Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация учащейся молодежи Архангельской области'

Профессиональная ориентация учащейся молодежи Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / YOUNG PEOPLE / PROFESSION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Н. О., Зайцева Н. К.

Данная статья акцентирует внимание на вопросе профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений и основных ее характеристиках на основе данных социологического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Н. О., Зайцева Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS ARKHANGELSK REGION

This article focuses on the issue of professional orientation of students of educational institutions and its main characteristics based on sociological research.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация учащейся молодежи Архангельской области»

и далеко не всегда правильно. Это затрудняет его речевое общение со взрослыми. Ребёнок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно.

Произвольное произнесение звуков, а тем более слов, требует высокой степени координации движений органов речи. Координирование движений речевых органов представляет для умственно-отсталых детей серьезную трудность. Запас слов детей с умственной отсталостью обычно очень беден. Дети часто не знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых предметов [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательной сферы детей с умственной отсталостью имеет свои специфические особенности. Это касается в первую очередь качества развития процессов познания, которые негативно влияют на развитие личности ребенка, его возможностей, а также на умение самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Также следует отметить, что этапы развития детей с интеллектуальной недостаточностью во многом схожи с этапами развития детей нормы, но носят значительно отсроченный характер.

Литература

1. Умственная отсталость [Электронный ресурс] URL: http://ncpz.ru/lib/54/book/36/chapter/2

2. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью / Уч. - метод. Пособие // Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.

3. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова // М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

4. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Стребелева Е.А. // М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.- 191 с.

5. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / Стребелева Е.А. // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

6. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. // М.: Академия, 2002. - 160 с.

7. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.

References

1. Umstvennaja otstalost' [Jelektronnyj resurs] URL: http://ncpz.rU/lib/54/book/36/chapter/2

2. Kalmykova E.A. Psihologija lic s umstvennoj otstalost'ju / Uch. - metod. Posobie // Kursk: Kursk. gos. un-t, 2007. - 121 s.

3. Vinogradova A.D. Praktikum po psihologii umstvenno otstalogo rebenka / A.D. Vinogradova, E.I. Lipeckaja, Ju.T. Matasov, I.P. Ushakova // M.: Prosveshhenie, 1985. - 144 s.

4. Kataeva A.A. Didakticheskie igry i uprazhnenija v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov / Strebeleva E.A. // M.: «BUK-MASTER», 1993.- 191 s.

5. Kataeva A.A. Doshkol'naja oligofrenopedagogika / Strebeleva E.A. // M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. - 208 s.

6. Petrova V.G. Psihologija umstvenno otstalyh shkol'nikov / V.G. Petrova, I.V. Beljakova. // M.: Akademija, 2002. - 160 s.

7. Shif Zh.I. Osobennosti umstvennogo razvitija uchashhihsja vspomogatel'noj shkoly // M.: Prosveshhenie, 1965 g. - 343 s.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY Орлова Н.О.1, Зайцева Н.К.2

'Магистрант 1 года обучения; 2социолог, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Работа выполнена при поддержке Программы развития Северного (Арктического) федерального университета имени

М.В.Ломоносова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Данная статья акцентирует внимание на вопросе профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений и основных ее характеристиках на основе данных социологического исследования

Ключевые слова: молодежь, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация

Orlova N.O.1, Zaitceva N.K.2

'Magistrant; Sociologist, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov This work was supported by the program of the Northern (Arctic) federal university named after M. V. Lomonosov PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS ARKHANGELSK REGION

Abstract

This article focuses on the issue ofprofessional orientation of students of educational institutions and its main characteristics based on sociological research.

Keywords: young people, profession, professional self-determination, professional orientation

Одной из острейших проблем сегодняшнего времени является профессиональное самоопределение современной российской молодежи. Ее следствием является дисбаланс в имеющихся трудовых ресурсах и потребностями рынка труда, что становится причиной безработицы и других деструктивных социально-экономических процессов, в которые втянута не только сама молодежь, но и все общество в целом [1].

Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Поэтому особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и профессиональных ориентаций, направленная на адекватную оценку своих возможностей и способностей, а также соотнесение их с общественными запросами. Сегодня поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл [2].

В связи с актуальностью проблемы профессионального развития личности в октябре 2014 года было проведено исследование, посвященное вопросам профессионального выбора молодежи в Архангельской области. В рамках социологического опроса учащихся 1 курса профессиональных образовательных организаций г. Архангельска принял участие 531 человек (32% мужчин и 68% женщин; 50,5% обучаются в вузе, 49,5% - в техникуме.).

Степень информированности о профессии можно охарактеризовать, как высокую: 81 % респондентов отметили, что точно знали, чем занимаются специалисты избранного профиля подготовки

Среди выпускников школ Архангельской области почти половина (47,5%) ведущим из этих компонентов считают учет своих возможностей; на первое место выдвинули собственные потребности 28% респондентов, а потребности рынка труда считают наиболее важным компонентом 21% опрошенных.

Мнение ближайшего окружения оказывает большое влияние на профессиональное самоопределение оптанта, с этим соглашаются 27% респондентов, отметивших, что советы друзей и родственников большей степени повлияли на выбор специальности. Однако абсолютное большинство ответивших ориентировались в выборе профессии на свой личный выбор.

Рациональные доводы превалируют и в ориентации при выборе учебного заведения: наличие нужной специальности (46%), реальная возможность поступить (30,5%), наличие бюджетной формы обучения (28,5%) и местоположение (25,3%) наибольшие веские причины для выбора места учебы, нежели качество (14%), престижность (8%), советы родителей и друдей (6% и 5% соответственно) и отсутствие коррупции (2%). Иными словами, респонденты руководствовались объективными характеристиками при выборе учебного заведения.

Выделим также в качестве одного из ключевых компонентов самоопределения личности, и в частности её профессионального самоопределения, ценностные ориентации.

104

Первые позиции занимают главные жизненные ценности большинства людей, независимо от возраста: семья (75%), здоровье (48%), любовь (29%). Затем следует тройка взаимосвязанных ценностей, имеющих непосредственное отношение и к профессиональному развитию: работа по душе (25%), деньги (20%), карьера (18%). Третью группу составили: общение с друзьями (14%), независимость, свобода (12%) .

Несмотря на то, что образованность и профессионализм как ценность занимают далеко не первую позицию, для достижения успеха важнее всего именно образование, считают 56,5% респондентов. Также больше половины респондентов (52%) отметили важность инициативности и предприимчивости для достижения успеха. Связи и материальное благополучие считают весомыми признаками успешности 32 и 27 % респондентов соответственно. Таким образом, большинство отвечавших все-таки склонны считать, что для достижения успеха необходимо прикладывать собственные усилия, однако доля тех, кто полагает обратное, также существенен.

83% респондентов отметили, что с ними проводилась профориентационная работа в школе, и почти все они (79 %) удовлетворены её качеством.

В школах Архангельской области, согласно ответам респондентов, наибольшее распространение получила диагностическая работа по профориентации (67% отметили, что проходили различные тестирования на выявление способностей к профессиям). На втором месте - мероприятия по профессиональному просвещению (45,5% отметили проведение занятий на тему профессионального выбора, 37% - встречи с представителями различных учебных учреждений и людьми разных профессий (23%) Чуть меньше респондентов отметили, что в школе проводились экскурсии на предприятия (19%) и беседы с сотрудниками центра занятости (16%).

О консультировании и психологической поддержке в профориентации отметили лишь 11% респондентов (в форме индивидуальных бесед о профориентационных предпочтениях). 9% респондентов не встречались с профориентацией в своей школе.

Основным источником информации респонденты не считают профориентационные мероприятия, проводимые в школе и направленные на предоставление информации о мире профессий. Так информацию о будущей специальности из уст учителей школы в основном получали лишь 7,5% респондентов, остальные же считают приоритетными другие источники (Интернет - 57%, СМИ - 27%, мнение родственников - 25%, друзей - 21%).

Таким образом, механизм профессионального самоопределения и профессиональных ориентаций зависит от содержания указанных компонентов профессионального становления личности.

Базисом профессиональной ориентации личности является деятельность компетентных лиц, профессионалов, направленная на способствование наиболее успешному профессиональному становлению личности. Выпускники средних школ Архангельской области отметили в большинстве своем наличие диагностической и направленной на просвещение работы. Причем эффективность такой работы не подтверждается дальнейшими ответами респондентов. При наличии активной работы, направленной на просвещение, школьники предпочитают другие каналы получения информации, а при наличии развернутой диагностической работы она не получает должного продолжения в виде консультационной и психологической поддержки (таковая встречается в ответах лишь десятой части респондентов).

Исходя из полученной информации, делаем вывод, что школьники склонны проявлять самостоятельность и инициативность в вопросах профориентации, механизм развития которых необходимо строить на принципах преемственности между методами для большей эффективности.

Литература

1. Тамицкий А.М., Орлова Н.О. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 8 (27). Часть 3. С. 53

2. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический проект,2006. - 192 с.

References

1. Tamickij A.M., Orlova N.O. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: k voprosu o predmete issledovanija // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2014. № 8 (27). Chast' 3. S. 53

2. Zeer Je.F. Proforientologija: teorija i praktika: Je.F. Zeer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. - M.: Akademicheskij proekt,2006. - 192 s.

Пьянов А. И.

Доцент, кандидат социологических наук, Северо-Кавказский федеральный университет РОЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы влияния ценностных ориентаций на процессы внутренней интеграции и дезинтеграции семьи. На основе проведенных исследований обосновывается роль духовных ценностей как фактора укрепления институциональной стабильности семьи. Данное исследование может найти практическое применение в сфере семейной политики и социальной работы с семьей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, семья, интеграция, дезинтеграция, духовные ценности.

Pyanov A. 1

Associate Professor, PhD in Sociology, North Caucasus Federal University ROLE OF SPIRITUAL VALUES IN STRENGTHENING OF INSTITUTIONAL STABILITY OF THE FAMILY

Abstract

The article deals with the problem of the influence of value orientations on the internal processes of integration and disintegration of the family. On the basis of the research substantiates the role of spiritual values as a factor strengthening the institutional stability of the family. This study may find practical application in the field offamily policy and social work with the family.

Keywords: value orientations, a family, institutional, integration, decomposition, spiritual values.

Changing social system plunged Russian society into a transitive state, led to a reassessment of values, breaking stereotypes, devastating demographic changes. Major social link which undergoes severe trials, the fundamental and integrative unit of society is a family. The institution of the family was the main object of social risks.

Today, the main condition for the survival of Russian society is to strengthen the institutional stability of the family. Now concerning a family in a society there is a paradoxical situation. On the one hand, the results of numerous studies suggest that the family is one of the most important values in life of modern Russians [6, 9, 10]. On the other hand, the family is one of the most disadvantaged, crisis spheres of society. This is manifested in disruption of societal functions of the family, the instability of marriages, nuclearization of the family structure and small families [2, 3]. Constantly increasing number of men and women of middle age, who could marry, but are not able to find a life partner according to their expectations [3, 16]. Approximately a fifth of today's teenagers are in constant conflict with his parents, and the number of conflicts increases as you move from the younger teen to youthful age [7].

However, the problems of the current state of the family as a social institution, a small social groups and specific socio-psychological community in Russia could be are endless. This is largely due to changes in the value orientations of the modern family. Values are generalized representations of the people about the goals and norms of their behavior, embodying the historical experience of mankind, and

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.