Научная статья на тему 'Профессиональная речь психологов разных специализаций'

Профессиональная речь психологов разных специализаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2187
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / КОНСУЛЬТАНТ / ПСИХОТЕРАПЕВТ / PROFESSIONAL SPEECH / SPECIALIZATIONS / CONSULTANT / PSYCHOTHERAPIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каменева Татьяна Витальевна

Автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах. Проведены теоретический анализ, психолог-ученый, психолог-практик, психолог-педагог, психолог-консультант. Выделенны интегративные качества, которые важны для психологов всех специальностей и специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional speech of psychologists of different spesializations

The author considers features of professional speech of psychologists which works in different sectors. Carried out a theoretical analysis of the psychologist-scientist, psychologist-practices, psychologist-pedagogue, psychologist-consultant. Highlighed integrative qualities that are important for psychologists all majors specializations.

Текст научной работы на тему «Профессиональная речь психологов разных специализаций»

Sectoin 7. Psychology

Sectoin 7. Psychology Секция 7. Психология

Kameneva Tatiana Vitalievna, Zaporozhye national university, Ukraine E-mail: [email protected]

The professional speech of psychologists of different spesializations

Abstract: The author considers features of professional speech of psychologists which works in different sectors. Carried out a theoretical analysis of the psychologist-scientist, psychologist-practices, psychologist-pedagogue, psychologist-consultant. Highlighed integrative qualities that are important for psychologists all maj ors specializations. Keywords: professional speech, specializations, consultant, psychotherapist.

Каменева Татьяна Витальевна, Запорожский национальный университет, Украина E-mail: [email protected]

Профессиональная речь психологов разных специализаций

Аннотация: автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах. Проведены теоретический анализ, психолог-ученый, психолог-практик, психолог-педагог, психолог-консультант. Выделенны интегративные качества, которые важны для психологов всех специальностей и специализаций.

Ключевые слова: профессиональная речь, специализации, консультант, психотерапевт.

Актуальность исследования. Проблема анализа профессиональной речи психолога черезвычайно актуальна. На сегодня в научной мысли обостряются некоторые противоречия, связанные с заинтересованностью в углубленном понимании феномена профессиональной речи психологов и недостаточной разработкой этой проблемы; также между расширением теоретического базиса новых отраслей психологии и не достаточным исследованием аспекта профессиональной речи психологов разных специализаций. Поэтому всесторонний анализа современных исследований и опыта известных ученых поможет нам лучше понять особенности профессиональной речи психологов разных специализаций.

Цель исследования состоит в исследовании и систематизации взглядов о профессиональной речи психологов, которые работают в разных отраслях.

Методология исследования. Были

проанализированы современные подходы к пониманию профессиональной речи психологов разных специализаций [1-5]. Среди теоретических методов

были использованы анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация научно-теоретических исследований, предоставлен анализ собственного опыта автора статьи. Среди эмпирических методов были использованы: наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов-психологов и практикующих психологов.

Анализ исследований. В зарубежной психологии основы общей теории речи были исследованны Д. Миллером [10], Ч. Осгудом [11], Н. Хомским [8]. Значительный вклад в решение взаимоотношений языка и речи был внесен Л. Выготским [2]. О. Леонтьев исследовал речь, как творческую интеллектуальную деятельность. Основы анализа проблем языка и речи в психолингвистике были заложены Н. Жинки-ным [3]. Среди современных ученых, занимающихся проблемами профессиональной речи психологов следует выделить О. Бондаренко, В. Семиченко, Н. Шев-ченгко, Ю. Паскевскую, Н. Калину, О. Варфоломееву.

Изложение основного материала. Обобщая результаты многих исследований, мы объединили

182

Секция 7. Психология

некоторые положения системного, деятельностного, акмеологического подходов и пришли к выводу, что профессиональная речь психолога — это вид речевой деятельности людей психологической области знаний, который находит проявление в пользовании речью. Профессиональная речь психолога может быть как процессом так и результатом речевой деятельности. Она исполняет профессиональные задачи, включает профессиональные термины и высказывания.

Анализируя профессиональную речь психолога, обязательно необходимо обратить внимание на некоторые особенности профессиональной речи специали-ста-психолога разных специализаций. На сегодняшний день продолжается активный дискурс: есть ли особенности профессиональной речи психолога-ученого, пси-холога-учителя, психолога-консультанта, психотерапевта, психоаналитика, организационного психолога?

Особенностью работы психологов в Украине является то, что выпускники отечественных ВУЗов преимущественно получают диплом практического психолога и психолога. Они могут работать практическим психологом, психологом-учителем, психотерапевтом немедицинского профиля, заниматься исследовательской деятельностью. Немецкие психологи только в прикладных сферах насчитывают около 60-ти специализаций психолога, каждая из которых имеет свои особенности профессиональной деятельности, профессиональной речи.

Представляется, что профессиональная деятельность психолога, в зависимости от цели, заданий, предметной организации, сферы реализации прежде всего разделяется на научную и практическую. В российских и украинских источниках существует традиция противопоставлять академическую (научную) и практическую психологии. Например, речь психолога-исследователя насыщена специальными терминами, тогда как речь практического психолога мало отличается от обыкновенной речи. В исследовательской психологии единица анализа — отдельный психологический процесс или феномен, искусственно отделенный от целостной личности и помещенный в специальные лабораторные условия, а в практической психологии такой единицей является индивидуальная история личности. Логика исследовательской психологии состоит в выделении двух-трех независимых переменных и исследовании корреляции между ними, тогда как практическая психология стремится не только количественно описать отдельные связи, а и качественно осмыслить целостную детерминацию личности и ее состояний [1].

Глубинные когнитивные отличия практической психологии от психологии академической, обусловленные принципиальными отличиями подходов, направленных на научное исследование и практическую помощь человеку в свое время подробно описал А. Эткинд [6].

Некоторые исследователи акцентируют внимание на сближении академической и практической психологии. Как пишет В. Татенко, необходимо обращать внимание и на то, что научная и практическая психологии имеют один и тот же объект, предмет и методы [5].

Кроме разделения на практическую и научную психологии, мы условно выделили и рассмотрели такие виды деятельности (специализации) психолога: научную деятельность (академический дискурс, экспериментальные и другие исследования); педагогическую деятельность (обучающе-воспитательная); практически-психологическую деятельность (психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, консультирование); деятельность психолога-консультанта и психотерапевта в сфере немедицинской психологии (психотерапия, консультирование). Мы определили специфику профессиональной речи психолога, который работает в разных сферах.

Мы считаем, что особенностью научной деятельности психолога, если речь идет о письменном тексте (научная статья...), личность психолога почти не презентируется, так как адресат имеет дело преимущественно с интеллектуальным аспектом работы автора. В емпирико-исследовательской деятельности речевые действия связаны с проведением бесед, психодиагностических тестирований, тренингов, интервью. Речь может быть реальной и отложенной во времени; непосредственной и аудиальной.

Наши исследования показывают, что преподавательская деятельность психолога взаимосвязана с проблемами развития личности психолога, наработками профессионального опыта, в том числе и в речевой деятельности. В процессе преподавания психолог использует все модальности и весь потенциал речи, применяя речевые способности и умения, ориентируясь на лингвистические, лингво-дидактические критерии. При этом психолог-преподаватель использует различные стили речи. Речь психолога-преподавателя имеет полифункциональный характер. Такой речи присуща коммуникативная функция (слово-средство общения), индикативная (слово-средство указания на предмет), интеллектуальная, познавательная функции.

Мы считаем, что в практически-психологической деятельности особенное значение приобретают такие

183

Sectoin 7. Psychology

составляющие речи психолога, как умение общаться, эмпатийность, способность к активному слушанию, логически-смысловые речевые умения. Практический психолог имеет целью осуществить воздействие на сознание, ценности, особенности поведения конкретной личности, что требует понимания этики психологом, правильной мотивации речи. Основной социальной функцией речи практического психолога является коммуникативная функция. Также, с помощью речевой деятельности психолог формирует необходимый уровень знаний, умений, поведения, отношений, настроения тех, кто обучается. Особенное значение для речи психолога имеет коррекционная, развивающая, социальная, информативная, культурологическая функции.

Представляется, что в психотерапевтической деятельности особое значение приобретает умение вести диалог. Терапия и консультирование может быть при этом опосредовано техническими средствами, или совершаться напрямую. В первом случае, особенное значение приобретает техника речи: интонация, дикция, тембр голоса. В телефонном и компьютерном режиме психотерапевту советуют обратить внимание на установление открытых, доверительных отношений. В непосредственном общении, по определению Н. Калиной, большое значение имеет амплитуда диалога (глубина межличностного общения), его интенсивность, динамика речевых инициатив, отношение между внутренним диалогом клиента и его внешним диалогом с психологом.

Анализ современных исследований помог нам сделать вывод, что в разных видах профессиональной деятельности психолога есть много общего. Ведь реализация заданий психолога совершается через такие обобщенные виды профессиональной деятельности, как: психодиагностика, коррекция, реабилитация, прогностика. Базовым, интегративным видом

деятельности практического психолога, который проникает и обуславливает все выше перечисленные виды, является психологическое консультирование как особая форма взаимодействия психолога и его клиента. В этом виде деятельности основным методом влияния является определенным образом построенная беседа. Именно в беседе, интервью проявляются и формируются профессионально важные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия, конгруэнтность, а также профессиональная речь психолога.

Особенностями речевых умений и навыков в консультировании являются: гуманистическая направленность речи, искреннее стремление решить проблемы клиента, умение внимательно выслушивать клиента, умение понимать содержание беседы и оттенок чувств клиента, умение объяснять клиенту роль консультанта и цели психологического консультирования, умение проявлять толерантность и эмпатийность в речи, умение находить логические решения проблем клиента, креативность речи, умение ставить совместные с клиентом цели и планы.

Таким образом, речевая деятельность психоло-га-преподавателя, психолога-консультанта, практического психолога имеют много общего. Особенно это касается фонетической и лексической структуры речи, логически-смысловых речевых умений психолога, умения вести консультацию.

Вывод. В связи с тем, что психология постоянно дифференцируется на новые отрасли, имеют перспективу дальнейшие теоретические исследования особенностей, составляющих компонентов, критериев развития профессиональной речи психологов с разной специализацией. А также эмпирические исследования психологических условий, факторов, влияющих на развитие профессиональной речи психологов разных специализаций.

Список литературы:

1. Андрieвська В. В. Дiяльнiсть психолога як проспр мови i мовлення: проблема штегрально! модел1 мовно-мовленнево! компетенци//Наук. зап. 1н-ту психологи 1м. Г. С. Костюка/за ред. С. Д. Максименка. - К.: Н1ка-Центр, - 2009. - Вип. 37.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, - 1991. - 480 с.

3. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова. - М.: Просвещение, -1966. - с. 5-25.

4. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. - М., - 1975. - 304 с.

5. Татенко В. О. Психологична наука i психологична практика: зовшшш та внутршш чинники продуктивного синтезу//Практична психологш: теорш, методи, технологш: Матер. наук. семшару 9-10 червня 1997 р. -К.: Н1КА-ЦЕНТР, - 1997.

6. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания//Вопр. психологии. - 1987. - № 6. - с. 20-30.

184

Секция 7. Психология

7. Bandura A. Social learning theory. - Englewood Cliffs, NJ: Pentice-Hall, - 1977. - 375 p.

8. Chomsky N. Cartesian Linguistics. New York: Harper and Row. 1965. Reprint. Certesian Linguistics. A Chapter in the history of Rationalist Thought Lanham. Maryland: University Press ofAmerica, - 1986.

9. Maslow A. Motivation and personality. - New York: Viking press, - 1971.

10. Miller G. Language and speech. - San Francisco: Freeman, - 1981.

11. Osgood Ch. Psycholinguistics, Cross-Cultural Universals, and Prospects for Mankind. Praeger Publishers, - 1988. ISBN 0-03-059433-2

12. Whorf B. The relation of habitual thought and behavior to language/New-York, - 1956.

Kapirenkova Oxana Nikolaevna, Smolensk Landesuniversität, Anwärter der psychologischen Wissenschaften, der Dozent der Abteilung der allgemeinen Psychologie

E-mail: [email protected]

Sozialmittel als der Faktor des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit

Abstrakt: Grundidee des Artikels diese Studie und eine Studie des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit im Sozialmittel. Auf die Sonderbedingungen des Führens des möglichen kreativnosti der Beschaffenheit in das dringende gesetzt zu werden Akzent. Frühe Diagnose von kreativnosti, Entwicklung seines Niveaus und Kreation der optimalen Bedingungen tragen zur Wirksamkeit des Formteils des dringenden kreativnosti der Beschaffenheit bei.

Keywords: kreativnost der Beschaffenheit, dringendes kreativnost, mögliches kreativnost, Sozialmittel, pädagogisches Mittel, kreativnyy Führer, Diagnose von kreativnosti, kreativnyy Lehrer.

Капиренкова Оксана Николаевна, Смоленский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии E-mail: [email protected]

Социальная среда как фактор формирования креативности личности

Аннотация: Основная идея статьи это изучение и исследование формирования креативности личности в социальной среде. Акцент ставиться на особых условиях перехода потенциальной креативности личности в актуальную. Ранняя диагностика креативности, выявление ее уровня и создание оптимальных условий будет способствовать эффективности формирования актуальной креативности личности.

Ключевые слова: креативность личности, актуальная креативность, потенциальная креативность, социальная среда, образовательная среда, креативный лидер, диагностика креативности, креативный педагог.

Креативность как ключевое качество личности, необходимо формировать с целью развития творческих задатков, способней воспринимать и анализировать, и уметь делать выводы, принимать нестандартные решения в современной действительности. Главной проблемой современного общества, на наш взгляд, была и остается проблема формирования активной творческой личности, в быстро меняющихся условиях существования, а именно поэтапное становление личности в социуме. Психологи и педагоги делают основной акцент на раннее развитие креативности личности: детский сад, школа, при этом остается без

должного внимание становление и дальнейшее формирование креативности в профессиональных образовательных учреждениях. От суда, приоритетной задачей средне профессиональных и высших образовательных учреждений является, не только передача профессионально направленных знаний и навыков, но и создание благоприятных условий, и продуманной системы работы для активного участия каждого студента в организации самообразования, для глубокого и полного раскрытия его личности, и эффективного процесса перехода потенциальной креативности в актуальную. Научить проявлять креативное начало

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.