Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе'

Профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чагоров Егор Николаевич

В статье рассмотрен механизм профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов на основе технологии их побуждения к развитию самостоятельности в процессе профессионального самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе»

УДК 378.14.015.62

Е. Н. Чагоров

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрен механизм профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов на основе технологии их побуждения к развитию самостоятельности в процессе профессионального самовоспитания.

Ключевые слова: самовоспитание, самостоятельность, профессиональная подготовка.

Проблема формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности является одной из самых актуальных на современном этапе развития общества. Педагогика высшей школы должна определить цели и задачи, содержание обучения, а также основные тенденции становления и развития теории и практики эстетического воспитания. На сегодняшний день существует целый ряд проблем, которые необходимо решать на совершенно ином уровне развития теории обучения студентов в условиях высшей школы. Выделим несколько подходов, разработка которых требует незамедлительного решения:

- аксиологический, определяющий основы гуманистической направленности современного содержания образования;

- деятельностный (наиболее полно разработанный в музыкальной педагогике, позволяющий определить методические способы реализации музыкального воспитания на практике), выявляющий творческую направленность деятельности личности, способы овладения студентом культурой умственного труда, речи, коммуникации. На данном этапе развития музыкального образования наибольшую актуальность приобретает личностный подход, определяющий уровень актуализации какого-либо пласта социальной культуры, уровень адаптации личности к условиям социальной среды и уровень обособления в целях сохранения своей индивидуальности;

- социологизаторский, позволяющий соотнести определенную культуру с историческим периодом ее развития.

Данные научные категории достаточно полно разработаны в общей педагогике, но необходимо соотнести их с особенностями организации системы эстетического воспитания, в том числе средствами музыки. В современных условиях изменяются способы восприятия музыки и возникают новые проблемы, непосредственно с ним связанные: торжество комитатного восприятия музыки, когда она сопровождает человека при выполнении самых разнообразных видов деятельности (во время еды, поездки в автобусе, подготовки к занятиям) и выступает только как определенный фон. Идет восприятие легкой музыки, не требующей работы сознания, души, формируется поверхностное несерьезное отношение к музыке. Постоянно звучащие звуковые сигналы создают проблемы со слуховым восприятием, когда человек слушает, но не слышит, с усвоением музыкальных произведений.

Вопросы повышения уровня подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта будут во многом зависеть от решения обозначенных выше проблем. Нужно отметить, что в музыкальной педагогике принята точка зрения С. Щацкой, Б. Яворского, Н. Гродзенской, осуществивших анализ основ музыкально-эстетического воспитания и считавших приоритетным музыкальное просвещение [1].

На современном этапе развития общества, на наш взгляд, можно выделить сближение культуры детей с культурой взрослых: проведение конкурсов красоты и конкурсов «Евровидение» среди детей и взрослых и использование детьми тех же песен, которые поют взрослые. И возникают вопросы: что должно явиться содержанием музыкального воспитания детей, как можно использовать компьютер в качестве средства знакомства с музыкальными произведениями и развития интереса не только к легкой, но и классической музыке? Методически не обыгрывается возможность использования на уроках музыки интерактивной доски.

Для создания условий эффективной подготовки студентов музыкального факультета к профессионально-педагогической деятельности в качестве ориентира можно выбрать профессиограмму учителя музыки: любовь к детям, интерес к своему делу, профессиональные способности, умение как бы заново открывать для себя глубину содержания музыкальных произведений, знание того, что происходит не только в мире музыки, но и в других областях искусства. Подготовка педагога-музыканта эффективна, если она включает саму музыкально-педагогическую деятельность, если у студента есть творческое начало и развивается готовность к творческой деятельности.

Подготовка студента к будущей профессиональной деятельности учителя музыки будет определяться наличием у него общепедагогических и специальных способностей. Необходимо учитывать, что все способности проявляются и формируются сначала в деятельности общепедагогической, а затем специальной, поэтому нельзя рассчитывать на то, что учитель музыки - хороший музыкант, а педагогический опыт придет в дальнейшем. Должна быть четкая интеграция общепедагогических и музыкальных способностей. В плане формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности, на наш взгляд, интересны замечания П. П. Блонского, который считал, что на первом курсе педагогического института нужно давать знания по вопросам этики, эстетики, философии, социологии и, когда у студента сформируется определенная система общегуманитарных педагогических знаний, можно знакомить его со специальными знаниями. Общегуманитарные знания выступают как фундамент, на котором можно строить любое знание.

В то же время необходимо учитывать, что многие студенты не видят себя в будущем педагогами, поэтому необходимо особое внимание уделять общепедагогической и специальной подготовке. Поэтому важную роль приобретает освоение студентом того, как пробудить у учащихся интерес к музыке. Он должен овладеть суммой знаний, умений и навыков в самых различных областях, освоить современные технологии обучения.

В педагогической литературе подчеркивается значимость уровня развития общепедагогических способностей для формирования специальных. Чтобы вся система подготовки студента к профессиональной деятельности была эффективной, особенно педагога-музыканта, необходима разработка на основе современных теоретических положений системы межпредметных связей.

Подготовку педагога-музыканта к профессиональной деятельности необходимо организовывать с учетом появления новых понятий, таких как массовая культура, элитарная, народная субкультура, виртуальная музыка. Человек должен проявлять в освоении культурного наследия креативность, сохранять определенный уровень самостоятельности в оценке ценностей культуры.

Это возможно в случае, если самостоятельность обучающихся является предметом их профессиональной подготовки и они побуждаются к самовоспитанию. Ее содержание является достаточно разнообразным по формам, по используемым методам, оценке и контролю результатов деятельности. На современном этапе развития высшей школы приоритет получает самостоятельная деятельность будущего профессионала, направленная на совершенствование педагогических умений и навыков.

Гуманитарные исследования

С целью определения отношения студентов первого курса к самостоятельной работе был проведен мини-опрос «Что вы вкладываете в понятия "Самовоспитание", "Самообразование"?». Обобщив результаты, можно дать следующее определение: «самовоспитание - это систематическая деятельность человека, направленная на выработку им или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным моральным социально обусловленным идеалом. Иными словами, самовоспитание можно назвать самосовершенствованием личности. Самообразование тесно связано с самовоспитанием и направлено на приобретение систематических знаний в какой-либо интересующей человека области знаний. Самообразование предполагает наличие интереса, целеустремленности, настойчивости, внутренней организованности, трудолюбия. Формы самообразования - это изучение различной литературы, посещение музеев, выставок и т.д., использование интернет-ресурсов. В принципе, эти два понятия схожи по своей цели, так как предполагают развитие личности, переход к более качественному состоянию. Согласно результатм исследований Л. С. Выготского, любое воспитание, в конечном счете, и есть самовоспитание, так как практически невозможно научить чему-то человека, если он сам не захочет, то есть нужна определенная мотивация» [2].

Анализируя ответы студентов, необходимо отметить, что они дают достаточно правильное толкование понятия «самовоспитание», указывают на значимость формирования личности, обозначают формы организации самостоятельной работы. В то же время ни в одной анкете не было указано, занимается ли сам студент самовоспитанием, может ли он организовать самостоятельно усвоение какого-либо учебного материала, вызвавшего у него интерес помимо учебной программы, предлагаемой учебным заведением. Кроме этого, ни один студент не указал, как контролировать правильность выполнения поставленных перед собой целей, как организовать пошаговый контроль, какими методами необходимо овладеть, чтобы организовать саму эту деятельность.

Анализ периодических изданий по вопросам подготовки к самостоятельной работе показал, что практически все учащиеся 10-11 классов занимаются с репетиторами и у них изначально не формируется потребность в умении работать самостоятельно, так как они привыкают к мысли, что кто-то им поможет. Такая организация системы самовоспитания не только способствует формированию учебных знаний, умений и навыков, но и, что самое главное, формирует личность с недостаточно развитыми социально значимыми качествами, с отсутствием волевых качеств.

Организация системы самовоспитания, готовность обучающегося к самостоятельной работе приобретают особую значимость в последние годы и связаны с формированием универсальных учебных действий, понимаемых как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенстваванию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия должны помочь самостоятельно ставить перед собой учебные цели, находить способы их реализации с учетом особенностей памяти и мышления, типологических свойств, наличия или отсутствия волевых качеств, индивидуального стиля деятельности, способности критически оценивать уровень достижения результата. Должны быть созданы условия для реализации личностью готовности к непрерывному образованию и профессиональной мобильности, приобретающих в современных условиях наибольшую значимость.

Учебная деятельность, включающая в себя мотивы, учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку, должна реализовываться с учетом личных и личностных данных участников образовательного процесса. Наиболее значимым становится то, насколько самостоятельно личность может поставить перед собой задачу и определить, какими способами она может быть решена. Например, задача, как установить контакт с классом, отвечает на вопросы «что?» и «как?», т.е. какими способами, она будет решена.

Решение задачи будет всегда индивидуально с учетом личностных, профессиональных, деловых, индивидуальных особенностей педагога, эффективность этого решения -показатель уровня самостоятельности педагога-музыканта в процессе принятия каких-либо решений.

В формировании готовности к самостоятельной деятельности, к организации системы самовоспитания особую значимость приобретают личностные данные. Например, некоторые психологи говорят о том, что у человека должна быть сформирована потребность в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии и самореализации [3].

Личностный показатель готовности к самостоятельной деятельности должен включать уровень профессионального самоопределения, способность соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентацию в социальных ролях [3].

В учебных планах высшей школы выделяются часы на самостоятельную работу студентов, с тем чтобы сформировать у них осознанное отношение к восприятию учебно-познавательной информации, развитию коммуникативных умений, способности к регулятивным действиям, иными словами, возможность планировать конечный результат с промежуточным, прогнозировать итоги своей деятельности, владеть методами коррекции, подразумевающими внесение необходимых дополнений по ходу самой работы.

Конечный результат подготовки студентов будет определяться тем, насколько взаимосвязаны организованная и самостоятельная деятельности студента.

Таким образом, проблема подготовки педагога-музыканта к профессиональной деятельности связана с необходимостью соотносить этап формирования с теми требованиями, которые предъявляются в данный момент обществом.

Список литературы

1. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2002. - 264 с.

2. Бергер, Н. Современные концепции и методика обучения музыке / Н. Бергер. - СПб. : Питер, 2004. - 348 с.

3. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.

Чагоров Егор Николаевич Chagorov Egor Nikolaevich

аспирант, postgraduate student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: pippo@pnzgu.ru

УДК 378.14.015.62 Чагоров, Е. Н.

Профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе / Е. Н. Чагоров // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.