Научная статья на тему 'Профессиональная самоидентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании'

Профессиональная самоидентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / КОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / COMPETENCE-BASED APPROACH / SUBJECTIVITY / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / EDUCATIONAL SITUATION / STUDENTS / CORRECTION / INTELLECT INFRINGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Алексеевна

Рассматривается профессиональная самоидентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода. Обосновывается целесообразность создания профессиональных педагогических ситуаций в процессе подготовки студентов-дефектологов к проведению логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Дано описание соответствующих приемов и методов по формированию у студентов профессиональных компетенций в области диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF DEFECTOLOGY STUDENTS IN THE FRAMEWORKS OF COMPETENCE APPROACH IN HIGHER EDUCATION

This article discusses self-identification of defectology students in competence-based approach. The feasibility of creating professional pedagogical situations in the process of training students to conduct speech therapy work with children with intellectual disabilities in a special (correctional) educational institution of the VIII type. Description of the techniques and methods to build students' professional skills in the field of diagnostic and counseling, remedial teaching and research activities is given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная самоидентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании»

УДК 378.147+376.1

ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.

И. А. Емельянова Биробиджан, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Рассматривается профессиональная самоидентификация сту-дентов-дефектологов в условиях компе-тентностного подхода. Обосновывается целесообразность создания профессиональных педагогических ситуаций в процессе подготовки студентов-дефек-тологов к проведению логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Дано описание соответствующих приемов и методов по формированию у студентов профессиональных компетенций в области диагно-стико-консультативной, коррекционнопедагогической и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: компетентностей подход; субъектность; профессиональная самоидентификация; педагогическая ситуация; студенты; коррекция; нарушения интеллекта.

Сведения об авторе: Емельянова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.

Контактная информация: 679000, E-mail: irrina79@bk.ru.

01 Код ВАК 13.00.08

I. A. Emelyanova Birobidzhan, Russia

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF DEFECTOLOGY STUDENTS IN THE FRAMEWORKS OF COMPETENCE APPROACH IN HIGHER EDUCATION

Abstract. This article discusses self-identification of defectology students in competence-based approach. The feasibility of creating professional pedagogical situations in the process of training students to conduct speech therapy work with children with intellectual disabilities in a special (correctional) educational institution of the VIII type. Description of the techniques and methods to build students' professional skills in the field of diagnostic and counseling, remedial teaching and research activities is given.

Key words: competence-based approach, subjectivity; professional selfidentification; educational situation; students; correction; intellect infringement.

About the author: Emelianova Irina Alekseevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Correction Pedagogy, Psychology and Speech Therapy, Sholom-Aleikhem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. г. Биробиджан, ул. Пушкина, д. 7.

В настоящее время в России обновляется вузовское образование в направлении формирования у студентов ключевых компетенций. Обществу требуется специалист новой формации, активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, в качестве перспективного направления обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, следует рассматривать компе-тентностный подход, который предполагает, что студенты не усваивают отдельные знания и умения, а овладевают комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В свете данной тенденции становится актуальной проблема, которая рассматривается в нашем исследовании, посвященном становлению субъектности будущих дефектологов в условиях компетент-ностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта».

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах подготовки студентов к педагогической деятельности. При этом под результатом понимается не усвоенная информация, а способность специалиста действовать в различ-

ных педагогических, дидактических, коммуникативных ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения. Формируемый у студентов набор компетенций должен быть ориентирован на смысловую составляющую ведущих видов педагогической деятельности. Необходимо формирование таких компетенций, которые возникают в результате специально инициированной учебной деятельности. Только в этом случае, как считают Е. В. Бондарев-ская и С. В. Кульневич, студенты имеют возможность выстраивать свою индивидуальную педагогическую деятельность адекватно вызовам времени [1].

Образование становится для студента личностно значимым. Оно должно приобретаться в процессе активной познавательной самостоятельной деятельности (учебной и профессиональной), в которую попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к своему решению.

Компетентностный подход способствует субъективному становлению студента. По определению С. В. Мазовой, субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жиз-нетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации [2].

По мнению Т. А. Ольховой, ориентация, выбор и использование

© Емельянова И. А., 2013

студентом имеющихся условий образования предопределяют накопление будущим профессионалом особого образовательного субъектного опыта решения задач, возникающих в ходе образовательного процесса, что обусловливает обогащение субъектной позиции студента, появление ее нового качества в новых условиях образования, когда студентом определяется собственный личностный смысл образования, появляются или совершенствуются способы реализации и действенного выражения этого смысла [3].

О. Е. Шаповалова отмечает, что подготовке к педагогической деятельности студентов-дефекто-логов способствует использование метода научного наблюдения, которое бывает поисковым в том случае, если определяются проблемы, требующие психолого-педагогиче-ского вмешательства или исследовательским, когда изучаются строго определенные признаки, имеющие непосредственное отношение к проблемам психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся. Студенты обращаются к этому методу, осваивая содержание учебных дисциплин предметной подготовки. При выполнении курсовых и бакалаврских работ они приходят к осознанию важности и диагностической ценности данного метода. Педагогическая практика также способствует успешному овладению методикой и техникой наблюдения [5].

О необходимости организации научно-исследовательской деятель-

ности студентов с целью формирования профессиональных компетенций у выпускников вуза пишет Е. В. Старченко [4].

Н. В. Шкляр и Е. С. Дунаева считают, что новые ориентиры развития системы высшего образования обусловливают необходимость сочетания сложившегося доминирования академической направленности в подготовке специалиста с процессом формирования у него таких качеств, как самоорганизация, толерантность, гражданская позиция, ответственность за развитие своей малой родины. Это объективно повышает роль внеучебной (воспитательной) деятельности в системе высшего образования. В условиях перехода на новые образовательные стандарты высшая школа закладывает не только фундамент профессии, расширяет профессиональный профиль, но и развивает творческие способности, обеспечивает социальную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому и учебный процесс, и внеаудиторная воспитательная работа должны дополнять и усиливать друг друга в решении единой комплексной задачи — подготовки компетентного специалиста [6].

Однако проблема расхождения между достаточно высоким уровнем усвоения студентами предметных теоретических знаний и значительными трудностями с использованием их в практической деятельности в высшем профессиональном образовании остается актуальной.

Исходя из понимания компетентности как результата образова-

ния, мы считаем, что образовательный процесс в вузе должен быть преобразован так, чтобы уже в университете возникали пробные, реально существующие профессиональные педагогические ситуации, актуализирующие проявления субъектных качеств, требующие обращения к субъектному опыту, предоставляющие возможности для проявления субъективности студентов, — такие ситуации, в которых будущие учителя могли бы реализовать профессиональные педагогические компетенции.

В нашем исследовании приняли участие будущие дефектологи, обучающиеся на факультете педагогики и психологии Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Мы максимально использовали возможности дисциплины «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта», для становления субъ-ектности бакалавров дефектологического образования и формирования у них профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективного сопровождения речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В области диагностико-кон-сультативной деятельности студенты осуществляют логопедическое обследование, направленное на выявление нарушений фонетикофонематической, лексико-грам-

матической сторон устной речи, а также систематизацию специфических ошибок чтения и письма

с целью уточнения структуры речевого дефекта, степени его проявления у каждого ребенка. С учетом полученных результатов на основе качественного и количественного анализа результатов обследования студенты осуществляют разработку индивидуальной траектории коррекции и развития языковых и речевых средств у умственно отсталых школьников.

Диагностическая и последующая коррекционно-логопедическая деятельность студентов организуются на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» г. Биробиджана.

При подготовке и проведении индивидуальных логопедических занятий студенты приобретают умения вырабатывать у школьников с нарушением интеллекта точные, координированные движения речедвигательного аппарата, уточняют правильное произношение имеющихся звуков, определяют и реализуют наиболее эффективные приемы и способы постановки отсутствующих звуков с учетом механизма и симптоматики нарушения каждого ребенка.

Так как у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, устанавливается последовательность логопедической работы с учетом закономерностей становления фонетической

системы в онтогенезе и специфики ее нарушения. Коррекцию нарушений звуковой стороны речи студенты осуществляют в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи. Учитывая особенности познавательной сферы школьников с нарушением интеллекта, студенты предлагают минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенно вводят трудности с учетом зоны ближайшего развития этих детей. Особое внимание уделяется развитию фонематических процессов.

При подготовке и проведении индивидуальных и групповых логопедических занятий с умственно отсталыми младшими школьниками студенты обычно работают в едином игровом сюжете, что способствует активизации речевой деятельности воспитанников, формированию устойчивого интереса к речевым заданиям.

В процессе развития языковых средств у школьников с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию умений, которые определяются как контролирующие. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь оценивать ее по параметру «правильно — неправильно», сопоставлять ее с теми образцами речи, которые хранятся у него в памяти.

Таким образом, внедрение в учебный процесс профессиональных педагогических ситуаций позволяет формировать у студентов-дефектологов основные профес-

сиональные компетентности в области диагностико-консультатив-

ной и коррекционно-педагогической деятельности, способствует их субъектному становлению. В результате во время самостоятельной профессиональной деятельности выпускники смогут осуществлять психолого-педагогическую под-

держку речевого развития детей с нарушением интеллекта.

Литература

1. Бондаревская, Е. В. Парадигмаль-ный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульне-вич // Педагогика. — 2004. — № 10.

2. Мазова, С B. Реализация субъ-ектно ориентированных ситуаций в образовательном процессе университета / С. В. Мазова, Т. А. Ольховая // Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 4.

3. Ольховая, Т. А. Теория и практика становления субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. — Н. Новгород : ВГИПА, 2006.

4. Старченко, Е. В. Формирование у выпускников вузов профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности / Е. В. Старченко // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 1 (12).

5. Шаповалова, О. Е. Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога / О. Е. Шаповалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2010. — № 1 (9).

6. Шкляр, Н. В. Формирование профессиональной компетентности сту-дентов-дефектологов в процессе воспитательной работы / Н. В. Шкляр, Е. С. Дунаева // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 1 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.