Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности'

Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL TERMS / SCIENTIFIC AND RESEARCH TRAINING / SOCIAL PEDAGOGY MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Наталья Александровна

Исследование посвящено проблеме определения педагогических условий научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы теоретические подходы к научно-исследовательской подготовке магистров социальной педагогики. Выделена специфика и главные характеристики научно-исследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях учебы в магистратуре. Поданы главные принципы организации научно-исследовательской деятельности магистров социальной педагогики. Определены структурные компоненты научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают формирование научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный), которые отвечают компонентам формирования научно-исследовательской компетентности, которая оценена за четырьмя уровнями: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional training Masters of Social Pedagogy for the implementation of research activities

Research is devoted to the problem of determining conditions of pedagogical research training masters of social pedagogy in the process of training. The theoretical approaches to research training masters of social pedagogy. Highlighted the main characteristics of specificity and research masters of social pedagogy in terms of study in the magistracy. Served main principles of research magicians of Masters of social pedagogy. Identified structural components of research training masters of social pedagogy: motivational, cognitive, meaningful and activity, reflexive evaluation. Theoretically grounded set of pedagogical condi-tions that ensure the formation of the research competence of masters of social pedagogy. The criteria (mo-tivational, cognitive, meaningful and activity, reflective-assessment) that meet the components forming the research competence, which evaluated paradise for four levels: nominal, reproductive, constructive and creative.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности»

КОНТ ТЕПТ

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // ____________________ ______________ Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -

научно-методический эЛиапрошшй журна, ^

ART 13264 УДК 378.22 2304-120Х.

Бондаренко Наталья Александровна,

аспирант Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев reptuch84@mail.ru

Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности

Аннотация. Исследование посвящено проблеме определения педагогических условий научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы теоретические подходы к научно-исследовательской подготовке магистров социальной педагогики. Выделена специфика и главные характеристики научно-исследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях учебы в магистратуре. Поданы главные принципы организации научно-исследовательской деятельности магистров социальной педагогики. Определены структурные компоненты научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают формирование научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивно-оценочный), которые отвечают компонентам формирования научно-исследовательской компетентности, которая оценена за четырьмя уровнями: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий. Ключевые слова: научно-исследовательская подготовка, магистр социальной педагогики, педагогические условия, научно-исследовательская компетентность.

Система образования в Украине сегодня находится в состоянии модернизации, обусловленной социально-экономическими и социокультурными изменениями - требуют развития новых подходов к организации профессиональной подготовки кадров. Подготовка магистров по различным отраслям знаний вступает сегодня в противоречие с социальным заказом на уровень научно-исследовательских умений будущих специалистов, обусловленных современными тенденциями развития науки, быстрого изменения информационной среды.

Научно-исследовательская и инновационная работа магистров социальной педагогики является важным аспектом формирования личности будущего ученого в русле интеграции образовательной системы Украины в Европейское научнообразовательное пространство. Научная работа молодежи усиливает активные, творческие начала в учебном процессе, служит мощным средством селективного отбора кадров для подготовки высококвалифицированных специалистов, сохранения и восстановления потенциала научных школ.

Отдельные аспекты научно-исследовательской работы магистров во время учебы в вузе рассматривали в современной психолого-педагогической науке

A. Алексюк, Н. Демьяненко, И. Зязюн, В. Майборода, А. Микитюк, Н. Пузырева, И. Доброскок. Украинскими учеными активно разрабатывается концепция университетского педагогического образования (А. Алексюк, Л. Коваль, Л. Нечепоренко,

B. Сагарда), исследуется методология и история педагогического образования в Украине и за рубежом (А. Глузман, В. Луговой, В. Майборода, Л. Пуховська), осуществляется поиск путей повышения результативности подготовки студентов маги-

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

научно-методический электронный журнал

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/

13264.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 13264

УДК 378.22 2304-120X.

стратуры (В. Бондарь, И. Бопко, О. Мороз, В. Мороз, С. Слипкань). Однако вне поля зрения ученых остается разработка педагогических условий и модели формирования научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики, анализ возможностей применения компетентностного подхода к научноисследовательской подготовки магистров, определение специфики научноисследовательской подготовки магистров в области социальной педагогики.

Актуальность исследования обусловлена также существованием ряда противоречий между: потребностями общества в высококвалифицированных специалистах в области социально-педагогического направления и несоответствием их профессиональной подготовки к будущей научно-исследовательской деятельности; повышением качества научно-исследовательской подготовки специалистов социальной сферы в высших учебных заведениях и отсутствием теоретических и методических основ этого процесса, необходимостью повышения уровня научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики и недостаточностью разработанного учебно-методического обеспечения по ее формированию.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель формирования научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики при обучении в вузе. Для решения поставленных задач, реализации цели исследования были использованы методы исследования: теоретические: контент-анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение - для изучения психолого-педагогической литературы и определение концептуальных основ исследования, уточнение сущности и особенностей процесса научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики; эмпирические: анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, самооценки - применялись с целью определения уровня научно-исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики; педагогический эксперимент осуществлялся для проверки эффективности педагогических условий и модели научноисследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики при обучении в вузов; статистические: методы математической статистики и обработки полученных экспериментальных данных с целью количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.

На основании анализа научных источников [1-4] обосновано понятие научноисследовательской подготовки, которое содержит два главных аспекта: обучение магистрантов методологии, методике и практике социально-педагогического исследования (когнитивный аспект) и собственно научные исследования, осуществляемые студентами магистратуры в рамках научных лабораторий, кафедр, непосредственно под руководством преподавателей (содержательно-деятельностный аспект) [5, 6]. Доказано, что научно-исследовательская подготовка магистров осуществляется в нескольких формах: в форме научно-исследовательской подготовки магистров во время учебы в течение семестра, научно-исследовательской практики магистра, научнопедагогической практики, подготовки магистерской работы (диссертации) [7-9].

Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить основные требования к научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики по методологическим, общекультурологическим, психолого-педагогическим и специальным профессиональным направлениям. Доказано, что результат подготовки магистров социальной педагогики к научно-исследовательской деятельности отражает уровень их научно-исследовательской компетентности. Базовую категорию исследования -научно-исследовательскую компетентность будущего магистра социальной педагогики

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

научно-методический электронный журнал

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/

13264.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 13264

УДК 378.22 2304-120X.

- определено как интегральную личностную характеристику, проявляющуюся в осознанной готовности и способности самостоятельно усваивать и получать новые знания социально-педагогической теории и практики, основываясь на полученных исследовательских знаниях, умениях, навыках и мотивации к осуществлению научноисследовательской работы. Определено также понятие формирования научноисследовательской компетентности будущего магистра социальной педагогики как процесса целенаправленного закономерного развития исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивается существенно-смысловыми характеристиками учебного процесса в магистратуре по социальной педагогике и обеспечивает развитие личности ма-гистра-ученого в профессиональной деятельности после завершения обучения.

Исходя из ведущих теоретических основ исследования [10-12], установлено, что магистр социальной педагогики формирует научно-исследовательскую компетентность в процессе выполнения сквозной научно-исследовательской программы, которая определяет индивидуальный путь (индивидуальную траекторию) его научной работы в условиях ступенчатого обучения, в виде пошагового алгоритма: на первом курсе - разработка базовой социально-педагогической литературы, усвоение категориальнопонятийного аппарата социальной педагогики, подготовка реферативных работ, выполнения задач для самостоятельной работы по нескольким темам социальнопедагогической проблематике, на втором курсе - определение базовой темы дальнейшей научно-исследовательской деятельности из тех, которые выполнялись на первом курсе; пробная реализация методов социально-педагогического исследования во время первой ознакомительной практики в учебных заведениях и учреждениях социальной защиты (проектирование опросников, выполнения стандартизированных методик исследования, работа с социальными картами и т. п.), на третьем курсе - закрепление темы научно-исследовательской работы, подготовка курсовой работы в выбранной области исследования, выполнение дальнейшего плана научно-исследовательской работы во время практики, на четвертом курсе - апробация результатов научноисследовательской деятельности на социально-педагогической практики, разработка теоретических основ выбранной проблемы исследования, подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра, участие в студенческой научной конференции (подготовка тезисов выступления) во время обучения в магистратуре - апробация авторских методик исследования, разработка теоретико-методологического аппарата научной работы, осуществление полного экспериментального цикла исследования (констатирующий и формовочный этапы) или частичного эксперимента (констатирующий этап), подготовка научной статьи и участие в студенческой-аспирантской научной конференции, подготовка конкурсной студенческой научной работы.

Доказано, что научно-исследовательская компетентность может быть представлена в единстве нескольких специальных компетенций - методологической, диагностической, технологической и информационной. На основании анализа научной литературы в ходе исследования выделены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности магистров социальной педагогики в условиях вуза [13]: интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности; преемственности в научно-исследовательской работе будущих социальных педагогов; субъект-субъектности в организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров; индивидуализации и личностной ориентированности указанной деятельности; комплексности и системности в определении сущностно-структурных составляющих научно-исследовательской работы будущих магистров социальной педагогики. Научно-исследовательская деятельность будущих магистров социальной

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

научно-методический электронный журнал

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/

13264.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 13264

УДК 378.22 2304-120X.

педагогики проанализирована [14] нами за сущностными характеристиками (на уровне социально-педагогического практикума; решения социально-педагогических исследовательских задач; решение научной социально-педагогической проблемы); по методам (как совокупность теоретических, теоретико-экспериментальных и экспериментальных исследований); по содержательной форме (реферативные творческие работы, описательные работы, эмпирические экспериментальные работы, проектные научно-исследовательские работы, магистерские диссертации). Выяснена роль и значение различных форм развития научно-исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики - студенческое научное общество, научный кружок, научная студенческая олимпиада.

На основании анализа научных работ и определения категориально- понятийного аппарата исследования обоснованно структурные компоненты научноисследовательской компетентности будущего магистра социальной педагогики - мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивнооценочный. Исходя из научно-теоретического анализа исследуемой проблемы, определены базовые педагогические условия научно- исследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики: обеспечение преемственности в научно-исследовательской подготовке будущих социальных педагогов от бакалавриата в магистратуру; усиление методологической и научно- теоретической составляющей в содержании подготовки магистров социальной педагогики к научноисследовательской деятельности (с помощью базовых и специальных курсов методологического и научно-теоретического характера) [15]; доминирование в системе методов научно-исследовательской подготовки магистров проектных технологий.

Доказано, что формирование научно-исследовательской компетентности осуществляется за счет развития инвариантных компетенций в ходе научно- исследовательской деятельности, которые определены исследователями как проявляющиеся на всех ступенях образовательного процесса и находятся в диалектической взаимосвязи со специализированными исследовательскими компетенциями. Инвариантные компетенции имеют шанс к углублению на каждом этапе научноисследовательской подготовки будущих специалистов социальной педагогики. Выяснено структуру ресурсных составляющих формирования научно- исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики как совокупность материальных и виртуальных составляющих. Доказано, что эффективность научноисследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики зависит от кадрового обеспечения, т. е. соответствующего уровня методологической и теоретической культуры научно-педагогических работников, осуществляющих руководство научно-исследовательской подготовкой магистров социальной педагогики.

Полученные в процессе исследования результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента обнаружили преимущественно репродуктивный уровень сформированности научно-исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики, подчеркнул актуальность диссертационного исследования и необходимость теоретического обоснования и экспериментального внедрения педагогических условий и модели формирования научно- исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики [16]. При проведении экспериментального исследования было проверено формы, методы, педагогические условия формирования научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики, свидетельствует о целесообразности введения соответствующей модели и педагогических условий (табл. 1).

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

КОНТ ТЕПТ

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -

.ау.по-методи.есшй эАкпрониый щрпа. ^

АШ 13264 УДК 378.22 2304-120Х.

Таблица 1

Оценка уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов контрольной и экспериментальной групп, в % до и после формирующего этапа педагогического эксперимента

№ Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Д [о После Д о После

К-во % К-во % К-во % К-во %

1 Номинальный 7 18,42 2 5,26 6 15,00 6 15,00

2 Репродуктивный 15 39,47 5 13,16 17 42,50 14 35,00

3 Конструктивный 14 36,84 22 57,89 16 40,00 17 42,50

4 Творческий 2 5,26 9 23,68 1 2,50 3 7,50

Всего за 1GG за 1GG 4G 1GG 4G 1GG

После формирующего этапа педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы значительно изменился характер распределения по уровням научно-исследовательской компетентности: творческий уровень вырос с 5,26% до 23,68%; конструктивный - с 36,84% до 57,89%. В контрольной группе перераспределение магистрантов по уровням не носит такого стремительного характера. То есть, на основе полученных данных можно утверждать об эффективности опытноэкспериментальной работы.

Указанное выше свидетельствует об адекватности выбранных педагогических условий в экспериментальных группах, что обеспечило работоспособность модели, в частности, создания интеграционной среды усвоения научных знаний при психологически комфортном микроклимате взаимоотношений между студентами, преподавателями и профессиональной средой, что обусловило повышение уровня сформи-рованности научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики во время обучения в вузе.

Таким образом, была подтверждена гипотеза экспериментального исследования и доказана эффективность педагогических условий и модели формирования научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики в условиях вуза.

Итак, анализ литературных источников проблемы научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики в условиях обучения в вузе позволил раскрыть понятие «научно-исследовательская компетентность магистра социальной педагогики», «формирование научно-исследовательской компетенции».

Проанализированы теоретические подходы к научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики. Выделены специфику и главные характеристики научно-исследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях обучения в магистратуре. Подано главные принципы организации научноисследовательской деятельности магистров социальной педагогики.

Определены структурные компоненты научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательно-

деятельностный, рефлексивно-оценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный), соответствующие компонентам формирования научно-исследовательской компетентности магистров по осуществлению научно-исследовательской деятельности, которая оценена по четырем уровням: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий.

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

научно-методический электронный журнал

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/

13264.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 13264

УДК 378.22 2304-120X.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования научно-исследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики. Можно определить ряд актуальных проблем, требующих дальнейшей научной и методической разработки, а именно: экстраполяция полученных данных о формировании научно-исследовательской компетентности магистров на другие области профессиональной подготовки; рассмотрение проблемы научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики с учетом позитивного зарубежного опыта, а также с учетом социальнодемографических и региональных факторов.

Решение обозначенных проблем будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих магистров социальной педагогики.

Ссылки на источники

1. Боднар Л. В. Профессиональная подготовка социальных педагогов с применением электронных

средств обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Одесса, 2006. - 254 с.

2. Вайнола Р. Х. Личностное развитие будущего социального педагога в процессе профессиональ-

ной подготовки. - М.: ХНРБЦ, 2008. - 460 с.

3. Доброскок И. И. Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов средствами проективной деятельности // Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины. - 2010. - № 2. - С. 8-19.

4. Микитюк А. Н. Теория и практика организации научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях Украины в XIX в. : дис. ... доктора пед. наук. - Харьков, 2003. - 405 с.

5. Боднар Л. В. Указ. соч.

6. Доброскок И. И. Указ. соч.

7. Вайнола Р. Х. Указ. соч.

8. Ложакова Е. А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.

9. Рептух Н. А. Кубицкий С. А. Организация научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики. - Киев: Издательский центр НАУ Украины, 2012. - 73 с.

10. Вайнола Р. Х. Указ. соч.

11. Ложакова Е. А. Указ. соч.

12. Рептух Н. А. Указ. соч.

13. Ложакова Е. А. Указ. соч.

14. Семено А. А. Социально-педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дисс ... канд . пед. наук. - Шуя, 2010. - 188 с.

15. Рептух Н. А., Сопивник И. В. Усиление методологической и научно-теоретической составляющей в содержании подготовки магистров социальной педагогики к научно-исследовательской деятельности. -Киев: Издательский центр НАУ Украины, 2011. - 43 с.

16. Рептух Н. А. Экспериментальная проверка реализации педагогических условий научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики в условиях вуза // Высшее образование Украины в контексте интеграции в европейское образовательное пространство. - 2011. - Приложение 2 к № 3. - Т. 3 (28). - С. 220-227.

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

научно-методический электронный журнал

Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13264. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/

13264.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 13264

УДК 378.22 2304-120X.

Bondarenko Natalya,

PhD Student, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kiev reptuch84@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The professional training of social pedagogy Masters for research activities

Abstract. Research is devoted to the problem of determining conditions of pedagogical research training masters of social pedagogy in the process of training. The theoretical approaches to research training masters of social pedagogy. Highlighted the main characteristics of specificity and research masters of social pedagogy in terms of study in the magistracy. Served main principles of research magicians of Masters of social pedagogy. Identified structural components of research training masters of social pedagogy: motivational, cognitive, meaningful and activity, reflexive evaluation. Theoretically grounded set of pedagogical conditions that ensure the formation of the research competence of masters of issn 2304-120X social pedagogy. The criteria (motivational, cognitive, meaningful and activity, reflective-assessment) that meet the components forming the research competence, which evaluated paradise for four levels: nominal, reproductive, constructive and creative.

Keywords: scientific and research training, social pedagogy Masters, pedagogi- 9 7V7XO(t 12013^

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

cal terms.

977230412013512

http://e-koncept.ru/2013/13264.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.