ляются индивидуальные исследования по теме, предмету, групповые телекоммуникационные исследования. Науч-
но-исследовательская работа позволяет ученикам более осознанно определиться с выбором профессии.
Психологическое сопровождение процесса профилиза-ции в рамках предлагаемой методики есть необходимое условие ее эффективности. Задачами, позволяющими решать вопросы профессиональной работы, являются:
• углубленное психолого-педагогическое изучение ученика;
• отслеживание развития основных психических свойств;
• разработка и осуществление индивидуальных развивающих программ, обеспечивающих развитие общих и специальных способностей каждого ребенка;
• формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в воспитательной работе по различным направлениям, в том числе и в профориентационной работе. С этой целью целесообразно организовать постоянно действующий семинар “Психологическая компонента процесса профилизации в педагогическом процессе”.
Библиографический список
Следует обратить особое внимание на научнометодическое обеспечение профессионального развития педагогов (воспитателей, преподавателей, руководителей кружков, педагогов дополнительного образования). Профессиональный уровень педагогов является гарантией качества содержания образовательного процесса, в том числе и профориентационной его составной.
Результатом всей этой работы служат новые образования, которые являются показателем содержания профориентационной работы: осмысленная жизненная позиция, сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.
Отличительной особенностью авторской методики от уже существующих в психолого-педагогической практике является то, что, она предусматривает прогнозируемые результаты, которые получают на основе компонентов процесса профессионального самоопределения.
Таким образом, исследование вопросов профессионального саморазвития личности - реальная проблема современного образования, а индивидуально-личностный подход к ее решению позволяет получить позитивные результаты.
1. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М.: Юркнига, 2007.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Гурьев, А.И. Профильное обучение. Теоретический аспект: монография. - Горно-Алтайск: Изд-во «Сибстар», 2009.
4. Гурьев, А.И. Профильное обучение в современной школе: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - Горно-Алтайск:
Изд-во «Сибстар», 2008.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. - М., 2003.
Статья поступила в редакцию 23.03.10
УДК 374
П.И. Костенок, д-р. пед. наук, проф., проректор ЧелИРПО, А.Н. Кузнецов, преподаватель ЧГАКИ, г. Челябинск; Е-mail: kp1967@ mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕКТИВА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье раскрывается авторское видение проблемы определения сущности и содержания профессиональной деятельности руководителя коллектива народной художественной культуры (НХК); дается толкование понятий «деятельность», «профессиональная деятельность», «компетентность»; выделяются и обосновываются особенности, виды и аспекты рассмотрения профессиональной деятельности соответствующих специалистов; актуализируется значимость развития социокультурной компетентности будущих руководителей коллективов НХК в учреждениях профессионального образования.
Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность, компетент-ность как условие и результат деятельности, особенности, виды и аспекты рассмотрения профессиональной деятельности руководителя коллектива народной художественной культуры, социокультурная компетентность.
Рассмотрение профессиональной подготовки специалистов в учреждении высшего или среднего профессионального образования невозможно без анализа и проектирования их будущей профессиональной деятельности. Не является исключением и проблема развития социокультурной компент-ности будущих руководителей коллективов народной художественной культуры (НХК), решением которой мы занимаемся в рамках опытно-поисковой работы с 2007 года. Сразу оговоримся, что приводимые в настоящей статье суждения и выводы излагаются с социокультурно-педагогических позиций, при этом:
- во-первых, принимается во внимание содержательная специфика рассматриваемой проблемы;
- во-вторых, педагогика и образование интерпретируются как составляющие социокультуры, а педагогический аспект понимается как уточняющий, конкретизирующий по отношению к аспекту социокультурному.
Категория «деятельность» рассматривается в различных науках, при этом ее понимание многоаспектно и разнопланово. Так, в философском плане под деятельностью подразумевается специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, предполагающая изменение и преобразование последнего, а также обязательную активность человека.
В социально-педагогических источниках говорится об «особом виде социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [1, с. 10].
Из воззрений психологов наиболее ценными для нашего исследования оказываются указания на системный характер деятельности, ее предметную направленность и опять же активность.
Структура человеческой деятельности связана, в первую очередь, с ее целью, обусловлена потребностями, мотивами, способами и результатом деятельности. Резуль-татом деятельности является ее продукт, связанный с реализацией планов. Деятельность носит процессуальный характер. И с этой позиции большинство авторов выде-ляют следующие этапы деятельности: постановка цели, мотивация и планирование деятельности; осуществление деятельности; проверка, оценка результатов деятельности и ее дальнейшая корректировка. Мы подчеркиваем важность этапа дальнейшей корректировки деятельности, связанный с проявлениями последствий ее реализации как для ее субъекта, так и для социума в целом.
Профессиональная деятельность стала предметом исследования педагогических работ М.В. Асаиновой,
С.Я. Батышева, В.А. Беликова, Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера и др. Обобщая мнения исследователей можно констатировать, что профессиональная деятельность:
- вплотную связана с достижением профессионально ориентированных целей и решением профессиональных задач;
- всегда имеет определенную социальную значимость, выраженную в создании какого-либо материального или идеального продукта;
- реализуется посредством применения профессиональных знаний, умений и навыков (в свете компетентностного подхода - компетенций и компетентности), а потому требует для ее успешной реализации специального обучения;
- способствует самоактуализации и саморазвитию личности, достижению человеком определенного социального статуса.
Из вышесказанного мы видим, что включенность в профессиональную деятельность, является важнейшим фактором развития личности. А это значит, что среди прочих видов человеческой деятельности, выделяемых исследователями (труд, общение, познание, игра, учение), профессиональная деятельность занимает особое место, так как этот процесс всегда носит социально обусловленный характер и образует основную форму активности субъекта. «В процессе профессиональной деятельности человек вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности. При положительной мотивации субъекта целостный процесс профессиональной деятельности обусловли-вает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека» [2].
Нельзя не акцентировать внимание и на том, что компетентность (в нашем случае - профессиональная) рассматривается в научных источниках не только как условие профессиональной деятельности, но и как ее результат. Соответственно она, с одной стороны, - формируется в ходе профессионального обучения, а с другой, - совершенствуется и оттачивается непосредственно в процессе самой профессиональной деятельности.
Компетентность в профессиональной деятельности
- это:
- готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
- умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха;
- способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;
- способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь [3].
Выделяя различные виды профессиональной деятельности, различные авторы (В.А. Беликов, М.Е. Дуранов, Н.В. Кузьмина, Т.С. Полякова и др.) говорят о проектировочной, диагностической, организационно-методической, творческой, коммуникативной и др. ее видах. Кроме того, совокупность указанных видов деятельности может быть дополнена, исходя из специфики той или иной профессии. При этом мы считаем оправданным и логичным в качестве основных видов (компонентов) профессиональной деятельности руководителей коллективов НХК рассматривать творческую, педагогическую и управленческую деятельности.
Под творческой деятельностью Б.М. Теплов понимает «деятельность, дающую новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения...» [4]. Как видно из определения, творческая деятельность определяется общественной значимостью произведенного творческого продукта. Этому требованию вполне соответствует профессиональная деятельность исследуемой категории специалистов, которая по своей сути является социокультурной, осуществляемой во взаимодействии с обществом, направленной
на сохранение, преумножение и передачу культурных ценностей.
Педагогический компонент профессиональной деятельности реализуется посредством обучения членов творческого коллектива (коллектива НХК) как специальным знаниям, умениям и навыкам, связанным с ее содержанием (музыкальным, хореографическим), так и знаниям, умениям и навыкам, связанным с общением внутри и вне коллектива, учетом и развитием общего мировоззрения, воспитанием моральных качеств и т.д. В данном случае следует утверждать о необходимости развития у руководителя (и саморазвития) педагогических способностей (коммуникативных, перцептивных, динамизма личности, креативности, способности к оптимистическому прогнозированию и др.).
Управленческий компонент профессиональной деятельности руководителя коллектива НХК следует рассматривать в контексте законов менеджмента, принимая во внимание, что последний:
- во-первых, понимается как управление социальными системами;
- во-вторых, нацелен на получение конкретного положительного результата;
- в-третьих, имеет отраслевую принадлежность [5 и др.].
Наряду с существованием таких направлений как: социокультурной менеджмент, менеджмент в образовании, менеджмент социально-культурной деятельности, менеджмент в культуре, арт-менеджмент, существует и менеджмент в сфере культуры и искусства. Он существует как междисциплинарная область научного знания.
Учитывая педагогическую специфику нашего исследования, важным для нас является то, что в современных условиях менеджмент выступает как процесс планирования и управления подготовкой профессионально компетентного специалиста и продвижения этого специалиста в сферу социального потребления. В данном случае в педагогике обнаруживается и социокультурная функция менеджмента.
Таким образом, под профессиональной деятельностью руководителей коллективов НХК мы понимаем специфическую социально обусловленную и социально значимую деятельность, связанную с организацией коллективной творческой деятельности и включающую управленческий, творческий и педагогический компоненты.
Содержание отмеченной профессиональной деятельности возможно рассматривать как с процессуальной, так и с результативной точек зрения. Кроме того, продуктивным является его анализ (в контексте каждого из видов (компонентов) профессиональной деятельности) в трех аспектах: профессионально-деятельност-ном, личностно-деятельностном и социально-деятельностном.
Профессионально-деятельностный аспект отражает, прежде всего, процессуальные особенности осуществления профессиональной деятельности, целью которой является высокий уровень реализации профессиональных задач.
Данный аспект предполагает выделение компонентов, отражающих единство ос-новных профессиональных функций, соотносящихся с соответствующими видами деятельности:
- профессионально-творческий;
- профессионально-педагогический;
- профессионально-управленческий.
Профессионально-творческий компонент связан с процессом реализации цели профессиональной деятельности -«творческим продуктом». Отражает процесс осуществления творческой деятельности и творческого поиска.
Профессионально-педагогический компонент является характеристикой профессии, указывающей на ее педагогическую сущность, направленность на выполнение важнейших функций по осуществлению воспитания, обучения, развития личности, нацеленность на помощь участникам коллективной деятельности в самореализации и социальной адаптации.
Профессионально-управленческий компонент выявляет особенности деятельности по согласованию и распределению совместных действий усилий участников коллектива. Показывает готовность к осуществлению управленческой деятельно-
сти в ходе профессиональной деятельности. Он связан с организацией коллективной творческой деятельности и осуществлением организационного взаимодействия с внешней средой. Отражает процессы прогнозирования, организации, мотивации, контроля, управления коллективом, оптимизации в принятии управленческих решений. Заключается в обеспечении эффективного управления коллективом, соответствующими процессами.
Личностно-деятельностный аспект предполагает анализ профессиональной деятельности в контексте личностных особенностей субъекта. К компонентам данного аспекта мы относим:
- креативный;
- самообразовательный;
- рефлексвно-управленческий.
Креативный компонент отражает особенности осуществления творческой деятельности на психическом уровне. Зачастую данный вид деятельности соотносят с наличием творческих способностей, со способностью к созданию чего-либо нового не только непосредственно в профессиональной деятельности, но и в ходе жизнедеятельности.
Самообразовательный компонент опосредован самообразовательной деятельностью личности, выраженной в проявлении волевых усилий, высокой степени сознательности и организованности человека, принятии на себя внутренней ответственности за свое саморазвитие. Данная деятельность, ставшая особенностью личности, отражает потребности в постоянном профессиональном саморазвитии. Применительно к нашей работе, деятельность в рамках данного компонента заключается в постоянном поиске новых путей повышения уровня развития социокультурной компетентности.
Рефлексивно-управленческий компонент связан с осуществлением рефлексивной деятельности в ходе управленческой работы. Данный вид деятельности базируется, во-первых, на механизмах самопознания, самооценки и самокоррекции, во-вторых, - на способности к анализу деятельности других и на этой основе выработки собственной точки зрения.
Социально-деятельностный аспект предполагает ориентацию на социально значимые цели профессиональной деятельности, и предполагает выделение следующих компонентов профессиональной деятельности руководителей коллективов НХК:
- художественно-творческого;
- просветительского;
- социально-проектировочного.
Художественно-творческий компонент связан с практической реализацией результатов профессиональной деятельности, с работой по сохранению и развитию культурных цен-
Библиографический список
ностей, и донесении данных ценностей до социума. Реализуется непосредственно в ходе концертно-творческой работы.
Просветительский компонент обусловлен деятельностью по распространению знаний, культурных ценностей в ходе художественно-творческой и педагогической деятельности, осуществляемой в целях повышения культурного и образовательного уровня населения и всестороннего развития личности как важного фактора социального и культурного развития общества.
Социально-проектировочный компонент связан с осуществлением проектной дея-тельности в социокультурной сфере. Данный вид деятельности характеризуется со-циальной значимостью; результативностью в создании реального «творческого продукта», имеющего практическое значение для общества; взаимодействием с культурными ценностями, через которое осуществляется приобщение к культуре.
Анализ профессиональной деятельности руководителя коллектива НХК с социокультурно-педагогических позиций, с одной стороны, акцентирует внимание исследователя на ее социокультурной сущности, а с другой, - актуализирует проблему профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля в сфере профессионального образования.
Учитывая сказанное, логичным является тезис о том, что эффективность рассматриваемой профессиональной деятельности специалистов определяется уровнем развития у них социокультурной компетентности. При этом в соответствии с приводимой ранее структурой профессиональной деятельности в число компетенций руководителя коллектива НХК следует включить профессионально значимые (базовые или ключевые), личностно значимые (общекультурные) и социально значимые (социальные) компетенции творческого, педагогического и управленческого характера.
К педагогическим условиям развития социокультурной компетентности мы относим:
- формирование у будущих руководителей коллективов НХК установки на развитие социокультурной компетентности;
- реализацию социокультурного аспекта профессиогра-фического принципа в организации учебной и внеучебной работы в процессе профессиональной подготовки будущих руководителей в вузах культуры и искусств;
- поликультурный подход в определении содержания социально-культурной дея-тельности студентов, реализуемой как в учебной, так и во внеучебной работе.
В настоящее время нами осуществляется проверка указанных педагогических условий в рамках опытно-поисковой работы, проводимой на музыкально-педагогичес-ком факультете Челябинской государственной академии культуры и искусств.
1 Баскаков, А.М. Педагогика: учеб. пособие / А.М. Баскаков. - Челябинск: ЧГАКИ, 2007.
2. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
3. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности [Электронный ресурс] / Е.Е. Вахромов. - Режим доступа: http://hpsv.ru/Dublic/x1509.htm (15.04.2009).
4. Теплов, Б.М. Творческая деятельность [Электронный ресурс] / Б.М. Теплов. - Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru/teplov73.html (23.12.2009)
5. Новаторов, В.Е. Менеджер культуры / В.Е. Новаторов. - Омск: ОмГМА, 2007.
Статья поступила в редакцию 23.03.10
УДК 371.1
В.В. Завражнов, ассистент АГПИ им. А.П. Гайдара;
Т. Т. Щелина, д-р пед. наук, проф. АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: arz65@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлены материалы теоретико-прикладного исследования, раскрывающего особенности профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов, возможности психолого-педагогического обеспечения его в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, духовно-ценностная ориентация, ценностносмысловая сфера, психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов.