Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация учащейся молодежи'

Профессиональная мотивация учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
729
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюнин Александр Викторович

В статье рассмотрены вопросы формирования мотивации профессиональной деятельности у студентов вузов. Показано, что профессиональная мотивация студентов имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики будущей профессиональной деятельности. Установлено, что на различных этапах профессионального становления и развития разные мотивы оказываются доминиру-ющими, обеспечивая наибольшую включенность студента в освоение и выполнение деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional motivation of studying youth

In the article questions of formation of motivation of professional activity of students of higher education institutions are considered. It is shown that the professional motivation of students has a number of the features following from specifics of future professional activity. It is established that at various stages of professional formation and development different motives appear dominating, providing the greatest inclusiveness of the student in development and activity performance.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация учащейся молодежи»

Брюнин Александр Викторович

старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: +78617606957)

Профессиональная мотивация учащейся молодежи

В статье рассмотрены вопросы формирования мотивации профессиональной деятельности у студентов вузов. Показано, что профессиональная мотивация студентов имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики будущей профессиональной деятельности. Установлено, что на различных этапах профессионального становления и развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность студента в освоение и выполнение деятельности.

Ключевые слова: студенты, мотивация, учебная деятельность.

A.V. Bryunin, Senior Teacher of a Chair of Humanities, Socioeconomic, Information and Law Disciplines of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78617606957.

Professional motivation of studying youth

In the article questions of formation of motivation of professional activity of students of higher education institutions are considered. It is shown that the professional motivation of students has a number of the features following from specifics of future professional activity. It is established that at various stages of professional formation and development different motives appear dominating, providing the greatest inclusiveness of the student in development and activity performance.

Key words: students, motivation, educational activity.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий под влиянием как внутренней работы, так и внешних факторов окружающей среды.

Эффективность любой профессиональной деятельности зависит от ряда условий и групп факторов, а профессиональное самоопределение и обучение становятся ведущей проблемой личности со старшего подросткового и юношеского возрастов, которые являются одним из центральных моментов формирования самосознания [1].

Мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна. В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий мотивации, подходы которых настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий [2].

Мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных - в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что также необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умалять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека на систему мотивационной направленности личности в целом, т.к. это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса [3].

Профессиональная мотивация студентов имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики будущей профессиональной деятельности: ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности, привлекательные особенности профессии, коммуникативная деятельность в процессе работы и пр.

152

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: превращение общих мотивов личности в профессиональные и изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности студента находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация его наполняется профессиональным содержанием. Студент оценивает свою профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов будущего профессионала, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности специалист достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для данного конкретного студента, пристрастным личност-но опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности специалист должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом [4].

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет студенту удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности студента факторы, например материальная выгода, социальное признание и т.д. [5].

На различных этапах профессионального становления и развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность студента в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем, смена

доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности [4].

Формирование познавательных структур в процессе профессионального становления студентов связано не только с содержанием деятельности и способствующей ее выполнению информационной основой. Другим аспектом этого процесса является формирование представления о личности профессионала, а именно тех психологических характеристиках, которые в наибольшей степени обеспечивают успешность выполнения профессиональных обязанностей. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в итоге ведет к успешному овладению профессией [6].

Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. В динамике представлений о будущей профессии существует определенная тенденция смещения акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик по мере профессионального становления личности. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности соотношение между теоретической и практической его частью [7].

Специалист с высшим образованием - это потенциальный руководитель, который, оказывая воздействие на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного) и при этом имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием. Нетрудно представить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как многократно они усложняются при взаимодействии с группой людей.

Профессиональный долг требует от специалиста действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Люди для руководителя - средство для самоутверждения, которое дает ореол профессии.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности специалиста предполагает адекватное

153

восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия [8].

Это делает избранную профессию одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле специалист создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.

Специалист, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу - задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа другого человека [9].

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность специалиста - один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обусловливают продуктивность его профессиональной деятельности.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности студента находят свой предмет в профессиональной деятельности. Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому нельзя умалять влияния ни той, ни другой части моти-вационной сферы человека на систему моти-вационной направленности личности в целом, т.к. это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.

1. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1997.

3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Новгород, 2003.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

5. Коноваленко А. В. Мотивация учебной деятельности на начальном этапе профессионального образования //Акмеология. 2010. № 1. С. 59-64.

6. Зверева Р.Г. К вопросу об особенностях исследования проблемы мотивации достижения успеха в студенческом возрасте // Вестн. Пятигорск. гос. лингвистич. ун-та. Пятигорск, 2008. С. 92-97.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2010.

8. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

9. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142-147.

1. Shavir P.A. Psychology of professional self-determination in early youth. Moscow, 1981.

2. Bozhovich L.I. Problems of formation of personality. Moscow, 1997.

3. Atkinson Dzh.V. Theory about motivation development. Novgorod, 2003.

4. Maslou A. Motivation and personality. St. Petersburg, 1999.

5. Konovalenko A.V. Motivation of educational activity at the initial stage of professional education // Acmeology. 2010. № 1. P. 59-64.

6. Zvereva R.G. To the question of features of research of a problem of motivation of achievement of success in student's age // Bull. of Pyatigorsk state linguistic university. Pyatigorsk, 2008. P. 92-97.

7. Leontyev A.N. Lectures on the general psychology. Moscow, 2010.

8. Bodalev A.A. Top in development of the adult person: characteristics and achievement conditions. Moscow, 1998.

9. Yakobson P.M. Psychological components and criteria of formation mature personality // Psychological magazine. 1981. № 4. P. 142-147.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.