Научная статья на тему 'Профессиональная готовность студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе'

Профессиональная готовность студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / TRAINING SYSTEM COMPONENTS / READINESS TO THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Наталья Александровна

Профессиональная готовность рассматривается в единстве ее составляющих общей и частной профессиональной готовности, выступает как целостное структурное образование, включающее совокупность личностных качеств, психологического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленного на формирование готовности студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе. Предлагаемая модель формирования профессиональной готовности представляет собой единство целевого, организационного, содержательного и диагностического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Readiness of Students to Implement the «Basics of Healthy Life-style» Program in Secondary Schools

Professional readiness is considered in unity of its components general and special professional readiness and presented as an integral structural unit which is a sum of personal qualities, psychological state, professional knowledge and skills of students that provide the efficiency of interrelation of the subjects of pedagogical process directed to the implementation of «Basics of healthy life-style» program in a secondary school. The offered model of professional readiness formation represents a unity of target, organizational, substantial and diagnostic components.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе»

Н. А. Медведева. Профессиональная готовность студентов к реализации программы

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. А. Медведева

Балашовский институт (филиал)

Саратовского государственного университета E-mail: mednataha@yndex.ru

Профессиональная готовность рассматривается в единстве ее составляющих - общей и частной профессиональной готовности, - выступает как целостное структурное образование, включающее совокупность личностных качеств, психологического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленного на формирование готовности студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе. Предлагаемая модель формирования профессиональной готовности представляет собой единство целевого, организационного, содержательного и диагностического компонентов.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная деятельность, компоненты системы подготовки, готовность к деятельности.

Professional Readiness of Students to Implement the «Basics of Healthy Life-style» Program in Secondary Schools N. A. Medvedyeva

Professional readiness is considered in unity of its components

- general and special professional readiness - and presented as an integral structural unit which is a sum of personal qualities, psychological state, professional knowledge and skills of students that provide the efficiency of interrelation of the subjects of pedagogical process directed to the implementation of «Basics of healthy life-style» program in a secondary school. The offered model of professional readiness formation represents a unity of target, organizational, substantial and diagnostic components.

Key words: professional readiness, professional activity, training system components, readiness to the activity.

Осознание важности введения предмета «Основы здорового образа жизни» (ОЗОЖ) в программу общеобразовательной школы позволяет вести целенаправленную профессиональную подготовку студентов педагогического вуза к реализации этого курса как компетентных педагогов с высоким уровнем готовности к указанной деятельности. Приступая к разработке данной программы, мы опирались на исследования ряда специалистов (М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбовича, А. И. Кочетова и др.), согласно которым подготовка к профессиональной деятельности или отдельному ее

аспекту будет эффективной, если ее результатом явится формирование готовности к данному виду деятельности.

Понятие «готовность к деятельности», несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Анализируя различные подходы к определению этого понятия, можно выделить следующие трактовки:

- условие успешного выполнения деятельности, избирательная активность, настраивающая на неё личность1;

- активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта (Т. В. Лаврикова)2;

- предпосылка и регулятор деятельности (Ю. В. Янотовская)3;

- целостная система свойств личности (В. В. Сериков);

- интегральное качество личности (И. Л. Яцу-кова);

- структурированная система качеств личности (О. В. Госсе)4.

Методологической базой формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе выступает общая теория профессиональной готовности, которая рассматривает данный феномен в единстве его составляющих (М. А. Кандыбович, К. К. Котик, В. А. Санжае-ва и др.) - общей и частной профессиональной готовности.

Общая профессиональная готовность отражает уровень овладения тем или иным человеком знаниями, умениями и навыками в соответствии с профилем деятельности и позволяет оценить профессиональную пригодность субъекта предстоящей деятельности, его направленность, профессиональную подготовленность и психическое состояние. В ряде исследований (М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбович, А. И. Кочетов, Д. Н. Узнадзе и др.) категория «общая профессиональная готовность» рассматривается на личностном и функциональном уровне в совокупности следующих базовых характеристик:

© Медведева Н. А., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

- активное состояние личности, вызывающее деятельность;

- следствие деятельности;

- качество, определяющее установки субъекта на профессиональные ситуации и задачи;

- предпосылки к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности.

Показателями общей профессиональной готовности субъекта деятельности являются:

- осознание целей, достижение которых позволяет человеку успешно выполнять поставленные задачи;

- осмысление и оценка условий, в которых будет протекать предстоящая профессиональная деятельность;

- определение главных и вспомогательных способов решения задач;

- прогнозирование проявления интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка субъектом соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата в деятельности;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами, оценка возможности достижения цели.

Таким образом, можно констатировать, что общая профессиональная готовность выступает как феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимо-тивированном пространстве (М. И. Дьяченко, Л. И. Захарова, Л. А. Кандыбович, М. А. Котик, К. К. Платонов, Р. Д. Санжаева, В. А. Сосновский и др.).

В контексте нашего исследования в качестве общей профессиональной готовности рассматривается готовность к педагогической деятельности, которая выступает как целостное структурное образование, проявляющееся в активно-положительном отношении педагога к профессиональной деятельности и сформированности профессионального самосознания (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Баталов, С. Г. Вершловский, Э. А. Гришин, Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина и др.).

Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки. Н. В. Кузьмина, например, связывала готовность учителя с его умением решать профессионально-педагогические задачи, способностью перейти от интуитивного действия к осознанному. Она обратила внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей будущего специалиста. А. Г. Мороз изучал готовность к педагогической деятельности как важнейший фактор адаптации учителей к профессии и рассматривал ее как сложное психологическое образование, вклю-

чающее мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты. Базовым теоретическим положением в отношении готовности педагогов к работе является предложенная В. А. Сластениным идея актуализации личностного смысла педагогической деятельности, которая связана с общей направленностью личности. Студент сам осознает и формулирует практическую задачу и решает, какие именно знания нужны ему как средство её решения.

В структуре готовности к педагогической деятельности можно выделить целый ряд составляющих, главными из которых выступают:

- операционная готовность - создание и развитие психологической системы регуляции профессиональной деятельности, которая затрагивает профессиональные способности и систему профессионально важных качеств и выступает практическим критерием для решения вопросов профессиональной пригодности или непригодности человека;

- мотивационная готовность - развитие на базе усвоенных общечеловеческих и собственных личностных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей, которая выступает реальной базой для определения профессиональной направленности и детерминирует результат решения о предпочтении одного работника другому;

- функциональная готовность - генерализованное состояние человека как общее его настроение, на фоне которого развиваются состояние ожидания, намерения, эмоциональные реакции; она выступает психологическим аргументом в пользу всех процедур оперативного экспресс-контроля профессионала перед выполнением ответственных заданий;

- психологическая готовность - результат развития общей системы регуляции деятельности субъекта, сформированности у него системы ценностей и смыслов, необходимых для его включения в активную профессиональную деятельность.

Все виды готовности педагога к профессиональной деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что находит свое выражение в характере решения учебно-воспитательных задач. Высшим уровнем считается способность педагога осуществлять профессиональную деятельность на основе творческого решения педагогических задач.

Частная профессиональная готовность выступает частным случаем по отношению к общей и конкретизирует уровень состояния и свойств личности в каком-то определенном аспекте профессиональной сферы. Как личностный феномен частная профессиональная готовность имеет сложную динамическую структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые особенности личности человека

96

Научный отдел

Н. А. Медведева. Профессиональная готовность студентов к реализации программы

в их соотношении с внешними условиями и задачами конкретного аспекта профессиональной деятельности.

В рамках нашего исследования готовность студентов педагогического вуза к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе можно рассматривать как совокупность личностных качеств, психологического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование готовности со-

хранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Согласно ведущим идеям личностно-деятельностной теории (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), являющейся методологической основой нашего исследования, и обобщая мнения ряда авторов (Р. С. Немов, Н. Н. Обозов, Н. В. Кузьмина, Т. И. Артемьева, Н. С. Пряжников и др.), нами была разработана теоретическая модель формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе (рисунок).

н

5Н і

О

еа И

о

Ч с

<и ж о

н

Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности авторской технологии подготовки будущих педагогов к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной шкоде________________________

Учебный план по специальностям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности».

Специальные курсы из медико-биологического блока.

Дисциплины, введенные в учебный план за счет регионального компонента и курсов по выбору____________________________________________________________

Межпредметная связь ОЗОЖ с экологией, историей, медициной, философией, психологией, юриспруденцией, этикой, биологией и т. д.

Использование наглядных материалов (таблиц, муляжей), технических средств обучения (учебных видеофильмов, слайдов, аудиозаписей, презентаций).

Создание студенческого клуба «Познай себя».

Проведение обучающего семинара «Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у молодых людей» для студентов всех курсов специальностей «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»

Критерии уровня готовности студентов: уровень знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий (тестирование);

степень владения методами оценки здоровья (физического, психического); умение определять факторы ЗОЖ (положительно и отрицательно влияющие на здоровье);

умение оказывать помощь окружающим в укреплении и сохранении здоровья; уровень преподавания ОЗОЖ в школе (учебная, преддипломная практика); умение применять здоровьесберегающие технологии в зависимости от возраста, уровня подготовки учащихся, условий учебы и жизни________________

Повышение уровня знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Применение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности.

Готовность студентов - будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности - к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе__________________________________

Теоретическая модель формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе

Педагогика

97

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

В рамках целевого компонента, определяющего границы экспериментального исследования, решаются задачи формирования готовности студентов к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе. Организационный включает основные формы взаимодействия и передачи знаний в процессе обучения, обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач, определяет оптимальный выбор методов, форм и средств работы в ходе профессиональной подготовки студентов. Содержательный компонент включает педагогическое воздействие, объем знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей профессиональной подготовки студентов. Диагностический представлен диагностическими процедурами и уровневыми характеристиками, позволяющими контролировать эффективность реализации программы профессиональной подготовки студентов. С их помощью выявлялись реальность целей, качество учебных и контролирующих программ, объективность

критериев оценки подготовленности студентов. Результативный компонент отражает динамику повышения уровня формирования готовности студентов к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе.

Примечания

1 См.: Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация / отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. 126 с.

2 См.: Лаврикова Т. В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 23 с.

3 См.: Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 23 с.

4 См.: Госсе О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 27 с.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А. В. Миронов

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: amironov2010@yandex.ru

В статье рассмотрена проблема формирования технической культуры курсантов военного вуза. Дано авторское определение понятия, выявлены компоненты технической культуры, предложена модель ее формирования в процессе обучения в военном вузе.

Ключевые слова: культура, техника, техническая культура, модель формирования.

The Cadets’ Technical Culture Formation During the Educative Process

A. V. Mironov

The problem of the military institute cadets’ technical culture formation is considered in the article. The author’s definition of the notion is given, technical culture’s components are determined; model of its formation during the educative process in the military institution is suggested.

Key words: culture, technique, technical culture, formation model.

Анализ содержания технической культуры предполагает раскрытие сущностной взаимосвязи культуры и техники, что возможно лишь на основе их системного анализа и роли в жизнеде-

ятельности. Вопросы взаимодействия техники и культуры рассматриваются в философии техники.

В начале XX в. немецкий философ О. Шпенглер опубликовал книгу «Закат Европы», вызвавшую огромный интерес; в ней он заявил, что культура умирает под воздействием технического прогресса, и это её внутренний закон развития. Рассматривая историю общества как путь к цивилизации при помощи техники, О. Шпенглер утверждал, что все явления культуры, кроме технических изобретений как орудия борьбы за власть, постепенно теряют свое значение, общественный прогресс прекращается и культура Запада достигает своей кульминации. Она заключается в том, что человечество вступает в такой цивилизационный период, когда культура покоряется технике и умирает: она «вдруг застывает, ее роль свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией»1.

Противоречие, в которое неизбежно вступает техническое и культурное развитие, отмечали многие философы, в частности Н. А. Бердяев в «Конце Европы»2, Г. П. Данилевский. Послед-

© Миронов А. В2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.