Научная статья на тему 'Профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности'

Профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANISATION / MANAGEMENT / MANAGEMENT ACTIVITY / PROFESSIONAL READINESS FOR MANAGEMENT ACTIVITY / PROFESSIONAL DUTY / RESPONSIBILITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Зайнетдинова Кадрия Мавиевна, Жуковская Нина Александровна

Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности. Проводится анализ трудов отечественных исследователей, посвященных анализу особенностей управления в системе образования, определению понятия «профессиональная готовность», на основе которых раскрывается состав требований к профессиональной готовности руководителя, определяются смысловые и содержательные характеристики профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности, рассматриваемые в рамках нормативного, деонтологического и регулятивного аспектов. По результатам проведенного исследования установлено, что в условиях современных реалий профессиональная готовность к управленческой деятельности является ведущим личностным свойством руководителя, позволяющим ему мобильно реагировать на изменения, происходящие как внутри образовательной системы, так и вне ее функционального пространства, обеспечивая качество профессионально-педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Зайнетдинова Кадрия Мавиевна, Жуковская Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional readiness of the head of an educational organisation for management activities

This article is devoted to the consideration of the problem of professional readiness of the head of an educational organisation for management activities. The analysis of the works of Russian researchers devoted to the analysis of management features in the education system, the definition of the concept of "professional readiness" on the basis of which, the composition of requirements for manager's professional readiness is revealed, defines the semantic and substantive characteristics of the professional readiness of an educational organisation leader for management activities in terms ofdeontological and regulatory aspects. According to the results of the study, it was established that in the conditions of modern realities, professional readiness for managerial activity is the leading personal property of a manager, allowing him to respond to changes occurring both inside the educational system and outside its functional space, ensuring the quality of professional and educational actuals.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-11-14 УДК 371

Жуковский Владимир Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Зайнетдинова Кадрия Мавиевна

кандидат филологических наук, доцент

Жуковская Нина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Саратовский областной институт развития образования vl0971@mail.ru, zkm75@rambler.ru, zhna73@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности. Проводится анализ трудов отечественных исследователей, посвященных анализу особенностей управления в системе образования, определению понятия «профессиональная готовность», на основе которых раскрывается состав требований к профессиональной готовности руководителя, определяются смысловые и содержательные характеристики профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности, рассматриваемые в рамках нормативного, деонтологи-ческого и регулятивного аспектов. По результатам проведенного исследования установлено, что в условиях современных реалий профессиональная готовность к управленческой деятельности является ведущим личностным свойством руководителя, позволяющим ему мобильно реагировать на изменения, происходящие как внутри образовательной системы, так и вне ее функционального пространства, обеспечивая качество профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: руководитель образовательной организации, управление, управленческая деятельность, профессиональная готовность к управленческой деятельности, профессиональный долг, ответственность, устойчивость.

Модернизация системы российского образования в условиях современных социокультурных реалий, интенсификация деятельности педагогических работников предполагает повышение требований к личностным и профессиональным качествам руководителя образовательной организации. Действия руководителя в процессе реализации управленческих функций должны основываться на прочном теоретическом фундаменте, быть своевременными и оперативными, ориентироваться на правовые и нравственно-этические постулаты педагогической деятельности на основе задействования информационных, интеллектуальных, кадровых, технических ресурсов системы образования и социального окружения с целью достижения требуемого качества образования, совершенствования информационно-методического и организационного обеспечения деятельности образовательной организации [10; 6].

Важными характеристиками управленческой деятельности руководителя образовательной организации являются: высокий уровень персональной ответственности за результаты управленческой деятельности, обусловленной спецификой управленческих отношений; вариативность педагогических (управленческих) ситуаций; высокая вероятность возникновения информационно-ресурсного и временного дефицита; возрастающая информационная открытость; увеличение числа коммуникативных контактов; высокая интенсивность и стрессогенность. При этом управленческая деятельность руководителя образовательной орга-

низации предполагает не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессионально-педагогических воздействий, но и непременное наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к управленческой деятельности, эмоциональной включенности в процесс ее организации, позитивной Я-концепции, которая отражает особенности сознания, психики, развития личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности, профессиональное совершенствование.

В современных условиях образовательное пространство испытывает потребность в управленческих кадрах, обладающих активностью, самостоятельностью, стрессоустойчивостью в решении педагогических проблем, способностью к налаживанию вертикальных и горизонтальных управленческих коммуникаций, используя внутренний потенциал собственной личности, обладая высоким уровнем профессиональной готовности к управленческому труду.

Проблема профессиональной готовности является одним из направлений многочисленных исследований представителей различных научных областей и весьма востребована для научно-теоретического анализа (работы А.А. Деркача, Г.Н. Жукова, В.А. Сластенина, О.В. Царьковой, Р.А. Хайрова, А.И. Кожедеровой, Л.Г. Семушиной, Т. А. Синьковской и др.).

По мнению Г.Н. Жукова, профессиональная готовность является интегративным личностным качеством специалиста, предполагает наличие си-

© Жуковский В.П., Зайнетдинова К.М., Жуковская Н.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

11

стемы знаний, умений и навыков, личностно-профессиональных качеств, способностей личности к тому или иному виду деятельности, определяя успешность реализации последней [5].

В исследованиях Л.Г. Семушиной профессиональная готовность определяется как психическое состояние личности, которое характеризуется осознанием и принятием профессиональных целей, способностью к организации аналитических, процессуальных и оценочных процедур, направленных на выстраивание продуктивного деятельност-ного маршрута в поле актуализации собственного мотивационного, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. При этом, автор, определяя профессиональную готовность как психическое состояние в интегративном единстве всех личностных образований, делает акцент на том, что профессиональная готовность должна базироваться на начальном профессиональном опыте для реализации специалистом профессиональных функций в адаптационный период [7].

Рассматривая профессиональную готовность учителя к педагогической деятельности, Т. А. Синь-ковская указывает на то, что готовность представляет совокупность личностных свойств и качеств, отражающих структуру педагогического труда, и является фактором, способствующим адаптации учителя в педагогической среде и определению траектории собственного профессионального развития [8].

Полагаем, что рассмотрение профессиональной готовности в ракурсе адаптационных способностей специалиста к условиям и специфике профессиональной деятельности (особенно в начальной фазе ее организации) является вполне справедливым: в данном контексте адаптация выступает в качестве специфического вида поведения специалиста в условиях профессиональной среды, обеспечивая при этом его включение в различные виды профессиональных отношений, усвоение условий и особенностей профессиональных реалий, использование сформированной системы компетенций, личностно-профессиональных качеств и имеющегося социального опыта для ориентации в профессиональном пространстве.

Таким образом, по справедливому утверждению М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, результативной обусловленностью профессиональной готовности выступают адаптационные способности человека к профессиональной деятельности, обеспечивая его «предстартовую активизацию» [4].

Применительно к управленческой деятельности подобная предстартовая активизация является мобилизующим фактором, обеспечивающим актуализацию мотивов управленческой деятельности, профессионально-управленческой направленности, управленческой позиции, что позволяет констатировать состоятельность субъективных

способностей управленца к выполнению заданных управленческих требований.

Готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности В.И. Бондарь рассматривает в теоретическом и процессуальном аспектах: в теоретическом плане готовность определяется с позиций наличия у руководителя соответствующих знаний, их соответствия идеальной модели; процессуальный аспект характеризуется умением руководителя использовать имеющийся массив знаний в управленческой практике. Анализируя данное определение, укажем на то, что позиция автора относительно де-финиционного толкования и содержательного наполнения понятия «профессиональная готовность к управленческой деятельности» представляется нам несколько односторонней, делающей акцент лишь на наличии у управленца соответствующих знаний и умений. Думается, что наряду с наличием необходимого объема компетенций, важным фактором, который необходимо учитывать, являются особенности психики специалиста [2].

Данная позиция находит отражение в работах А.С. Фомина, который готовность к управленческой деятельности представляет в виде системного личностного качества и психического состояния, которые проявляются в конкретной управленческой ситуации и характеризуются способностью руководителя к восприятию и пониманию управленческой ситуации и регуляции своего поведения для принятия управленческого решения [9].

В этой связи полагаем, что при исследовании профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности необходимо учитывать функциональные и личностные аспекты рассмотрения: в рамках функционального аспекта мы ведем речь о теоретико-прикладной готовности управленца с позиций сформи-рованности у него соответствующих компетенций, их соответствия реализуемым управленческим функциям; личностный аспект профессиональной готовности ориентируется на наличие у руководителя личностных характеристик, получающих презентацию в мотивации, ценностно-смысловых установках управленческой деятельности, личност-но-профессиональных качествах, обеспечивающих активную включенность в управленческую деятельность, ее когнитивно-поведенческую регуляцию.

Исследуя содержание и структуру профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности, мы выделяем в ее проблемном пространстве нормативную, деонтологическую и регулятивную стороны изучения, которые составляют суть последующей структурной компоновки рассматриваемого феномена.

Векторы государственной образовательной политики нашей страны направлены на обеспечение

12

Вестник КГУ ^ 2019

гуманизации образовательных отношений, придание им демократического характера с учетом интересов всех участников образовательных отношений. При этом в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст. 26) управление образовательной организацией со стороны руководителя должно осуществляться на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, следования нормам профессиональной этики, уважения прав и законных интересов всех субъектов образования.

Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации, задавая когнитивно-операциональные требования к руководителю в части обладания необходимыми знаниями и умениями, регламентирует деятельность руководителя при исполнении им профессиональных функций, предписывая организацию управленческой деятельности на основе соблюдения профессиональных, правовых и нравственно-этических норм и правил, создания психологически комфортной образовательной среды.

Обратим внимание на тот факт, что новые законодательные инициативы, не отрицая приоритет единоначалия в управленческой деятельности, первоосновой которого являются предоставленные руководителю властные полномочия, некоторым образом смещают акцент в сторону демократического характера управления, основанного на взаимодействии с другими субъектами при принятии управленческих решений. Подобный характер управления базируется на принципах партисипа-тивности и информационной открытости, укладываясь в схему управленческих отношений, которые, в свою очередь, характеризуются совместной деятельностью руководителя и исполнителей вне зависимости от их управленческого статуса и места в управленческой вертикали [1].

Включение в орбиту профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности деонтологической составляющей обусловлено тем, что сфера образования представляет собой уникальное нравственное пространство, в котором деонтологические нормы выступают как ориентиры и, вместе с тем, ограничители управленческих действий, обеспечивая исполнение требований профессионального долга и высокой личной ответственности управленца за принимаемые управленческие решения. На наш взгляд, здесь весьма уместна точка зрения С.С. Быковой, согласно которой педагог (в нашем случае - руководитель образовательной организации) при совершении тех или иных действий должен осознавать их последствия, сочетать требовательность и уважительное отношение к личности, проявляя при этом доверие и понимая ответственность [3]. В свою очередь, ответственность являет-

ся следствием организации взаимодействия между субъектами определенной профессиональной общности и характеризуется принятием социальных норм и правил, находящихся в поле действия деон-тологических аксиом.

В данном случае ответственность рассматривается нами с позиций нравственности в процессе управленческого выбора, предполагая интериори-зацию руководителем социально-нравственных императивов, общественной целесообразности принимаемых решений, глубокое осознание их последствий для сферы профессиональной деятельности и ее субъектов.

В рамках регулятивного аспекта изучения профессиональной готовности руководителя к управленческой деятельности мы делаем акцент на необходимости наличия у руководителя устойчивости к воздействию негативных стресс-факторов среды, сохранение психического и поведенческого баланса при их возникновении. Устойчивость рассматривается нами как личностное свойство руководителя, позволяющее актуализировать мо-тивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие ресурсы для минимизации или снятия действия негативных факторов. Поэтому руководитель должен уметь управлять стрессом, обладать прогностическим мышлением, осуществлять проектирование траектории собственного поведения и действий других субъектов, предпринимать действия превентивного характера, направленные на сохранение устойчивости, обладать готовностью к мобильному реагированию на изменения, происходящие внутри образовательной системы и вне ее функционального пространства, способностью к регуляции собственных психических состояний, оставаясь при этом в границах соблюдения нормативно заданных ориентиров, правовых и деонтоло-гических требований.

По нашему мнению, рассмотрение профессиональной готовности руководителя через призму изложенных выше позиций позволяет обеспечить полноту функциональных и личностных характеристик исследуемого понятия, создать условия для трансформации содержания и траектории профессионального развития управленческих кадров системы образования.

Библиографический список

1. Безродная Г.В. Управленческие отношения в теориях социального взаимодействия // Современные научные исследования. - 2012. -№ 10 (7). - С. 12.

2. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. - Киев: Радянська школа, 1987. - С. 160-161.

3. Быкова С. С. Формирование деонтологиче-ской компетентности у будущих педагогов в системе профессионального образования // Вестник

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

13

Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 3. - № 4. - С. 37-41.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к трудовой деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.

5. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера производственного обучения. - Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2003. - 439 с.

6. КомаровК.Б.,Хазова С.А. Организационно-педагогические условия эффективного управления человеческими ресурсами образовательной организации как детерминанта ее конкурентоспособности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ 2015. - Вып. 4 (169). - С. 36-43.

7. Семушина Л.Г. Инженерная педагогика: Сборник статей. Вып. 4. - М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. - 300 с.

8. Синьковская Т.А. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003»). -Режим доступа: htpp: //ito.edu.ru/2003 (дата обращения: 10.01.2019).

9. Фомин А.С. Проблема формирования психологической готовности к управленческой деятельности (руководству организацией) // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - № 2. -С. 91-104.

10. BouldingK. The Image. Knowledge in Life and Society. - The University of Michigan Press, 2010. -175 p.

References

1. Bezrodnaya G.V. Upravlencheskie otnosheniya v teoriyah social'nogo vzaimodejstviya // Sovremennye nauchnye issledovaniya. - 2012. - № 10 (7). - S. 12.

2. Bondar' V.I. Upravlencheskaya deyatel'nost' direktora shkoly: didakticheskij aspekt. - Kiev: Radyans'ka shkola, 1987. - S. 160-161.

3. Bykova S.S. Formirovanie deontologicheskoj kompetentnosti u budushchih pedagogov v sisteme professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. -2012. - T. 3. - № 4. - S. 37-41.

4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k trudovoj deyatel'nosti. - Minsk: Izd-vo BGU, 1976. - 175 s.

5. ZHukov G.N. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov k deyatel'nosti mastera proizvodstvennogo obucheniya. - Еkaterinburg: Izd-vo Rossijskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2003. - 439 s.

6. Komarov K.B., Hazova S.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo upravleniya chelovecheskimi resursami obrazovatel'noj organizacii kak determinanta ee konkurentosposobnosti // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. - Majkop: Izd-vo AGU, 2015. - Vyp. 4 (169). - S. 36-43.

7. Semushina L.G. Inzhenernaya pedagogika: Sbornik statej. Vyp. 4. - M.: Centr inzhenernoj pedagogiki MADI (GTU), 2003. - 300 s.

8. Sin'kovskaya T.A. Problema gotovnosti budushchego uchitelya informatiki k ispol'zovaniyu tekhnologij distancionnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Kongress konferencij «Informacionnye tekhnologii v obrazovanii» («IT0-2003»). - Rezhim dostupa: htpp: //ito.edu.ru/2003 (data obrashcheniya: 10.01.2019).

9. Fomin A.S. Problema formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti k upravlencheskoj deyatel'nosti (rukovodstvu organizaciej) // Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovaniya. - 2011. - № 2. - S. 91-104.

10. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. - The University of Michigan Press, 2010. - 175 p.

14

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.