Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка младшего медицинского персонала в России в 1890-1917 гг'

Профессиональная подготовка младшего медицинского персонала в России в 1890-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / HISTORY OF EVERYDAY LIFE / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / THE PRE-REVOLUTIONARY HISTORY OF RUSSIA / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MEDICAL STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбушина Анна Андреевна

К началу XX века в России насчитывалось всего около 20 тысяч врачей, и такое количество не удовлетворяло всех потребностей общества в медицинской помощи. Недостаток специалистов старались компенсировать за счет увеличения числа ухаживающего персонала. Однако, даже во многих городских больницах, не говоря уже о земских и сельских, зачастую не было и по одной сиделке на отделение. Кроме того, на этих сиделок помимо их прямых обязанностей по уходу за больными возлагалась и работа по хозяйству: уборщицами, посудомойками и прачками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF JUNIOR MEDICAL STAFF IN RUSSIA 1890-1917

By the beginning of the second decade of the 20th century in Russia, there were only about 20 thousand doctors, and this amount did not satisfy all the needs of society in health care. The deficit of specialists tried to compensate by increasing the number of nursing staff. However, even in many urban hospitals, not to mention rural, often was not one nurse on the section. Moreover, these nurses beyond their duties to care for the patients were involved in household work like cleaners.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка младшего медицинского персонала в России в 1890-1917 гг»

УДК 94(47).083

Горбушина Анна Андреевна

аспирант кафедры Новой и Новейшей истории России

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:

Ashtoret lat@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИИ

В 1890-1917 ГГ.

Anna A. Gorbushina

post-graduate student of the Department of Modern and Contemporary history of Russia

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: Ashtoret lat@mail.ru

PROFESSIONAL EDUCATION OF JUNIOR MEDICAL STAFF IN RUSSIA 1890-1917.

Аннотация. К началу XX века в России насчитывалось всего около 20 тысяч врачей, и такое количество не удовлетворяло всех потребностей общества в медицинской помощи. Недостаток специалистов старались компенсировать за счет увеличения числа ухаживающего персонала. Однако, даже во многих городских больницах, не говоря уже о земских и сельских, зачастую не было и по одной сиделке на отделение. Кроме того, на этих сиделок помимо их прямых обязанностей по уходу за больными возлагалась и работа по хозяйству: уборщицами, посудомойками и прачками.

Ключевые слова история медицины, история повседневности, дореволюционная история России, медицинский персонал.

Abstract. By the beginning of the second decade of the 20th century in Russia, there were only about 20 thousand doctors, and this amount did not satisfy all the needs of society in health care. The deficit of specialists tried to compensate by increasing the number of nursing staff. However, even in many urban hospitals, not to mention rural, often was not one nurse on the section. Moreover, these nurses beyond their duties to care for the patients were involved in household work like cleaners.

Key words: the history of medicine, history of everyday life, the pre-revolutionary history of Russia, the medical staff.

Объектом исследования является младший медицинский персонал России начала XX века.

Предмет - вопрос профессиональной подготовки квалифицированных кадров медицинских работников младшего звена.

Цель данной статьи - рассмотреть различные пути решения вопроса нехватки квалифицированного младшего медицинского персонала.

Хронологические рамки включают период с 1890 года, с которого начинает складываться новый облик земств, до начала 1917 года, когда в связи с революцией произошла кардинальная смена направления в развитии всех сфер жизни.

Территориальные рамки охватывают пространство Российской империи в границах 1890-1917 гг.

Наибольшую группу источников при написании данной статьи составили периодические издания: специальные медицинские журналы и газеты, такие как «Общественный врач» и «Фельдшерский вестник», различные врачебно-санитарные хроники - периодические издания городских самоуправлений.

Также при работе над статьей были использованы законодательные акты, изданные в рассматриваемый период. В первую очередь, - это «Врачебный устав» в редакции 1894 года, в котором приводится полный список экзаменов, необходимых для работы на тех или иных медицинских должностях.

В историографии исследуемой проблемы в целом можно выделить три крупных этапа: дореволюционный, советский и современный.

На первом этапе появляются работы в основном описательно-обобщающего характера. Авторами большинства трудов были практикующие врачи, стоявшие у истоков деятельности земских учреждений. К данным работам относятся такие монографии как «Библиографический указатель по земско-медицинской литературе» Д.И. Жбанкова, «Земская медицина» И.И. Моллесона, «Медицинские общества России» И. Нейдинга [3; 8; 9], в которых врачи пытались осветить вопросы, связанные с медицинским обслуживанием населения и проблемами организации здравоохранения в земствах.

История медицины и отдельных вопросов здравоохранения в большом количестве работ советских ученых упоминается в контексте истории земской медицины [5; 6; 11]. Исследования по данному направлению охватывают вопросы, затрагивающие проблемы врачебного самоуправления в российских губерниях и роль медицинских обществ и их съездов в этом процесс. К числу наиболее значимых работ второй половины XX века относятся монографии В.Р. Лейкиной-Свирской, Н.М. Пирумовой [7; 10].

© Горбушина А.А., 2015

В последние годы появился целый ряд диссертаций, включающих изыскания по данной проблематике. В исследовании И.В. Егорышевой «История борьбы медицинских обществ с голодом русской деревни (18731913)» [2] рассматриваются вопросы, касающиеся общественной деятельности медицинских работников. Особый вклад в изучение внесла Ю.А. Яворская, вторая и третья главы ее диссертации «Медицинская интеллигенция в социокультурном пространстве российской провинции: 1860-е - 1917 гг.» [13] посвящены генезису и социально-профессиональным характеристикам медицинской интеллигенции, подробно описана роль интеллигенции в становлении системы государственного здравоохранения России. Достаточно обширная историография вопроса говорит о наличии интереса среди ученых к истории медицины в целом и отдельным проблемам и вопросам в частности. Однако подготовка младшего медицинского персонала как самостоятельный объект исследования не рассматривается ни в одной из работ.

Прежде всего, отметим, кого на рубеже Х1Х-ХХ веков можно было причислить к категории младшего медицинского персонала: в первую очередь, это сиделки и санитарки, а также повивальные бабки и оспопрививаельницы.

Теперь обратимся к тому, что непосредственно касалось подготовки данных работников.

Начнем с требований, которым должен был удовлетворять ухаживающий персонал на рубеже Х1Х-ХХ веков. В статье И. Зальцберга «К вопросу о подготовке ухаживающего персонала» [4, С.141] в журнале Общественный врач за 1913 год приводится следующий список необходимых навыков и умений, которыми должен был обладать кандидат на должность помощника врача:

1) быть грамотным и хотя-бы до некоторой степени интеллигентным;

2) обладать необходимыми знаниями по уходу за больными и госпитальной гигиены и профилактики

И при этом ведать только уходом и ничем более.

Конечно же, это были идеальные представления, в действительности все обстояло несколько иначе.

К началу XX века в России насчитывалось всего около 20 тысяч врачей [13, С.67], и такое количество не удовлетворяло всех потребностей общества в медицинской помощи. Недостаток специалистов старались компенсировать за счет увеличения числа ухаживающего персонала. Однако, даже во многих городских больницах, не говоря уже о земских и сельских, часто не было и по одной сиделке на отделение. Кроме того, на этих сиделок помимо их прямых обязанностей по уходу за больными возлагалась и работа по хозяйству: уборщицами, посудомойками и прачками.

Что же касалось, более квалифицированного медицинского персонала - фельдшеров, то попытки возложить всю работу по уходу за больными на них, путем улучшения их специальной подготовки привели к обратному результату: уровень курсов в некоторых фельдшерских школах практически ничем не отличался от университетского и многие фельдшера обладали теми же знаниями, что и студенты медицинских вузов. Это привело к возникновению противоречий между врачами и подчиненными им медицинскими работниками, не желавшими мирится со своим положением: фельдшерский персонал, находящейся в смысле подготовки в одинаковых условиях со вновь окончившими врачами, как было сказано выше, был обречен пожизненно на малоинтересную работу. Конечно, в некоторых случаях и сами врачи вынуждены были подрабатывать в качестве среднего, а то и даже младшего персонала, однако такая работа «лекарских помощников» воспринималась ими лишь как временная, поэтому они легче мирились с ней.

Некоторые больницы решили преодолеть эти противоречия путем замены фельдшеров на сестер милосердия.

Благодаря этой реформе, очевидно, предполагалось, во-первых, без особых затрат увеличить численный состав вспомогательного персонала, а во-вторых, на этот персонал, обладающий очень малой медицинской подготовкой и, следовательно, лишенный претензий возложить весь уход за больными во всем его объёме.

Данный подход не оправдал связанные с ним ожидания. Дело в том, что те сестры, которые пришли в больницы взамен фельдшеров, в большинстве своем были малограмотны и совершенно не квалифицированы, так как вопрос их подготовки практически не затрагивался. Данный порядок был заимствован на западе. Однако там госпитали не испытывали недостатка во врачах, и обязанности фельдшеров исполняли молодые врачи. Если же это звено выкинуть из всей цепи персонала, имеющего отношение к больному, то получится пробел, который при старом порядке все же заполнялся фельдшерским персоналом, при новом же ничем не компенсировался.

Другой попыткой создания компетентного ухаживающего персонала была организация земских школ для сиделок [4, С.142]. Такие школы существовали лишь в некоторых земствах. К сожалению, в нашем распоряжении имеются слишком скудные сведения о подобных начинаниях. Известна одна такая школа, которая функционировала насколько лет при Нагартавской лечебнице Херсонского уезда. Школа эта была рассчитана на 10 учениц. Половина из них получала стипендии от земства. В школу принимались лица женского пола не моложе 16 лет и не старше 40 лет, хорошо грамотные. Курс преподавания был рассчитан на год. Начальный уровень подготовки учениц по анатомии, физиологии, гигиене, профилактике и уходу был элементарным. Особенное внимание обращалось на усвоение ученицами понятий о сущности болезни, путях ее распространения и предохранительных мерах. Через некоторое время после начала теоретических занятий ученицы допускались к работе в лечебнице: помогали фельдшерскому персоналу, дежурили и проходили весь практический курс ухода за больными. Теоретические предметы преподавались врачами, практические же занятия проходили под руководством фельдшерского персонала, контролируемого врачами. Врачи и фельдшерский персонал получали за занятия с ученицами особое вознаграждение. Нагартавская школа ежегодно обходилась земству приблизительно в 1500 руб, которые распределялись следующим образом:

вознаграждение врачам - 400 руб., фельдшерскому персоналу - 100, стипендии неимущим ученицам - 400, стол для дежурных учениц - 200, учебные пособия - 150, и прочие мелкие расходы - 50 рублей.

В конце срока обучения все ученицы сдавали экзамен в присутствии члена управы, после успешной сдачи которого выдавалось соответственное удостоверение. Заведующий Нагартавской лечебницей, при которой была открыта данная школа, доктор М.М. Герман исключительно положительно отзывался о выпускницах, назвав их «добросовестными и разумными работницами» [4, С.142]. Аналогичная школа имелась в Калязинском земстве.

В некоторых земствах при больницах существовали курсы для сиделок: с 1900 года в Вологодской губернии [12, С.81], с 1908 года при Екатеринославской губернской больнице, при психиатрических больницах Смоленска, Херсона и больнице св. Пантелеймона в Петербурге.

Екатеринаславским земством было выделено на устройство данных курсов 1700 рублей, и был принят следующий порядок обучения: врачи два раза в год по четыре месяца должны были читать лекции по приемам и правилам ухода за больными, а также преподавать основы медицины. На курс принималось 60 человек, которые разделялись на три группы по 20 человек каждая. В неделю проводилось от одного до трех уроков, проходивших в форме бесед и лекций. На курсах преподавались следующие предметы: элементарные сведения о строении органов человеческого тела, сведения о гигиене, правила и способы обеззараживания, правила и приемы для ухода за больными вообще, специальные правила для ухода за душевнобольными, первая помощь при несчастных случаях. После окончания курсов слушатели подвергались экзамену, и в случае успешной его сдачи им выдавалось соответствующее удостоверение [12, С.83].

Однако, как говорилось выше, и школы и курсы были скорее исключением, чем правилом. Они готовили персонал в основном для крупных городских больниц, при которых и создавались. Что касалось основной массы младших медицинских работников, то их подготовке не уделялось практически никакого внимания. Так большинство сиделок и повивальных бабок получали образование при воспитательных домах в столицах, а если же дело касалось провинции, то при сиротских домах. Уровень подготовки был крайне низок, и найти подходящих работников было трудно [1, С.54], что усложняло работу врачей, так как зачастую последние просто не доверяли малограмотным сиделкам. В печати довольно часто встречаются упоминания случаев избиения персоналом душевно больных пациентов, заканчивавшихся переломами ребер, и прочих ужасов произвола малограмотной прислуги. Случаи воровства, пьянства, обмана врачей - были далеко не единичны, а повсеместно распространены.

Однако, вследствие крайне низкой заработной платы, не всегда можно было найти даже и таких работников, особенно это касалось сельской местности. Летом многие бросали больницы и уходили на полевые работы, что еще больше увеличивало нехватку персонала.

Таким образом, положение дел в области подготовки младшего медицинского персонала и его квалификации было крайне удручающим. А попытки изменения сложившегося порядка были единичны. И это при том, что зачастую именно от ухода за больным зависело его выздоровление. Недоверие врачей, невозможность положится на такой персонал, негативно сказывались не только на работе самих врачей и больниц, но и на системе здравоохранения в целом. Требования к работникам младшего звена носили лишь рекомендательный, а не обязательный характер.

Список литературы

1.Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. №9.-Пермь : Электро-тип.губерн.земства, 1909.

2.Егорышева И.В. История борьбы медицинских обществ с голодом русской деревни 1873-1913 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.В. Егорышева. М., 1985. - С.15.

3.Жбанков Д.Н. Библиографический указатель по земско-медицинской литературе. М., 1890.

4.Зальцберг И. К вопросу о подготовке ухаживающего персонала // Общественный врач.-1913.- №2. -

С. 140-142

5.Карпов Л.Н. Земская санитарная организация в России. - М., 1966. - 122 с.

6.Левит М.М. Становление общественной медицины в России. - М., 1974;

7.Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

8.Моллесон И.И. Земская медицина. — Казань, 1871. — 56 с.

9.Нейдинг И. Медицинские общества России. М., 1897.

10.Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М.,1986.

11.Страшун И.Д. Очерки истории русской общественной медицины. - М., 1965;

12.Шагов М.А. Необходимость устройства курсов для больничной прислуги // Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. №3.-Пермь : Электро-тип.губерн.земства, 1910. С.79-83.

13.Яворская Ю.А. Медицинская интеллигенция в социокультурном пространстве российской провинции: 1860-е - 1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю.А. Яворская. Краснодар, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.