Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов'

Профессиональная компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МНОГОМЕРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PREPAREDNESS FOR EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL FORMATION / MULTIDIMENSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манихова Ф. Я.

В статье рассмотрены проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов, формирования его профессиональной компетентности на основе многомерных педагогических компетенций, профессионального становления в процессе обучения в педагогическом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манихова Ф. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of professional preparedness of a primary school’s teacher, the problems of forming his professional competence on the basis of multidimensional pedagogical competences, the problems of professional formation in the process of teaching in Teachers’ Training College are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов»

Профессиональная компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов

Манихова Ф. Я.

В статье рассмотрены проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов, формирования его профессиональной компетентности на основе многомерных педагогических компетенций, профессионального становления в процессе обучения в педагогическом колледже. Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, готовность к педагогической деятельности, профессиональное становление, многомерные педагогические компетенции

Professional competence as an essential characteristic of educational work of a primary school’s teacher.

The problems of professional preparedness of a primary school’s teacher, the problems of forming his professional competence on the basis of multidimensional pedagogical competences, the problems of professional formation in the process of teaching in Teachers’ Training College are considered in this article.

Key words: competences, professional competence, preparedness for educational work, professional formation, multidimensional pedagogical competences.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалистов образования. Необходимость развития конкурентоспособности на рынке труда, становления профессиональной компетентности будущих учителей, качества усвоенных ими знаний, повышения их мобильности диктует изменения в структуре и содержании педагогического образования. [5]

Анализ и изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показывает, что в современном социально-образовательном поле происходит модернизация функций учителя начальных классов, изменение системы ценностей, развитие его индивидуальности, современного стиля мышления, готовности к принятию новаторских и инновационных решений. В сложившихся условиях педагог должен обладать определенными личными качествами - быть готовым к изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания и умения, т.е. быть компетентным. Это, в свою очередь, требует высокой мобильности, субъективной готовности к непрерывному самосовершенствованию собственных профессиональных качеств с тем, чтобы адекватно социальным запросам творчески самореализоваться в учительской профессии, то есть быть успешным и востребованным.

В психолого-педагогической литературе в настоящее время выделяется несколько подходов к определению феномена профессиональной компетентности [1]:

- Функционально-деятельностный подход. В рамках данного подхода компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, при которой основные параметры задаются функциональной структурой педагогической деятельности.

- Аксиологический подход. Профессиональная компетентность рассматривается как образовательная

ценность, предполагающая введение человека в общекультурный мир ценностей, в пространстве которого

человек реализует себя как специалист и профессионал.

1

- Универсальный подход. Согласно нему профессиональная компетентность связывается, с одной стороны, с базовой квалификацией специалиста, с другой - позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных специализацией. Это обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению, самосозиданию, самообразованию.

- Личностно-деятельностный подход. В соответствии с ним труд и личность педагога как человека в профессии рассматривается через специфику педагогической деятельности, которая предполагает взаимодействие с другими людьми и воздействие на них. Поскольку педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В связи с этим, профессиональная компетентность определяется уровнем проявления профессиональной готовности к реализации профессиональной деятельности.

Мы выделяем следующие подходы к изучению профессиональной компетентности учителя начальных классов:

- процессуально-деятельностный (исследование качества подготовки и деятельности специалиста в ходе учебно-воспитательного процесса, контрольно-диагностической деятельности);

- личностный (оценка знаний и умений, мотивационный компонент, профессионально-значимые личностные качества педагога);

- результативно-диагностический (степень усвоения обучающимися содержания учебных программ, приобретения ими опыта репродуктивной и творческой деятельности в области конкретной учебной дисциплины, изменения их эмоционально-ценностных отношений к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области) и т.д.

- компетентностный подход предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Компетентность учителя определяется также развитостью у него определенных качеств: педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, интуиции, способности к импровизации, педагогического оптимизма и педагогической рефлексии.

В нашем исследовании анализ и отбор основных групп умений будущего учителя начальных классов осуществлялся с учетом следующих положений: а) педагогическая деятельность - это «метадеятельность», т.е. управление другой деятельностью; б) комплекс педагогических умений должен отражать реальные функции и педагогические задачи, с которыми учитель встречается в процессе профессиональной деятельности.

Включение в структуру профессиональной компетентности содержательного и деятельностного компонентов как основных обусловлено современной образовательной парадигмой и требованиями квалификационной характеристики выпускника педагогического колледжа.

Целостная структура профессиональной компетентности позволила нам выделить педагогические

умения будущего учителя начальных классов: гностические, проектировочно-конструктивные,

2

организаторские, коммуникативные, исследовательские, рефлексивные, креативные, инновационные. В Федеральных государственных образовательных стандартах по специальности «Преподавание в начальных классах» они представлены в виде общих (ОК1, ОК2....ОК12) и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

- Преподавание по программам начального общего образования (ПК1.1-ПК1.5);

- Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников (ПК2.1-ПК2.5);

- Классное руководство (ПК3.1 -ПК3.8);

- Методическое обеспечение образовательного процесса (ПК4.1-ПК4.5) [4].

Профессиональная подготовка учителя начальных классов в условиях реализации стандартов нового поколения предусматривает создание индивидуальной образовательной программы студента педагогического колледжа с ориентацией на духовно-нравственные ценности в профессиональной деятельности. Данная программа поможет самоопределиться будущему учителю начальных классов в выбранной профессии, сформировать необходимые личностные качества и многомерные компетенции, которыми должен владеть современный педагог.

Психические и социальные изменения, которые возникают в период профессиональной подготовки, в самом главном и основном определяют сознание будущего педагога, его отношение к предстоящей деятельности, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Готовность к педагогической деятельности включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального педагогического образования, все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Компетентность же предполагает высокий уровень владения составляющими готовности и ряд других компонентов: индивидуальный стиль профессиональной деятельности, инновационный,

творческий подход к ней, развитую педагогическую рефлексию, возможно, осуществление авторских поисков и находок.

Готовность к профессиональной деятельности как новообразование будущего педагога является фундаментом его профессиональной компетентности. Собственно, и готовность, и компетентность - это уровни профессионального педагогического мастерства. Профессиональная педагогическая компетентность -своеобразная зона ближайшего (или отдаленного) развития педагогической готовности. Однако, они не находятся в отношении следования: сначала готовность, затем компетентность.

Профессиональная подготовка обеспечивает в той или иной мере готовность учителя к конкретному решению совокупности задач обучения и воспитания, а педагогическое образование предполагает сформированность профессиональной компетентности учителя. Результатом профессиональной подготовки является готовность и способность молодого специалиста к педагогической деятельности. В целом педагогическое образование предполагает профессиональную компетентность, за которой, в первую очередь, стоит понимание и видение педагогом совокупности педагогических ситуаций в педагогическом процессе. Профессиональная концепция «Я» учителя начальных классов ежедневно раскрывается, подтверждается в педагогической деятельности учителя, в его творческом подходе при решении разных типов задач.

Как показывает практика, профессиональная компетентность учителя начальных классов является важнейшей характеристикой теоретической и практической его подготовленности и представлена совокупностью универсальных (социальная, коммуникативная, информационная), общепрофессиональных (психолого-педагогическая, нормативно-правовая, рефлексивная) и специальных (предметная, методическая) компетенций.

<—►

Деятельность учителя начальных классов характеризуется применением многомерных педагогических компетенций, требующих системного овладения ими в период обучения в педагогическом колледже.

Современное развитие педагогической теории и практики требует расширения и углубления существующего в настоящее время понятия «компетенции». Дефиниция «компетенции» обычно включает три компонента: знания, способности (умения) и действия. В нашем определении многомерные педагогические компетенции - это комплекс знаний, умений, навыков личности, ее способностей, диспозиций, отношений, ценностей и установок, необходимых для построения алгоритма профессиональной деятельности и эффективного решения проблемных педагогических задач. Их сформированность позволит грамотно строить взаимодействия в субъект-субъектных взаимоотношениях в разных профессиональных ситуациях и на разных уровнях.

Таким образом, современный процесс профессионального становления предполагает целенаправленную, согласованную систему взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов, непрерывность образования и самообразования. Квалифицированный педагог будет востребован на рынке труда в том случае, если уже в студенческие годы овладеет многомерными педагогическими компетенциями и сумеет развить в себе такие качества, как профессионализм деятельности и профессионализм личности.

Литература:

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография - Красноярск, гос. пед. ун-т, 2005. - 214 с.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход в реализации личностной и деятельностной направленности современного образования. - М., 2004.- С.17-21.

3. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. -№ 8. - С. 82-88

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах - утв. приказом МО и Н РФ от 05 ноября 2009 г. № 535

5. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.- 296с.

6. Гильмеева Р.Х., Волович Л.А., Тихонова Л.П., Гараева Н.Г., Мухаметзянова Л.Ю., Багавиева Г.М. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Казанский педагогический журнал. 2009.- №1.- С.75-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.