Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО'

Профессиональная переподготовка как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ НПО

А.В.КОВАЛЕВ, Н.Н.ПОЛИНА, Т.М.ПОГОРЕЛОВА

Профессиональная переподготовка - это получение дополнительных знаний и умений, необходимость в которых возникает не только в связи с изменениями в технологиях, производственном процессе, но и по причине недостаточного уровня рабочей квалификации выпускников профессиональных училищ, лицеев, колледжей. Дело в том, что рабочая квалификация, которую приобретают выпускники, особенно профессионального училища газовой отрасли в виде 3 разряда, нуждается в подтверждении как непосредственно на предприятиях, так и органами Ростехнадзора.

Доучивание с 3-го до 4-го рабочего разряда обычно происходит в течение 3-4х месяцев на базе учебного центра предприятий газовой промышленности силами производственников-преподавателей предприятия - ведущими специалистами, имеющими богатейший производственный опыт и аттестованными Ростехнадзором, знающими производство «от и до», знакомыми с новейшими технологиями не только по учебнику. Выпускники профессиональных училищ этого профиля имеют возможность гораздо быстрее повысить свою конкурентоспособность благодаря профессиональной переподготовке, организуемой по внутрифирменным правилам и принципам.

И.П. Смирнов своевременно обратился к анализу внутрифирменной подготовки рабочих и специалистов. Он в частности, пишет: «начиная с 1993 года, произошло сокращение профессионального обучения на производстве, что негативного сказывается на проводимых экономических реформах». Ученый выделяет требования, обеспечивающие эффективность программ внутрифирменного обучения (усиление мотивации, создание благоприятного психологического климата, совершенствование методики профессионального обучения).*

Действительно, устаревшая материально-техническая база многих профессиональных училищ, лицеев не позволяет им приблизиться к выполнению конкретных требований предприятий, а тем более тех, которые связаны с ограничениями, правилами Ростехнадзора -газовые, нефтяные отрасли промышленности и т.п. И это надо сегодня просто принять и хорошо изучить: что действительно может делать руками, осмысленно, притом самостоятельно молодой рабочий - выпускник региональной системы начального профессионального образования. И пока будет отработана и апробирована необходимая система государственного заказа на подготовку рабочих кадров (см. журнал «Профессиональное образование № 11, 2006 г.), произойдет необходимое подключение к решению этой задачи работодателей, заинтересованных представителей торгово-промышленной, ремесленной палат, пройдет время.

Немаловажное значение играет в системе НПО воспитательная работа, привитие любви и интереса к рабочей профессии, ее пропаганда в СМИ и пр. Хотя стране нужны умные рабочие (см. «Комсомольская правда» от 26 октября 2006 года), важно, чтобы у них в большей степени были развиты духовно-нравственные потребности и интересы. Высокая профессиональная квалификация основывается на нравственных ценностях обучаемого. Дело в том, что профессиональная переподготовка требует упорства, трудолюбия, настойчивости от обучаемых. Она может ликвидировать все пробелы начального профессионального образования только при одном важном условии -воспитанности выпускника училища или лицея.

Сегодня при отборе и профессиональном подборе работников на предприятие, например, газовой отрасли, особо обращается внимание на нравственный уровень рабочего, так как его деятельность связана с аварийным производством и требует от человека высокой ответственности и работоспособности, дисциплинированности и трудолюбия. Конечно, уровень сформированности профессиональных компетенций рабочего имеет для работодателя особое значение. Он определяет хорошее или плохое исполнение, объем и качество работы. Сформировать необходимые профессиональные компетенции в условиях, когда связь с производством слабая, а производственная практика организована изолированно от

предприятия, на наш взгляд, невозможно. Поэтому профессиональная переподготовка -важнейшее средство и инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО.

Особую роль играет практико-ориентированная компетентностная концепция внутрифирменной подготовки. Например, в центре подготовки кадров ООО «Оренбурггазпром» широко используются следующие подходы. Прежде персонал обучался и переучивался, как при социализме, в плановом режиме. Рыночные же отношения требуют иного построения учебного процесса, других принципов обучения, в том числе основанных на анализе психологических механизмов. Можно, используя статистический подход, представить в цифрах результативность Центра подготовки кадров. В учебном процессе следует выделить два компонента: цели обучения и его содержание. Таким образом, обучение превращается в чисто дидактическое понятие и отвечает на вопросы: зачем, как и чему учить?

Сегодня предприятия газовой промышленности уделяют большое внимание обучению тех, от кого во многом зависит развитие предприятия. Это, прежде всего, операторы по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту, машинисты технологических компрессоров, операторы по добыче нефти и газа, слесари по ремонту технологических установок, стропальщики.

Крупнейшие негосударственные образовательные компании тратят большие финансовые средства и усилия, стремясь заметно повлиять на результаты производственной деятельности. Однако они зачастую подходят к этому вопросу, как к производственному.

Обучение - это особый процесс целенаправленной передачи передового производственного опыта, формирования профессиональных знаний, умений, навыков. Как процесс он включает в себя: работника предприятия, подлежащего обучению, -субъекта; образовательную программу -объект; внешние условия, в которых находится обучаемый; преподавателя, инструктора производственного обучения.

Как видно из структуры обучения, важную роль в ней играют как педагог, так и обучаемый. Обучение организуется ради последнего. Именно для него нужно создать, подобрать учебную работу теоретического и практического характера, сделать ее интересной, нужной, полезной и привлекательной. Решить успешно такую задачу смогут только преподаватели, инструкторы производственного обучения, владеющие основами педагогической культуры. Поэтому в учебном центре мы особое внимание уделяем психолого-педагогической подготовке преподавателей теоретического обучения и инструкторов производственного обучения из числа работников ООО «Оренбурггазпром». Учебу организуем по специальным модульным программам, построенным на принципах обучения взрослых: опора на производственный и педагогический опыт; связь теории психологии и производственной педагогики с практикой обучения, переобучения, повышения квалификации специалистов и рабочих. Только за 2005 г. повысили педагогическую квалификацию 115 преподавателей теоретического обучения и 34 инструктора производственного обучения.

Этой проблеме в нашем учебном центре уделяется особое внимание. Изучается зарубежный опыт создания специальных центров инженерной педагогики, преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. Как сегодня лучше обучать взрослых людей? Какую выбрать стратегию, политику в организации обучения? Вопервых, сама практическая деятельность предприятий, работники должны влиять на образовательную программу обучения, ее содержание. Во-вторых, образовательная программа, составленная совместно с заказчиками, состоит из следующих направлений: систематичность обучения и его неформальный контроль со стороны заказчиков; определение приоритетных для отрасли ключевых специальностей; составление перечня обязательных учебных дисциплин, которые должен освоить каждый работник.

Администрацией учебного центра поощряется составление преподавателями сборников учебных задач, управлений, диагностик. Мы стремимся сделать процесс обучения привлекательным. С этой целью, помимо обязательных курсов, вводим дополнительные учебные

курсы (по выбору). Ведь чем больше учебных курсов освоил учебный центр, тем выше его уровень. Каковы наши требования к подбору преподавателей теоретического обучения, инструкторов производственного обучения? Во-первых, желание посвятить себя профессионально-педагогической деятельности.

По нашему глубокому убеждению заниматься профессионально-педагогической деятельностью в учебном центре должны, прежде всего, те, кто к ней готов, имеет высокий уровень развития педагогической компетентности и является педагогом от бога, высокоразвитой личностью. Конечно, педагогический труд должен поощряться и стимулироваться. Он должен сопровождаться работой психологической службы учебного центра. Могут быть организованы конкурсы педагогического мастерства по аналогии, например, с конкурсом профессионального мастерства.

Хотелось бы сказать о необходимости введения педагогической диагностики обучаемых, входного и выходного контроля посредством так называемой педагогической квалиметрии. Преподаватели должны четко представлять, кокой учебной группе и на каком уровне сложности нужно преподавать ту или иную дисциплину. И, естественно, без контроля трудно сказать, как тот или иной обучаемый усвоил материал. Такой контроль обязателен. Обычно он проводится посредством компьютерных технологий и носит вполне объективный характер. Целесообразно тех, кто демонстрирует успехи в обучении, всячески поощрять, включать их в состав интеллектуальных групп для оказания помощи предприятию в решении, например, нестандартных вопросов. Обычно их приглашаем в качестве участников так называемых мыслительных игр, мозгового штурма. Такой подход придает обучению особую значимость.

Компетентностный подход в обучении - веление времени. Сегодня уже нельзя пользоваться только профессиональной характеристикой работника. Работодателя работник интересует сегодня с точки зрения развития у него профессиональных качеств и совокупности компетенций, содержащих помимо специальных знаний и умений ряд важных способностей и личностных характеристик. Ученые по-разному определяют состав этих компетенций. В основном в него включают базовые качества работников, такие, как мотивы личности. Данный подход требует организации специфических учебно-методических структур, корпоративных институтов.

В последние годы появилась такая практика: при каждом предприятии, которое заинтересовано в хорошей организации обучения, создается корпоративный институт со всеми требуемыми структурами. Тут важно подобрать таких преподавателей, которые понимают природу обучения, имеют за плечами большой производственный опыт. Именно его порой не хватает преподавателям и мастерам производственного обучения, которые зачастую оторваны от производства и целиком «варятся в собственном соку». Поэтому остро необходим союз учебного центра предприятия и профессионального училища, лицея, колледжа. Он позволяет повышать конкурентоспособность выпускников системы НПО, которых среди тех, кто вынужден проходить профессиональную переподготовку, особенно на предприятиях газовой отрасли промышленности, довольно много.

Смирнов И.П. Теория профессионального образования М., 2006, с.129-130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.