Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагогов социально-культурной деятельности к реализации здоровьеформирующего потенциала медиаобразования'

Профессиональная подготовка педагогов социально-культурной деятельности к реализации здоровьеформирующего потенциала медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHERS’ TRAINING / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / HEALTH SAVING / HEALTH EDUCATION / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леван Татьяна Николаевна

Дана оценка здоровьеформирующего потенциала медиаобразования в целом и применительно к области развития личности средствами творчества. Рассмотрена проблема профессионального образования педагогов социально-культурной деятельности для осуществления медиаобразования с целью формирования здоровья детей и подростков. Описан вариант решения этой проблемы на примере дисциплины по выбору «Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Cultural Teachers Training in the Field

In article the assessment of health-education potential of media education as a whole and in relation to the area of personality development by means of creativity is represented. The problem of sociocultural teachers’ professional education concerning children’s and teenagers’ media education for the purpose of health education is considered. The author’s solution of this problem – an elective discipline “Media education: media literacy and health” – is described.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагогов социально-культурной деятельности к реализации здоровьеформирующего потенциала медиаобразования»

членами общественных объединений, целью деятельности которых является защита природы родного края. В этом можно усматривать нарождающиеся элементы позитивного опыта социализации выпускников детского дома, их овладение надлежащими навыками командного взаимодействия в вопросах природоохранной деятельности. Как пишет Н. Д. Никандров, «основным результатом деятельности педагогического коллектива должно быть воспитание человека с социально-активным поведением, то есть проводника в жизнь правовой политики, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества» [5. С. 3]. Выражаем надежду на то, что одной из основных зон социальной активности сможет стать забота о природе родного края, его истории, а средства, призванные поддержать поиск юных хранителей природы и ее исследователей, всегда будут носить безопасный характер.

Список литературы

1. Зотова, И. В. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищенных детей / И. В. Зотова,

О. Ю. Латышев // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Оценка качества образования-2007». М., 2007. С. 126-131.

2. Капустина Е. Н. Работа социальной службы детского дома / Е. Н. Капустина, О. Ю. Латышев // Социал. педагогика. 2012. № 1. С. 88-95.

3. Латышев, О. Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений // Материалы XII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей <Же1ат-2005».

Н. Новгород, 2005. С. 131-132.

4. Латышев, О. Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов // Школ. технологии. 2006. № 1. С. 85-94.

5. Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3-15.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 324-327.

Т. Н. Ле-ван

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Дана оценка здоровьеформирующего потенциала медиаобразования в целом и применительно к области развития личности средствами творчества. Рассмотрена проблема профессионального образования педагогов социально-культурной деятельности для осуществления медиаобразования с целью формирования здоровья детей и подростков. Описан вариант решения этой проблемы на примере дисциплины по выбору «Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье».

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, здоровьесбережение, формирование здоровья, профессиональная подготовка педагогов, социально-культурная деятельность.

С развитием информационного общества которые пропагандируют массмедиа, далеко медиаобразование становится насущной по- не всегда соответствуют гуманистическому требностью каждого индивида, поскольку посылу развития цивилизации. И именно ме-массмедиа приобрели статус социального ин- диаобразование позволяет человеку научиться ститута и «задают пространство социально до- соотносить то, к чему призывают и что демон-пустимого, равно как и социально предписы- стрируют СМИ, со своей системой взглядов, ваемого поведения, а не укладывающееся в эти интересами, морально-этическими нормами, рамки поведение определяют как достойное чтобы не нанести вред своему физическому, порицания или даже наказания» [7. С. 111- психологическому и духовно-нравственному 112]. При этом модели поведения и ценности, благополучию, то есть своему здоровью.

Здоровье - одна из приоритетных ценностей человечества. Холистическое понимание здоровья (единство физического, психологического и духовно-нравственного компонентов) соответствует в целом методологии современных человековедческих наук. Холистический подход к здоровью развивается благодаря исследователям Р. И. Айзману, Н. М. Амосову, В. Ф. Базарному, И. И. Брехману, Э. Н. Вайнеру, В. Е. Давыдовичу, В. П. Казначееву, В. В. Колбанову, Ю. П. Лисицину, А. Г. Мад-жуге, А. Е. Чекалову. Эти и другие ученые и педагоги однозначно утверждают, что здоровью (умению быть здоровым) необходимо учить, то есть следует формировать здоровье человека. В контексте педагогики мы рассматриваем формирование здоровья как целенаправленную систематическую образовательную деятельность, ориентированную на развитие у субъектов образовательного процесса потребности созидательно относиться к себе и окружающему миру, выражающейся в их активной деятельности, связанной с освоением и применением знаний о здоровье. В таком понимании формирование здоровья представляется обязательным условием социализации, самоактуализации и самореализации личности в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [6].

Здоровьеформирующая деятельность логично вписывается в идеологию медиаобразования. Согласно европейской «Резолюции по медиаобразованию и новым технологиям» (1989), оно должно готовить людей к жизни в демократическом гражданском обществе, для этого медиаобразование дает понимание структуры, механизмов и содержания медиа, развивает способности независимого критического суждения о содержании медиа [8]. Именно независимость позволяет человеку противостоять негативному влиянию массовой информации: побуждению к совершению деструктивных для здоровья действий, формированию безразличного отношения к насилию и жестокости, приобщению к психоактивным веществам (табаку, алкоголю, наркотикам), отрицанию семейных ценностей и формированию неуважения к родителям (ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5]).

Независимость, самостоятельность и самобытность суждений - приоритеты личностно развивающего образования (концептуальной основы модернизации российского образова-

ния). Однако традиционно формированием этих качеств личности занималась педагогическая область творческого развития ребенка - школьные предметы художественно-эстетического цикла, дополнительное образование художественно-эстетической направленности. На наш взгляд, в них заложен существенный здоровьеформирующий потенциал, в том числе связанный с развитием медиаграмотности, то есть способности человека адаптироваться к новому культурно-информационному контексту жизни, развить навыки самостоятельности и критичности в восприятии информации, в том числе массового характера.

Вслед за идеологом зарубежной медиапедагогики Эвлин Бевор, мы видим в медиаобразовании особое педагогическое отношение: использование при любом удобном случае возможностей медиа для развития личности учащегося. Следовательно, любой педагог обязан владеть методикой медиаобразования в контексте личностно ориентированного образования, что не характеризует большинство современных представителей педагогического корпуса России. Причины этой проблемы кроются, например:

- в отсутствии в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования дисциплин, которые бы знакомили будущих педагогов с закономерностями функционирования массмедиа и способами адекватного взаимодействия с ними, с методикой медиаобразования;

- в нежелании педагогов тратить «драгоценное учебное время» на «посторонние вопросы» (что демонстрирует отсутствие мотивации на деятельность в области медиаобразования).

Действительно, традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены [1. С. 24-25]. Однако модернизация образования обозначила иные векторы - мыследеятельностный подход, приоритет развития личности гражданина информационного общества через формирование ключевых компетенций, составляющих основу самоактуализирующейся, самопознающей и самоорганизующейся личности.

В. В. Сериков выделяет значимые личностные компетенции («феномены»), лежащие в основе духовности и представляющие собой, по мнению исследователя, основу личностно

ориентированного образования: избирательность, рефлексия, направленность на другого, способность к поиску смысла, ответственность, самоорганизованность (саморегулиру-емость), креативность, ответственность, самореализация (осуществление своей индивидуальности), внутренняя свобода [3].

Все эти компетенции успешно формируются, как было сказано выше, в процессе социально-культурной деятельности, специалисты которой работают в области социальнокультурного творчества, досуга, рекреации и туризма, культурно-воспитательной деятельности и образования. Подготовка работников социально-культурной деятельности для образовательных организаций и учреждений культуры ведется, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 071800 «Социально-культурная деятельность», в котором перед выпускником ставятся такие профессиональные задачи, как создание культурных программ и мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков, взрослых, организацию их досуга; использование культурного наследия для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения; культурно-просветительская и воспитательная деятельность, в том числе популяризация здорового образа жизни; участие в деятельности по социокультурной адаптации лиц с нарушением социализации и отклоняющимся поведением и ряд других [4].

Анализируя данный стандарт, мы обнаружили ряд противоречий.

1. Несмотря на то что выпускник должен знать закономерности развития индивидуума в современном обществе, должен использовать современные методы организации досуга и культурного развития человека, в стандарте отсутствуют дисциплины, знакомящие студента с функционированием массмедиа.

2. По замыслу разработчиков стандарта, выпускник должен вести воспитательно-просветительскую деятельность в области формирования здоровья, однако в стандарте нет дисциплин, дающих необходимые для этого знания и соответствующие профессиональные компетенции (наиболее близкая по тематике дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» не знакомит с данными вопросами, она дает лишь знания по обеспечению безопасности деятельности учреждений культуры, основам

гражданской обороны и методике выживания в экстремальных ситуациях).

3. Несмотря на значимость массмедиа как социального института в информационном обществе, студенты изучают единственную дисциплину, связанную с этой тематикой «Основы информационной культуры и информатики», где центральным объектом рассмотрения является компьютер, а остальные медиа представлены лишь как информационные ресурсы социально-культурной деятельности, но не как средства реализации различных профессиональных задач.

Все это явилось основанием разработки и внедрения в образовательный процесс вуза элективной дисциплины «Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье» [2]. Данная работа осуществляется на базе Социального института Московского городского педагогического университета, где получают профессиональное образование бакалавры социальнокультурной деятельности.

Цель курса - формирование у студентов навыков эффективного использования дидактического потенциала современных явлений медиакультуры в профессиональной деятельности. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

- ознакомления студентов с основами методологии медиаобразования;

- формирования у студентов представления об особенностях различных массмедиа;

- развития у студентов навыков использования технологии «Медиаграмотность и здоровье» для формирования информационной культуры и культуры здорового образа жизни.

Программа содержит три раздела. В первом разделе («Технология «Медиаграмотность и здоровье») в системе здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении» рассматриваются понятия здоровья и медиаграмотности в контексте здоровьеформирующей деятельности в образовании, принципы педагогики здоровья как основа противодействия факторам риска (на уровне школы и всего общества), концептуальная основа формирования здоровья.

Второй раздел («Основы медиаобразования») дает студентам подробное представление о процессе массовой коммуникации, специфике информационного пространства детей различного возраста, методологии медиаобразования, организационно-технологических основах медиаобразования в социально-культурной деятельности.

Третий раздел («Работа с различными типами медиа в образовательном учреждении») посвящен анализу содержания и методики организации медиаобразования на материале телепередач, художественных, документальных, учебных фильмов, мультфильмов, детской и молодежной периодики, рекламы, виртуального пространства (компьютерных игр, социальных сетей).

Таким образом, дисциплина вносит вклад в подготовку работников социально-культурной сферы, способных конструировать содержание своей профессиональной деятельности с учетом принципа рационального взаимодействия с информационной средой, содействующих социализации детей и взрослых и формированию у них общей культуры, информационной культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.

Список литературы

1. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Ку-люткин, И. В. Муштавинская. СПб., 2002. 48 с.

2. Ле-ван, Т. Н. Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье // Сборник учебных

программ для бакалавриата. М., 2010. С. 352365.

3. Сериков, В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. 2007. № 10. С. 3-12.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 071800 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm16-

1.pdf

5. Федеральный закон от 29 декабря

2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=law;n=133372

6. Формирование здоровья детей и подростков в условиях непрерывного образования / под общ. ред. Т. Н. Ле-ван. Новосибирск, 2013. 167 с.

7. Черных, А. И. Медиа и демократия. М.; СПб., 2011. 272 с.

8. Council of Europe. Resolution on education and media and the new technologies. Strasbourg, 1989. § 5. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.