Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов-бакалавров логопедического профиля к организации социально-педагогической поддержки детей в процессе педагогической практики'

Профессиональная подготовка студентов-бакалавров логопедического профиля к организации социально-педагогической поддержки детей в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / PURPOSE / OBJECTIVES / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / EXPECTED RESULTS / SOCIALLY-ORIENTED PRACTICE / PEDAGOGICAL / LINE OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Т.Н.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов будущих учителей-логопедов к организации социально-педагогической поддержке. Подчеркивается, что основной целью деятельности будущего учителя-логопеда в процессе прохождения педагогической практики становится не только устранение речевых недостатков у детей, но и создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции и социализации в среду общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS SPEECH THERAPY PROFILE TO THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR CHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING PRACTICE

The problem of preparing students for future speech therapists to the organization of social and educational support. It is emphasized that the main objective of the future teacher-speech therapist during the passage of pedagogical practice is not only the elimination of speech deficiencies in children, but also to create the conditions necessary for their personal development, adequate integration and socialization into the midst of.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов-бакалавров логопедического профиля к организации социально-педагогической поддержки детей в процессе педагогической практики»

УДК 378.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Т.Н. Бойко

В статье рассматривается проблема подготовки студентов будущих учителей-логопедов к организации социально-педагогической поддержке. Подчеркивается, что основной целью деятельности будущего учителя-логопеда в процессе прохождения педагогической практики становится не только устранение речевых недостатков у детей, но и создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции и социализации в среду общества.

Ключевые слова: педагогическая и социально-педагогическая поддержка, цель, задачи, социально-педагогической поддержки, направления работы, ожидаемые результаты, социально ориентированная практика.

В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего и высшего образования в Российской Федерации актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с особыми возможностями здоровья. В деятельности любого специалиста по его желанию и умению, может быть реализована или не реализована социально-педагогическая функция, суть которой заключается в использовании специалистом возможностей социума для решения проблем индивида [4]. В связи этим остро встает проблема компетентных педагогических кадров, в том числе компетентных учителей-логопедов. Усиление научного интереса к данной проблеме связано, во-первых, с увеличением количества детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, имеющих отклонения от нормы в речевом развитии (Волкова Л.С., Воробьева В.К., Жукова Н.С., Лалаева Р.И., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б., Шаховская С.Н. и др.). Во-вторых, отмечается тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, комплексного характера речевых нарушений у каждого отдельного ребенка (Мастюкова Е.М., Серебрякова Н.В., Жаренкова Г.И., Ястребова А.В.). В-третьих, гуманизация отношения общества к лицам с проблемами в развитии, интеграция их во все сферы социальной жизни, вносит существенные коррективы в профессиональную деятельность учителя-логопеда. В результате, в современных условиях происходит расширение функций профессиональной деятельности учителя-логопеда, связанной с перестройкой всего процесса воспитания и обучения детей-логопатов, нуждающихся не только в исправлении речевых нарушений, но и квалифицированной поддержке, педагогической защите и социально-педагогической помощи. И наконец, в-четвертых, в условиях введения ФГОС ВПО, определяются новые требования к результатам профессионального обучения, работа по формированию компетентного в социально-педагогическом плане будущего учителя-логопеда должна опираться на выявление затруднений и разработку системы мер, позволяющих в короткие сроки включить студентов в социально-педагогическую деятельность, формирующую у них способность самостоятельного решения образовательных и профессиональных задач.

В настоящее время около 1700 тыс. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с особыми возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании[4]. Наибольшая группа детей с особыми возможностями здоровья - дошкольники с нарушениями речи. Известно, что данная категория достаточно неоднородна по:

• тяжести, структуре, механизму первичного речевого дефекта;

• проявлениям сопутствующих неврологических и психопатологических нарушений;

• вторичных деформаций в когнитивной, эмоционально-волевой, личностных сферах.

При этом дети демонстрируют принципиально различный уровень психологической (личностной и интеллектуальной) и лингвистической (речевой и коммуникативной) зрелости. Имеют различные, не всегда благоприятные, социально-бытовые и психологические условия развития и воспитания. Отсюда следует, что социально-нравственный эффект помощи таким детям огромен. Он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики, проводимой государством и обществом в целом. Мы констатируем, что в современных условиях происходит расширение функций профессиональной деятельности будущего учителя-логопеда, связанной с разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей. Основной целью деятельности будущего учителя-логопеда является не только устранение речевых недостатков у детей, но и создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции и социализации в среду общества. Для выполнения данной цели будущий учитель-логопед должен использовать методы ориентированные на изменение семейной среды, такие как: участие родителей в коррекционно-развивающем обучении; консультирование родителей; обучение педагогов навыкам эффективного педагогического общения; проведение специальных социально-коррекционных мероприятий, направленные на формирование активной жизненной позиции личности ребенка имеющего речевые нарушения.

Наблюдения на практике за деятельностью будущих учителей-логопедов, анкетирование, анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что студенты испытывают значительные трудности в организации социально-педагогической поддержки детей, имеющих речевые нарушения.

Для того чтобы дать существенную характеристику понятию «социально-педагогическая поддержка» необходимо остановиться на более узком понятии «педагогическая поддержка». Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах жизнедеятельности». Интересным на наш взгляд является определение Н.Б. Крыловой «...педагогическая поддержка - это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза»

обнаруживает родство душ». Резюмирую вышесказанное, мы констатируем, что педагогическая поддержка детей состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Социально-педагогическая поддержка - это особая социальная технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе социального диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого.

Социально-педагогическая поддержка имеет сложную операциональную структуру - это и форма профессиональной деятельности будущего учителя-логопеда; это и процесс установления результативного контакта личности с ресурсами и пользования ими; это и сложная система взаимодействия субъектов и объектов социально-педагогической деятельности. Поэтому, как и любое социальное явление, социально-педагогическая поддержка может одновременно существовать, а, следовательно, и рассматриваться как специфическая деятельность, как целостный процесс и как посредническая система.

Как и любая деятельность, социально-педагогическая поддержка подлежит оценке с точки зрения ее эффективности. Основными критериями такой оценки могут быть:

- адекватность диагноза, выставленного учителем-логопедом по проблеме;

- полнота представляемой специалистом информации о ресурсах и возможностях значимых для детей с речевыми нарушениями;

- реальность выбора варианта ресурсов, возможностей и способов их освоения;

- успешность, реалистичность использования избранных ресурсов;

- «психологическая и моральная цена «вспомогающих» усилий специалиста;

- готовность детей к самостоятельному решению проблемы.

Социально-педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку с особыми возможностями здоровья от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самовыражения и личностного роста.

Обзор научной литературы по проблеме социально-педагогической поддержки детей с речевыми нарушениями показал, что вопросы социально-педагогической поддержки в основном отражены в работах, касающихся специфики подготовки будущих специалистов социальной сферы, а подготовка будущего учителя-логопеда по данной проблеме до сих пор остается недостаточно изученной. И не представлена научно обоснованная технология, позволяющая осуществить социально-педагогическую поддержку в процессе прохождения студентами педагогической практики.

Учитывая вышесказанное, перед нами встала задача разработать и внедрить в коррекционный процесс дошкольного учреждения в рамках прохождения студентами педагогической практики технологию социально -педагогической поддержки дошкольников имеющих речевые нарушения. Разработка и внедрение технологии социально-педагогической поддержки позволит будущему учителю-логопеду четко представлять круг своих обязанностей и в будущем стать профессионально компетентным специалистом.

Реализация поставленной цели, как мы определили, будет осуществляться в ходе решения задач социально -педагогической поддержки будущего учителя-логопеда в процессе прохождения педагогической практики:

• Создание оптимальной среды социального развития ребенка-логопата.

• Вовлечение семей воспитанников в образовательное пространство и привлечение их к сотрудничеству.

• Повышение коммуникативных способностей детей, которые служат одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.

• Совершенствование просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

Для решения поставленных задач социально-педагогической поддержки нами были разработаны дополнительные направления работы будущего учителя-логопеда в процессе прохождения педагогической практики и составлена графическая модель социально-педагогической поддержки.

Раскроем содержание модели более детально. СПП детей:

• организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

• коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей:

а) определение положение каждого ребенка в коллективе (Коломенский «Два домика»);

б) выявление лидера, «отверженных»;

в) изучение положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками;

г) коррекционная работа с дезадаптированными детьми:

- индивидуальная работа;

- игры с нравственным аспектом;

- совместные мероприятия.

Ожидаемые результаты и изменения в социальном развитии ребенка:

• повышение уровня социальной компетентности;

• повышение уровня сплоченности детей в группе;

• улучшение эмоционального климата в группе;

• улучшение психологического и соматического здоровья ребенка.

СПП педагогов коррекционного учреждения:

• повышение уровня социально-педагогической компетентности педагогов: проведение семинаров-практикумов, «круглых столов», семинаров-диспутов;

• удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей-логопатов и взаимоотношений с их родителями: проведение нетрадиционных досуговых мероприятий с участием родителей, родительские клубы.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня социально-педагогической компетентности и развитие ощущения профессиональной состоятельности у педагогов;

• постепенная трансформация монологического стиля общения педагога с родителями в диалогический;

• высокая готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

СПП родителей:

• «воспитание» родителей: школа для родителей — групповые семинары, практикумы;

• удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы: творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в коррекционно-образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня родительской компетентности;

• гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

• повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками коррекционного учреждения.

Учитывая данные предположения о направлениях и результатах социально-педагогической поддержки детей с нарушениями речи, мы скорректировали организацию работы студентов в период прохождения педагогической практики и выделили три этапа социально-ориентированной практики.

Цель подготовительного этапа - сформировать у студента будущего учителя-логопеда общее системное представление о сущности коррекционной и социально-педагогической деятельности.

Задачи: познакомить студентов с различными типами и видами различных типов коррекционных образовательных учреждений города; расширить представлений о полифункциональной деятельности учителя-логопеда; дать представление о социальном взаимодействии специалистов коррекционно-образовательного процесса учреждения; отработать умение вести наблюдение за коррекционно-развивающим и социально-педагогическим процессом, составлять характеристику воспитательных возможностей социальной микросреды.

На втором этапе (основной) происходит накопление знаний студентов о проблемах социально-педагогической деятельности будущего учителя-логопеда. Целью является формирование у студентов мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми-логопатами, овладение системой специальных социально-педагогических знаний, умений и навыков, происходит накопление знаний о проблемах формирования социально -педагогической компетентности.

Задачи: знакомство с практикой коррекционного развития и социального воспитания, осуществляемого учителем-логопедом в специальном образовательном учреждении; формирование умений наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт наставника по коррекционной и воспитательной работе с детьми; самостоятельное проведение мероприятий с целью выработки компетенций осуществлять социально-педагогическую работу с детьми, родителями, другими специалистами коррекционного процесса; освоение элементарных исследовательских умений (проведение наблюдения, беседы, анкеты).

На третьем этапе (обобщающий) целью педагогической практики является формирование у студента целостных представлений о социальной обусловленности коррекционно-педагогической деятельности; отработка навыков и умений установления и поддержания контакта с родителями детей, имеющих речевые нарушения, оказание помощи родителям таких детей по вопросам семейного воспитания (консультирование, посредничество, просвещение). Данный этап практики посвящается отработке методов и приемов работы с различными категориями детей, имеющих сложные речевые нарушения.

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что предложенная технология социально-педагогической поддержки детей с речевыми нарушениями способна усовершенствовать образовательный процесс в дошкольном учреждении с целью успешной адаптации, интеграции и социализации детей в среду общества. А социально ориентированная модель организации педагогической практики может быть использована в системе высшего

профессионального образования при подготовке будущих учителей-логопедов способных реализовать свой потенциал для успешной социально-педагогической деятельности.

The problem of preparing students for future speech therapists to the organization of social and educational support. It is emphasized that the main objective of the future teacher-speech therapist during the passage of pedagogical practice is not only the elimination of speech deficiencies in children, but also to create the conditions necessary for their personal development, adequate integration and socialization into the midst of. Key words: pedagogical, social and pedagogical support, purpose, objectives, socio-pedagogical support, line of work, expected results, socially-oriented practice.

Список литературы

1. Аслаева Р.Г. Стратегия социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук:13.00.08 / Р.Г. Аслаева; ГОУ ВПО «Башкирский гос. пед ун-т им. М. Акмуллы». Ижевск, 2011.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания/ Дефектология. 2012. № 3. С. 14-19.

4. Назарова Н.М. Проблемы и перспективы подготовки психолого-педагогических кадров для работы в системе специального образования лиц с ограниченными возможностями //Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М., 1999.

5. Ядвиршис Л.А. Методические рекомендации по социально-педагогической практике по специальности 031300 «Социальная педагогика». Брянск, изд-во БГУ 2005.

Об авторе

Бойко Т.Н. - старший преподаватель кафедры педагогики и социального образования, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bovkotanya32@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.