Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования'

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / PRESCHOOL EDUCATION / WORK WITH SENIOR PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вороницына Елена Владимировна

Ставится проблема развития профессиональной компетентности педагогов предшкольного образования, раскрываются требования к программам повышения квалификации этой категории педагогических кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of primary school teachers in the conditions of preschool education

The problem of development of preschool teachers' professional competence is raised. The requirements for training programs for this category of pedagogical staff are revealed

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования»

Е. В. Вороницына

(г. Щёлково, Московская обл.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставится проблема развития профессиональной компетентности педагогов предшкольного образования, раскрываются требования к программам повышения квалификации этой категории педагогических кадров

Экономические и социокультурные изменения в обществе диктуют необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров. Современный учитель должен быть конкурентоспособен на рынке труда, обладать компетентностью, ответственностью, готовностью к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностью.

Компетентностный подход позволяет сформировать качественно новую модель специалиста, востребованную субъектами педагогического образования, потребителями образовательных услуг и современным обществом. Такую модель можно отнести к социально-личностной, то есть удовлетворяющей запросам личности, социума, нуждающегося в компетентных педагогических кадрах, и государства, способного на этой основе обеспечивать конкурентоспособное образование, соответствующее мировым стандартам [1, 2, 8].

Под компетентностью понимается совокупность свойств (характеристик] личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на решение задач в какой-либо отрасли [2].

В целом, термин «компетентность» характеризует меру соответствия знаний и умений специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач.

Анализируя работы таких ученых, как

В. А. Сластенин, Л. М. Устич, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и других, можно выделить обобщающие компетентности учителя начальных классов:

- проектирование собственной деятельности, направленной на решение актуальных задач образовательного учреждения с учетом технологий индивидуализации, анализа результатов собственной практики;

- использование в своей работе продуктивных методов организации образовательного процесса с учетом специфики образовательного взаимодействия в дошкольном и школьном возрастах;

- проектирование и осуществление различных способов межличностного взаимодействия;

- создание условий для эффективного сопровождения ребенка и его семьи при переходе в школу и др. [14].

Совершенствование профессиональной компетентности педагога продолжается на протяжении всего периода осуществляемой деятельности на основе углубления его профессионального, нравственного, общекультурного, творческого потенциала и охватывает все сферы личности (потребностно-моти-вационную, операционально-техническую и самосознание].

Педагог, работающий с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, должен обладать терпимостью, выдержкой, оптимизмом, поскольку является для ребёнка не только источником информации, но и примером, образцом поведения, во многом определяющим его личностное развитие.

Работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий её развития, реализации природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный, является целью образовательной системы.

Старший дошкольный возраст - это период, когда у ребенка уже сформирован (либо начинает возникать] ряд психологических образований. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов, развивается самосознание, мотивационная сфера (возникают новые мотивы -самоутверждения, сохранения положительных взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками и др., появляется со-подчиненность мотивов и др.] [3].

Важным достижением дошкольного детства являются изменения в эмоциональной сфере (зарождение просоциальных нравственных чувств, эмпатии, эмоциональной децен-трации). Есть достижения у старшего дошкольника и в развитии рефлексии. Многие старшие дошкольники способны проявить относительно развитую наблюдательность - умеют понять взрослого, сверстника, мотивы их поведения, распознать эмоциональное состояние, в том числе - в художественном изображении (легче - переданные в мимике, труднее - в позе]; обладают (пусть пока элементарными] умениями распознавать и свое настроение, его причины, корректировать его (переключаться на приятную деятельность (например, общаться с любимой куклой и т. п.] [10].

Перечисленные выше достижения дошкольного детства представляются немаловажной основой для осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенями, что предусматривает введение в процесс обучения в начальной школе игровых технологий.

Нередко старший дошкольный возраст напрямую связывается только с подготовкой к школе. При этом господствует тактика ускорения темпов детского развития. Форсированная предшкольная подготовка фактически вытеснила специфические формы жизнедеятельности ребенка (игру, разные виды художественного творчества и т. д.]. Они уступают место обучению на занятиях, в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов.

Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе может служить только насыщение процесса пред-школьного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской» (по выражению А. В. Запорожца] деятельности.

На сегодняшний момент наиболее подготовлены в профессиональном и личностном плане к работе со старшими дошкольниками специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они значительно лучше, чем педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов, понимают особенности и закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, знают методику воспитания и обучения дошкольников, могут более эффективно и безболезненно для детей осуществлять предшкольное образование. Но у них отсутствуют компетентности в области методического преподнесения школьного материала (математики, письма, чтения] [11].

Учителя младших классов, работающие с дошкольниками, недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы формирования знаний и умений и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования. Интенсивность процесса обучения, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.] не только не способствуют их формированию, но тормозят развитие дошкольника, приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков [14].

В связи с этим возникает проблема формирования у дошкольников школьных умений.

Решение данной проблемы становится возможным при организации вариативных форм и моделей предшкольного образования, в том числе на основе кратковременного (неполного] пребывания в образовательном учреждении. Это в свою очередь означает, что в процессе реализации предшкольного образования должны быть задействованы не только воспитатели дошкольных учреждений, но также другие категории педагогических кадров: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Ведущая роль в формировании компетентности педагогов, способных эффективно работать с детьми старшего дошкольного возраста, отводится учреждениям системы повышения квалификации.

Современная система повышения квалификации выполняет ряд таких важных функ-

ций, как компенсаторная, восполнение пробелов в базовом (профессиональном] образовании; адаптивная, предполагающая оперативную подготовку и переподготовку человека к изменяющимся условиям деятельности и общества; инновационная - обновление теоретических знаний и совершенствование умений; развивающая - формирование педагогической направленности личности [14].

Программы повышения квалификации педагогических работников должны отражать единые требования к содержанию дошкольного образования, специфику дошкольного возраста, а также современные развивающие технологии обучения и воспитания детей 5-7 лет.

Основными целями и задачами программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по реализации пред-школьного образования являются:

- совершенствование профессиональной и методической подготовки воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования;

- формирование исследовательских умений, необходимых для совершенствования профессионального мастерства учителей начальных классов;

- изучение дидактических принципов и психолого-педагогических основ системы предшкольного образования для его продуктивной организации, специфики данного возраста;

- овладение современными технологиями, методами, средствами, формами организации предшкольной подготовки [9].

Педагоги могут овладеть современными методами прогнозирования и проектирования образовательного процесса в условиях предшкольной подготовки; умениями оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с учетом специ-

фики этой подготовки; методически грамотно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Успешная реализация предшкольного образования предполагает, такую организацию обучения педагогических работников в системе повышения квалификации, которая соответствует основным требованиям личностно-ориентированного подхода. В этом случае ведущая роль отводится деятельностному подходу, направленному на обеспечение возможности для педагога применить изученное в его собственной деятельности, понять источники и основания приобретаемых знаний, осмыслить их значение и функции [9].

Необходимы разработки содержания проблемных и целевых курсов для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов по проблемам предшкольного образования, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов в области организации учебновоспитательного процесса для детей 5-7 лет.

Таким образом, для повышения уровня профессиональной компетентности в области предшкольного образования учителя начальных классов должны пройти профессиональную переподготовку, ознакомиться с программой дошкольного образования и приобрести умения работы с детьми данного возраста. Такая направленность образовательного процесса позволит создать условия для творческого и интеллектуального развития детей и реализации личностного потенциала каждого ребенка.

Кроме этого, профессиональная деятельность педагога, реализующего предшкольное образование, должна быть ориентирована на решение задач подготовки детей к обучению в школе и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности и творческих способностей каждого ребенка.

Литература

1. Антипова В. М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Компетентно-стный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - №8. -

С. 57-62.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода] // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.

- С. 8-14.

5. Вербицкий А. А. Педагогическая технология против методики обучения // Человек - образование - профессия : материалы V международ. науч.-практич. конф., Москва, 6-8 июля 2009 г. -М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. - С. 31-34.

6. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. - №1.

- С. 3-18.

7. Зеер З. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.

9. Казакова Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации в условиях реализации предшкольного образования // Педсовет.о^ : Всероссийский Интернет-педсовет : [сайт]. - URL: http://pedsovet. org/ component/ option,com_mtree/ task,viewlink/ link_id,4505/ Itemid,5461188 (дата размещения 06.09.2007 ; дата обращения 20.05.2011).

10. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 135 с.

11. Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность : учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 221 с.

12. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - Киев: Радянська школа, 1984. - 254 с.

13. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004.

- № 3. - С. 24.

14. Хадиуллин И. Г. Система повышения квалификации как условие профессионально-творческого развития учителя начальных классов // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 17-21.

15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos.ru/journal/2002/ 0423. htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» ; e-mail: list@eidos.ru.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.