Научная статья на тему 'Профессиональная этика военного и организационная культура'

Профессиональная этика военного и организационная культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СВЯЗЬ ВРЕМЕН / ВОЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / CODE OF GOOD PRACTICE / PROFESSIONAL ETHICS / CORPORATE ETHICS / PROFESSIONALISM / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / THE LINK OF TIMES / MILITARY CUSTOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варшавский Максим Романович

В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. Первоочередной задачей становится восстановление прерванной связи времен, возрождения лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной профессиональной культуры военных. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, т.е. этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра офицерского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MILITARY ETHICS AND CODE OF GOOD PRACTICE

While developing professional corporate military ethics historical and combat traditions as well as military rituals are of vast importance. The restoration of the interrupted link of times, revival of the best traditions of the national high-rankofficers, identification of the Russian warriors with the national cultural values, consolidation of the efforts of the state, society, all the institutions of culture become a priority. Military education appears to be a means of culture and a part of organizational professional military culture. Its professionalism should make the basis of the ethics of the Army, i.e. the ethics of the Army practically coincides with the ethics of its professional core the Officer Corps.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика военного и организационная культура»

В списке недавних «экспедиций» клуба-лектория по просторам мирового кино два персональных цикла, посвя-щённые юбилеям гениев киноискусства: «Восемь с половиной Феллини» и «Век Куросавы». В апреле 2010 года «КИНОлоция» провела ретроспективу шедевров отечественного кино, посвящённых 65-летию окончания войны с гитлеровской Германией. Концепт этой программы сформулирован в её названии - «Цена победы: 9 кинопортретов войны». Трагическое расчеловечивающее начало войны в картинах выдающихся мастеров советского кинематографа соединено с гуманистической верой в способность человека сохранить в себе нравственные начала. Каждая из девяти лент «Цены победы» содержала этот беспафосный посыл. Кульминацией цикла стали ленты «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Иди и Смотри» Эле-ма Климова, отсылающие и своим названием и сюжетом к новозаветным прообразам.

В сентябре 2010 года состоялся уже 250-й показ «КИНОлоции». Она продолжает прокладывать пути к неизвестным широкому зрителю «островам», «архипелагам» и «континентам» необозримого океана наследия мирового и отечественного кинематографа. Уже начато погружение в канадское франкоязычное кино (цикл «Кино с квебекским акцентом»») и начерчена лоция рождественского цикла «Ангелы в кино». Как писал, выдуманный Борхесом, создатель нового «Дон Кихота»: «Моё предприятие, по существу, не трудно... Чтобы довести его до конца, мне надо было бы только быть бессмертным» (6). И «КИНОлоция» обрекает на такое желание.

Список литературы

1. Пазолини П-П. Теорема. - М., 2000. - С. 263.

2. Бернанос Ж. Сохранить достоинство: художественная публицисти-

ка. - М, 1988. - С. 168.

3. В цикл «Слово и Образ» были также включены: «Дело назаретянина»

(1987, реж. Дамиано Дамиани), «Иди своим путём» (1944, реж. Лео Маккэри), «Миссия» (1986, реж. Ролан Жоффе), «Страсти Христовы» (2004, реж. Мел Гибсон), «Андрей Рублёв» (1967, реж. Андрей Тарковский).

4. Бертолуччи Б., Адер Ж. Мечтатели (литературный сценарий) //

Искусство кино. - 2004. - № 5. - С. 130.

5. На русском языке нет ни одной монографии, посвящённой социо-

культурному измерению «Пражской весны», в том числе и взлёту чехословацкого кинематографа 1960-х годов. Единственной подборкой материалов по данному вопросу является специальный «чехословацкий» номер журнала «Киноведческие записки». -2009. - № 91.

6. Борхес Х.Л. Сочинения в трёх томах. - М.- Рига, 1997. - Т.1. - С. 318.

М.Р. Варшавский

Курганский пограничный институт ФСБ России

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВОЕННОГО И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация

В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. Первоочередной задачей становится восстановление прерванной связи времен, возрождения лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной профессиональной культуры военных. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, т.е. этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра - офицерского корпуса.

Ключевые слова: организационная культура, профессиональная этика, корпоративная этика, профессионализм, духовно-нравственные ценности, связь времен, военные традиции.

M.R.Varshavsky

Kurgan Border State College of the FSB of Russia

PROFESSIONAL MILITARY ETHICS AND CODE OF GOOD PRACTICE

Annotation

While developing professional corporate military ethics historical and combat traditions as well as military rituals are of vast importance. The restoration of the interrupted link of times, revival of the best traditions of the national high-rank-officers, identification of the Russian warriors with the national cultural values, consolidation of the efforts of the state, society, all the institutions of culture become a priority. Military education appears to be a means of culture and a part of organizational professional military culture. Its professionalism should make the basis of the ethics of the Army, i.e. the ethics of the Army practically coincides with the ethics of its professional core - the Officer Corps.

Keywords:Code of good practice, professional ethics, corporate ethics, professionalism, spiritual and moral values, the link of times, military customs.

Для России, которая осуществляет сложный переход к демократическому государству, задача духовно-нравственного возрождения является одной из наиболее приоритетных, и если ее не решить, тогда мир будет находиться не только в нестерпимом экономическом и политическом положении, но, прежде всего, в нестерпимом духовном положении. Российская армия - опора нынешнего Российского государства.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает деятельность пограничных органов России, которая имеет свои особенности. Новая концепция охраны государственной границы РФ и усложнившиеся задачи оперативно-служебной деятельности пограничных органов, ближайшая и отдалённая перспективы их развития предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной деятельности офицера-пограничника. Они должны иметь основательные теоретические знания и прочные практические навыки, обладать диалектическим, творческим мышлением, уметь в самой сложной обстановке принять оптимальное решение. Нравственные принципы, нормы, ценности являются важными регуляторами социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в военном деле, пограничной службе. Пограничная служба объективно основывается на понятиях добра, долга, чести, закономерно требует последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.

В современных условиях существенно возрастает значение духовно-нравственных качеств, определяющих профессиональную этику офицерского корпуса России. В русской армии всегда признавалось, что офицерский корпус - это особое воинское братство, сплоченное особым корпоративным духом, традициями и единым мировоззрением - свойственной только данному образованию организационной культурой.

Этику интересуют нравственные аспекты организационной (корпоративной) культуры, возможности и способы воздействия на представления о достойном, допустимом и недопустимом, нравственно предосудительном поведении. Организационной культурой называют совокупность норм и ценностей, систему представлений если не всех, то большинства членов организации, общее мнение о том, что ценится в организации, какое поведение считается дозволенным и уместным.

Культура выполняет в организации несколько функций. Во-первых, она играет роль разграничителя, указывая на отличие данной организации от других. Во-вторых, она создает у служащих ощущение «особенности», уникальности организации, ее непохожести на другие организации - идентичности. В-третьих, культура формирует преданность членов организации и заставляет их стремиться к чему-то большему, чем достижение личных целей. В-четвертых, она повышает стабильность социальной системы. Следовательно, культура является тем связующим материалом, который скрепляет организацию: задает ее членам определенные стандарты, на которые они должны ориентироваться в своих словах и поступках; служит механизмом, формирующим представления и поведение людей.

Наиболее важным элементом организационной культуры и эффективным инструментом воздействия на поведение членов организации является корпоративный кодекс. Центральное место в системе моральных представлений офицерства всегда занимал кодекс офицерской чести: «Обладать честью во все времена было признано необходимостью для офицерского кадра. При всех остальных хороших служебных качествах офицер не может быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жиз-

ни и марает мундир. Кто не может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера, необходимейшему и первому требованию которого он не удовлетворяет» (1, 21). Кодекс офицерской чести призывал «ведать законы государственные и уставы воинские», быть «благородным гражданином и патриотом», сохранять верность Присяге и Знамени, «ни при каких обстоятельствах не допускать измены и предательства» и всецело следовать принципу «честь дороже жизни» (1, 21). Верность присяге имела первостепенное значение в офицерской среде.

Огромное значение в формировании профессиональной корпоративной военной этики играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. История нашей армии, особенно история российских армейских и гвардейских полков, составлявших основу Русской армии, удивительно богата ими. Многие из них теперь незаслуженно забыты. Сегодня в Армии существуют ритуалы военных парадов, принятия воинской присяги, общеполковых вечерних проверок, строевых смотров, разводов на занятия (караулы, боевое дежурство), ритуалы выпуска из военных учебных заведений и пр.

Первоочередной задачей становится, прежде всего, восстановление прерванной связи времен, возрождения лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной культуры военных. В отношении офицерской чести оно закладывает тот фундамент знаний, убеждений, умений нравственного поведения, на котором базируется вся система нравственных и профессиональных ценностей личности офицера и всего офицерского корпуса.

Военное образование (военная школа) русской армии было и остается фактором формирования представлений об офицерской чести. Полководец А.В.Суворов в письме к сыну Александру советовал: «По званию военного человека вникай прилежно в сочинения Вобана, Ку-горна, Кюрасса, Гюнберга; учись отчасти богословию, физике и нравственности» (2, 305). Последователи великого полководца к средствам духовно-нравственного воспитания относили «домашний порядок», «воспитание сердца», преподавание наук, особенно закона Божия, христианского нравоучения и истории, нравственный пример наставника и пр. (3, 12-35). Усилиями лучших представителей российской военной мысли была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Чувство достоинства воспитывалось в будущем офицере с раннего детства, в семье, затем в кадетских корпусах, военных училищах и академиях. Высокое звание офицера, его положение в обществе обязывало (и обязывает) его носителя быть образцом высоких духовно-нравственных качеств. «Чувство чести требует, -писал Свидзинский Э., - чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество» (4, 231).

По мнению А.Б.Кердана, «главным в высшей военной школе является переориентировка конечной цели учебно-воспитательного процесса на подготовку офицера-интеллигента, носителя высокой культуры, обладателя ярких личных качеств и достоинств» (5, 412). Формирование личности воина современной российской армии необходимо начинать с общей культуры, являющейся прочным фундаментом, на котором происходит накопление и

24

Вестник КГУ, 2010. № 3

качественное преобразование личностных качеств, воспитание социокультурной идентичности личности, понимание того великого исторического ранга России в области культуры и государственности, защита которого является великим, справедливым и самоотверженным делом. Все это дает возможность офицеру повысить гражданскую и политическую культуру, а также и профессиональную специализацию, без которой, по нашему мнению, не может быть сформирована профессиональная этика. Офицеру необходимо быть профессионалом военного дела, по-суворовски сражаться не силой, а умом, проявлять личное мужество. Долг чести не допускает небрежного исполнения служебных обязанностей и в армейских буднях, требует от офицера ревностного отношения к символу воинской чести - форме одежды.

Следовательно, моральное поведение офицера - это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера обусловливается его деятельностью и содержит три компонента - мотив, результат и оценку. Именно в содержании этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера. Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний.

Профессиональная этика вырабатывается самой корпоративной системой, ее организационной культурой, но не возникает сама собой. Она может и должна быть и стать следствием целенаправленного воспитания, направленности и качества воинской службы, а также той кадровой политики, которую обязано проводить государство в армии. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, а это значит, что этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра - офицерского корпуса.

Список литературы

1. Галкин А. Новый путь современного офицера. - М., 1996.

2. Михайлов О. Суворов. - М., 1978.

3. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М.,

1990.

4. Свидзинский Э. Оразвитии военных познаний и общих принципов в

среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

5. Кердан А.Б. Воспитание чести офицера вооруженных сил России //

Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности: Сб.науч.ст. по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2008.

М.А. Гоеков

Курганский государственный университет

СООТНОШЕНИЕ ЭКРАННОГО И ВНУТРЕННЕГО ОБРАЗА ИНДИВИДА

Аннотация

Анализируются особенности экранных образов, характерных для современной культуры, по сравнению с предшествующими способами визуального отображения реальности. Рассматривается формирование внутреннего образа индивида через опыт созерцания своего отражения или изображения, которое может замещаться экранным образом.

Ключевые слова: экранная культура, экранный образ, зеркальный образ, внутренний образ индивида.

M.A.Grekov

Kurgan State University

THE CORRELATION OF THE SCREEN AND INTERNAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL

Annotation

The analysis of the screen images peculiar for the present-day culture in comparison with the preexistent methods of visual display of the reality is given. The development of th internal image of the individual through the experience of contemplation of his own reflection or of the image, which can be substituted by the screen image, is considered.

Keywords: screen culture, a screen image, a mirror reversal, an internal image of the individual.

1. Современная культура может быть охарактеризована как экранная. Согласно К. Разлогову, «экранная культура - система культуры, формируемая и распространяемая техническими средствами, в рамках которых основным носителем информации является экран»(7, 5). В современности индивида повсюду окружают различные экраны, «которые буквально пронизали насквозь всю нашу жизнь: киноэкраны, телевизионные экраны, компьютерные экраны, игровые экраны. Экраны персональных электронных органайзеров, экраны пейджинговой связи, экраны мобильных телефонов, скринирующие экраны. Дисплеи микроволновых печей и больничных мониторов. Экраны и дисплеи всюду - во всех устройствах и в любом окружении. Они направляют, информируют и развлекают нас» (5, 21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.