучающая программа по одному из вопросов начального курса информатики.

- Сценарий внеклассного мероприятия по информатике.

- Проектное задание по информатике для начального курса.

- Элементы методики изучения одного их разделов начального курса информатики (тематическое и поурочное планирование, дидактические материалы к урокам).

Каждый студент должен выбрать тему проектного задания, составить план его выполнения, подготовить презентацию по итогам проекта и защитить проект. Публичная защита проектов развивает коммуникативные способности.

Целью курса «Теория и методика профильного обучения информатике» является профессиональная подготовка будущих учителей к преподаванию информатики в старших классах в условиях личностно ориентированной парадигмы образования, формирование у них умения проектировать профильные и элективные курсы на основе системного подхода и положений персонализированного обучения. Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:

- формирование знаний по теории и методике профильного обучения информатике;

- развитие умений по определению концептуальных положений, локальных измеряемых целей, содержания профильных и элективных курсов;

- подготовка к применению персонализированного обучения, направленного на социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда,

дифференциацию содержания обучения, предоставление возможности ученикам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

- развитие способностей по созданию условий для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием для эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

- формирование комплексного умения проектировать профильные и элективные курсы информатики на основе системного подхода и положений персонализированного обучения. В содержание курса «Теория и методика профильного обучения информатике» вошли следующие

вопросы: системы специализированной подготовки (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы; профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения;—отечественный и зарубежный опыт профильного—обучения;—обоснование—современной стру кту ры обучения информатике в отечественной школе в работах А.А. Кузнецова, развитие структуры в работах Т.Б. Захаровой; модели общеобразовательных учреждений с профильным обучением на старшей ступени школы; элективные курсы, особенности их организации; соотношение объемов изучения базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов; возможные формы организации профильного обучения; возрастные и личностные особенности старшекласников, соответствующие им возможные методы обучения; требования к преподавателю профильных и элективных курсов по информатике; примеры профильных и элективных курсов, их анализ согласно требованиям к ним.

Многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, необходимость создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных траекторий, требование избыточности количества элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, вынуждают учителей самостоятельно разрабатывать методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки старшеклассников. Студенты, предполагающие преподавать информатику в старших классах, должны не только познакомиться с теорией и методикой профильного обучения информатике, но и научиться проектировать профильные и элективные курсы, используя методы персонализированного обучения. Поэтому на лабораторных занятиях спецкурса существенное время должно быть отведено проектированию студентами элективного курса по информатике.

На этапе реализации педагогического проекта учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ результатов выполнения педагогического проекта [19]. Итогом такой работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики [17]. Под учебным проектированием школьного курса будем понимать процесс создания методических документов, моделирующих педагогическую систему - название курса, цели его преподавания, содержание обучения и воспитания, описание дидактических процессов и организационных форм обучения. Для того чтобы учебное проектирование способствовало усвоению студентами принципов персонализированного обучения, становлению их как педагогически творческих личностей, оно должно рассматриваться как метод персонализированного обучения. Студенты должны проектировать курсы согласно особенностям класса, в котором проходила педагогическая практика, своим интересам и углубленным знаниям в области информатики, согласно изученному на занятиях алгоритму проектирования элективного (профильного) курса по информатике.

В зависимости от учебного времени, которое отводится на проведение курса «Теория и методика профильного обучения информатике», глубина проработки отдельных пунктов алгоритма студентами может быть различной. Работа над проектом может быть организована как индивидуально, так и группами. Учебное проектирование заканчивается презентацией разработанного элективного курса по информатике. Представляется документация к курсу, а также проводится одно из занятий в виде деловой игры. Анализ результатов учебной деятельности по проектированию курса проводится в форме обобщающего рецензирования.

Во время подготовительного этапа на семинарских занятиях с целью формирования у студентов умений определять концептуальные положения, локальные измеряемые цели, содержание профильных и элективных курсов необходимо давать им задания по анализу курсов различных авторов, предложенных в научно-методической литературе [23]. Анализируя эти цели обучаемые должны соотнести их с целями, стоящими перед предметом информатики и профильными курсами. Анализ содержания проводится согласно критериям оценки основных содержательных линий курса. При этом оценивается степень отражения основополагающих постулатов информатики, удачность (логичность) выбора содержания, изучаемых понятий, названия курса; выявляются применяемые методы познания, вопросы содержания,

относящиеся к знаниям и к способам деятельности. После этого студенты обращают внимание на возможные изменения и дополнения в содержании курса для профессиональной ориентации и эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования с учетом предполагаемого профиля класса и возможных профессий учащихся.

Усвоение принципов персонализированного обучения происходит в процессе построения на семинарах таблиц соответствия методов обучения возрастным и личностным особенностям старшеклассников, их профильным интересам; проектирования на лабораторных занятиях заданий с учетом личностных особенностей учащихся; выполнения персональных исследований, студенческого консультирования и т.д. В целях развития межличностных отношений, особенно важных для будущего учителя, работа студентов по разработке уроков-семинаров, деловых игр, проектных заданий и т.д. может быть выполнена в парах или группах.

Занятия курса по выбору включают лекционный цикл, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум, значительная часть которого отводится на проектирование студентами элективного курса по информатике для старших классов. По желанию студенты могут выбрать тему персонального исследования, результатом работы над которой может стать выступление на семинаре, студенческой научной конференции, курсовая или дипломная работа. Для персональных исследований студентам предлагаются, например, такие темы:

- Требования к учителю профильного курса информатики.

- Социализация учащихся на старшей ступени обучения информатике в школе, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

- Активные формы обучения информатике в старшей школе.

- Модульные технологии обучения в профильном курсе информатики.

- Выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей при обучении информатике на старшей ступени школы.

- Возможные индивидуальные образовательные траектории для учащихся (гуманитарного, физико-математического или других профилей) при обучении информатике.

- Парное и групповое обучение по информатике на старшей ступени школы.

- Метод проектов в профильных и элективных курсах по информатике.

- Организация семинаров и «круглых столов» по информатике на старшей ступени

школы.

- Организация диспутов по информатике на старшей ступени школы.

- Организация деловых игр по информатике на старшей ступени школы.

- Организация конференций по информатике на старшей ступени школы.

- Развитие межличностных отношений при обучении профильному курсу информатики.

- Использование контекстного обучения для профориентации учащихся на старшей ступени обучения информатике в школе.

- Методика изучения раздела по выбору в курсе информатики одного из профилей. Курсы по выбору «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» или «Теория

и методика профильного обучения информатике» студенты изучают после освоения основного курса «Теория и методика обучения информатике». В результате изучения основного курса они уже знают: цели и задачи изучения курса информатики в средней школе; понятие методической системы и структуры обучения информатике в школе, общую характеристику ее основных компонентов; предмет и задачи методики преподавания информатики, стандарт школьного образования по информатике, его назначение и функции; основные методы преподавания и изучения информатики; и умеют: составлять тематические планы и конспекты уроков; готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, моделировать и анализировать уроки. Занятия на курсах по выбору формируют у будущих учителей информатики недостающие компетенции для преподавания начального или профильного курсов информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М. : Высшая школа, 1989. - 144 с.: ил.

2. Богомолова, Е.В. Персонализированное обучение информатике в школе // Ученые записки / ИИО РАО. - М., 2004. -Вып. 14.

3. Богомолова, Е.В. Учебная деловая игра в подготовке студентов к преподаванию информатики // VII Рязанские педагогические чтения : тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф., 2 февраля / Ряз. гос. пед. ун-т. - Рязань, 2000.

4. Гараев, В.М. Принципы модульного обучения / В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко // Вестник высшей школы. -1997. - № 8.

5. Захарова, Т.Б. Дифференциация обучения информатике в российской школе // Образование граждан мира : сб. тез. докл. Междунар. конф., 30 сентября - 4 октября. - М., 1996.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования России № 2783 от 18.07.2002 // Информатика и образование. - 2003. - № 6.

7. Кузнецов, А.А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) / А.А. Кузнецов [и др.] // Информатика и образование. - 2005. - № 1-5.

8. Кузнецов, А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. - 1998. - № 2.

9. Кузнецов, А.А. Принципы дифференциации содержания обучения информатике / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова // Информатика и образование. -1997. - № 4.

10. Кузнецов, А.А. Информатика в профильной школе / А.А. Кузнецов, Л.О.Филатова // Информатика и образование. -2002. - № 2.

11. Кузнецов, А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. -2000. - № 7.

12. Кузнецов А.А. Современный курс информатики: от элементов к системе / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Раки-тина // Информатика и образование. - 2004. - № 1.-

13. Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте : дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1990, - 277 с.

14. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М. : Высшая школа, 1991. - 224 с.

15. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М. : Прометей, 1992. - 528 с.

16. Макарова, Н.В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики // Информатика и образование.

- 2002. - № 7.

17. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого ; Пед. о-во России.

- М., 2001.

18. Персонализированное обучение : межвуз. сб. науч. статей по теории и методике обучения / под ред. А.Г. Солониной.

- М. : Горизонт, 2000.

19. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов высших учебных заведений : в 2 кн. - М. : Владос, 2003.

20. Смыковская, Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики : дис. . д-ра. пед. наук. - М., 2000. - 247 с.

21. Солонина, А.Г. Концепция персонализированного обучения : монографии. - М. : Прометей, 1997. - 187 с.

22. Цветкова, М.С. Об экспериментальном преподавании курса информатики. - М. : Образование и Информатика, 2002.

23. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ ; Национальный фонд подготовки кадров. - М. : Вита-Пресс, 2004. - 112 с.

24. Яковлева, Е.Ю. Совершенствование системы методической подготовки учителя информатики в условиях введения профильного обучения : дис. . канд. пед. наук. - М., 2005. - 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.