Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект'

Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2473
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект»

Обдирщиков Н.Н., Исакова Т.Б.

Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект

Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью социальной политики государства, одной из важнейших его функций и рассматривается как составная часть непрерывного образования, формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации на современном этапе предполагают предоставление услуг, связанных с выбором, переменой профессии, профессиональной подготовкой или переподготовкой и трудоустройством, ориентацией подростков и молодых людей на самоактуализацию, саморазвитие, самореализацию личности.

На современном этапе важным, как отмечает Л. М. Митина, является то, «что образ профессии ... в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала заменен на «идеальный образ жизни (американский, европейский, «новых русских» и др.). профессия выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни»1.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых теоретических и методических подходов профессионального развития личности.

По исследованиям Н. Н. Захарова, А. Д. Сазонова, С. Н. Чистяковой и других профессиональная ориентация осуществляется в целях:

- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

- помощиь учащимся в выборе профессии, осознанном планировании приобщения к будущей профессиональной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей школьников, а также требований рынка труда;

- содействия непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализация индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния2.

Немаловажным условием достижения и реализации поставленных целей является адекватное и однозначное взаимопонимание всех участников процесса, основанное на едином толковании общих терминов.

Профессиональная ориентация является наиболее емким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входят и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

«Профессиональная ориентация - система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в обеспечении социально-профессиональной

1 Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пос. / Под ред. А.М. Митиной. - М.,

1998. С. 3.

2 Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1989. С. 387.

структуры»1. По исследованиям С. Н. Чистяковой «важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

- профессиональная информация;

- профессиональная консультация;

- профессиональный подбор;

- профессиональный отбор;

- профессиональная адаптация 2.

Профориентацию и профконсультацию можно определить как ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение подразумевает самоориентирование учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Е.А. Климов)3.

Определяющей стороной профессиональной ориентации учащихся является понятие «профессионального самоопределения», которое широко представлено в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Остановимся на нем несколько подробнее.

Профессиональное самоопределение изучалось в связи с анализом проблемы жизненного самоопределения личности. Была сформирована идея процессуальности самоопределения, сделанная на анализе уровней социальной детерминированности последнего, что стало предпосылкой целостного и адекватного анализа психологических особенностей профессионального самоопределения личности на разных стадиях её профессионального становления.

Работы Л.И. Божович4, а вслед за ней исследования П.А. Шавира5, легли в основу формирования представлений о самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.

Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева рассматривают профессиональное самоопределение в качестве существенного компонента профессионального становления личности и в то же время как психологический критерий успешности прохождения личностью начальных этапов профессионального становления6.

Э.Ф. Зеер, называя важным фактором становления личности её самосознание, также придаёт большое значение решению проблем самоопределения как критерию перехода процесса формирования личности в процессе саморазвития. «Осознавая свои достоинства и недостатки, достижения и перспективы, сопоставляя их с требованиями профессиональной деятельности и своими умениями, личность самосовершенствуется, становится субъектом собственного развития» .

М.Р. Гинзбург определяет «личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального)»8 .

1 Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1987. С. 35.

2 Там же. С. 36

3 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

4 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5 См.: Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

6 Психологические основы профессионально-технического обучения: проблемы профессионального становления молодежи / Под ред. Т.В. Кудрявцева, А.И. Сухаревой. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с

7 Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск, 1988. С. 66

8 Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы педагогики. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

В работах Е. А. Климова1 профессиональное самоопределение рассматривается в связи с разработкой проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности, что позволило сформулировать некоторые общие положения управления этим процессом.

В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предполагается модифицированный вариант схемы построения личного профессионального плана

(по Е.А. Климову), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения. Последний предполагает: «осознание ценности честного. труда (ценностно-нравственная основа самоопределения); общая ориентировка в социальноэкономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения.; осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели; выделение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; знание о . профессиях и специальностях, соответствующих учебных заведениях и местах трудоустройства.; представления об основных внешних препятствиях на пути к . цели; знание путей и способов преодоления их; знание путей и способов преодоления внутренних недостатков, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности; наличие резервных вариантов выбора.; начало практической реализации личной профессиональной перспективы.»2

Опираясь на позицию вышеупомянутых авторов, мы констатируем, что профессиональное самоопределение является неотъемлемым и существенным компонентом профессионального становления личности, сложным образованием, пронизывающим всю человеческую жизнь.

Исходя из этого, мы полагаем, что в основе становления целостной личности профессионала лежит и допрофессиональное самоопределение, понимаемое нами, как формирование личностью активно-положительного отношения к выбираемой профессии, к себе как к будущему профессионалу и утверждение тем самым личностной позиции в ситуации выбора профессии.

Формирование личности в ситуации выбора профессии представляет собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности оптанта: отношение к выбираемой профессии, к ее представителям и к себе, как будущему профессионалу. Отношения, являясь психологической категорией личности, выражают связи личности с окружающей ее материальной и социальной средой. Наряду с совокупностью знаний, различием субъекта и объекта, целеполаганием деятельности, система отношений составляет ядро личности и определяет внутреннюю позицию человека.

Исходя из того, что «функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче»3, мы выбираем именно устойчивое активно положительное отношение к профессии и к себе как будущему профессионалу в качестве содержательной характеристики допрофессионального самоопределения.

1 См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

2 Цит. по Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дис ... д-ра. пед. наук. - Екатеринбург, 1995.

С. 15-16

3 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985.

С. 225.

Следующей важной категорией профессиональной ориентации является понятие «выбор», ибо в профессиональном и допрофессиональном самоопределении и допрофессиональной подготовке учащихся перед каждым из них встает проблема выбора: будущей профессии, продолжения обучения в профильных классах общеобразовательной школы, выбора профессионального учебного заведения и др.

Для выявления сущности понятия «выбор» мы обратились к словарноэнциклопедической литературе, которая представляет собой наиболее полное и концентрированное выражение теории и практики определенных областей знаний. В словаре современного русского литературного языка1 слово выбор означает - действие (по глаголу «выбирать»).

В философском словаре это понятие выступает синонимом слова свобода и определяется как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных перед собой целей» . Свобода - необходимое условие самореализации, ибо в процессе самореализации личность преодолевает противоречие между необходимостью и свободой.

В. Давидович утверждает (мы придерживаемся этой точки зрения), что свобода выражена в избирательной активности субъекта. «Сознательный выбор желаемой цели, определенных путей, ведущих к ее достижению, интенсивность и характер практических действий по реализации намеченных задач - вот в чем может заключаться свобода»3. И далее: «Можно сказать, что человек свободен тогда, когда он может выбирать и когда выбор определяется занятой им позицией. Объективная возможность выбирать акт поведения выступает основой всех видов социальной и личной ответственности» .

Ю. Н. Галагузова, исследуя проблему выбора специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования, выявила признаки понятия «выбор»:

- наличие цели, обусловленной интересами и потребностями личности, с одной стороны и требованиями общества с другой;

- действие (или деятельность) личности по достижению выбранной цели;

- взаимосвязь выбора деятельности со свободой самой личности;

- обусловленность выбора социально-пространсвенно-временной реальностью;

- необходимая ответственность за сделанный выбор5.

Ситуация выбора профессии, по мнению В.В. Серикова, содержит в своей основе нравственный выбор, самостоятельную постановку цели, препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия, ощущение собственной значимости для других людей, самоанализ и самооценку, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности .

Таким образом, проблема выбора учащимися будущей профессии, связана с наличием определенных знаний о профессии, путях ее получения, успешное овладение этими знаниями, осознание себя субъектом будущей профессиональной деятельности. Необходимы также учет собственных возможностей и способностей для выбора профессии, наличие внутренней мотивации, умение проектировать стратегические и тактические задачи в выборе и освоении избранной профессии. Таким образом можно утверждать, что

1 Словарь современного русского языка. - Т. 2. - М., 1991. С. 45.

2 Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. С. 54

3 Давидович В.Е. Грани свободы. - М.: Молодая гвардия, 1969. С. 7

4 Там же С.8

5 Галагузова Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: Монография. - Екатеринбург, 1997. С. 20

6 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. - Волгоград, 1994. С. 12

выбор связан с определенной системой знаний, формированием определенных умений и развитием определенных личностных качеств ученика.

Следовательно, сформированная личностная позиция в ситуации выбора профессии определяется устойчивым активно-положительным отношением к профессиональной деятельности и выступает в качестве второй содержательной характеристики допрофессионального самоопределения школьника.

Правильно сделанный выбор профессии - это гарантия того, что все последующие этапы становления личности профессионала пройдут успешно, и личность действительно сможет социально и профессионально самоопределиться.

Допрофессиональное самоопределение, являясь важным психологическим новообразованием учащихся старшего школьного возраста, предопределяется всеми предшествующими этапами становления личности. Потребность в поиске смысла жизни становится в юности источником возникновения особой группы противоречий, которые образуют движущие силы допрофессионального самоопределения.

Выбор профессионального пути связан с выбором жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Образ профессии служит определяющим фактором оценки себя, при этом всегда возникает много трудностей: правильно ли я выбираю, может лучше выбрать другую профессию и др. В свою очередь результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей. Таким образом, самооценка выступает как внутренний побудитель, внутренняя мотивация и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в переживании личности.

В последние годы появились исследования, посвященные допрофессиональной подготовке учащихся. Введение этого термина в практику общеобразовательного учреждения и педагогическую теорию привело к понятийно-терминологическим сложностям. В научной и методической литературе понятие «подготовка» встречается в разном контексте. Так, Н.А. Морева, исследуя проблемы среднего профессионального образования, выделяет следующие виды подготовки:

- общеобразовательная подготовка - система знаний, умений и навыков, осваиваемая учащимися в процессе обучения в общеобразовательной школе, подготовительная ступень к получению профессионального образования, обычно ориентированная на специальность1;

- профессиональная практическая подготовка - часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которого студент получает необходимые для профессиональной деятельности умения и навыки, часть профессионального образования. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационных характеристик, и реализуется в процессе практических занятий и производственной практики2;

- профессиональная теоретическая подготовка обеспечивает овладение профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов, теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Она охватывает основные компоненты труда: цель и предмет труда, средства труда, способы действий, организацию труда3;

- специальная подготовка - заключительный период процесса профессионального образования, в ходе которого на основе изучения общеобразовательных и общепрофессиональных предметов происходит овладение теоретическими и практическими знаниями, характерными для каждой узкой профессии, формирование

1 Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. - М.: Академия, 1999.- С. 71

2 Там же. С. 61

3 Там же. С. 61

системы умений и навыков, развитие способностей и приобретение производственного опыта1;

- технологическая подготовка - совокупность знаний, умений и навыков в сфере человеческой деятельности, направленной на качественное изменение объекта2.

Кроме того, термин «подготовка» может выступать и в организационнометодическом, личностном и процессуально-организационном аспектах: «подготовка к жизни», «подготовка к занятиям», «подготовка к уроку», «подготовка специалистов».

Термин «подготовка», согласно определению В. Г. Онушкина и Е. И. Огорева, приведенному в «Энциклопедии профессионального образования»3, -общий термин, «употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом . деятельности». Термин употребляется в двух значениях: а) научение - формирование готовности к выполнению предстоящих задач; отражает два вида деятельности: обучение и учение; в узком смысле - специализированное обучение; б) готовность - наличие компетентности, знаний и умений для выполнения поставленных задач».

Подобное определение мы находим в работе Ю. В. Сенько, который, рассматривая подготовку учителя в аспекте гуманитарного образования, выделяет в профессиональной подготовке слово «готовность»4. Результатом профессиональной подготовки является готовность выпускника к педагогической деятельности5. Готовность к педагогической деятельности включает: вхождение в профессию, овладение стандартами

профессионального педагогического образования, то есть все то, что поддается нормированию и технологизации.

По мнению В.А. Полякова, «профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений» .

Ограничимся приведенными выше работами. Анализ данных источников показывает, что термин «профессиональная подготовка» довольно широко используется в психологопедагогической литературе. При этом авторы выделяют разные грани этого понятия, но единого толкования оно не имеет. Фактически профессиональная подготовка представляет собой процесс и результат формирования готовности к определенной профессиональной деятельности, которая осуществляется посредством овладения специальными знаниями, умениями и навыками.

Определение понятия «профессиональная подготовка» позволит нам представить свое понимание сущности понятия допрофессиональная подготовка учащихся.

В педагогических работах термин «допрофессиональная подготовка» появился сравнительно недавно. Данный термин («допрофессиональная подготовка», предпрофессиональная подготовка) получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО и Международной конференции труда по профессионально-техническому образованию и подготовке (1965г.), согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных учреждениях определен как предпрофессиональный. Трактуется он разными исследователями по-разному.

1 Там же С. 62

2 Там же С. 62

3 Энциклопедия профессионального образования. - Т. 2. - М., 1999.- С. 272

4 Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. - М.: Академия, 2000. - 234 с

5 Там же. С. 36

6 Поляков В.А. Профессиональная подготовка // Энциклопедия профессионального образования . - Т. 2. - М.,

1999. - С. 309.

Так А.Л. Мищенко, исследуя проблемы профессиональной подготовки учителя, считает, что допрофессиональная подготовка входит в систему педагогической профессиональной ориентации, которая состоит из шести компонентов:

ППО = Пп+Пд + Пк + Дп + По + Па,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Пп - профпросвещение;

Пд - профдиагностика;

Пк - профконсультация;

Дп - допрофессиональная подготовка;

По - профотбор;

Па - профадаптация.

Допрофессиональная подготовка, по мнению автора, представляет «высший этап ориентации, проводимой в определенной системе и предполагающей изучение основ педагогики и психологии, теории и методики одной из специальностей, формирование личности, участие старшеклассников в общественно-полезном педагогическом труде»1. Вводя такое определение А.Л. Мищенко, по нашему мнению, опирается на общепринятую систему профориентации, разработанную

2 3 4

A.Д. Сазоновым , В.Ф. Сахаровым , С.Н. Чистяковой и другими учеными, раскрывающими понятие «профпросвещения», «проф-диагностика», «профконсультация», «профотбор» и «профадаптация».

Другой подход к допрофессиональной подготовке мы встречаем у

B. П. Намчука5, который вводит понятие «профессионального образования». Автор так

характеризует процесс педагогического обучения в старших классах общеобразовательного учреждения: «.Профессиональное образование - триединый целостный процесс,

характеризующийся усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека»6. Ведущим видом деятельности в допрофессиональном образовании является как теоретическое обучение, так и практическое.

Таким образом, анализ исследуемой литературы, приведенный выше, позволяет нам ввести такое определение: допрофессиональная подготовка - это готовность учащихся к выбору определенной профессии путем овладения определенными знаниями и умения об этой профессии, путях ее получения и формирования личностных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

1 Мищенко А.Л. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 1992. С.10

2 Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1989. -223 с

3 Сахаров В.Ф. Педагогические основы системы профессиональной ориентации учащихся средней школы: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Киров, 1984. - 24 с

4 Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Автореф. Автореф. дис. . докт. пед. наук. - М., 1987. - 40 с.

5 Намчук В.П. Дидактические основы допрофессионального образования сельских школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М,. 1993. - 16 с.

6 Там же. С. 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.