Научная статья на тему 'Профессиональная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов'

Профессиональная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессарабова Ю.В., Дорошенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов»

Бессарабова Ю.В.,

к. п. н., доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия Дорошенко В.В., к.п.н., доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Образовательный процесс в вузе сопровождается высокой психофизической нагрузкой на организм студента. Очевидно, что от уровня здоровья и физической подготовленности, степени развития двигательных возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов зависит работоспособность в течение учебного дня [1, с. 24]. Использование возможностей профессионально-прикладной физической подготовки значительно расширяет физический потенциал будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [2, с. 7]. Эффективность адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к сложным социально-трудовым качествам может быть расширена за счет развития их функциональных возможностей [3, с. 8]. Направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

- требования к специалистам одного из профилей с учетом специфики деятельности;

- определение средств, методов и форм физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [4, с. 22].

В связи с тем, что во многих исследованиях развитие профессиональных качеств специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов недостаточна и по своему содержанию у имеющихся не до конца правильно сформулирована, нами разработана технология профессионально-прикладной физической подготовки студентов средствами физической культуры [5, с. 139].

Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузе представляет собой целостное социально-педагогическое явле-

ние, соединяющее в комплексный адаптационный процесс с внутренними и внешними воздействиями, которые обеспечивают полноценно адаптацию и самоопределение всех участников образовательного процесса [6, с. 53].

Нами был выбран деятельностный подход, который задает целевую направленность адаптации и социализации как системы, направленной на развитие мотивации и таких профессионально-значимых качеств личности, как уверенность, самостоятельность, самоатуализация, коммуникативность. Все эти качества успешно развиваются в учебной, спортивно-рекреационной деятельности и в других ее направлениях [7, с. 30].

В рамках исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», осуществлялся поиск форм, методов и средств, способствующих развитию профессиональных физических качеств студентов. Педагогическим коллективом кафедры был разработан механизм управления профессионально-прикладной физической подготовкой в соответствии с требованиями ФГОС 3 + высшего профессионального образования. Содержание авторской программы предполагает формирование профессионально-важных качеств студентов с акцентом на развитие координационных способностей на основе использования технических элементов из спортивных игр. На старших курсах обучения программа ориентирует на саморазвитие и самопознание своих двигательных возможностей [8, с. 67].

В ходе исследования было установлено, что для эффективного развития профессионально-значимых качеств студентов необходимо широкое использование средств спортивно-рекреационной деятельности в содержании образовательного процесса. Нами были выявлены организационно-педагогические условия реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

На первом этапе 1-2-е курсы обучения преподавателю следует акцентировать внимание на следующих организационных моментах:

- качество выполнение «координационных движений», входящих в состав профессиональной деятельности улучшают коммуникативные способности в профессиональном общении;

- развитие профессионально-прикладной физической подготовленности

стимулирует психологический микроклимат, коллективность и самоорганизацию студентов;

- с эффективным развитием профессионально-важных качеств профессионально-прикладной физической подготовки улучшается процесс профессиональной самоорганизации.

На этапе становления профессионально-прикладной физической подготовленности студентов (3-4-е курсы) значимыми условиями являются:

- следование требованиям социального заказа на интеграцию специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональное сообщество;

- организация эмоциональной и разнообразной спортивно-рекреационной деятельности в учебных группах;

- педагогическая поддержка самоорганизации личности в образовательном процессе [9, с. 89].

В процессе мониторинга и анализа результатов был определен ряд критериев, показателей и признаков эффективности спортивно-рекреационной деятельности в профессионально-прикладной физической подготовке и в контексте требований комплекса ГТО. Общими критериями являются: толерантность педагогической деятельности и отношений в вузе, наличие подготовленного стабильного профессорско-педагогического состава [10, с. 28].

В ходе поэтапной реализации разработанной программы произошли следующие изменения:

- упрочился студенческий коллектив группы и организовалось сотрудничество на основе расширения познавательной, спортивно-рекреационной деятельности;

- активизировался процесс учебной самоорганизации;

- повысился уровень толерантности, познавательной активности студентов;

- изменился психологический климат в учебных группах.

Основные идеи авторского подхода к построению процесса

физического воспитания на основе использования средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов нашли свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе. В ходе мониторинга зафиксирована позитивная динамика развития профессионально важных физических качеств и психофизических показателей, улучшения межличностных отношений в студенческой среде, повышение уровня учебной и профессиональной самоорганизации, значительный рост культурного и профессионального потенциала личности студентов.

Список использованной литературы

1. Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А. Социальная интеграция и адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности вуза. - Краснодар, 2015.

2. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза: состояние проблемы и перспективы. - Краснодар, 2012.

3. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов // Педагогическое образование и наука. - № 8. - 2008. - С. 8-11.

4. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета- Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 4 (146). - С. 22-27.

5. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов // Теория и практика-общественного развития. - 2015. - № 5. - С. 139-141.

6. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 53-58.

7. Бессарабова Ю.В, Дегтерев Е.А. Формирование мотивации сохранения здоровья студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 30-36.

8. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 67-70.

9. Бессарабова Ю.В, Петьков В.А. Компетентностный подход в развитии готовности преподавателя вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья / В сб. Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ Научный ежегодник по материалам конференции в Армавирском институте социального образования (филиале) РГСУ. - 2014. - С. 88-90.

10. Бальба В.А., Лундина Г.А, Петьков В.А., Романов Д.А. Комплекс ГТО как основа мониторинга физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 27-31.

© Бессарабова Ю.В., 2016 © Дорошенко В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.