Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов в европейском измерении'

Профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов в европейском измерении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк Л.В.

Евроинтеграционные тенденции в образовании в соответствии с положениями Болонской декларации, информатизация всех сфер деятельности человека, в том числе и образовательной, повышение роли прикладных знаний как одних из основных движущих сил реформирования общества и кризисное состояние современного образования предъявляют высокие требования к уровню профессиональной квалификации специалиста, его профессиональной компетентности. Автор статьи предлагает рассмотреть некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов в европейском измерении»

Чтобы правильно проработать педагогическую методику, направленную на воспитание самостоятельности учеников интерната школы, выявления уровня самостоятельности, особенности их самосознания было необходимым, но недостаточным. Важно было ещё установить особенности мотивационных структур учеников в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности, их выраженность как для каждого ребенка, так и коллектива в целом и обнаружить наличие сформированных навыков непосредственного участия детей в жизнедеятельности коллектива класса, школы.

На основе анализа и обобщения результатов эксперимента был сделан вывод о необходимости усиления внимания к воспитанию самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности, обоснованию психолого-педагогических условий, разработке системы воспитания этого качества в условиях школы-интерната.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бех 1.Д. Особистiсно-зорieнтоване виховання: Науково-метод. поабник. К.: 1ЗМН, 1998. 204 с.

2. Бех 1.Д. Роль самотзнання у виховант учшв // Початкова школа. 1988. № 6. С. 4-8.

3. Высоцкий А.И. Волевая активность и методы ее изучения. Челябинск, 1979. 69 с.

4. Кашшевська Л.В. Педагопчш основи виховання соцiальноi зршосп учшв старших класш шкш-штернатш для дней сиргг та дней, яю залишилися без тклування батькш. К.: Стилос, 1998. 163 с.

5. Кобзар Б.С., Постовойтов С.П., Слюсаренко В.Г. Управлшня виховною роботою в школьштернал. К.: КМ1ВУ, 1996. 268 с.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

8. Рогожина Д.Т. Воспитание самостоятельности у младших школьников в условиях школы-интерната: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1990. 160 с.

9. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1975. 295 с.

10. Селиванов В.И. Психология волевой активности: Лекции по спецкурсу. Рязань: РГПИ, 1974. 152 с.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

Л.В. Горбатюк

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

В ЕВРОПЕЙСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Интеграция Украины в европейское образовательное пространство, обусловленная Болон-скими договоренностями 1999 года, требует не только организационно-структурных изменений в подготовке будущего инженера-педагога, а и четкого определения целей, содержания и технологии профессиональной подготовки специалистов.

Евроинтеграционные тенденции в образовании в соответствии с положениями Болонской декларации, информатизация всех сфер деятельности человека, в том числе и образовательной, повышение роли прикладных знаний как одних из основных движущих сил реформирования общества и кризисное состояние современного образования предъявляют высокие требования к уровню профессиональной квалификации специалиста, его профессиональной компетентности.

Повышение качества образования, обеспечение его мобильности, привлекательности, конкурентоспособности на рынке труда и требует дальнейшего усовершенствования организации учебного процесса в высших учебных заведениях на началах личностно-ориентированной педагогики, развития и саморазвития студентов и предусматривает: внедрение кредитно -модульной системы обучения; использование информационно-компьютерных технологий и интерактивных методов обучения, мультимедийных средств; индивидуализацию учебно-воспитательного процесса

и усиление роли самостоятельной работы студентов; внедрение электронных средств обучения (учебников, пособий, каталогов, словарей и т. п.), компьютерных учебных программ; техническую и технологическую модернизацию учебных лабораторий и средств обучения; использование современных систем контроля качества знаний студентов и проведение мониторинга качества образования [2].

С целью оптимального отбора содержания и структуры учебного материала инженерных курсов в высшем педагогическом учебном заведении мы определили с учетом изложенных выше положений такие основные направления профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов:

1. Фундаментализация профессиональной подготовки. Рост наукоёмкости всех сфер человеческой жизнедеятельности, превращение информации в основной товар предъявляет новые требования к уровню подготовки специалистов, которые можно обеспечить только на базе фундамен-тализации всей системы высшего образования [4].

Фундаментализация - это сведение большого объема информации к определенным стержневым идеям, на которых базируются знания определенной области или межотраслевые знания.

Фундаментальными можно считать знания, которые представляют основу, "фундамент" профессиональной подготовки будущего специалиста, дают возможность постоянно приобретать новые знания, повышать квалификацию, обеспечивают его мобильность в пределах полученной профессии.

2. Интегративность содержания профессиональной подготовки. За годы обучения в высшем учебном заведении студент изучает десятки дисциплин. Но современной проблемой является то, что большей частью они ни логически, ни проблемно не связаны между собой. Даже когда сопредельные учебные дисциплины извне кажутся скоординированными и согласованными, часто эти связи не имеют внутреннего фундаментального характера. Как следствие - неоправданно узкая специализация студентов. Сегодня становится все очевиднее, что нам нужны специалисты широкого профиля, и такая потребность обусловлена, с одной стороны, закономерностями развития самой науки, с другой, - тенденциями общественного развития.

Таким образом, интеграция заключается не только в определении системы знаний, которая демонстрирует единство науки и не в создании универсального научного мировоззрения. Интегра-тивные процессы в педагогике должны обеспечить фундаментальность образования.

3. Профессионально-педагогическая направленность учебного материала. Согласно ему содержание инженерных дисциплин должно быть полностью подчинено целям и задачам инженерной подготовки студентов в высшем педагогическом учебном заведении. Оно должно охватывать только ту часть инженерных знаний, которая имеет значимость для будущей профессиональной деятельности специалиста.

4. Соответствие общедидактическим принципам. В процессе разработки содержания инженерной подготовки студентов учитываем общедидактические принципы: доступность и научность учебного материала, системность, наглядность, принцип связи теории с практикой.

Научность информации предусматривает полное ее соответствие уровню развития науки и техники на современном этапе.

Обратим внимание на то, что упорядоченность и последовательность относительно процесса обучения в высшей школе трактуется как принцип системности, что подчеркивает С. Архангельский [1]. Это объясняется тем, что учебный процесс в высшей школе всегда связан с построением и функционированием системы обучения - общей и частной, которая объединяет организацию, цели и задача обучения; формы, методы и средства обучения; содержание и объем знаний; контроль за их усвоением и пониманием; формирование профессиональных умений и навыков их применения в определенной целесообразной деятельности [2]. Функционирование такой системы имеет конкретную цель - подготовку специалиста определенного профиля.

Средством реализации этого принципа в высшей школе мы усматриваем интеграцию, которая ведет к созданию целостных систем, в частности системы инженерной подготовки.

Тенденция обособления теоретических знаний от практического их использования, которая до этого времени существует в системе высшего образования, имеет негативные последствия в подготовке студентов. Ведь приближение теории к практике дает лучшие результаты, и не одна практика от этого выиграет, сама наука развивается под ее влиянием: она открывает ей новые предметы для исследований или новые стороны в предметах, давно известных [1]. Реализация педагогического принципа единства теории и практики является важным фактором повышения качества знаний будущих специалистов.

5. Учет межпредметных связей. В широком понимании слова межпредметная связь - это педагогический эквивалент диалектических связей, которые воспроизводятся в учебном процессе. Учебные дисциплины должны быть внутреннее связаны между собой, несмотря на то, что каждая научная область имеет свои особенности, методы познания. Преподаватель обязан владеть диалектическими основами своего предмета, так как только с их помощью возможно до конца раскрыть специфику этой дисциплины, правильно подобрать и расположить учебный материал. Нужно избегать искусственности определения связей. Межпредметные связи обязательно должны иметь взаимообогащающий, двусторонний характер. Диалектика требует, чтобы общее, которое включают в себя отдельные дисциплины с достаточной выразительностью отбивалось в сознании студентов, изучающих каждый предмет учебного плана изолировано.

6. Информатизация учебно-познавательной деятельности. Подготовка будущих специалистов к активной деятельности в информационном обществе - одна из главных задач современного этапа реформирования национальной системы профессионального образования. Информатизация учебно-познавательной деятельности будущих инженеров-педагогов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин предусматривает широкое внедрение педагогических программных средств (автоматизированных учебных курсов, электронных пособий, компьютерных тестов) как систем учебно-воспитательного влияния на студентов, которые могут обеспечить обучение, контроль, оценивание, коррекцию учебных достижений и программное управление его учебно-познавательной деятельностью с целью прохождения каждым индивидуальной траектории обучения.

Одной из главных особенностей современной системы образования является открытость и доступность получения образовательных услуг с помощью информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии предоставляют средства для эффективного планирования учебного процесса, использования различных источников и видов информации, мобильности и открытости содержания обучения. Выделим некоторые возможности использования информационно-коммуникационных технологий для организации учебно-познавательной деятельности студентов:

• доступность информации об условиях организации учебного процесса, плане и сроках выполнения учебных заданий нацеливает студента на систематическую самостоятельную работу;

• предварительный отбор и подготовка учебных материалов в электронном виде позволяют преподавателю оставить наиболее простые темы для самостоятельного изучения;

• материалы в электронном виде обладают более высокой информативностью и динамичностью;

• выделение ресурсов и разграничение прав доступа в локальную сеть индивидуализируют работу учащихся, а такие средства, как электронная почта, специальная система учета регистрации выбора и сдачи заданный, позволяют вовлечь студента в процесс планирования своей познавательной деятельности;

• информационные технологии позволяют автоматизировать процесс определения трудоемкости заданный, планирования временного бюджета студента, определить оптимальное соотношение аудиторной и внеаудиторной форм занятий;

• открытый доступ к электронному журналу (рейтингу) позволяет учащимся оценить результаты своей деятельности, сформировать умение осуществлять рефлексию и повысить мотивацию к учебной деятельности;

• коммуникационная составляющая информационных технологий, с одной стороны, обеспечивает двустороннюю связь "преподаватель-студент", а с другой - позволяет вовлечь в решение учебной задачи более чем двух субъектов, что, в свою очередь, стимулирует коллективную форму организации познавательной деятельности студентов; все виды коммуникаций не зависят вот временных ограничений.

Определенные направления обеспечат создание стройной логической системы инженерной подготовки в высшем учебном педагогическом заведении будущего инженера-педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1995. 168 с.

2. Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство // Образование. 2005. № 2, 3. С. 2-3.

3. Лазарев М.И. Технология компонентов системы знаний инженерных дисциплин // Проблемы образования. К., 2002. Вип. 27. С. 42-54.

4. Сидоренко В., Бшевич С. Фундаментал1защя профессиональной подготовки как один из приоритетных направлений развития высшего образования Украины // Высшее образование Украины. 2004. № 3. С. 35-41.

О.И. Гуренко

ВОСПИТАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Национально-демографическая карта современной Украины характеризуется полиэтнично-стью. Поэтому процессы межэтнического взаимодействия, которые осуществляются в государстве, порождают новые социально-культурные и педагогические проблемы. Одна из таких проблем - формирование нового поколения граждан Украины, достойных продолжателей традиции предыдущих поколений, преемников духовной культуры своего народа, способных сосуществовать и бесконфликтно общаться с представителями иноэтнического населения, сохраняя при этом национальную самобытность в условиях компактного проживания в многонациональном образовательно-культурном пространстве. Итак, речь идет о воспитании этнической толерантности у подрастающего поколения.

По мнению психологов и педагогов (Ю. Ивкова, И. Кленицкая, Н. Щеголихина и прочие), воспитание этнической толерантности приобретает особое значение в старшем школьному возрасте, когда происходит окончательное осознание собственной этнической принадлежности и конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического сознания учеников наибольшее влияние осуществляют педагоги в образовательных учреждениях, целеустремленно влияя на развитие самосознания личности. Наряду с этим, поиск социальной и личностной идентичности в юношеском возрасте обуславливает появление более сознательного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям и формированию собственной позиции.

Итак, учитывая особенности современной украинской ситуации межэтнического взаимодействия и роль школы в формировании этнической толерантности учеников, можно определить следующие противоречия между: увеличением полиэтничности украинского социума и недостаточной подготовленностью школьников к межэтническому общению; необходимостью толерантного отношения к разным этническим группам и недостаточной разработанностью технологий, направленных на формирование этнической толерантности.

Разрешение этих противоречий обуславливает поиск действенных путей воспитания у подрастающего поколения этнической толерантности и культуры межнационального общения. Поэтому, целью статьи есть теоретическое исследования проблемы воспитания этнической толерантности у старшеклассников общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.