Научная статья на тему 'Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов'

Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2572
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ломакина Эмилия Николаевна

В статье рассматривается проблема психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Показано, что профессиональная направленность играет важную роль при подготовке студентов инженерных специальностей к профессиональной деятельности, определяет ее успех и выступает механизмом формирования психологической готовности. Представлены результаты исследования мотивационно ценностного компонента профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов»

УДК 159.9.62

Ломакина Эмилия Николаевна

Старший преподаватель, соискатель, Дальневосточный технический университет (ДВПИ им. В. В. Куйбышева), [email protected], Владивосток

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Lomakina Emiliya Nikolaevna

Senior lecturer, applicant, The Far Eastern Technical University, [email protected], Vladivostok

VOCATIONAL GUIDANCE AS A MECHANISM OF A STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности в современных условиях становится все более актуальной. Современный деловой мир остро нуждается в специалистах, организующих и проводящих «комплекс научных, научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования» [9, с. 23]; готовых грамотно и самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в плане поиска, планирования, выбора и устройства своей карьеры. Соответствовать данным требованиям невозможно без психологической готовности к профессиональной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной деятельности сегодня стала рассматриваться и как личностный ресурс субъекта труда. Следовательно, формированию психологической готовности к профессиональной деятельности должно уделяться пристальное внимание на этапе профессионального обучения.

В исследовании психологической готовности к деятельности можно выделить два подхода: функциональный и личностный. Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, М. Л. Марищук, Б. Л. Покровский и др. рассматривают готовность на функциональном уровне и определяют ее как особое, длительное или кратковременное активнодейственное состояние.

Н. Д. Левитов, А. А. Смирнов, В. А. Моляко, М. А. Дьяченко, Л. А. Канды-бович и др. считают, что рассматривать психологическую готовность к деятельности необходимо на личностном уровне - как интегральное личностное образование, включающее в себя различные компоненты. Так, В. А. Моляко [14], определяет целостную психологическую готовность как сложное личностное образование, многоуровневую и многоплановую систему качеств и

свойств, влияющих на успешное выполнение профессиональной деятельности. Э. Ф. Зеер [5] раскрывает психологическую готовность к деятельности как активно-действенное состояние личности, отражающее содержание поставленной задачи и пути предстоящего решения, и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Ряд исследователей считают, что противопоставлять готовность как психическое состояние и как качество личности не следует, так как и в том и в другом случае готовность представляет собой психологическую предпосылку эффективности деятельности. Р. Д. Санжаева предлагает рассматривать психологическую готовность как «интериоризированный процесс деятельности, отражающий содержание стоящей задачи и условия предстоящего ее выполнения» [15, с. 211].

Развитие профессиональной деятельности неразрывно связано с личностным развитием и подчинено ему. Такое понимание соотношения профессионального и личностного развития человека дает основание рассматривать психологическую готовность как уровень психологического обеспечения профессиональной деятельности. При этом большое значение будет иметь профессиональная направленность личности, которая, прежде всего, проявляется в поведении как готовность и способность реализовать профессионально важные качества, смыслы профессиональной деятельности [13].

Рассматривая проблему совершенствования профессиональной подготовки студентов, Т. Л. Камоза, в качестве состояния и компонента готовности личности к профессиональной деятельности, определяет личностно ориентированный компонент, содержащий свойства, качества и состояния будущего специалиста. К таким качествам автор относит и профессиональную направленность [8].

Профессиональную направленность Э. Ф. Зеер представляет как «интегральное (системное) качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Системообразующим фактором (ядром) направленности является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [4, с. 68], но и системе ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека, автор отводит ведущее место [5].

Многие исследователи (И. В. Кондрина, Н. В. Кузьмина) считают, что направленность личности представляет вершину устремлений личности и ее готовность к деятельности [11], главной в системе психологической готовности личности к профессиональной деятельности, основанную на профессиональных ценностях личности [7]. В психологической модели личности специалиста, сконструированной Э. М. Велиевым [3], профессиональная направленность выступает как совокупность устойчивых мотивов, ценностей и смыслов, направлений деятельности личности, и является ведущим элементом. Таким образом, автор определяет личностные ценности, смыслы будущего специалиста как факторы, которые выполняют функцию выбора средств, способов и приемов реализации целостной профессиональной

деятельности. Б. Ф. Ломов отводит направленности роль побудительной системы, которая определят избирательность отношений и степень активности личности [13].

Такой подход дает нам основание рассматривать профессиональную направленность как психологический механизм профессиональной готовности личности к профессиональной деятельности. В современной науке понятие психологического механизма употребляется довольно часто, и понимают под психологическим механизмом как «закрепившееся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате чего появляются различные психологические новообразования, повышается, или понижается уровень организованной личностной системы, меняется режим ее функционирования» [1]. Действие любого механизма «базируется на том или ином принципе, выражающем сущность данного механизма и его основные характеристики» [12, с. 71], то есть принцип действия любого психологического механизма отражает его содержательный аспект.

Рассматривая психологический механизм с позиций принципов структурности, системности, единства деятельности и личности под психологическим механизмом формирования психологической готовности мы будем понимать мотивационно-ценностный компонент профессиональной направленности, обеспечивающий развитие различных компонентов и целостной структуры психологической готовности и перехода ее на более высокий уровень развития.

Мотивационный компонент профессиональной направленности отражает совокупность потребностей субъекта, в качестве которых выступает широкий круг актуальных желаний, влечений, стремлений разнообразной природы, и прежде всего социальной. Мотивация выполняет несколько функций: побудительную (потребности субъекта выступают источником активности профессиональной деятельности), направляющую (мотивы как субъект - объектные отношения в структуре профессиональной направленности) и придает профессиональной деятельности личностный смысл и значимость.

Система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека, представляет смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др. [5]. Структура ценностных ориентаций личности выступает в роли системы, определяющей мотивацию поведения личности в профессиональной сфере, служит своеобразным «каркасом» соответствующей деятельности [2; 10]. По мнению Е. А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерна своя система ценностей [6]. Ценностные ориентации детерминируют профессиональное поведение, тем самым обеспечивая содержание и направленность деятельности, и придают смысл профессиональным действиям.

Важную роль ценностным ориентациям как представлениям человека о «главных профессиональных целях и основных средствах достижения

этих целей» [16, с. 71] отводит и Ю. В. Слесарев, рассматривая профессиональную зрелость специалиста. Автор считает, что «профессионально зрелая личность проявляет интерес не только к внешним материальноорганизационным, но и к внутренним - психологическим резервам своих профессиональных возможностей» [16, с. 73]. Рассматривая профессиональную зрелость, Ю. В. Слесарев практически рассматривает психологическую готовность к профессиональной деятельности.

В нашем исследовании в качестве ценностных ориентаций профессиональной направленности студентов выступают карьерные ориентации. Так как именно процесс построения и развития профессиональной карьеры дает возможность человеку реализовать свои способности и свой потенциал и рассматривается как результат, отражающий представления человека о себе в сфере трудовой деятельности, о собственном пути личностного и профессионального развития. Траекторию профессионального движения человек строит в соответствии со своими ценностями, опытом и выбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми.

Испытуемыми выступили студенты Дальневосточного государственного технического университета горного института и института механики, автоматики и передовых технологий, в количестве 125 человек. Для изучения профессиональной направленности на вид инженерной деятельности применялась методика О. Б. Годлиник. В результате выделились следующие группы: студенты с выраженной направленностью на проектноконструкторский вид инженерной деятельности (группа 1); студенты с выраженной направленностью на производственный вид инженерной деятельности (группа 2); студенты с выраженной направленностью на организаторский вид инженерной деятельности (группа 3); студенты, у которых нет единой выраженной направленности на определенный вид инженерной деятельности (группа 4) и студенты не ориентированные на инженерную деятельность, их профессиональные намерения находятся вне инженерной сферы деятельности (группа 5).

Мотивационный компонент профессиональной направленности исследовался с помощью теста «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина, позволяющего выявить реальную картину потребностей человека.

С помощью методики Э. Шейна «Якоря карьеры» адаптированной В. А. Чикер, В. И. Винокуровой, определялись карьерные ориентации респондентов, как некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры.

Согласно результатам исследования, в каждой из пяти групп с различной направленностью на вид инженерной деятельности в структуре мотивационного профиля и структуре карьерных ориентаций сложилась своя определенная иерархия потребностей и карьерных ориентаций, что отражено на графиках обобщенного мотивационного профиля и обобщенного профиля карьерных ориентаций (рис. 1 и рис. 2).

номер мотивационного профиля

Рисунок 1 - Обобщенный мотивационный профиль по группам

1 - потребность в высокой заработной плате; 2 - потребность в хороших условиях работы; 3 - потребность в четком структурировании работы; 4 - потребность в социальных контактах; 5 - потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения; 6 - потребность в завоевании признания со стороны других людей; 7 - потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; 8 - потребность во влиятельности и власти; 9 - потребность в разнообразии и переменах; 10 - потребность быть креативным; 11 - потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности; 12 - потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.

Таким образом, мы видим, что для каждой группы определился свой характерный мотивационный профиль, хотя можно отметить некоторые совпадения ведущих мотивов в группе 2, группе 4 и группе 5, но при этом сохраняется и определенная специфика мотивационного профиля каждой группы. Статистическими расчетами, с помощью критериев Стью-дента и Манна-Уитни, доказано наличие достоверно значимых межгруп-повых различий между факторами мотивационного профиля, а также и подтверждены значимые корреляционные связи между признаками внутри групп. Так, для всех групп, кроме группы 1 ведущим мотивом является потребность в высокой заработной плате. Это потребность в безопасности, и на наш взгляд, обусловлена, прежде всего, современными социально-экономическими условиями в стране и желанием выпускников обеспечить свое будущее. В группе 1 с выраженной направленностью на проектно-конструкторский вид инженерной деятельности в структуре мо-

тивационного профиля ведущими выступают потребности в совершенствовании, росте, самореализации и когнитивные потребности. В группе 2 с выраженной направленностью на производственный вид инженерной деятельности, в структуре мотивационного профиля ведущими выступают потребности в безопасности, общении (потребности в принадлежности) и признании. В группе 3 с выраженной направленностью на организаторский вид инженерной деятельности в структуре мотивационного профиля ведущими являются потребности в признании, включающие в себя желания и стремления, связанные с ростом личностной значимости, уверенности через влиятельность и власть, и достижения уважения других (завоевание статуса, престижа, признания). Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, собственной значимости, силы, ощущение своей полезности. В группе 4, где отмечается сочетание направленности на несколько видов инженерной деятельности, в структуре мотивационного профиля на первый план выступают потребности в признании, а затем потребности в безопасности. В группе 5, не ориентированную на инженерную деятельность, в структуре мотивационного профиля ведущими являются потребность в принадлежности и потребность в безопасности. Сопоставление структуры мотивационного профиля между группами демонстрирует как определенное различие, так и некоторое сходство между ними. Сходство заключается в выборе студентами потребности в безопасности, проявляющейся как желание иметь высокую заработную плату, хорошие условия работы. Различия определяется, прежде всего, спецификой профессиональной инженерной деятельности.

Профиль карьерных ориентаций для каждой группы также определился своя, хотя можно отметить некоторые совпадения, но при этом сохраняется и определенная специфика, т. е. задачи и цели профессиональной деятельности накладывают отпечаток и на иерархию карьерных ориентаций. Исключение составляют карьерные ориентации «стабильность работы» и «стабильность места жительства». Ориентация «стабильность работы» занимает ведущее место во всех группах и обусловлена потребностью будущих выпускников в безопасности и стабильности своего профессионального будущего, желанием предсказуемости в планировании и построении собственной карьеры, будущей профессиональной деятельности. Карьерная ориентация «стабильность места жительства» во всех группах является наименее предпочтительной и занимает последнее или одно из последних мест. Вероятно, низкая степень выраженности данной карьерной ориентации обусловлена сниженной потребностью выпускников в стабильности пребывания в определенном месте жительства или регионе. Статистическими расчетами, с помощью критерия Стьюдента, доказано и наличие достоверно значимых межгрупповых различий по следующим факторам: «профессиональная компетентность», «менеджмент», «автономия», «служение», «вызов» и «интеграция стилей жизни». В группах с направленностью на инженерную деятельность (1, 3 и 4, кроме группы 2) сочетание ведущих

карьерных ориентаций отражает стремление человека к реализации своих способностей в профессиональной деятельности. Стремление стать мастером своего дела, стремление к реализации своих целей и решению задач профессиональной деятельности, т. е. преобладает направленность на дело, на задачу, и они, скорее всего, будут более продуктивны в профессиональной деятельности. В группе с направленностью на производственный вид инженерной деятельности (группа 2), такое сочетание ведущих карьерных ориентации свидетельствуют об интеграции направленности на себя и на дело, на задачу. В группе, где у студентов профессиональные намерения находятся вне инженерной сферы деятельности (группа 5), ведущие карьерные ориентации свидетельствуют о стремлении человека к удовлетворению своих желаний, личному благополучию, т. е. направленности на себя и выраженности эгоцентрических тенденций.

номер карьерной ориентации

Рисунок 2 - Обобщенный профиль карьерных ориентаций по группам

1 - профессиональная компетентность; 2 - менеджмент; 3 - автономия;

4 - стабильность работы; 5 - стабильность места жительства; 6 - служение;

7 - вызов; 8 - интеграция стилей жизни; 9 - предпринимательство.

Таким образом, в группах, где профессиональные намерения студентов находятся в сфере инженерной деятельности, механизмами профессиональной готовности являются: мотивационный механизм и механизм карьерных ориентаций. Каждый механизм имеет свои особенности, и при этом интегральным механизмом готовности к профессиональной деятельности является профессиональная направленность.

Библиографический список

1. Анцыферова, А. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности.-М.:МГУ, 1981. - С. 3-18.

2. Булынин, А. М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Метод. реком. [Текст] / А. М. Булынин - Комсомольск - на - Амуре, 1995. - 17 с.

3. Гуманистические проблемы психологической теории: сборник статей [Текст] / Отв. ред. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. - М.: Наука, 1995. - 214 с.

4. Зеер, Э. Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор профессионального становления личности студента [Текст] / Э. Ф. Зеер // Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. - Свердловск, 1987. - 148 с.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер // Учебное пособие - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды [Текст] / Е. А. Климов - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.

7. Кондрина, И. В. Самосовершенствование профессионально-важных качеств студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки [Текст]: Автореф... канд. пед. наук / И. В. Кондрина - Кемерово, 2000. - 16 с.

8. Камоза, Т. Л. Общепрофессиональная готовность студентов вуза как педагогический феномен [Текст] / Т. Л. Камоза // Сибирский педагогический журнал. - 2009.- № 2. - С. 100-108.

9. Кузнецова, Е. С. Международные требования к выпускникам инженерных программ в условиях двухуровневой системы образования [Текст] / Е. С. Кузнецова, А. А. Криушова, А. И. Чучалин, С. И. Герасимов, О. В. Боев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 24-33.

10. Беловолов, В. А. Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 214-218.

11. Кузьмина, Н. В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе [Текст] / Н. В. Кузьмина - Л., 1973. - 80 с.

12. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В. Г. Леонтьев - Новосибирск, НГПИ, 1992. - 216 с.

13. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] - М.: Наука, 1999. - 350 с.

14. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ Мвд России как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 21-32.

15. Моляко, В. А. Психология конструкторской деятельности [Текст] / В. А. Моляко - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.

16. Санжаева, Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности: понятие, структура и содержание [Текст] / Р. Д. Санжаев // Личность и профессиональная деятельность: Коллективная монография. В 2 Т. // Под общей ред. Дикая Л. Г., Невструева Т. Х. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008, Т. 1. - 326 с.

17. Слесарев, Ю. В. Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 68-77.

УДК 378.147

Дмитриева Татьяна Владимировна

Доцент кафедры алгебры, геометрии и анализа Дальневосточного федерального университета, [email protected], Владивосток

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРИНЯТИЮ КВАЗИУПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Dmitrieva Tatiana Vladimirovna

Associate Professor, Associate Professor at the Department of Algebra, Geometry and Analysis of the Far-Eastern Federal University, [email protected], Vladivostok

MODELLING OF THE PROCESS OF STUDENTS’ PREPARATION FOR MAKING QUASI-PORFESSIONAL DECISIONS IN THE PROCESS OF MASTERING MATHEMATICAL DISCIPLINES

Необходимость компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов актуализирует проблему выявления и реализации профессионально-развивающего потенциала всех учебных дисциплин. Наши теоретические и опытно-экспериментальные исследования показали, что задача педагогического влияния на эффективность профессиональноличностного становления студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в процессе освоения дисциплин математического цикла имеет своё решение. Анализ профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих; потенциальных возможностей содержания математических дисциплин; требований к выпускникам вузов, предъявляемых в рекомендательных и нормативных документах; а также психолого-педагогической и акмеологической литературы по вопросам профессионально-личностного развития студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.