Научная статья на тему 'Профессиональная гигиеническая подготовка и информирование населения по вопросам защиты прав потребителей - составляющие блока, обеспечивающего безопасность жизни и здоровья потребителя'

Профессиональная гигиеническая подготовка и информирование населения по вопросам защиты прав потребителей - составляющие блока, обеспечивающего безопасность жизни и здоровья потребителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL HYGIENIC PREPARATION / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF CONSUMERS'' RIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабадаж Татьяна Васильевна, Борисова Надежда Влади- Мировна, Алешенко Татьяна Васильевна, Классина Т.Н.

Описаны основные этапы формирования и перспективы развития системы информирования населения в вопросах профессиональной гигиенической подготовки и защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабадаж Татьяна Васильевна, Борисова Надежда Влади- Мировна, Алешенко Татьяна Васильевна, Классина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL HYGIENIC PREPARATION AND INFORMING OF THE POPULATION ON THE PROTECTION OF CONSUMERS'' RIGHTS - THE COMPONENTS OF THE UNIT WHICH PROVIDES THE SAFETY OF LIFE AND THE HEALTH OF THE CONSUMER

The article analyzes the main stages of the formation and long-term development of the system of informing the population in the issues of professional hygienic training and protection of consumers'; rights of Center for Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region.

Текст научной работы на тему «Профессиональная гигиеническая подготовка и информирование населения по вопросам защиты прав потребителей - составляющие блока, обеспечивающего безопасность жизни и здоровья потребителя»

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ

УДК 614.3 ГРНТИ 76.75.33

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ -СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЛОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Т.В. Сабадаж, Н.В. Борисова, Т.В. Алешенко, Т.Н. Классина ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» 644116, г. Омск, ул. 27-я Северная, 42а; e-mail: Jbuz55@mail.omsksanepid.ru

Описаны основные этапы формирования и перспективы развития системы информирования населения в вопросах профессиональной гигиенической подготовки и защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области».

Ключевые слова: профессиональная гигиеническая подготовка, защита прав потребителей.

PROFESSIONAL HYGIENIC PREPARATION AND INFORMING OF THE POPULATION ON THE PROTECTION OF CONSUMERS' RIGHTS - THE COMPONENTS OF THE UNIT WHICH PROVIDES THE SAFETY OF LIFE AND THE HEALTH OF THE CONSUMER

T. V. Sabadazh, N. V. Borisova, T. V. Aleshenko, T.N. Classina

FBIH "Center of Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region "

Russia, 644116, Omsk, 27th Severnaya St., 42а; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru

The article analyzes the main stages of the formation and long-term development of the system of informing the population in the issues of professional hygienic training and protection of consumers' rights of Center for Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region.

Keywords: professional hygienic preparation, protection of consumers' rights.

Информирование населения способству- сиональной гигиенической подготовки и за-ет повышению уровня правовой потребитель- щиты прав потребителей. ской и санитарно-гигиенической грамотности Отдел организации гигиенического обу-

граждан. Цель исследования - обобщение чения и консультационных услуг по защите основных этапов законодательства Россий- прав потребителей является подразделением ской Федерации по созданию системы ин- Центра гигиены и эпидемиологии в Омской формирования населения в вопросах профес- области и имеет многолетнюю историю.

© Т.В. Сабадаж, Н.В. Борисова, Т.В. Алешенко, Т.Н. Классина, 2017

Гигиеническая подготовка различных профессиональных групп населения начата в Советском Союзе в 1933 г., что было предусмотрено специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 22.12.1933 г. Обязательность гигиенической подготовки регламентирована Федеральным законом № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. (ст. 36).

Гигиеническая профессиональная подготовка декретированных групп населения проводится в Омске с 1970 г. Курсы санитарного минимума (так называлось наше подразделение) начали действовать на базе городской санэпидстанции с 01.01.1986 г. согласно решению коллегии областного управления здравоохранения № 54 от 18.12.84 г.

Во времена перестроечного хаоса, когда более половины населения СССР стали работниками торговли, интерес к вопросу гигиенической подготовки во многих областях нашей страны начал угасать. Однако в Омске курсы санитарного минимума не только не прекратили своего существования, а удвоили отчетные показатели. «Реанимация» гигиенического обучения началась в 1997 г. в соответствии с приказом Министра здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» № 295 от 6 октября 1997 г. Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ были разработаны и доведены до центров Госсанэпиднадзора страны сборники программ гигиенического обучения для различных профессиональных групп обучаемых.

В 2005 г. произошли изменения в системе Госсанэпиднадзора. Коснулись они и нашего подразделения - оно стало единым по области центром гигиенического воспитания и образования населения - Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области». В 2007 г. - отдел организации гигиенического обучения. Во исполнение приказа № 397 от 23.10.2008 г. Федеральной службы Роспотребнадзора «Основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год», приказом Центра № 12 от 22 января 2009 г. в составе отдела

организации гигиенического обучения создан консультационный центр по защите прав потребителей. В 2011 г. учреждение стало бюджетным - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области».

Несмотря на различные перипетии организационного плана, в отделе работает стабильный, профессионально грамотный персонал. В штате отдела осуществляют работу по разделу «Гигиеническое обучение» 6 врачей, 1 делопроизводитель; по разделу «Консультирование и информирование населения по вопросам защиты прав потребителей» - 1 юрисконсульт и 1 эксперт. Руководство осуществляет заведующий отделом, врач высшей квалификационной категории.

В соответствии с возложенными задачами отдел проводит работу по следующим направлениям:

- проведение гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и др.;

- оформление, регистрация, выдача бланков личных медицинских книжек;

- информирование и консультирование граждан по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей;

- методическая помощь специалистам филиалов учреждения по данным разделам работы.

Задачей отдела организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей является повышение уровня санитарной культуры и профессиональной грамотности должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированный контингент), формирование у населения устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, потребительской культуры, возможность реализации самозащиты права.

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация является одной из важнейших ступеней для получения допуска

к работе для должностных лиц и сотрудников данных организаций. Алгоритм и периодичность ее проведения регламентируется приказом № 229 от 29.06.2000 г. МЗ РФ «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».

Курс обучения продолжительностью 6 часов включает лекцию и аттестационное занятие, академический час - 45 мин. Обучение проводится согласно расписанию, дифференцированным планам и программам для различных профессиональных групп, с учетом специфики деятельности каждого из направлений. Если для работников организаций основной упор делается на санитарно-гигие-нические требования к производственному процессу (с элементами основ законодательства), то для руководителей - это законодательная база и актуальные вопросы, которые диктуются санитарно-эпидемиологической ситуацией в регионе, стране. Руководитель в азах производственного процесса должен ориентироваться достаточно хорошо. Однако в процессе работы на предприятии, сталкиваясь с новшествами и нестандартными ситуациями, руководитель приходит на занятия с заготовленными вопросами, на которые обязательно получит ответы. Достаточно часто слышим после занятия от руководителей фразу: «Теперь я понял, зачем на рабочем месте мне нужны официально изданные документы (Федеральные законы, СанПиН, СП, методические указания и т.д.) и какими статьями можно воспользоваться при различных ситуациях в работе».

Пока неразрешимой проблемой нашего времени является то, что на многие предприятия пищевой промышленности, общепита, продовольственной торговли устраиваются люди, не имеющие специального профессионального образования. Даже за прилавком не всегда продавец - профессионал. Так распорядилось время, многие предприятия подверглись реорганизации, закрытию, люди оказались на рынке труда. Если раньше в наш лекционный зал приходили люди за плечами, которых специальные курсы, училище, техникум, институт, то сейчас таких слушателей из присутствующих в аудитории на занятиях меньше половины.

Требования к предприятиям ужесточились, лекционный материал усложнился, но информацию сделать доступной и понятной

каждому из присутствующих в зале - задача для работников отдела организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей. Время инноваций вносит коррективы и в работу отдела - в конце 2016 г. внедрено новое направление -дистанционное обучение и аттестация лиц декретированного контингента. Санитарный минимум - профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация. Новшеств много, а задача прежняя.

Лекционный материал регулярно подвергается изменениям. На это влияют не только возникающие экстренные ситуации -вспышки каких-либо инфекций, изменения законодательства, но и вопросы профилактики возможного возникновения таковых при подготовке к летнему оздоровительному сезону, работы летних кафе, точек мелкорозничной торговли и т. д. Гигиеническое обучение является рычагом профилактической (т. е. предупредительной) работы с декретированной категорией населения. Если человек поймет, что его ошибки или халатность в работе могут привести к угрозе здоровью или жизни потребителя, то многих нарушений может и не случиться.

Специалистами Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области обучается более 45 000 человек в год. За 2014-2016 гг. прошли гигиеническую подготовку и аттестацию 140 369 человек, рост данного показателя составил 18 %. При этом работа по подготовке сотрудников детских летних оздоровительных учреждений ведется на безвозмездной основе, данный показатель составил 15 % от общего числа обученных лиц.

В преддверии оздоровительного сезона корректируются и согласовываются с Управлением Роспотребнадзора по Омской области планы, программы, лекционный материал гигиенической подготовки и вопросы к аттестации для всех категорий работников всех типов оздоровительных учреждений для несовершеннолетних. Разработана и внедрена в работу приказом главного врача от 27.03.13 г. № 110 инструкция РИ 03-10-01-2013 «Об утверждении инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации». В инструкции представлен пошаговый алгоритм проведения гигиенической подготовки, в том числе и персонала, привлекаемого на работу в детские летние оздорови-

тельные учреждения и критерии оценки знаний при проведении аттестации.

Во исполнение приказа Федеральной службы Роспотребнадзора от 06.04.2009 № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» консультационным центром проведена подготовительная работа по созданию консультационных пунктов в филиалах учреждения. Подготовлены положение о консультационном пункте, должностная инструкция юриста консультационного пункта, информационно-методическое письмо в филиалы «О создании консультационных пунктов».

В настоящее время во всех филиалах Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области действуют консультационные пункты по защите прав потребителей, в штате -юрисконсульты. Перед открытием пунктов юрисконсульты филиалов прошли стажировку в консультационном центре. Координацию деятельности консультационного центра и пунктов осуществляет заведующий отделом организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области. Заведующий отделом организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей является членом консультативного совета при Управлении Роспотребнадзора по Омской области.

Консультационный центр и пункты обеспечены телефонной связью, оргтехникой, обеспечен выход в Интернет, подключена информационно-правовая система «Гарант». Имеются информационные стенды для потребителей. Создана инфотека в электронном виде и на бумажных носителях. Сбор и систематизация информационных материалов осуществляется через Интернет, правовую систему «ГАРАНТ», печатные и электронные СМИ. Обновление инфотеки производится еженедельно. Материалы систематизированы по 31 направлению - торговля, финансовые услуги, услуги ЖКХ, услуги связи, туристские услуги, бытовые услуги, медицинские услуги и т. д.

Каждый материал включает в себя:

- соответствующие нормативные правовые акты;

- памятки для потребителей;

- образцы заявлений, требований, исков;

- подборку публикаций в СМИ;

- советы потребителям и другие полезные для потребителей материалы.

Создание консультационного центра и пунктов защиты прав потребителей на базе Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области делает доступным:

- оказание своевременной квалифицированной правовой помощи гражданам;

- повышение правовой грамотности населения в сфере потребительского законодательства путем регулярного информирования и просвещения;

- получение информации населением по вопросам защиты прав потребителей, независимо от места их нахождения и социально-экономического положения.

Только за последние три года в консультационный центр и консультационные пункты обратилось 23 929 человек (2016 - 8566, 2015 -7866, 2014 - 7495).

Расширялся диапазон деятельности по проведению консультаций юрисконсультами консультационных пунктов - внедрено в работу консультирование с использованием электронных средств связи по скайпу и наблюдается положительная динамика по данному направлению. Всего за отчетный период консультационным центром и консультационными пунктами было проведено 403 консультации по скайпу (2016 - 207, 2015 - 171, 2014 -25), из них в г. Омске - проведено 104 консультации (рост в 1,7 раза), в КП филиалов -299 (рост в 1,2 раза).

В соответствии с письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/1330-15-27 от 11.02.2015 г. «О портале Информирование и консультирование потребителей» и ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора от 19.02.2015 г. № 13-2 ФЦ/728 «О рассмотрении обращений потребителей на Портале информирования и консультирования потребителей» с 2015 г. начата работа в Портале ЗПП ФЦ ФБУЗ. Дано 6 консультаций.

Из общего числа наиболее актуальными в период 2014-2016 гг. являются обращения по вопросам качества сложно-бытовой техники (3844 - 16 %), общим вопросам защиты прав потребителей (2739 - 11,5 %), ЖКХ (2301 - 9,6 %).

За 2014-2016 гг. по результатам проведенных консультаций подготовлено 450 документов (102 исковых и 348 претензий),

из которых удовлетворено — 338. Удельный вес удовлетворенных исковых заявлений и претензий составляет 75,1 %. Сумма возмещенного потребителю ущерба составила 12 423 014 руб., в том числе:

2014 2015 2016

2 769 766 3 832 890 5 820 358

Для популяризации деятельности консультационного центра и консультационных пунктов специалистами проводятся мероприятия, направленные на информирование населения по актуальным вопросам защиты прав потребителей. Всего за 2014-2016 гг. проведено 4 607 мероприятий (2014 - 1493, 2015 -1521, 2016 - 1593), в том числе подготовлено: статей в СМИ - 49; статей на сайт - 363; буклетов, листовок, информаций на стенд - 945; выступлений на ТВ, радио - 14; проведено «горячих линий» - 990; лекций, бесед - 2 236. Следует отметить использование консультационным пунктом Русско-Полянского филиала сайтов газет «Голос целины», «Звезда», «Целинник» Русско-Полянского, Нововаршавского и Павлоградского районов для информирования населения по вопросам защиты прав потребителей. Используются сайты администраций муниципальных образований. Таврический филиал размещает публикации на сайте www.omskportal.ru, Саргатский консультационный пункт использует свой сайт.

По разделу «Пропаганда ЗОЖ» в 2014-2016 гг. было проведено 3738 мероприя-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон Рос. Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. // Гарант: информ-прав. система.

2. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Рос. Федерации № 29 от 02.01.2000 г. // Гарант: информ-прав. система.

3. О защите прав потребителей: Закон Рос. Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г.

4. О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций: приказ МЗ РФ № 229 от 29.06.2000 г. // Гарант: информ-прав. система.

5. Основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год: приказ Федеральной службы Роспотребнадзора № 397 от 23.10.2008 г. // Гарант: информ-прав. система.

тий (2014 - 940, 2015 - 1415, 2016 - 1384), в том числе выступлений по ТВ - 98, в СМИ - 43, на сайтах учреждения и администраций муниципальных поселений Омской области - 149.

На главной странице сайта Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области находятся рубрики «Ваш вопрос» «Наш ответ» и «Защита прав потребителей», где выложена актуальная информация для потребителя. В разделе «Защита прав потребителя» представлена не только информация о деятельности консультационного центра и пунктов, но и 18 вкладок по наиболее востребованным направлениям с обновленной правовой информацией, необходимой для потребителя. Значительная доля наполняемости сайта учреждения отведена информации, ориентированной на защиту прав потребителя и ЗОЖ.

В 2016 г. количество просмотров по разделам «Профессиональная гигиеническая подготовка» составила 9226, «Защита прав потребителей» - 7440, это на 6 % больше, чем в предыдущем году. Данный вид информирования способствует повышению уровня правовой потребительской и санитарно-гигиенической грамотности населения.

Информированность населения дает возможность выбора потребителем наиболее качественных услуг, отказа от сомнительных предложений, что будет стимулировать исполнителя услуг к применению теоретических знаний на практике и выполнению работ на должном уровне.

REFERENCES

1. O sanitamo-jepidemiologicheskom blagopolu-chii naselenija: Federal'nyj zakon Ros. Federacii № 52-FZ ot 30.03.1999 g. // Garant: inform-prav. sistema.

2. O kachestve i bezopasnosti pishhevyh produktov: Federal'nyj zakon Ros. Federacii № 29 ot 02.01.2000 g. // Garant: inform-prav. sistema.

3. O zashhite prav potrebitelej : Zakon Ros. Federacii № 2300-I ot 07.02.1992 g.

4. O professional'noj gigienicheskoj podgotovke i attestacii dolzhnostnyh lic i rabotnikov organizacij: pri-kaz MZ RF № 229 ot 29.06.2000 g. // Garant: inform-prav. sistema.

5. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Feder-al'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashhity prav po-trebitelej i blagopoluchija cheloveka na 2009 god: pri-kaz Federal'noj sluzhby Rospotrebnadzora № 397 ot 23.10.2008 g. // Garant: inform-prav. sistema.

6. О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей: приказ Федеральной службы Роспотребнадзора № 318 от 06.04.2009. // Гарант: информ-прав. система.

Сабадаж Татьяна Васильевна - заведующая отделом организации гигиенического обучения и консультационных услуг по защите прав потребителей; Алешенко Татьяна Васильевна - врач по гигиеническому обучению; Борисова Надежда Владимировна - врач по гигиеническому обучению. Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru.

6. O sovershenstvovanii sistemy informirovanija i konsul'tirovanija potrebitelej : prikaz Federal'noj sluzhby Rospotrebnadzora № 318 ot 06.04.2009 // Garant: in-form-prav. sistema.

Sabadazh Tatyana Vasilyevna - head of Department of the organisation of hygienic training and consulting services for the protection of the rights of consumers; Alesenko Tatiana Vasilievna - doctor on hygienic education; Borisova Nadezhda Vladimirovna -doctor on hygienic education. Center of Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru.

УДК 614.3 ГРНТИ 76.75.33

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — ОДНО ИЗ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Т.В. Сабадаж, Т.Н. Классина

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области»

Россия, 644116, г. Омск, ул. 27-я Северная, 42а; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru

В статье отражены основные этапы формирования, оптимизации и перспективного развития системы информирования населения в вопросах профессиональной гигиенической подготовки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» в связи с реформированием законодательной базы.

Ключевые слова: профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, Омская область.

PROFESSIONAL HYGIENIC PREPARATION IS ONE OF THE PREVENTIVE MEASURES OF THE PROVIDING OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELLBEING OF THE POPULATION

T. V. Sabadazh, T.N. Classina

FBIH "Center for Hygiene and Epidemiology in the Omsk Region"

Russia, 644116, Omsk, 27th Severnaya St., 42а; e-mail: fbuz55@mail.omsksanepid.ru

The article reflects the main stages of the formation, optimization and long-term development of the system of professional hygienic training of the Federal budgetary health care institution "Center of Hygiene and Epidemiology" in the Omsk Region in connection with the reform of the legislative framework.

Keywords: professional hygienic preparation and certification, Omsk region.

© Т.В. Сабадаж, Т.Н. Классина, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.