Вестник СамГУ. 2015. № 4- (126)
197
УДК 371
Г.А. Виноградова*
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена выявлению и анализу взаимосвязи профессиональной мотивации и направленности личности педагога. Полученные данные дополняют разработанную ранее авторскую «Типологическую характеристику учителей разного уровня педагогического мастерства».
Ключевые слова: личность, педагог, профессиональная мотивация, направленность, типологическая характеристика.
В условиях динамичности модернизации системы образования все большее значение приобретают мотивационные аспекты педагогической деятельности. Мотивация педагогов является основным средством оптимизации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитательный потенциал педагогического коллектива в значительной степени определяется соответствием ценностей коллектива основным интересам личности и наоборот.
Проблема мотивации в разное время с разных позиций рассматривалась отечественными и зарубежными учеными (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, А. Маслоу, X. Хекхаузен, Ж. Годфруа и др.). В настоящее время особый интерес представляет изучение профессиональной мотивации, поскольку именно она вызывает активность личности в решении профессиональных задач.
Направленность определяет позицию личности в деятельности и жизни вообще. Ученые (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Г. Асмолов и др.), определяя суть направленности, подчеркивают ее связь с определенными личностными характеристиками. Б.М. Теплов рассматривает направленность как значимую характеристику психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях к определенной деятельности [3, с. 193]. Для педагогической деятельности чрезвычайно важно, какой вид направленности педагога доминирует: общественный, проявляющийся в стремлении действовать в интересах коллектива; личный, где доминирует мотив личного самоутверждения; деловой, проявляющийся в постоянном овладении новыми знаниями и умениями.
Цель нашего исследования заключалась в изучении взаимосвязи профессиональной мотивации и направленности личности педагогов (выборка составила 60 педагогов г. Тольятти и г. Сызрани). В ходе исследования применялась совокупность методик: модифицированный опросник Д. Джексона для диагностики профессиональной мотивации; «Ориентировочная анкета» В. Смейкала, М. Кучера для диагностики направленности личности.
Анализ полученных результатов показывает, что у наибольшего количества испытуемых (58 %) обнаруживается направленность на себя (у педагогов преобладает
* © Виноградова Г.А., 2015
Виноградова Галина Александровна (vinograd.psy@yandex.ru), кафедра теоретической и прикладной психологии, Тольяттинский государственный университет, 445667, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
эгоцентризм, стремление удовлетворить собственные потребности). Такие педагоги не ориентированы на обучаемыгх, на их запросы и интересы. Они решают исключительно свои жизненные задачи, и для них характерна ориентация на вознаграждение и статус, властность, склонность к соперничеству, агрессивность. В соответствии с «Типологической характеристикой учителей разного уровня педагогического мастерства» их можно отнести к группе «самоуверенных», что является средним уровнем педагогического мастерства [1, с. 75—76].
Направленность на взаимодействие отличает 22 % педагогов. Они открыты к общению и совместной деятельности, в то же время зависимы от мнения коллектива, социального одобрения. Педагоги группы «исполнительных (добросовестных)» обнаруживают средний уровень педагогического мастерства, а группы «непритязательных» — низкий уровень педагогического мастерства.
Наиболее продуктивны в педагогической деятельности те, кто направлены на решение задач, постоянно стремятся достичь поставленной цели, ориентированы на деловое сотрудничество, готовы отстаивать собственное мнение. Эти педагоги (20 %) относятся к группе «самопрограммируемых», обнаруживая высокий уровень педагогического мастерства [1, с. 75—76].
В ходе анализа результатов исследования профессиональной мотивации педагогов были выделены шкалы с самыми высокими показателями отдельно по каждому из трех видов направленности.
I. «Направленность на себя»:
Sr — потребность в социальном одобрении — 342 балла.
Ac — потребность в достижении — 208 баллов.
Su — потребность в поддержке — 179 баллов.
Ex — потребность привлекать к себе внимание — 151 балл.
Наиболее сильная связь данного вида направленности обнаруживается с потребностью в социальном одобрении и потребностью в достижении, это свидетельствует о стремлении педагогов решать прежде всего свои проблемы. Потребность в поддержке выражается в желании расположить к себе людей, которые могут быть полезны в достижении личных целей. Как правило, это люди, занимающие более высокие должности и имеющие большие возможности. Потребность привлекать к себе внимание достаточно сильна, так как у таких педагогов есть стремление демонстрировать свои личные реальные и мнимые победы и достижения.
II. «Направленность на взаимодействие»:
Nu — готовность к помощи — 150 баллов;
Ha — избегание риска — 133 балла.
Педагоги проявляют интерес к самой деятельности, к общению, а не к ее результату. Они готовы прийти на помощь даже в ущерб собственным интересам. Высокая потребность в избегании риска связана со стремлением поддерживать дружеские отношения с окружающими без конфликтов и сложных психологических ситуаций. Это благоприятно влияет на общение с членами коллектива, но не всегда способствует успешному решению образовательных и воспитательных задач.
III. «Направленность на задачу»:
En — выдержка — 179 баллов.
Благодаря выдержке педагоги добиваются высоких результатов в профессиональной деятельности, овладевая новыми технологиями, стараясь исключить влияние личных проблем на продуктивность деятельности.
С целью получения достоверных и обоснованных выводов данные результаты были подвергнуты статистической обработке методом ранговой корреляции Спирме-на. Корреляционный анализ показал, что направленность на себя теснее всего корре-
Профессиональная мотивация и направленность личности педагога 199
лирует с потребностью в социальном одобрении (Sr)—r =0,73 при p<0,01 и с потребностью в поддержке (Su)—r=0,59 при p<0,01. Итак, педагоги стремятся заручиться поддержкой и одобрением других для достижения личного благополучия и решения собственных проблем. Кроме того, были обнаружены значимые корреляционные связи потребности в достижении (r=0,51 при p<0,01) с потребностью привлекать к себе внимание (r=0,41 при p<0,05), что подтверждает ориентацию педагогов на непосредственное удовлетворение собственных потребностей и получение вознаграждения вне зависимости от качества выполненной работы, привлечение к себе внимания других и демонстрацию собственных успехов.
Анализ результатов методом ранговой корреляции показал наличие значимой взаимосвязи между показателями направленности на взаимодействие и показателями готовности к помощи (r=0,69 при p<0,01), а также показателями потребности в избегании риска (r=0,57 при p<0,05). Педагоги с данным видом направленности испытывают потребность в поддержании хороших отношений с окружающими, они готовы прийти на помощь ради решения общей задачи и без явной выгоды для себя. Потребность в избегании риска объясняется стремлением сохранять гармонию во взаимодействии.
Корреляционный анализ также выявил взаимосвязь направленности на задачу с выдержкой (r=0,74 при p<0,05). Педагоги, нацеленные на достижение определенных результатов, успешны, их отличает самодисциплина и собранность. По материалам корреляционного анализа достоверно доказана взаимосвязь профессиональной мотивации и направленности личности педагога. Полученные данные позволяют утверждать, что педагогическое мастерство представляется определенным сочетанием общечеловеческих и профессиональных качеств, важных для педагогической деятельности. Зная особенности мотивации и направленности личности педагога, можно с достаточной долей вероятности прогнозировать качество решения педагогических задач, обусловленное профессионализмом педагога [2, с. 4].
Библиографический список
1. Виноградова Г.А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя: монография. Ижевск: УдГУ, 1995. 122 с.
2. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 157 с.
3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Наука, 1985. Т. 2. 376 с.
References
1. Vinogradova G.A. Moral and psychological climate and skill of a teacher: monograph. Izhevsk, UdGU, 1995, 122 p. [in Russian].
2. Rudneva T.I. Pedagogy of professionalism: schoolbook. Samara, Izd-vo «Samarskii universitet», 2002, 157 p. [in Russian].
3. Teplov B.M. Selected Works: in 2 Vols. M., Nauka, 1985, Vol. 2, 376 p. [in Russian].
G.A. Vinogradova*
PROFESSIONAL MOTIVATION AND PERSONALITY ORIENTATION OF A TEACHER
The article is dedicated to the detection and analysis of interaction of professional motivation and personality orientation of a teacher. The received information complements "Typological characteristics of teachers of different levels of pedagogical skills" elaborated earlier by the author.
Key words: personality, teacher, professional motivation, orientation, typological characteristics.
Статья получена 20/III/2015. The article received 20/III/2015.
* Vinogradova Galina Alexandrovna (vinograd.psy@yandex.ru), Department of Theoretical and Applied Psychology, Togliatti State University, 14, Belorusskaya Street, Togliatti, 445667, Russian Federation.