Научная статья на тему 'Профессиональная этика педагога: перспективные направления системы повышения квалификации'

Профессиональная этика педагога: перспективные направления системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6258
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРАВОВЫЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

Статья посвящена особо актуальным сегодня проблемам: развитию профессиональной этики педагогических работников в процессе образовательной деятельности; возможностей применения в педагогической практике Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников; перспективным направлениям системы повышения квалификации. Отмечается, что проблема профессиональной этики педагогических работников впервые в истории законодательства в сфере образования нашла отражение в нормативных документах, а именно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в профессиональном стандарте педагога. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о том, что нормы профессиональной этики педагогов из моральных категорий переходят в морально-правовые. Вопросы профессиональной этики педагогических работников рассматриваются в тесной связи с особым статусом, их правами, свободами и особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional ethics for teachers: perspective directions of the professional development system

The article is devoted to the issues of special importance: developing the professional ethics of teaching staff in their educational activities; the opportunities of applying the Model Code of professional ethics for teachers in teaching practice; promising directions of the professional development system. The author noted that the problem of teachers’ professional ethics for the first time in the history of legislation in the field of education was reflected in the regulatory documents, namely the Federal Law “On Education in the Russian Federation” and professional standard of the teacher. This fact leads to the conclusion that the norms of teachers’ professional ethics pass from moral categories into the moral and legal. The questions of teaching staff’ professional ethics are considered in a close connection with the special status, their rights, peculiarities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика педагога: перспективные направления системы повышения квалификации»

УДК 371.5:378.091.398

Профессиональная этика педагога: перспективные направления системы повышения квалификации

Н. Е. Скрипова

The professional ethics for teachers:

perspective directions of the professional development system

N. E. Skripova

Аннотация. Статья посвящена особо актуальным сегодня проблемам: развитию профессиональной этики педагогических работников в процессе образовательной деятельности; возможностей применения в педагогической практике Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников; перспективным направлениям системы повышения квалификации. Отмечается, что проблема профессиональной этики педагогических работников впервые в истории законодательства в сфере образования нашла отражение в нормативных документах, а именно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в профессиональном стандарте педагога. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о том, что нормы профессиональной этики педагогов из моральных категорий переходят в морально-правовые. Вопросы профессиональной этики педагогических работников рассматриваются в тесной связи с особым статусом, их правами, свободами и особенностями.

Abstract. The article is devoted to the issues of special importance: developing the professional ethics of teaching staff in their educational activities; the opportunities of applying the Model Code of professional ethics for teachers in teaching practice; promising directions of the professional development system. The author noted that the problem of teachers ' professional ethics for the first time in the history of legislation in the field of education was reflected in the regulatory documents, namely the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and professional stan-

dard of the teacher. This fact leads to the conclusion that the norms of teachers' professional ethics pass from moral categories into the moral and legal. The questions of teaching staff' professional ethics are considered in a close connection with the special status, their rights, peculiarities.

Ключевые слова: педагогические работники, правовой статус, профессиональная культура, профессиональная этика, правовые, нравственные и этические нормы.

Keywords: teaching staff, legal status, professional culture, professional ethics, legal, moral and ethical norms.

Современное состояние образования, на наш взгляд, можно охарактеризовать с позиций важнейших тенденций его развития: модернизации и стандартизации [1].

Рассмотрим подробнее данные тенденции. Под модернизацией образования в общем плане понимается такая позиция как «приведение всей системы образования к текущим, стратегическим и опережающим требованиям жизни» [2].

Процесс модернизации образования, в том числе дополнительного профессионального образования, отсчет которого В. С. Аванесов начинает еще с конца прошлого столетия и который продолжается по настоящее время, связан с реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с обновлением содержания, форм и технологий обучения взрослых, экономики дополнительного профессионального образования, а также реализацией приоритетного национального

проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др. [3]. Одним словом, модернизационные процессы в сфере дополнительного профессионального образования требуют пересмотра ресурсов системы повышения квалификации (содержательных, дидактических, информационных и др.) и определения стратегий работы с ними.

Под стандартизацией образования понимается разработка системы требований к результатам освоения обучающимися образовательных программ, условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым и др.) реализации образовательных программ, к структуре образовательных программ, соблюдение которых служит инструментом достижения обучающимися качества образования на всех уровнях образования - от дошкольного до дополнительного послевузовского.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что обе обозначенные тенденции взаимосвязаны, так как определяют масштабные потребности современного образования, в том числе дополнительного профессионального образования. Анализ разнообразных источников показывает, что модернизация и стандартизация всегда сопровождается пакетом нормативных документов, которые определяют их правовое пространство, позволяющее определить круг стратегических целей и базовых задач, необходимых для их решения.

В контексте заявленной темы нас интересует необходимость детального рассмотрения проблем норм профессиональной этики педагогических работников (далее - педагогов), возможностей применения Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, а также перспективные направления системы повышения квалификации и ее аксиологические смыслы.

Считаем необходимым указать на то обстоятельство, что проблема профессиональной этики педагога впервые в истории законодательства в сфере образования нашла отражение в нормативных правовых документах, а именно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в профессиональном стандарте педагога, что априори подтверждает актуальность рассматриваемой нами темы [3; 4].

Первоначально приступим к рассмотрению норм, касающихся профессиональной этики педагогических работников, которые устанавливает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» во-первых, обязывают педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48).

Во-вторых, определяют, что нормы профессиональной этики должны быть закреплены в локальных нормативных актах образовательной организации (ч. 4 ст. 47); в-третьих, указывают, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч. 4 ст. 48); в-четвертых, предусматривают, что педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики (п. 13 ч. 3 ст. 47) [3].

Одним словом, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» вопросы профессиональной этики педагогических работников рассматриваются в тесном единстве с особым статусом педагогических работников и их профессиональной культурой.

Поэтому считаем необходимым рассмотреть понятия «статус педагогических работников» и «профессиональная культура».

На основании анализа норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 46-48 главы 5) мы можем сделать вывод, что под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности [3].

При этом необходимо отметить, что профессиональная этика рассматривается как составная часть профессиональной культуры педагогических работников.

Исследуя далее понятие профессиональная культура, можно отметить, что основными составляющими профессиональной культуры педагогических работников являются профессиональные знания, опыт результативной деятельности по всем направлениям педагогической

деятельности, общая культура личности, включающая профессиональную этику [5]. Профессиональная этика, по мнению А. М. Новикова, в свою очередь состоит в достижении такого уровня профессиональной деятельности педагогов, когда следование требованиям профессиональной этики становятся нравственной нормой поведения педагогов, неотъемлемой частью его профессиональной культуры [5]. Одним словом, профессиональная этика в структуре профессиональной культуры педагогов может рассматриваться как система норм нравственного поведения, свойственного людям, избравшим педагогику своей профессией.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что нормы профессиональной этики педагогов из моральных категорий переходят в морально-правовые. При этом необходимо отметить, что одной из основных характеристик образовательной ситуации является поиск путей реализации ведущей идеи модернизации и стандартизации - идеи разработки и соблюдения педагогами норм профессиональной этики.

Следует далее отметить, что в профессиональном стандарте педагога, реализация которого начинается с 01 января 2017 года, к трудовым действиям относится соблюдение педагогом правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики [4].

Необходимо уточнить одно достаточно существенное обстоятельство, что профессиональный стандарт педагога применяется работодателями при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Предполагается, что внедрение и реализация профессионального стандарта педагога поможет повысить качество образования обучающихся всех уровней общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Далее, приступая к рассмотрению основного для нашего исследования понятия, необходимо отметить, что проблема профессиональной этики имеет достаточно солидную и обширную многовековую историю. Можно указать только на тот факт, что еще у античных философов (Демокрит, Аристотель, Платон) мы находим суждения по проблемам педагогической этики.

Например, Демокрит, говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. Платон проповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя. Аристотель считал воспитание делом государственной важности. Но только Квинтилианом были впервые поставлены вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта: предостерегали педагога от использования принуждения, апеллируя к здравому смыслу.

В Средневековье при главенствующей роли религии в вопросах обучения мы находим, что общество не очень-то и интересовали проблемы профессиональной (педагогической) этики. Однако в период Возрождения проблемы профессиональной этики педагога (педагогической этики) получили развитие в трудах Монтеля (обращение внимание на личностные качества наставника, учет личностных склонностей ученика и др.).

Далее мы находим, что ведущие понятия профессиональной (учительской) этики рассматривались и Я. А. Коменским, и И. Г. Пес-талоцци. Великий дидакт Я. А. Коменский делал упор на доброжелательном отношении в контексте «учитель и ученик».

Представители периода Просвещения, толкуя задачи нравственного воспитания ребенка, формулировали правила и к нравственному облику учителя, выдвигая свои этические концепты, определяя движущим вектором развития прогресса разум, науку и просвещение. Джон Локк, английский просветитель, акцентировал внимание на нравственных отношениях наставника и ученика, выступая категорически против физического наказания и принуждения, считал существенным пример личного поведения учителя. Жан-Жак Руссо, французский просветитель, проповедовал, что у наставника не должно быть никаких пороков. А. Дистерве-гом, немецким просветителем, были сформулированы интересные для нашего исследования положения в отношении учителя: владение преподаваемым предметом в совершенстве, любовь к детям и к профессии, постоянная работа над собой, в постоянстве проявления оптимизма и бодрости.

Новый взгляд в развитии проблем профессиональной этики учителя, а также с вопросами

педагогической морали связан с взглядами русских революционеров-демократов. А. Н. Добролюбов высказывал исключительно интересные для нашей темы исследования мысли. Он утверждал, что воспитание должно основываться не на подавлении ученика учителем, а на всестороннем развитии учителя и постоянном его образовании, уважении к личности ребенка.

В советский период также мы находим работы, которые посвящены проблемам развития профессиональной этики учителя. В. А. Сухо-млинский утверждал, что сам процесс учения представляет собой живые человеческие отношения ребенка, его родителей и учителя.

Значительный вклад в разработку теоретико-методологических и практико-ориентирован-ных вопросов профессиональной этики педагогов, изучению нравственного облика учителя, поиску путей совершенствования нравственных отношений «ученик - учитель», «родитель -учитель», «учитель - учитель», «учитель - руководитель» в том числе в системе дополнительного профессионального образования внесен и многими другими исследователями [6; 7; 8].

Изучение справочной и энциклопедической литературы дало основание нам утверждать, что этика (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) определяется как:

- наука о должном (И. Кант) [9];

- система общепринятых норм и форм общепринятого, морально оправданного поведения (Р. С. Немов) [10].

Анализ научной, а также справочной, энциклопедической литературы показал, что этика призвана решать практические моральные проблемы, которые появляются в жизни человека, в частности, как следует поступать, что такое добро и зло, как необходимо вести себя, каковы моральные принципы поведения.

Составной частью этики является профессиональная этика, которая отражает специфику функционирования морали (нравственности) в условиях конкретной профессиональной деятельности.

Прежде чем ответить на главный вопрос исследования, необходимо определиться с пониманием дефиниции «профессиональная этика».

Изучение литературы дает нам основание для вывода о том, что определений понятия «профессиональная этика» достаточно много,

но мы соглашаемся с мнением М. Н. Росенко и понимаем, что профессиональная этика - это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу к людям с которыми он связан в силу характера своей профессии [11].

Для профессионалов, осуществляющих профессиональную деятельность, осознающих подлинное предназначение, миссию педагогической деятельности и стремящихся достичь высот профессионального мастерства эти требования превращаются в собственные убеждения [12].

Таким образом, профессиональная этика представляет собой систему моральных норм и правил поведения специалиста в определенных условиях и с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Важными качественными характеристиками морального облика личности являются профессионализм и отношение к труду, имеющие знаковое значение в личностной оценке профессионала.

Специфика профессиональной этики педагогов позволяет выделить ее в отдельный раздел этики, определяя ее как совокупность моральных норм поведения при организации образовательной деятельности; систему нравственных требований, предъявляемых к педагогу (учителю, воспитателю) в его отношении к самому себе, своей профессии, обществу, участникам образовательных отношений и выступает регулятором поведения педагога в педагогическом труде.

В. И. Загвязинский выделяет специфические особенности профессиональной этики педагогов:

- объект труда - человек, а учитель, воспитатель (педагог) несет моральную ответственность за будущее ребенка;

- труд педагога в психологическом, коммуникативном и организационном плане достаточно сложен;

- педагог - человек высоких моральных стремлений, принципов и идеалов, является примером в нравственном воспитании личности [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная этика педагога - это совокупность моральных норм поведения участников образовательных отношений при организа-

ции образовательной деятельности, а также характере нравственности в поведении педагога и нравственных отношений в образовательно-профессиональной среде. Профессиональная этика педагога в структуре педагогической (профессиональной) культуры работников образования рассматривается нами как система норм нравственного поведения людей, избравшими профессию учитель.

Профессиональная этика учителя предусматривает выявление таких требований к личности педагога (учителя, воспитателя), которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений.

В данном ракурсе считаем необходимым указать на то, что в Рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей» (приняты 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) говорится о необходимости выработки кодекса профессиональной этики учителя, который должен способствовать обеспечению престижа профессии учителя, регулируя нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающихся профессиональной этики, впервые в истории российского, да и советского образования Министерство образования и науки подготовило Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, представляющий собой свод основных принципов профессиональной этики и правил поведения, которым необходимо следовать педагогам образовательных организаций независимо от занимаемой ими должности [13]. Считаем необходимым обязательно указать на тот факт, что Модельный кодекс профессиональный этики педагогических работников может быть основой при формировании отношений в сфере образования, основанных на нормах морали, уважительном и корректном отношении к образовательной деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. С целью более глубокого проникновения в тему исследования приведем обобщенные цели Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, к которым относятся:

- установление правил поведения и этических норм для выполнения педагогическими работниками профессиональной деятельности;

- содействие укреплению имиджа (авторитета) педагогических работников;

- обеспечение единых правил (норм) поведения педагогических работников [13].

В качестве прикладного аспекта Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников можно использовать для разработки локального нормативного акта образовательной организации, которым утверждается Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Структурно данный локальный нормативный акт может включать следующие разделы:

- общие положения (определяются нормативная база, цели и задачи);

- основные термины и понятия (рассматриваются такие понятия как профессиональная этика педагогического работника, гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность, аморальный поступок, подарок, толерантность, конфликт интересов педагогического работника и т. п.);

- этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника (к принципам относятся такие, как гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность). К правилам профессионального поведения относятся: осуществление деятельности на высоком профессиональном уровне; стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения; соблюдение правил русского языка, культуры устной и письменной речи; стремление к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы, развитию у них познавательной активности и др.;

- требования к внешнему виду педагогического работника (предусматривает единые требования к внешнему виду педагогов);

- конфликт интересов (регламентирует деятельность по созданию комфортных условий для педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе использовании только в рабочих целях имеющихся в его распоряжении ресурсов образовательной организации;

- ответственность за нарушение Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников. Совершенно очевидно, что

если требования к соблюдению педагогами этических норм определены локальным нормативным актом, то они становятся нормой и поэтому обязательны для исполнения каждым педагогом и могут учитываться при оценке его профессиональной деятельности (аттестация на соответствие занимаемой должности, применение дисциплинарных взысканий, поощрение педагогического работника и т. п.).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что вопросы развития профессиональной этики при реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введении профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) сегодня являются актуальными и вызывают широкий общественный резонанс.

Рассматривая вопросы не де-юре, а де-факто развития профессиональной этики педагога, связанных с реализацией положений Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, при общении со слушателями курсов повышения квалификации мы выделяем ряд обобщенных проблем, решение которых необходимо, на наш взгляд, решить в ближайшее время. К таким обобщенным проблемам мы относим следующие 1) негативное отношение части педагогов к излишней регламентации (своего рода аудиту) педагогического труда и так довольно часто приводящей к эмоциональному и физическому истощению; 2) отсутствие согласованности между существующими требованиями к содержанию и организации деятельности учителя и требованиями профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) в части профессиональной этики; 3) необходимость изменения содержания образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации и создания новых образовательных программ на основе положений и требований профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя), в контексте развития профессиональной этики педагогических работников.

Сущность первой проблемы, на наш взгляд, можно интерпретировать следующим образом: нежелание ряда учителей потерять автономию (самостоятельность), а также потерять привычные «зоны комфорта». По второй позиции можно дать интерпретацию следующего плана: любое реформирование связано с надобностью

преодоления отрицательного настроя части профессионального сообщества к предстоящим переменам.

Что касается решения третьей проблемы, то способность к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию, соблюдению норм профессиональной этики становится необходимым качеством профессионала, развивать и поддерживать которое необходимо и должно при организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного профессионального образования в процессе профессионального совершенствования педагогов, учитывая характер непрерывного профессионального образования как опережающего.

В контексте реализации развития профессиональной этики педагогических работников в методологии современного образования удвоенную ответственность за понимание этого феномена несут специалисты системы повышения квалификации, претендующие на право просвещать и обучать других, которые должны системно и целенаправленно затрагивать сферу личностного развития педагогических работников в контексте развития профессиональной этики педагогических работников.

Поэтому, осознавая важность и сложность поставленных перед педагогами задач развития профессиональной этики, необходимо обеспечивать при организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации условия реализации и достижения данных задач:

- для позитивного отношения педагогических работников к принятию Кодекса профессиональной этики организовать его обсуждение на курсах повышения квалификации.

Результатом обсуждения будет понимание каждого учителя, воспитателя необходимости принятия данного важного документа; который призван компенсировать позитивные моменты во взаимоотношениях ««ученик - учитель», «учитель - родитель», «учитель - учитель», которые были утрачены в последнее время, вернув в общество авторитет и уважение к профессии педагога;

- отказ от линейной траектории системы повышения квалификации в контексте разработки проблемы развития профессиональной этики педагогических работников.

Одним словом, разрабатываются и реализуются не только отдельные образовательные программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировок, модульных курсов в контексте разработки проблемы развития профессиональной этики педагогических работников, но данные изменения касаются всех образовательных программ;

- повышение практико-ориентированности лекционных, семинарских и практических занятий, так как обсуждение должно строиться на конкретном фактологическом материале. Предметом обсуждения должен и может стать этический образ учителя как ответственного за передачу духовных ценностей в условиях межкультурного взаимодействия;

- модификация образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировок, модульных курсов с учетом ценностно-смыслового содержания в контексте разработки проблемы развития профессиональной этики педагогических работников;

- обязательное присутствие междисципли-нарности, интерактивности, использование upskilling (процесс овладения одним лицом рядом компетенций, которыми ранее владели несколько специалистов).

Таким образом, формирование и развитие профессиональной этики можно рассматривать как актуальную задачу профессиональной деятельности, в том числе дополнительного профессионального образования, от решения которой зависит успешность реализации государственной политики в сфере образования.

Библиографический список:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/onHne/base/?req=doc;base=law;n=82 134 (дата обращения: 26.10.15).

2. Аванесов В. С. Проблема модернизации образования : доклад на XI Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» / В. С. Аване-сов. - М. : ИНИОН РАН, 16-17 декабря 2010.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-

дерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr.ru (дата обращения: 06.11.15).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 15.01.2015).

5. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. - М. : Эгвес, 2010. - 208 с.

6. Ситник А. П. Профессиональная культура учителя и ее развитие в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» : учебное пособие. - М : АПК и ППРО, 2007.

7. Ильясов Д. Ф. Проектирование содержания дополнительного профессионально-педагогического образования на основе принципа философской антропологии / Д. Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2009. - № 1. - С. 64-71.

8. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 39-50.

9. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Советская энциклопедия, 1989. -С.1581.

10. Немов Р. С. Психологический словарь. -М. : ВЛАДОС, 2007. - С. 497.

11. Росенко М. Н. Основы этических знаний. - СПб. : Лань, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Педагогический словарь : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведения / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2007 - С. 218.

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.02.2014 № 09-148 «Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогических работников» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

минобрнауки.рф/документы/4517/файл/3439/ (дата обращения: 15.01.2015).

References:

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008g. N 1662-r [Conception of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation till 2020: the Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-r]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=law;n=82134 [data obrash-cheniya: 26.10.15].

2. Avanesov V. S. Problema modernizatsii ob-razovaniya : doklad na XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Modernizatsiya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya " [The Problem of Education Modernization: Report on the XI International Scientific Conference "Modernization of Russia: Key Issues and Solutions"], M., 16-17 de-kabrya 2010.

3. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. [Electronic resource]. Access mode: www.minobr.ru [Accessed: 06.11.15].

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 18 dekabrya 2013g. N544-n "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 18, 2013 No. 544-n "About the Approval of the Professional Standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Educator, the Teacher)"]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/ (дата обращения: 15.01.2015).

5. Novikov A. M. Osnovaniya pedagogiki : po-sobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley

[Foundations of Pedagogy: Study Guide for Authors of Textbooks and Teachers], M., 2010.

6. Sitnik A. P. Professional'naya kul'tura uchi-telya i ee razvitie v protsesse realizatsii prioritet-nogo natsional'nogo proekta "Obrazovanie" : Uchebnoe posobie [Professional Culture of the Teacher and its Development in the Process of Implementing the Priority National Project "Education": Study Guide], M., 2007.

7. Il'yasov D. F. Designing the content of Additional Professional Pedagogical Education on the Basis of Philosophical anthropology [Proektirova-nie soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove print-sipa filosofskoy antropologii]. Nauchnoe obespe-chenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2009, № 1, pp. 64-71.

8. Il'yasov D. F., Il'yasova O. A. Knowledge about the Pedagogical Theories and Approaches to their Design [Razvitie predstavleniy o pedagogi-cheskikh teoriyakh i podkhodakh k ikh proektiro-vaniyu]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, № 1, pp. 39-50.

9. Prokhorov A. M. Sovetskiy entsiklopedi-cheskiy slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary], M., 1989, p. 1581.

10. Nemov R. S. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological dictionary], M., 2007, p. 497.

11. Rosenko M. N. Osnovy eticheskikh znaniy [Basics of Ethical Knowledge], SPb., 1998.

12. Zagvyazinskiy V. I., Zakirova A. F. Pedagogicheskiy slovar': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniya [Pedagogical Dictionary: Textbook for University Students], M., 2007, p. 218.

13. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 06.02.2014 N 09-148 "Rekomendatsii po organizatsii meropriyatiy, na-pravlennykh na razrabotku, prinyatie i primenenie Kodeksa professional'noy etiki pedagogicheskikh rabotnikov" [Letter from Ministry of Education and Science of 06.02.2014 N 09-148 "Recommendation on Organization Activities, Aimed at Developing, Adopting and Implementing the Code of Teachers' Professional Ethics"]. [Electronic resource]. Access mode: http://minobrnauki.rf/doku-menty/4517/fayl/3439//

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.